Методическая разработка урока производственного обучения «Обработка горловины и проймы цельнокроеной обтачкой»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НЕФТЕКАМСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
Методическая разработка
урока производственного обучения
«Обработка горловины и проймы
цельнокроеной обтачкой»
Мастер производственного обучения
Инсапова Римма Вагизовна
г. Нефтекамск 2017 г.
Инновационные технологии на уроках производственного обучения.
Тема: Обработка горловины и проймы цельнокроеной
обтачкой.
Задачи:
Образовательная: сформировать знания, умения и навыки по обработке горловины и проймы цельнокроеной обтачкой, умение переносить полученные знания в практическую область.
Воспитательная: воспитывать у обучающихся нравственные качества личности, бережное отношение к средствам обучения, общественной и частной собственности.
Развивающая: при обучении развивать у обучающихся познавательный интерес к выполняемой работе, творческие способности, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Методы ведения занятия:
словесные - рассказ, беседа;
наглядно-демонстрационные - демонстрация трудовых приемов, наглядных пособий;
практические – самостоятельное выполнение обучающимися учебно – производственных работ.
Объекты работ:
плечевое изделие – платье.
Оснащение учебно – производственной мастерской портных:
Оборудование:
ноутбук, презентация;
промышленные швейные машины челночного стежка 1022 кл., машина 51 А кл., утюг.
Инструменты и приспособления:
ножницы, иглы, наперсток, сантиметровая лента, булавки, мел.
Наглядные пособия:
образцы с обработкой горловины и проймы различных видов.
Тип урока:
комбинированный.
Межпредметные связи:
технология одежды, конструирование, материаловедение, оборудование.
Место проведения:
учебно — производственная мастерская.
Ход урока:
I. Организационный момент: (5 мин).
проверка явки обучающихся;
готовность к работе;
осмотр внешнего вида;
сообщение темы и цели урока.
Мастер п/о: Здравствуйте, садитесь. Проверим наличие обучающихся и подготовку к уроку.
Староста группы дает информацию о количестве присутствующих обучающихся на уроке.
Тема урока «Обработка горловины и проймы цельнокроеной обтачкой».
Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, тему урока.
II. Вводный инструктаж: (15 мин).
Мастер п/о: Известно, что вырез горловины (его форма, отделка) является очень важным элементом и требует серьезного обдумывания, поскольку именно верхние фрагменты изделия доминируют и подчеркивают его достоинства. При выборе выреза горловины всегда учитывают направление моды, лицо, фигуру и форму шеи. Закругленные вырезы подходят тем, у кого шея длинная, а овал лица удлиненный. Оборки, банты, высокие воротники предназначены исключительно для стройных фигур с тонкой шеей. Для тех, у кого шея недлинная, подходят удлиненные книзу вырезы, отделанные кантом или узким воротником.
Проверка знаний обучающихся.
Вспомним и перечислим известные вам формы выреза горловины.
Ответы: Формы выреза горловины бывает: с разрезом, у-образный вырез, круглый, квадратный, горловина «карэ», лодочка, асимметричный вырез.
Что такое обтачка?
Ответ: Обтачка - деталь кроя, используемая для чистовой обработки срезов и вырезов изделия.
Для чего применяют обтачки?
Ответ: Обтачки применяют для обработки горловины и проймы.
Как проходит нить основы на обтачке?
Ответ: Нить основы на обтачке проходит так же, как и на основной детали.
Как выкраивается клеевая прокладка для обтачек?
Ответ: Клеевая прокладка выкраивается без припусков на швы.
III. Изучение нового материала: (40 мин).
Мастер п/о: Сегодня на уроке мы применим инновационный метод обработки горловины и проймы цельнокроеной обтачкой.
Данный вид обработки горловины и проймы цельнокроеной обтачкой можно применять при пошиве платьев, блузок, туник.
