12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Соловьева Яна Сергеевна312
Учитель русского языка и литературы
Россия, Брянская обл., Брянск

Соловьева Яна Сергеевна. Методическая разработка урока «Профилактика девиантного поведения в средней и старшей школе: роман Г. Клима «Солнце сквозь пальцы» 

Методическая разработка направлена на изучение современной зарубежной литературы, анализ проблем, волнующих современных подростков всего мира, особенно на непонимание поколений друг другом и, как следствие, подростковый бунт с хулиганством, побегом из дома и другими формами протестов.


Введение

Девиантное поведение подростков – проблема, касающаяся большинство семей. Психологи пытаются разобраться в причинах такого поведения, создают родителям памятки с указанием их действий. Родители в свою очередь также хотят помочь своим детям преодолеть сложный жизненный этап. К сожалению, это происходит не всегда так, как хочется.

С проблемой этой сталкиваются многие семьи не только в России, но и за рубежом. Опыт европейских стран можно использовать и в профилактике девиантного поведения российских школьников, например, через изучение на уроках литературы европейских произведений, в которых главный герой – подросток, только начинающий свой жизненный путь и сталкивающийся с такими же проблемами, как и любой другой молодой человек переходного возраста. Поэтому разработка такого урока будет актуальна для многих учащихся и преподавателей.

Цель методической разработки – создание плана занятия по изучению произведения Г. Клима «Солнце сквозь пальцы».

Задачи работы:

Отбор фрагментов текста для анализа;

Сопоставление характеристик главного героя;

Создание этапов работы, имеющих практическую ценность для учащихся.

Основная идея: показать учащимся, что они не одиноки, что многие подростки во всём мире сталкиваются с непониманием взрослых, показать, как с этой проблемой справляются в Европейских странах и утвердить учеников в мысли, что не нужно проявлять себя грубо, чтобы привлечь к себе внимание.

Новизна методической разработки заключается в том, что современная литература практически не представлена в плане занятий учащихся, тем менее места отводится на изучение зарубежной литературы. Разработанный план урока позволяет не только обсудить нравственные вопросы поведения, социализации учащихся, но и познакомить их с материалами современной мировой литературы для подростков.

Разработка урока литературы в 10-11 классе по теме «Роман Г. Клима «Солнце сквозь пальцы»: особенности школьной воспитательной системы Италии».


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап 1. Постановка целей урока.

Приветственное слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Необычно оно тем, что мы будем знакомиться с литературой зарубежной, а именно Итальянской. Кто-нибудь из Вас знает итальянских писателей? (Предполагаемые ответы: Шекспир). Конечно. Но только говорить мы будем о писателе современном, имя которого вы, скорее всего, не слышали. Это – Габриеле Клима. Он автор многих произведений, но всегда в них он поднимает важные вопросы: пишет о людях с ограниченными возможностями здоровья. Наверняка, немного вы читали об этом произведений, эта тема несколько табуирована в нашем обществе. Тем более поговорить о ней нам нужно. Итак, что вы ожидаете от его романа «Солнце сквозь пальцы?» (Предполагаемые ответы учеников: что расскажут о подростке-инвалиде, что расскажут об интернате, что расскажут об унижениях, которыми, возможно, наполнена жизнь героя). Конечно, немного об этом будет. Но давайте перейдем к чтению первого фрагмента текста и узнаем, кто же является главным героем романа.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

Каких итальянских авторов они знают;

О чём по их мнению будет роман.

Этап 2. Чтение и обсуждение первого эпизода.

Учитель: демонстрирует на электронной доске текст главы 1. Учащиеся читают вслух по предложению. Учитель задаёт вопросы: так кто же является главным героем произведения? (Дарио, ученик школы). Почему Дарио оказался у директора? (Он хулиган, его поступки мешают учебному процессу). Какие качества характера проявляются у Дарио? (Упёртость, одиночество, мрачность, беспечность, грубость. Учитель записывает эти качества на одной стороне доски. В финале урока с другой стороны появятся качества, которые скрывались внутри героя). Какое наказание ожидает Дарио? (Волонтёрская работа с учеником с ограниченными возможностями здоровья). Как вы считаете, это заслуженная мера? Возможна ли такая система организации помощи в России, в нашей школе? Учитель слушает ответы учащихся

Учащиеся читают вслух продемонстрированные учителем главы по предложениям, далее рассуждают вместе с учителем о вопросах:

Кто является главным героем произведения?

Почему Дарио оказался у директора?

Какие качества характера проявляются у Дарио?

Какое наказание ожидает Дарио?

Как вы считаете, это заслуженная мера?

Возможна ли такая система организации помощи в России, в нашей школе?

Этап 3. Чтение и анализ главы 16 (фрагмент).

