Методическая разработка урока производственного обучения «Обработка застежки на потайную тесьму-молнию»
Пояснительная записка к презентации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НЕФТЕКАМСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
Методическая разработка
урока производственного обучения
«Обработка застежки
на потайную тесьму - молнию»
Мастер производственного обучения
Инсапова Римма Вагизовна
г. Нефтекамск 2018 г.
Инновационные технологии на уроках производственного обучения.
Тема: Обработка застежки на потайную тесьму – молнию.
Цель: Создание стимулирующих учебно – педагогических условий,
направленных на:
усвоение умений по обработке застежки на потайную тесьму – молнию;
формирование профессиональной компетенции выбирать рациональные способы технологии и технологические режимы производства швейных изделий;
формирование общей компетенции организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
воспитывать трудолюбие, аккуратность, внимательность, заинтересованность в работе.
Методы ведения занятия:
словесные – рассказ, беседа;
наглядно – демонстрационные – демонстрация трудовых приемов, наглядных пособий;
практические – самостоятельное выполнение обучающимися учебно – производственных работ.
Объекты работ:
поясное изделие – юбка.
Оснащение учебно-производственной мастерской портных:
Оборудование:
ноутбук, презентация;
промышленные швейные машины челночного стежка 1022 – кл., утюг,
инновационные технологии – лапка для пришивания застежки –
молнии, односторонняя лапка.
Инструменты и приспособления:
ножницы, иглы, наперсток, сантиметровая лента, булавки, мел.
Наглядные пособия:
образцы с обработкой различных видов застежки на тесьму – молнию.
Тип урока:
комбинированный.
Межпредметные связи:
технология одежды, конструирование, материаловедение, оборудование.
Место проведения:
учебно — производственная мастерская.
Ход урока:
Организационная часть: (5 мин).
1. проверка явки обучающихся;
готовность к работе;
осмотр внешнего вида;
сообщение темы урока.
Мастер п/о: Здравствуйте, садитесь. Проверим наличие обучающихся и подготовку к уроку.
Староста группы дает информацию о количестве присутствующих обучающихся на уроке.
Тема урока «Обработка застежки на потайную тесьму – молнию».
Откройте тетради и запишите число, тему урока.
2. Вводный инструктаж: (10 мин).
Проверка знаний обучающихся.
Мастер п/о: Повторим тему прошлого урока.
Назовите детали кроя юбки?
Ответ: Детали кроя юбки: переднее полотнище, заднее полотнище, пояс.
Расскажите о последовательности подготовки юбки к примерке.
Ответ: Сметывают вытачки переднего и заднего полотнищ юбки, сметывают детали юбки по боковым срезам, сметывание среднего шва заднего полотнища юбки, приметывают кромку по линии талии, заметывают нижний срез юбки.
Расскажите об обработке юбки после примерки?
Ответ: Стачивают вытачки, боковые швы, средний шов заднего
полотнища юбки, вытачки заутюживают к центру, разутюживают боковые швы, обрабатывают срезы на машине 51 А кл.
Назовите виды застежек, которые используются в боковых или средних швах поясного изделия.
Ответ: Используются застежки на тесьму – молнию, крючки и петли, на пуговицы.
Мастер п/о: Сегодня в нашей работе мы применим инновационные технологии – это специальная лапка для пришивания тесьмы – молнии и односторонняя лапка.
3. Изучение нового материала: (45 мин).
Мастер п/о: Потайная тесьма – молния может применяться при пошиве платья, брюк, шорт, блузок, корсетов.
Формирование основ деятельности практическим методом, методом демонстрации слайдов и наглядных пособий:
Показ и объяснение учебного материала:
Наметить линию втачивания потайной тесьмы - молнии на изнаночной стороне изделия. Припуски должны быть шириной 2.0 см. (слайд 2);
Отвернуть припуски шва на изнаночную сторону и слегка приутюжить (слайд 3);
Раскрыть потайную тесьму - молнию, наложить ее лицевой стороной на припуски. Зубчики потайной молнии должны совпадать с линией сгиба (слайд 4);
Вметать потайную тесьму - молнию, совместив верх тесьмы - молнии с верхом среза (слайд 5);
Вметать левую и правую стороны потайной тесьмы - молнии начиная сверху (слайд 6);
Для притачивания потайной тесьмы - молнии используется специальная лапка (слайд 7);
Отогнуть зубчики потайной тесьмы - молнии, чтобы было видно место прокладывания строчки. Выполнить строчку по левой половинке потайной тесьмы - молнии (слайд 8);
Строчка должна заканчивается на контрольной отметке, на потайной тесьме - молнии (слайд 9);
Аналогичным образом выполнить строчку по правой половинке потайной тесьмы - молнии. Начинать обе строчки нужно сверху (слайд 10);
Закрепить конец строчек двойным узелком (слайд 11);
Потайную тесьму - молнию закрыть (слайд 12);
Застрочить открытый шов (слайд 13);
Сметать шов, совместив срезы, ниже молнии, отогнув конец потайной тесьмы - молнии (слайд 14);
Поменять лапку. Застрочить шов. Строчка должна перестрачивать строчку втачивания молнии и располагаться на 0.1 см левее нее (слайд 15);
Припуски разутюжить. Застежку приутюжить (слайд 16).
4. Закрепление изученного материала (5 мин).
Мастер п/о:
Скажите, как располагаются звенья тесьмы - молнии относительно боковой линии?