Формирование основ деятельности практическим методом, методом демонстрации слайдов и наглядных пособий:
Показ и объяснение учебного материала:
На основном изделии обработать боковые срезы, сметать и стачать боковые швы. Плечевые швы должны оставаться открытыми. Цельнокроеные обтачки выкраиваются точно по горловине и проймам шириной 4 см с припусками на швы такими же, как и у платья. Клеевую ткань выкраивается без учета припусков на швы. Обтачки дублируются клеевой тканью (слайд 2);
Обтачка переда – 1 деталь со сгибом. Обтачка спинки – 2 детали (слайд 3);
Стачать боковые швы на обтачках платья (слайд 4);
Швы на платье и обтачках разутюжить (слайд 5);
Обтачки сложить с платьем лицом к лицу, совместив по проймам платья, горловине переда и горловине спинки (слайд 6);
На расстоянии 3 см от плечевых швов, поставить метки. Сметать платье по горловине и проймам, не доходя до плечевых швов (слайд 7);
На спинке платья отвернуть тесьму застежку - молнии и сметать горловину (слайд 8);
Приметать обтачку к тесьме - молнии на 0,2 см дальше шва втачивания молнии (слайд 9);
Прострочить горловину платья и проймы платья, до меток (слайд 10);
Рассечь припуски, не доходя до строчек в местах закругления, у верхнего края молнии – наискосок (слайд 11);
Обтачку отвернуть на лицевую сторону, переокантовать срез на изнаночную сторону и слегка приутюжить (слайд 12);
Плечевые срезы платья остаются пока открытыми (слайд 13);
Запустить руку под обтачку платья и вытащить наружу плечевые срезы платья и обтачки, взятые вместе (слайд 14);
Сложить попарно плечевые срезы платья и обтачек, сметать и стачать от края до края (слайд 15);
Разутюжить плечевые срезы платья (слайд 16);
Вывернуть платье на лицевую сторону. Остается зашить открытые участки проймы (слайд 17);
Вытянуть открытые участки наружу, запустив руку под обтачку. Расправить, чтобы не было складочек (слайд 18);
Сметать и стачать (слайд 19);
Чисто выметать горловину и проймы платья (слайд 20);
Закрепить обтачку потайными подшивочными стежками по боковым швам платья и тесьмам застежки – молнии (слайд 21);
Платье приутюжить, нитки выметывания удалить, приутюжить (слайд 22).
IV. Закрепление изученного материала (5 мин).
Мастер п/о: Мы с вами посмотрели последовательность обработки горловины и проймы цельнокроеной обтачкой, сейчас закрепим тему нашего урока ответив на тест.
Тест
Как складываются обтачки с платьем?
а) обтачки складывают с платьем лицом к лицу;
б) обтачки складывают с платьем изнаночной стороной к друг другу;
в) все равно как сложить обтачки с платьем.
На каком расстоянии от плечевых швов, ставят метки?
а) на расстоянии 2 см от плечевых швов;
б) на расстоянии 4 см от плечевых швов;
в) на расстоянии 3 см от плечевых швов.
Как приметать обтачку к тесьме - молнии?
а) отвернуть тесьму - молнию;
б) завернуть тесьму - молнию;
в) перегнуть тесьму - молнию.
Где и как рассекают припуски?
а) доходя до строчек в местах закругления;
б) не доходя до строчек в прямых местах;
в) не доходя до строчек в местах закругления.
Как закрепить обтачку по боковым швам платья?
а) косыми подшивочными стежками;
б) потайными подшивочными стежками;
в) прямыми сметочными стежками.
Мастер п/о: В процессе работы необходимо обратить внимание на типичные ошибки с целью их предупреждения:
ширину обтачки по всему срезу;
аккуратность выполнения швов;
ширину канта по всему срезу горловины;
аккуратность обработки нижнего среза обтачки;
качество выполнения влажно - тепловой обработки.
Мастер п/о: Прежде чем приступить к работе, вспомним правила ТБ:
при работе с ножницами:
Ответы: Хранить ножницы в определённом месте;
класть ножницы сомкнутыми остриями от себя;
передавать ножницы кольцами вперед;
не класть ножницы около вращающихся частей машины.
при работе с иглами и булавками:
Ответы: В начале и в конце урока подсчитать количество игл и булавок;
хранить иголки и булавки в специальной коробке, подушечке;
запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в платье;
не пользоваться для шитья ржавой иголкой;
выкройки и ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.
при работе с утюгом:
Ответы: Не оставлять включённый утюг без присмотра;
включать и выключать утюг сухими руками;
ставить утюг на подставку;
следить за нормальной работой утюга, обо всех неисправностях сообщать мастеру;
следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура;
отключать утюг только за вилку;
во время утюжки обязательно стоять на деревянной подставке.
при работе на швейной машине:
Ответы: Волосы прибрать, надеть фартук;
не наклонятся близко к движущимся частям машины;
не держать пальцы рук около лапки во избежание прокола иглой;
перед стачиванием убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия;
выпрямить спину и сесть прямо на всю поверхность стула;
изделие должно располагаться от глаз на 30-40 см;
убрать предметы, не требующиеся при выполнении задания;
заправку ниток и смену иглы, производить при выключенной машине.