Учитель выбирает троих учащихся для чтения главы 16 (фрагмент) по ролям. Учащиеся читают и узнают о том, как меняется отношение Дарио к Энди. Учитель задаёт вопрос: что подействовало на восприятие Дарио? Почему он начал по-новому относиться к Энди? Что изменилось в Дарио? (Предполагаемые ответы: Возможно, он увидел, как беззащитен человек, как можно дружить, не требуя ничего взамен, как хрупки люди и как легко можно причинить им боль. Стал более наблюдательным)

Трое учащихся читают фрагмент текста, остальные слушают. Далее учащиеся отвечают на вопросы учителя:

что подействовало на восприятие Дарио?

Почему он начал по-новому относиться к Энди?

Что изменилось в Дарио?

Этап 4. Чтение главы 35 (финал). Подведение итогов.

Учитель читает финальный монолог Дарио о принятии себя. Учитель вместе с учениками записывает качества, которые оказались у Дарио на самом деле (любовь, нежность, забота, ответственность, бесстрашие, решимость). Как повлиял на проявление этих качеств Энди? (Он не прекословил Дарио, относился к нему как к равному, нуждался в нём, разделял его чувства).

Ученики слушают чтение учителя о переломном моменте в характере героя, рассуждают по наводящим вопросам:

Какими качествами характера на самом деле обладает Дарио?

Как повлиял на проявление этих качеств Энди?


Этап 4. Запись домашнего задания.

Учитель проговаривает домашнее задание и записывает его на электронной доске: каждый ученик должен составить личный список рекомендаций, каким образом можно противостоять девиантному поведению школьников (волонтёрская работа, спорт, хобби, путешествия и т.д.)

Ученики записывают домашнее задание.




Заключение.

В ходе урока учащиеся:

познакомились с произведением современной итальянской подростковой литературы, романом Габриэля Клима «Солнце сквозь пальцы»;

рассуждали о причинах девиантного поведения;

искали пути избавления от девиантного поведения;

рассуждали о роли волонтёрства в современной жизни школьников;

убедились, что взрослые могут понять своих детей, только нужно честно, взяв на себя ответственность, принимать решения и говорить обо всём со взрослыми.

 

 


Литература

Клима Г. Солнце сквозь пальцы. – М.: КомпасГид, 2019. 144 с.


Приложения.

Глава 1.

Дарио не знал, почему его вызвали к директору. На этот раз он ничего не натворил, всего лишь сломал дверную ручку, и это притом, что в лицее и так было полно сломанных дверных ручек! Даже ручка в кабинете директора, куда он только что вошел, была сломана. Чего, возможно, эти идиоты просто не заметили.

– Дарио! – завопила его классная руководительница Дельфрати. – С тобой говорит директор!

От ее голоса Дарио передернуло.

– Урод, – добавила она вполголоса.

Дельфрати знала, как мотивировать своих учеников.

К этому прозвищу Дарио уже привык. Его вывела из себя ситуация, произошедшая на последнем уроке. Из-за нее-то он и оказался у директора. «Ты – урод, Дарио, – сказала Дельфрати. – Об этом знают все, даже твой отец. Вот почему он ушел от вас». Она сказала это при всех, абсолютно будничным голосом, и как ни в чем не бывало продолжила урок. Дарио встал, сощурив глаза и сжав кулаки от ярости. Одноклассники подумали, что он набросится на учительницу. У него даже руки тряслись. Но он лишь вышел из класса, хлопнув дверью так сильно, что ручка отлетела в сторону, словно пробка из бутылки шампанского.

– Дарио, – сухо сказал директор. – Ты ведь знаешь, почему ты здесь?

«Это вопрос? Не похоже».

– Ты здесь, потому что настало время нести ответственность за свои поступки.

Дарио посмотрел на него. Из-под парика директора виднелись корни волос, напоминавшие шов. Дарио вспомнились старые фильмы про Франкенштейна. Он улыбнулся, глядя в пол.

– Я сказал что-то смешное?

– Нет. Я просто задумался.

– Ну конечно, как всегда. Впрочем, я сейчас тебя отпущу. У меня нет никакого желания читать нотации. Я уже понял, что они бесполезны. У меня для тебя сюрприз.

Директор встал, подошел к окну и выглянул на улицу.

– Сегодня в воздухе витает обещание чего-то нового… Ты еще не заметил?

Он вернулся к своему столу и вынул из лежавшей на нем папки листок.

– Вот, – сказал он, помахав им перед носом Дарио. – С сегодняшнего дня ты в Службе волонтерской помощи нашего лицея.

Дельфрати хихикнула.

– Службе волонтерской… – машинально повторил Дарио.

– Помощи, – закончил за него директор. Он встал и обошел стол. – Это значит, что с этого момента ты будешь помогать ученикам нашей школы, которым, скажем так, повезло меньше, чем нам.

Дарио глянул на Дельфрати. Она выглядела так, словно только что выиграла в лотерею.

– То есть… инвалидам?

