Профилактика девиантного поведения в старшей группе ДОУ «Путешествие в страну Этика»
Профилактика девиантного поведения в старшей группе ДОУ
«Путешествие в страну Этика»
Цель: Развитие умения детей высказывать свое мнение.
Задачи: Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание и умение считаться с правами других детей. Развивать способность к оценке и самооценке, понимать свое настроение и настроение другого человека.
Психолог. Здравствуйте, дети! Сегодня такое прекрасное утро, я так рада видеть всех вас! Сегодня по дороге в детский сад я увидела, как мальчик пропустил девочку вперед, подержал дверь пока она заходила и закрыл за ней дверь. Ребята, как вы думаете, это правильно? А если бы он не пропустил девочку и зашел первый? Действительно, я тоже думаю, что мальчик правильно сделал что пропустил девочку вперед. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну под названием «Этика». Но чтобы в нее попасть, мы должны с вами пересесть в волшебный «паровозик».
Психолог. Вот мы и очутились в стране «Этика». В ней есть много городов. Город «Правил поведения», города «Вежливых слов», «Поведения за столом» и даже «Поведение мальчика и девочки». Ребята, а какие вы знаете правила поведения? Вежливые слова? А как себя необходимо вести за столом? Посмотрите на картинки. Что на них изображено? Девочки и мальчики, а вы знаете, как должен вести каждый из вас?
Психолог. Вы помните, кто такой Маугли? Кто помогал ему в лесу? Мог ли Маугли жить один? А ребенку среди людей легче, чем одному? Если взрослые его кормят, одевают, учат, зачем тогда нужны ровесники, такие как он сам? Да, играть, дружить, учиться договариваться, а еще и уступать, жалеть и делиться. Расскажите, как вы договариваетесь. С кем из детей легко договориться? Как вы думаете, почему? Мы можем назвать этих детей миролюбивыми (от слов мир и любить)? Можно назвать миролюбивых детей уступчивыми? Вам приятно, когда рядом такие дети? А как вы думаете, честно ли, если уступают одни и те же? У всех детей одинаковые права, а если мы, пользуясь уступчивостью, делаем так, как хочется нам, что происходит? Как же правильно и справедливо поступить? Можно уступить самому или использовать считалочку. А еще у нас в группе есть дети, которые никогда не дерутся. Они не знают слова: «Дай сдачи». Что они означают? Например, тебя толкнули и попросили прощения. Что ты сделаешь в ответ? А если ты уверен, что сломали или толкнули нарочно, то можно дать сдачи? А что можно получить в ответ? (обычно начинается драка) Как умнее поступить? А есть такие дети, которые не дерутся, но все равно обижают других. Можно ли обидеть человека словами? Дразнить другого человека - значит задевать его достоинство и самоуважение. А вас кто-нибудь дразнил? Как при этом себя вести (лучше всего никак - скорее отстанут).
Мне очень нравится, что все дети в нашей группе стараются жить дружно. Конечно, иногда мы обижаемся друг на друга, но ведь это ненадолго, правда? А если вы нечаянно что-то сказали, не желая обидеть другого ребенка, как выйти из положения? (Надо извиниться). Если вы извинились, значит вы раскаялись, то есть жалеете о сказанном. Можно ли спорить в группе или во дворе с другими детьми? Конечно, можно, только делать это надо спокойно и вежливо.
Игра «Чудесный мешочек» Давайте попробуем поспорить, что у меня в чудесном мешочке. (Дети угадывают с помощью наводящих вопросов игрушку).
Мы сейчас спорили, а не ссорились. Если спорить по правилам, ссор не будет. (Говорить не перебивая, не обзывать, не кричать.)
Какие правила помогут вам жить дружно с другими детьми? (Договариваться, соблюдать очередность, уступать право выбора, не спешить спорить кулаками, не допускать бестактность, прощать, если обидчик раскаялся, то есть пожалел о сделанном.) Как называют ребенка, если он грубит, обижает других? (Невежа, то есть невежливый, не ведает, не знает, как себя вести.) Если вы соблюдаете эти правила, вы вежливы, ведете себя отлично.
Упражнение «Вежливые слова»
Сидя или стоя в круге, дети бросают друг другу мяч и называют добрые слова или вежливые выражения. Рекомендации: т.к. детям бывает сложно вспомнить слова вежливости, можно перед игрой проговорить как можно больше таких слов. Если в ходе игры возникли сложности, называем несколько слов сами, чтоб ребенок мог выбрать. После упражнения психолог спрашивает у детей, как они себя чувствовали, когда говорили друг другу добрые слова.
Упражнение «Плывем в облаках». Психолог. Займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака - большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день. На счет три открываем глаза и встаем. Психолог. Дети, наше путешествие подошло к завершению, нам пора возвращаться обратно в группу. Используем снова волшебный «паровозик».
Рефлексия. Дети сидят в кругу на стульчиках. Каждый ребенок по очереди проговаривает, что ему понравилось больше всего во время путешествия.
Использованные ресурсы: https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0bf0/00157c37-02d346db/hello_html_mf36d734.jpg
https://ligatver.ru/upload/iblock/904/90461a98a22192e5cff6b957fc312d1d.jpg
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/965902/pub_5e16040386c4a900b11bf668_5e160474d4f07a00af66915c/scale_1200