Мастер п/о: Скажите, какая цель нашего урока?
Ответы обучающихся.
Приступаем к обработке горловины и пройм цельнокроеной обтачкой, в своей работе пользуйтесь инструкционной картой.
Инструкционная карта.
Обработка горловины и проймы цельнокроеной обтачкой.
№ п/п |
Последовательность выполнения работы |
Графическое изображение |
1. |
Продублировать клеевой тканью обтачку переда и обтачку спинки. Обработать край обтачек. |
|
2. |
Обтачки сложить с изделием лицевыми сторонами. Возле застежки на молнию отвернуть край обтачки на лицевую сторону так, чтобы он не доходил до линии притачивания молнии на 0.5 см. Приколоть подгиб к пройме (если молния втачена в шов спинки - к горловине). Припуски застежки-молнии отвернуть на лицевую сторону и приколоть поверх обтачки (это придаст обтачке красивый край после ее выворачивания). |
|
3. |
Совместить лицевую сторону обтачек с лицевой стороной изделия и обтачать горловину. Обтачать проймы, заканчивая шов на 3 см ниже линии плечевого шва. Подрезать припуски, надсечь в местах скруглений, вывернуть на лицевую сторону и отутюжить. |
|
4. |
С изнаночной стороны изделия вручную пришить обтачку к тесьмам застежки-молнии подшивочными потайными стежками. |
|
5. |
Вывернуть изделие наизнанку. Раскрыть обтачки в районе плеча, сколоть булавками обтачку переда с обтачкой спинки, плечо переда с плечом спинки. Наметать. Стачать за один прием. Разутюжить припуски. |
|
6. |
Вариант 1. Вывернуть плечи на лицевую сторону, подвернуть припуски плеча и обтачек внутрь, стачать потайным швом вручную. Вариант 2. Вывернуть изделие на изнаночную сторону, просунуть руку между обтачкой и изделием и вытянуть наружу оставшиеся открытыми участки пройм и обтачек. Аккуратно сколоть эти участки булавками, стараясь не задеть другие слои ткани внутри образовавшейся «трубы», наметать, стачать участок между красными крестиками. Подрезать припуски. |
|
7. |
Отвернуть обтачку наверх по боковым срезам. Стачать правый боковой срез переда и спинки и боковые срезы обтачки изделия за один прием, швы обработать, разутюжить. |
|
8. |
Отвернуть обтачку вниз. Подшить потайным швом вручную к припускам бокового шва. |
|
Самоконтроль. Проверьте: 1) ширину обтачки по всему срезу; 2) аккуратность выполнения швов; 3) ширину канта по срезам горловины и пройм; 4) аккуратность обработки нижнего среза обтачки; 5) качество выполнения влажно - тепловой обработки. |
V. Самостоятельная работа обучающихся: (4 часа 30 мин).
Текущее инструктирование мастера и самостоятельное выполнение обучающимися учебно - производственной работы.
Обходы с целью проверки:
все ли обучающиеся своевременно приступили к работе;
правильности организации рабочих мест;
правильности выполнения трудовых приемов;
соблюдения технических условий;
соблюдения правил безопасности труда;
качества выполняемой работы на определенном этапе (межоперационные контроль);
выполнения самоконтроля обучающимися;
проверки и оценки выполненных заданий.
Лист учета знаний и умений
№ п/п |
ФИ обучающихся |
Совмещение по пройме и горловине |
Приметывание обтачки |
Ровнота строчек |
Правильность выметывания |
ВТО |
ТБ |
Тест |
Итог работы |
VI. Заключительный инструктаж (20 мин).
Мастер п/о: Цель которую мы поставили достигнута, молодцы!
Чему же мы сегодня научились?
Ответы обучающихся.
Какие были трудности в работе?
Ответы обучающихся.
А что мы ещё не сделали?
Ответы: не выставили оценки за урок, не записали домашнее задание.
Правильно!
Подведение итогов и анализ выполнения обучающимися учебно - производственных заданий.
Разбор типичных ошибок и характерных недостатков, рассмотрение способов их предупреждения и устранения.
Демонстрация лучших работ.
Анализ соблюдения обучающимися правил безопасных условий труда.
Итак, оценки за урок.
Выставление оценок.
Сообщение темы следующего урока: «Обработка низа изделия».
VII. Домашнее задание (3 мин).
Мастер п/о: К следующему уроку принести: платье, клеевую паутинку, швейные принадлежности.
VIII. Уборка рабочих мест (2 мин).
Мастер п/о: Наш урок закончен. Спасибо.