– Мы предпочитаем называть их людьми с ограниченными возможностями. Тебе лучше запомнить это название, оно тебе понадобится.

Дарио молчал. Директор развернулся на каблуках и вернулся за стол.

– Ты парень неглупый. Я уверен, ты еще удивишь нас. Твое волонтерство начинается завтра.

Он махнул рукой, показывая, что разговор окончен, и уткнулся в свои бумаги. Дарио направился к двери.

– Да, и вот что. Хочу тебя предупредить, – добавил директор, не отрывая глаз от бумаг. – Еще одна выходка, и у тебя будут проблемы. Больше тебе это с рук не сойдет.

Дарио промолчал. Он повернулся и надавил рукой на дверную ручку. Она с треском развалилась на две части.

Дельфрати взвизгнула.

– Ой, – сказал Дарио. – Похоже, это ваше.

С этими словами он запустил ручку через всю комнату.

Она описала в воздухе идеальную параболу. Директор вскочил, бросился вперед и успел поймать ее.

– Вон отсюда! – закричал он, побагровев.

Но Дарио уже не слышал директора. Он бежал по коридору, засунув руки в карманы. На его лице сияла довольная улыбка.

Но разговор с директором не выходил из головы. «Служба волонтерской помощи, значит. С инвалидами. Ну и подстава».



Глава 16 (фрагмент)

Энди закрыл глаза и подставил лицо солнцу, которое уже поднялось высоко. Он улыбался, следил глазами за бегущей дорогой, тряс головой, и шлем постоянно сползал ему на лоб.

– Ты похож на гоночного дурака, – сказал ему Дарио.

– Ночнова дурака, – повторил Энди.

После этого он смеялся еще как минимум три километра.

Дарио наблюдал за Энди, худым, кривым, таким маленьким, и думал, что на самом деле тот вовсе не дурак. Он на самом деле прекрасен. Как удивительно понятие красоты! У каждого оно свое. Найдется миллион человек, которым покажется прекрасным то, что тебя совсем не восхищает. И наоборот.

Да, Энди теперь казался Дарио прекрасным. Возможно, дело было в его удивительной хрупкости. Он напоминал хрустальную фигурку или цветок. Тот цветок из холодильника. Оба они были тонкими, хрупкими, запертыми в крошечном тайном мире, состоящем из света и воздуха.

Но кто сказал, что цветок должен всегда оставаться там, где родился? Ведь чтобы вырасти, цветку требуется лишь немного воды и света. В этом мире солнца очень много, его всем хватит и всюду.






Глава 35.

Ветер, дым, тишина, пустое небо. Дарио слез с парапета.

– Знаешь, что я тебе скажу? – Дарио сделал вдох. – Иди к черту! Иди к черту. Хотя подожди-ка, – Дарио пошарил рукой в кармане и вытащил пачку сигарет. – У меня были сигареты, папа. Вот они, видишь? У меня были сигареты. Хочешь?

Он вынул одну сигарету, разорвал ее и подбросил куски в воздух.

– На, бери!

Коричневая пыль поднялась в небо, ветер подхватил ее и унес прочь.

– Ну же, бери, у меня полно их. Ты уже многое отнял у меня, возьми и это.

Дарио рвал сигареты и бросал их с холма. Табачная пыль поднималась в небо и исчезала. Но вместе с ней исчезали проблемы, вся мерзость, воспоминания об отце, о Флоре с зелеными волосами, об Элизе, о школе, директоре, об исправительном учреждении, о Дельфрати. Исчез Дарио-урод и все то, чем Дарио на самом деле не был. Настоящий Дарио был здесь, он стоял на холме. Все остальное было ничем, пустотой, коричневым снегом, растаявшим над замерзшим городом.

Вернувшись домой, Дарио увидел, что мама стоит у окна.

Дарио остановился в дверях, посмотрел на нее. Только теперь он увидел, насколько хрупкой была его мать, как она постарела за эти годы.

Мама единственная всегда была на его стороне.

– Дарио! – воскликнула она.

Дарио опустил голову и позволил ей обнять себя.

– Я так переживала за тебя, – прошептала мама.

Она крепко обняла его.

– Я знаю, мам. Прости.

Дарио открыл рот, но тут же закрыл его.

– Я был у папы, – наконец признался он. – Там, где он живет сейчас. Вместе с Флорой.

Мама не сразу осознала его слова. Несколько секунд она молча обнимала Дарио. Затем она дернулась, широко раскрыла глаза и прижала руки ко рту.

«Почему ты мне не сказала, мама?» – думал Дарио.

Он смотрел ей в глаза, сжимал в руке старую открытку, когда-то присланную отцом. «Почему ты не сказала, что виноват не я, а папа, что это из-за него все взлетело на воздух? Почему?»

Мама медленно сжала его руку. Открытка смялась.

– Как же ты его узнал? – прошептала она, смахнув слезы с щеки Дарио.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.