Ответ: Зубчики потайной тесьмы - молнии должны совпадать с линией сгиба бока.
На каком расстоянии располагается начало тесьмы - молнии относительно линии талии?
Ответ: Начало тесьмы - молнии совмещают с верхним срезом юбки.
Как вметывают левую и правую стороны потайной тесьмы - молнии?
Ответ: Вметывают левую и правую стороны потайной тесьмы - молнии, начиная сверху.
Как закрепляется конец строчек?
Ответ: Конец строчек закрепляется двойным узелком.
Мастер п/о: В процессе работы необходимо обратить внимание на типичные ошибки с целью их предупреждения:
совмещение контрольных точек;
совпадение зубчиков потайной тесьмы - молнии относительно бокового шва;
машинная строчка должна располагаться строго параллельно зубчикам потайной тесьмы – молнии.
Прежде чем приступить к обработке застежки на юбке на потайную тесьму – молнию вспомним правила ТБ:
при работе с иглами и булавками:
Ответы: В начале и в конце урока подсчитать количество игл и булавок;
хранить иголки и булавки в специальной коробке, подушечке;
запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в платье;
не пользоваться для шитья ржавой иголкой;
выкройки и ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.
при работе на швейной машине:
Ответы: Волосы прибрать, надеть фартук;
выпрямить спину и сесть прямо на всю поверхность стула;
не наклонятся близко к движущимся частям машины;
не держать пальцы рук около лапки во избежание прокола иглой;
перед стачиванием убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия;
изделие должно располагаться от глаз на 30 - 40 см;
убрать предметы, не требующиеся при выполнении задания;
заправку ниток и смену иглы, производить при выключенной машине.
при работе с ножницами:
Ответы: Хранить ножницы в определённом месте;
класть ножницы сомкнутыми остриями от себя;
передавать ножницы кольцами вперед;
не класть ножницы около вращающихся частей машины.
при работе с утюгом:
Ответы: Не оставлять включённый утюг без присмотра;
включать и выключать утюг сухими руками;
ставить утюг на подставку;
следить за нормальной работой утюга, обо всех неисправностях сообщать мастеру;
следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура;
отключать утюг только за вилку;
во время утюжки обязательно стоять на деревянной подставке.
Мастер п/о: Скажите, какая цель нашего урока?
Ответы обучающихся.
Приступаем к обработке потайной тесьмы – молнии, пользуясь инструкционной картой.
Инструкционная карта.
Обработка потайной застежки – молнии.
Название операции |
Последовательность выполнения работы |
Графическое изображение |
Разметка застежки. |
Тесьма-молния должна быть длиннее на 2 см нестаченного участка шва юбки. Совместив сгибы припусков нестаченного участка на юбке, ставят контрольные знаки (перпендикулярные линии заутюженных краев) во избежании смещения деталей относительно друг друга в процессе притачивания потайной тесьмы - молнии. |
|
Притачивание одной из сторон застежки-молнии. |
На лицевую сторону припуска на шов укладывают тесьму -молнию лицевой стороной вниз и, отогнув звенья, притачивают тесьму-молнию по всей длине, прокладывая строчку как можно ближе к звеньям (строчка 1). Необходимо следить за тем, чтобы строчка притачивания не мешала движению замка застежки. Рекомендуется использовать специальную лапку. |
|
Притачивание второй стороны застежки-молнии. |
Закрывают застежку и фиксируют ее на свободном припуске шва булавкой около верхнего среза юбки, совмещая при этом контрольные знаки. Открыв тесьму-молнию на всю длину, притачивают ее вторую сторону к юбке, располагая строчку максимально близко к звеньям (строчка 2), не доходя до знака, определяющего длину застежки на юбке, на 1.5 см. Через полученное отверстие вытягивают замок застежки-молнии и закрывают ее. |
|
Настрачивание боковых сторон ленты застежки-молнии. |
Настрачивают боковые стороны ленты тесьмы - молнии на припуски шва юбки, располагая строчки на расстоянии 0.1-0.2 см от них (строчки 3 и 4). Нестаченный участок можно закрепить ручными стачными стежками со стороны припуска юбки. Узел приутюживают. |
Самостоятельная работа обучающихся: (4 часа 30 мин).
Текущее инструктирование мастера и самостоятельное выполнение обучающимися учебно - производственной работы.
Обходы с целью проверки:
все ли обучающиеся своевременно приступили к работе;
правильности организации рабочих мест;
правильности выполнения трудовых приемов;
соблюдения технических условий;
соблюдения правил безопасности труда;
качества выполняемой работы на определенном этапе
(межоперационные контроль);
выполнения самоконтроля обучающимися;
проверки и оценки выполненных заданий.
Заключительный инструктаж (20 мин).
Мастер п/о: Цель которую мы поставили достигнута.
Чему же мы сегодня научились?
Ответы обучающихся.
Что показалось трудным?
Ответы обучающихся.
А теперь разделимся на пары и проведем взаимоконтроль своих работ.
Обучающиеся проверяют работы. Разбирают ошибки, допущенные при обработке потайной тесьмы – молнии. Ставят оценки.
Оценки за урок.
Выставление оценок.
Тема следующего урока: «Обработка верхнего среза юбки».
Домашнее задание (3 мин).
Мастер п/о: К следующему уроку принести: юбку, пояс, клеевую ткань, швейные принадлежности.
Уборка рабочих мест (2 мин).
Мастер п/о: Наш урок закончен. Спасибо. До свидание.