Методическая разработка урока производственного обучения «Обработка горловины и проймы цельнокроеной обтачкой»

0
0
Материал опубликован 21 November 2017 в группе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НЕФТЕКАМСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

 


 


 

Методическая разработка

урока производственного обучения

«Обработка горловины и проймы

цельнокроеной обтачкой»


 


 


 

Мастер производственного обучения

Инсапова Римма Вагизовна

 


 


 


 


 

 

г. Нефтекамск 2017 г.

Инновационные технологии на уроках производственного обучения.

Тема: Обработка горловины и проймы цельнокроеной

обтачкой.

Задачи:

Образовательная:  сформировать знания, умения и навыки по обработке горловины и проймы цельнокроеной обтачкой, умение переносить полученные знания в практическую область.

Воспитательная:  воспитывать у обучающихся нравственные качества личности, бережное отношение к средствам обучения, общественной и частной собственности.

Развивающая:  при обучении развивать у обучающихся познавательный интерес к выполняемой работе, творческие способности, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Методы ведения занятия:

словесные - рассказ, беседа;

наглядно-демонстрационные - демонстрация трудовых приемов, наглядных пособий;

практические – самостоятельное выполнение обучающимися учебно – производственных работ.

Объекты работ:

плечевое изделие – платье.

Оснащение учебно – производственной мастерской портных:

Оборудование:

ноутбук, презентация;

промышленные швейные машины челночного стежка 1022 кл., машина 51 А кл., утюг.

Инструменты и приспособления:

ножницы, иглы, наперсток, сантиметровая лента, булавки, мел.

Наглядные пособия:

образцы с обработкой горловины и проймы различных видов.

Тип урока:

комбинированный.

Межпредметные связи:

технология одежды, конструирование, материаловедение, оборудование.

Место проведения:

учебно — производственная мастерская.

Ход урока:

I. Организационный момент: (5 мин).

проверка явки обучающихся;

готовность к работе;

осмотр внешнего вида;

сообщение темы и цели урока.

Мастер п/о: Здравствуйте, садитесь. Проверим наличие обучающихся и подготовку к уроку.

Староста группы дает информацию о количестве присутствующих обучающихся на уроке.

Тема урока «Обработка горловины и проймы цельнокроеной обтачкой».

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, тему урока.

II. Вводный инструктаж: (15 мин).

Мастер п/о: Известно, что вырез горловины (его форма, отделка) является очень важным элементом и требует серьезного обдумывания, поскольку именно верхние фрагменты изделия доминируют и подчеркивают его достоинства. При выборе выреза горловины всегда учитывают направление моды, лицо, фигуру и форму шеи. Закругленные вырезы подходят тем, у кого шея длинная, а овал лица удлиненный. Оборки, банты, высокие воротники предназначены исключительно для стройных фигур с тонкой шеей. Для тех, у кого шея недлинная, подходят удлиненные книзу вырезы, отделанные кантом или узким воротником.

Проверка знаний обучающихся.

Вспомним и перечислим известные вам формы выреза горловины.

Ответы: Формы выреза горловины бывает: с разрезом, у-образный вырез, круглый, квадратный,  горловина «карэ», лодочка, асимметричный вырез.

Что такое обтачка?

Ответ: Обтачка - деталь кроя, используемая для чистовой обработки срезов и вырезов изделия. 

Для чего применяют обтачки?

Ответ: Обтачки применяют для обработки горловины и проймы.

Как проходит нить основы на обтачке?

Ответ: Нить основы на обтачке проходит так же, как и на основной детали.

Как выкраивается клеевая прокладка для обтачек?

Ответ: Клеевая прокладка выкраивается без припусков на швы.

III. Изучение нового материала: (40 мин).

Мастер п/о: Сегодня на уроке мы применим инновационный метод обработки горловины и проймы цельнокроеной обтачкой.

Данный вид обработки горловины и проймы цельнокроеной обтачкой можно применять при пошиве платьев, блузок, туник.

