12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кудряшова Ирина67
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №593 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока по теме

«Путь к мудрости: история шахматной игры».

Сведения об авторах:

Ф.И.О. автора: Кудряшова Ирина Юрьевна

Должность: учитель истории

Ф.И.О. автора: Урюпина Марина Анатольевна

Должность: учитель начальных классов

Санкт-Петербург

2018

I. Пояснительная записка

Предлагаемая методическая разработка урока по теме ««Путь к мудрости: история шахматной игры» разработана в рамках реализации программы внеурочной деятельности в начальной школе (модуль «Юные гроссмейстеры»).

Урок соответствует требованиями ФГОС, учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся. В основе проектирования урока - деятельностный подход. На уроке обучающиеся достигают знаний самостоятельно в процессе работы с отрывками из стихотворений, легенд, при выполнении игровых заданий, в ходе коллективной работы. Урок направлен на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучающимися; формированию у них универсальных учебных действий.

Особенностью данной методической разработки является то, что она может быть использована не только при организации внеурочных деятельности в начальной школе, но и на более высоком уровне. Фрагментарно - на уроках истории, мировой художественной культуры, искусства, физической культуры, а также в качестве полноценного элемента внеклассного мероприятия в средней и старшей школе.

Тема: «Путь к мудрости: история шахматной игры».

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цели урока: Способствовать формированию и закреплению у обучающихся первичных представлений об истории шахматной игры, пониманию полезности для личности и общества умения играть в шахматы.

Личностно значимая проблема: Какую пользу может принести для себя и общества умение играть в шахматы?

Общие методические принципы организации обучающей деятельности на уроке:

- принцип развивающей деятельности;

-принцип активной включенности каждого ребенка в действие;

- принцип доступности и последовательности изложения изучаемого материала.

Дидактические принципы организации обучающей деятельности на уроке:

- принцип психологической комфортности;

- принцип вариативности обучающей деятельности;

- принцип творчества.

Планируемые результаты:

- личностные: осознание полезности умения играть в шахматы; формирование сознательного стремление к здоровому образу жизни, интеллектуальное и эстетическое совершенствование;

-предметные: знать историю становления шахматной игры, происхождение названия и внешний вид шахматных фигур;

УУД:

познавательные: способность к освоению знаний, способность анализировать ошибки, уметь осуществлять поиск информации, решение познавательных задач;

коммуникативные: уметь работать в паре, малой группе; вести диалог, готовность к сотрудничеству и коммуникации, уважительное отношение к «сопернику» по игре.

регулятивные: работать по предложенному учителем плану, осуществлять рефлексию своих действий, способность к самоорганизации, рассуждать логически, анализировать ошибки;

информационно-интеллектуальная компетентность: овладение технологиями поиска и отбора информации с помощью Интернет-ресурсов, развитие навыков работы в Office Word – 2010.

Метапредметные связи:

Рассматриваемый материал актуализирует знания обучающихся по литературе, математике, окружающему миру, географии, рисованию и другим предметам.

Организационное пространство:

Компьютер, интерактивная доска и(или) видеопроектор, звуковые колонки. Раздаточный материал. Видеосюжеты. Географическая карта «Евразия». Настольные шахматы. Авторская презентация к уроку.

Аннотация к презентации: презентация подготовлена в программе Рower Point. Презентация представляет собой систематизированный комплект слайдов, сопровождающих работу на уроке. Является дополнительным средством обучения и наглядности, которое позволяет качественно организовать деятельность, взаимоконтроль, самоконтроль обучающихся.

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов обучающихся: самопроверка, взаимопроверка в ходе групповой работы, фронтальный опрос, проверка индивидуального опережающего задания, представление результатов деятельности по решению поставленных перед обучающимися задач, визуальный контроль.

Формы организации работы: дидактические игры и задания, игровые упражнения. На уроке используется загадки, стихи, легенды о шахматах, фронтальная беседа, решение познавательных задач, работа с текстовым документом; работа с географической картой.

Используемые педагогические технологии: элементы технологии развития критического мышления, здоровьесберегающие, технологии разноуровнего обучения, компьютерные технологии, технологии деятельностного обучение, игровая технология.

Ход урока

I. Организационный этап.

Цель:

1.Подготовить обучающихся к успешной учебной деятельности на уроке.

2.Создать соответствующую «рабочую» атмосферу в классе.

3. Способствовать развитию навыков самоорганизации обучающихся.

Продолжительность: 2 мин.

Форма и содержание работы:

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Средства

обучения

Формы

контроля

Приветствует детей.

Проверяет и отмечает отсутствующих на уроке обучающихся.

Проверяет наличие у обучающихся необходимых средств обучения (тетради, письменные принадлежности, раздаточный материал и пр.).

Дает краткий комментарий к предстоящей работе - за лучшие ответы и активное участие в работе на уроке обучающий будет получать поощрительный приз - изображение шахматной фигурки. Акцентирует внимание, что в конце урока, применяя полученные на уроке знания, дети не только узнают название и историю каждой из этих фигурок, но и смогут правильно расставить фигурки на специальной (шахматной) доске (слайд презентации № 1)

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

Тетради, письменные принадлежности.