Формирование основ деятельности практическим методом, методом демонстрации слайдов и наглядных пособий:

Показ и объяснение учебного материала:

На основном изделии обработать боковые срезы, сметать и стачать боковые швы. Плечевые швы должны оставаться открытыми. Цельнокроеные обтачки выкраиваются точно по горловине и проймам шириной 4 см с припусками на швы такими же, как и у платья. Клеевую ткань выкраивается без учета припусков на швы. Обтачки дублируются клеевой тканью (слайд 2);

Обтачка переда – 1 деталь со сгибом. Обтачка спинки – 2 детали (слайд 3);

Стачать боковые швы на обтачках платья (слайд 4);

Швы на платье и обтачках разутюжить (слайд 5);

Обтачки сложить с платьем лицом к лицу, совместив по проймам платья, горловине переда и горловине спинки (слайд 6);

На расстоянии 3 см от плечевых швов, поставить метки. Сметать платье по горловине и проймам, не доходя до плечевых швов (слайд 7);

На спинке платья отвернуть тесьму застежку - молнии и сметать горловину (слайд 8);

Приметать обтачку к тесьме - молнии на 0,2 см дальше шва втачивания молнии (слайд 9);

Прострочить горловину платья и проймы платья, до меток (слайд 10);

Рассечь припуски, не доходя до строчек в местах закругления, у верхнего края молнии – наискосок (слайд 11);

Обтачку отвернуть на лицевую сторону, переокантовать срез на изнаночную сторону и слегка приутюжить (слайд 12);

Плечевые срезы платья остаются пока открытыми (слайд 13);

Запустить руку под обтачку платья и вытащить наружу плечевые срезы платья и обтачки, взятые вместе (слайд 14);

Сложить попарно плечевые срезы платья и обтачек, сметать и стачать от края до края (слайд 15);

Разутюжить плечевые срезы платья (слайд 16);

Вывернуть платье на лицевую сторону. Остается зашить открытые участки проймы (слайд 17);

Вытянуть открытые участки наружу, запустив руку под обтачку. Расправить, чтобы не было складочек (слайд 18);

Сметать и стачать (слайд 19);

Чисто выметать горловину и проймы платья (слайд 20);

Закрепить обтачку потайными подшивочными стежками по боковым швам платья и тесьмам застежки – молнии (слайд 21);

Платье приутюжить, нитки выметывания удалить, приутюжить (слайд 22).

IV. Закрепление изученного материала (5 мин).

Мастер п/о: Мы с вами посмотрели последовательность обработки горловины и проймы цельнокроеной обтачкой, сейчас закрепим тему нашего урока ответив на тест.

Тест

Как складываются обтачки с платьем?

а) обтачки складывают с платьем лицом к лицу;

б) обтачки складывают с платьем изнаночной стороной к друг другу;

в) все равно как сложить обтачки с платьем.

На каком расстоянии от плечевых швов, ставят метки?

а) на расстоянии 2 см от плечевых швов;

б) на расстоянии 4 см от плечевых швов;

в) на расстоянии 3 см от плечевых швов.

Как приметать обтачку к тесьме - молнии?

а) отвернуть тесьму - молнию;

б) завернуть тесьму - молнию;

в) перегнуть тесьму - молнию.

Где и как рассекают припуски?

а) доходя до строчек в местах закругления;

б) не доходя до строчек в прямых местах;

в) не доходя до строчек в местах закругления.

Как закрепить обтачку по боковым швам платья?

а) косыми подшивочными стежками;

б) потайными подшивочными стежками;

в) прямыми сметочными стежками.

Мастер п/о: В процессе работы необходимо обратить внимание на типичные ошибки с целью их предупреждения:

ширину обтачки по всему срезу;

аккуратность выполнения швов;

ширину канта по всему срезу горловины;

аккуратность обработки нижнего среза обтачки;

качество выполнения влажно - тепловой обработки.

Мастер п/о: Прежде чем приступить к работе, вспомним правила ТБ:

при работе с ножницами:

Ответы: Хранить ножницы в определённом месте;

класть ножницы сомкнутыми остриями от себя;

передавать ножницы кольцами вперед;

не класть ножницы около вращающихся частей машины.

при работе с иглами и булавками:

Ответы: В начале и в конце урока подсчитать количество игл и булавок;

хранить иголки и булавки в специальной коробке, подушечке;

запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в платье;

не пользоваться для шитья ржавой иголкой;

выкройки и ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.

при работе с утюгом:

Ответы: Не оставлять включённый утюг без присмотра;

включать и выключать утюг сухими руками;

ставить утюг на подставку;

следить за нормальной работой утюга, обо всех неисправностях сообщать мастеру;

следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура;

отключать утюг только за вилку;

во время утюжки обязательно стоять на деревянной подставке.

при работе на швейной машине:

Ответы: Волосы прибрать, надеть фартук;

не наклонятся близко к движущимся частям машины;

не держать пальцы рук около лапки во избежание прокола иглой;

перед стачиванием убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия;

выпрямить спину и сесть прямо на всю поверхность стула;

изделие должно располагаться от глаз на 30-40 см;

убрать предметы, не требующиеся при выполнении задания;

заправку ниток и смену иглы, производить при выключенной машине.