(слайд презентации № 1)

Визуальный

контроль со стороны учителя; самоконтроль обучающихся.

II. Мотивационно-целевой этап.

Цель:

Актуализировать знания.

Подвести обучающихся к самостоятельному определению проблемы и значимости ее решения для общества и лично для обучающегося.

Повысить мотивацию обучающихся к учебно-познавательной и игровой деятельности на уроке через действия вместе с другими обучающимися или для других; ощущение привлекательности деятельности в паре, группе; удивление от познания нового и др.

Продолжительность: 8 минут.

Форма и содержание работы:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Средства

обучения

Формы

контроля

Организует просмотр, обсуждение сюжетов из мультфильмов. Проводит обобщение по вопросу -что общего между этими отрывками?

Инициирует беседу с обучающимися по вопросам:

- какие еще формы устного народного творчества вы знаете?

3.Объясняет обучающимся содержание предстоящей деятельности - познакомиться с содержанием легенды (раздаточный материал) и ответить на вопрос (о чем эта легенда?); обсудить с одноклассниками, что может объединять сюжеты.

Предлагает «подсказку»-

предоставляет слово обучающемуся, выполнившему опережающее задание.

Организует проверку работы и раздает «поощрительные фигурки» активно работающим обучающимся.

Просмотр видеосюжетов. Отвечают на вопрос учителя. (Предполагаемый ответ обучающегося (далее-поо) - это сказки, события которых происходят в Индии. Автор Р. Киплинг.

Поо – былины, предания, легенды.

Обучающиеся выразительно читают вслух текст легенды о происхождении шахмат.

Обучающиеся обсуждают и представляют ответ своей мини-группы на поставленный вопрос.

Обучающийся рассказывает наизусть стихотворение-загадку (опережающее домашнее задание):

«Король с королевою
Без корон,
Ладья без весел,
Без хобота слон,
Конь без копыт, седла
И уздечки,
А рядовые — не человечки.
Белые латы, чёрные латы.
Что за солдаты?»

Поо - речь везде идет о шахматах. Общее – шахматы. Выдвигают гипотезу - возможно шахматы были изобретены в Индии.

Видеосюжеты из мультфильмов «Рики-Тики-Тави» и «Мауги».

Раздаточный материал: легенда о происхождении

шахмат. [9].

Визуальный контроль со стороны учителя.

Опрос в ходе инициированной учителем беседы. Участие обучающихся в учебной ситуации.

Взаимоконтроль и самоконтроль.

Выразительное чтение

Обсуждение и представление результатов работы в мини-группе.

Выполнение индивидуального опережающего домашнего задания.

Беседа, выдвижение и обоснование гипотезы.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Средства

обучения

Формы

контроля

III.Проектировочный.

Цель этапа: Самостоятельно сформулировать и обосновать тему урока, выстроить алгоритм работы.

Продолжительность: 5 минуты.

Форма и содержание работы:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Средства

обучения

Формы

контроля

Подводит обучающихся к самостоятельному определению темы урока и формулировке личностно значимой проблемы.

Организует обсуждение, в ходе которого обучающиеся сами определяют круг вопросов, ответы на которые они хотят получить в итоге своей деятельности на уроке.


 

Подводит детей к определению личностнозначимой проблемы.

В ходе коллективного обсуждения самостоятельно формулируют тему урока. Высказывают свои предположения.

Предлагают свои варианты вопросов, ответы на которые они хотят получить в итоге своей деятельности на уроке.

Поо - когда, кем были созданы шахматы, в какой стране это произошло и др.

Определяют в ходе обсуждения проблему - в чем польза от игры в шахматы?

Доска, тетради. Слайд презентации.

Самоконтроль и взаимоконтроль.

Беседа, коллективное обсуждение.

IV.Операционно-деятельностный.

Цель этапа: непосредственное решение обучающимися познавательных, развивающих и воспитательных задач, поставленных на уроке; реализация проектной деятельности.

Продолжительность: 20 минут

Форма и содержание работы:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Средства

обучения

Формы

контроля

Проводит физкультминутку для обучающихся.

Организует работу с географической картой.

Рассказ учителя об истории шахматной игры. Записывает на доске новые понятия:«шахматы»,"чатуранга"

Организует работу с «лентой времени» и счетом лет в истории.

Организует самостоятельную работу обучающихся по определению названия и внешнего вида фигур.

Организует игровой момент «Что в пакете» (соревнование представителей от символических групп-рядов).

Организует творческий момент-предлагает самостоятельно создать из пластилина свою шахматную фигурку.

Подводит итог выполнения задания, вручает «поощрительные призы».

Активно участвуют в физкультминутке.

Определяют части света, на карте местоположение Индии - родины шахматной игры, прокладывают «маршрут путешествия» (прямая линия от Санкт-Петербурга).

Внимательно слушают рассказ учителя и записывают новые понятия: «шахматы» (с персидского - "шах умер");"чатуранга".

Наносят на ленту времени дату- 6 век н.э. Один обучающийся по желанию выполняет задание у доски. Считают

сколько лет назад появились шахматы.

Обучающиеся по желанию выходят к доске и получают карточки с описанием фигуры, читают вслух описание и самостоятельно определяют о какой фигуре идет речь. Класс помогает и в ходе обсуждения приходит к правильному выводу.

Обучающиеся по желанию участвуют в игре - в закрытом пакете лежат шахматные фигурки. Дети по очереди пытаются на ощупь определить попавшую им фигуру. Дают объяснение.

Обучающиеся выполняют творческое задание.

Музыкальное сопровождение физкультминутки (по выбору учителя).

Географическая карта.

Тетрадь, доска.

Доска, схема: лента времени.

0 6 2017

Слайд с изображением подписанных шахматных фигур.

Закрытый пакет с шахматными фигурами большого размера.

Доска для работы с пластилином, пластилин.

Визуальный контроль со стороны учителя.

Беседа, работа с картой.

Визуальный

Проверка правильности выполнения в малой группе.

Решение математической задачи.

Самоконтроль и взаимоконтроль.

Визуальный. Групповая.

Визуальный контроль деятельности.

V. Контрольно-оценочный (рефлексивный) этап.

Цель этапа: Закрепление полученных на уроке знаний и умений. Самоанализ деятельности и достигнутых результатов, решение личностно-значимой проблемы.

Продолжительность:10 минут

Форма и содержание работы:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Средства

обучения

Формы

контроля

Организует проверку полученных знаний в форме решения загадок о шахматах.

Предлагает обучающимся разместить на игровой доске шахматные фигуры, полученные в виде поощрительных призеров за работу на уроке с помощью текста стихотворения (приложение №1)

Учитель приводит цитаты великих людей о шахматах и подводит детей в ходе обсуждения к беседе о личностно значимой проблеме, сформулированной в начале урока.

- В.Гёте: «Шахматы – пробный камень ума»;

- Т. Петросян: «По форме шахматы - это игра, по содержанию- искусство, а по трудности овладения игрой шахматы, несомненно, являются наукой».

- А.Алехин:«Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия».

Организация рефлексии по вопросам.

Выставление оценок за работу на уроке

Организует работу по постановке домашнего задания.

Отвечают на вопросы, отгадывают загадки.

Участвуют в игровом моменте и располагают шахматные фигуры на доске. Находят в тексте стихотворения – указания-подсказки. В ходе коллективной коррекционной работы определяют правильность расположения фигур.

Участвует в обсуждении высказываний, вырабатывают свою позицию по проблеме. Поо - это спортивная игра, в ходе которой участники соревнуются в смекалке, находчивости, в быстроте ума, она способствует развитию мышления, памяти и т.д.

Обучающиеся отвечают на вопросы о том, что им понравилось на уроке, что было трудным, что нового они узнали, как они оценивают свою работу на уроке.

Сами определяют, что им необходимо сделать дома для закрепления :повторить изученный на уроке материал, найти и подготовить рассказ об интересных фактах из истории шахмат.

Загадки о шахматах [8].

Изображение шахматной доски на слайде презентации

Участие в игровом моменте.

Коллективное обсуждение правильности выполнения работы.

Беседа

Самоконтроль

Использованная литература:

Авербах Ю. А. Шахматный самоучитель: учеб. Пособие /Ю.А. Авербах.– М.: Просвещение, 2004.– 64 с.

Винокурова, Я.Г. Знакомьтесь – шахматы: учеб. Пособие /Я.Г. М. Владимиров. – Просвещение, 2003.– 82 с.

Дамский Я.В. Искусство шахмат. По законам красоты. –М.,РИПОЛ КЛАССИК,2005.

Максаков А.И. Учите играя/ [Текст ]: учеб. Пособие,- М.– : Просвещение, 2003.– 84

Интернет-ресурсы:

"Занимательная история шахматных фигур" / http://primery.ru/chess-club/item/1073-shahmatnye-figury.html.

Интересные факты о шахматах /http://muzey-factov.ru/tag/chess.

Старинная игра Чатуранга /http://chessdeti.ru/articles/igry.html.

Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет. /http://chess555.narod.ru/volsh1.htm.

Удивительный мир волшебных фигур /http://www.chessarena.ru.

Шахматные фигуры. Википедия /http://ru.wikipedia.org/wiki/Шахматная_фигура.

Виктория Касьянова. Шахматы /http://www.stihi.ru/2014/01/25/6784.

Копилка уроков. Шахматный альбом. / https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/shakhmatnyialbom

Л. Гаркавая. Шахматы: история возникновения и развития игры. http://fb.ru/article/345965/shahmatyi-istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-igryi

Опубликовано


Комментарии (1)

Легоцкая Вера Сергеевна, 26.03.18 в 09:13 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень интересно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.