Мастер п/о: Скажите, какая цель нашего урока?

Ответы обучающихся.

Приступаем к обработке горловины и пройм цельнокроеной обтачкой, в своей работе пользуйтесь инструкционной картой.

Инструкционная карта.

Обработка горловины и проймы цельнокроеной обтачкой.

п/п

Последовательность выполнения работы

Графическое изображение

1.

Продублировать клеевой тканью  обтачку переда и обтачку спинки.

Обработать край обтачек.

2.

Обтачки сложить с изделием лицевыми сторонами. Возле застежки на молнию отвернуть край обтачки на лицевую сторону так, чтобы он не доходил до линии притачивания молнии на 0.5 см. Приколоть подгиб к пройме (если молния втачена в шов спинки - к горловине).

Припуски застежки-молнии отвернуть на лицевую сторону и приколоть поверх обтачки (это придаст обтачке красивый край после ее выворачивания).

3.

Совместить лицевую сторону обтачек с лицевой стороной изделия и обтачать горловину. Обтачать проймы, заканчивая шов на 3 см ниже линии плечевого шва. Подрезать припуски, надсечь в местах скруглений, вывернуть на лицевую сторону и отутюжить.

4.

С изнаночной стороны изделия вручную пришить обтачку к тесьмам застежки-молнии подшивочными потайными стежками.

5.

Вывернуть изделие наизнанку. Раскрыть обтачки в районе плеча, сколоть булавками обтачку переда с обтачкой спинки, плечо переда с плечом спинки. Наметать. Стачать за один прием. Разутюжить припуски.

6.

Вариант 1.

Вывернуть плечи на лицевую сторону, подвернуть припуски плеча и обтачек внутрь, стачать потайным швом вручную.

Вариант 2.

Вывернуть изделие на изнаночную сторону, просунуть руку между обтачкой и изделием и вытянуть наружу оставшиеся открытыми участки пройм и обтачек. Аккуратно сколоть эти участки булавками, стараясь не задеть другие слои ткани внутри образовавшейся «трубы», наметать, стачать участок между красными крестиками. Подрезать припуски.

7.

Отвернуть обтачку наверх по боковым срезам. Стачать правый боковой срез переда и спинки и боковые срезы обтачки изделия за один прием, швы обработать, разутюжить.

8.

Отвернуть обтачку вниз. Подшить потайным швом вручную к припускам бокового шва.

Самоконтроль.

Проверьте:

1) ширину обтачки по всему срезу;

2) аккуратность выполнения швов;

3) ширину канта по срезам горловины и пройм;

4) аккуратность обработки нижнего среза обтачки;

5) качество выполнения влажно - тепловой обработки.

V. Самостоятельная работа обучающихся: (4 часа 30 мин).

Текущее инструктирование мастера и самостоятельное выполнение обучающимися учебно - производственной работы.

Обходы с целью проверки:

все ли обучающиеся своевременно приступили к работе;

правильности организации рабочих мест;

правильности выполнения трудовых приемов;

соблюдения технических условий;

соблюдения правил безопасности труда;

качества выполняемой работы на определенном этапе (межоперационные контроль);

выполнения самоконтроля обучающимися;

проверки и оценки выполненных заданий.

Лист учета знаний и умений

п/п

ФИ обучающихся

Совмещение по пройме и горловине

Приметывание обтачки

Ровнота строчек

Правильность выметывания

ВТО

ТБ

Тест

Итог работы

                   
                   
                   
                   


 

VI. Заключительный инструктаж (20 мин).

Мастер п/о: Цель которую мы поставили достигнута, молодцы!

Чему же мы сегодня научились?

Ответы обучающихся.

Какие были трудности в работе?

Ответы обучающихся.

А что мы ещё не сделали?

Ответы: не выставили оценки за урок, не записали домашнее задание.

Правильно!

Подведение итогов и анализ выполнения обучающимися учебно - производственных заданий.

Разбор типичных ошибок и характерных недостатков, рассмотрение способов их предупреждения и устранения.

Демонстрация лучших работ.

Анализ соблюдения обучающимися правил безопасных условий труда.

Итак, оценки за урок.

Выставление оценок.

Сообщение темы следующего урока: «Обработка низа изделия».

VII. Домашнее задание (3 мин).

Мастер п/о: К следующему уроку принести: платье, клеевую паутинку, швейные принадлежности.
 

VIII. Уборка рабочих мест (2 мин).

Мастер п/о: Наш урок закончен. Спасибо.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации