Методическая разработка урока русского языка по теме «Имя прилагательное как часть речи. Степени сравнения» (10 класс, 1 курс СПО). Презентация и видео к уроку.

2
1
Материал опубликован 23 November

Конспект урока по теме «Имя прилагательное как часть речи. Степени сравнения»

Предметные результаты:

закрепление знаний об имени прилагательном как части речи, его грамматических характеристиках, синтаксической роли, стилистических возможностях. Тренировать навык использования форм степени сравнения прилагательных, тренировать навык слушания и построения высказывания (устного и письменного), навык оценочных высказываний и аргументированных ответов, усвоение грамматических норм, работа по развитию речи (работа с художественным текстом), создание проблемных ситуаций, исследовательский характер работ.

Метапредметные результаты:

коммуникативные: формирование действий по ведению учебного диалога; уметь учитывать позицию другого человека; устанавливать и сравнивать разные мнения на один вопрос, а после – формулировать вывод и принимать решения.

регулятивные: развитие логического мышления; формирование умения ставить новые учебные цели и задачи, составлять план по их реализации, что будет способствовать совершенствованию создания жизненных целей; выбирать эффективные методы достижения целей, оценивать свои решения по результату и по способу действия; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и редактировать способы действия на пути к реализации целей.

познавательные: донести до учащихся важность широкого использования стилистических возможностей форм прилагательных в речи, сформировать представление о важности богатства и выразительности речи для точной коммуникации, как свидетельство культуры речи.

Личностные результаты: раскрыть перед учащимися эстетические возможности форм сравнения прилагательных, формировать у учащихся навык восприятия произведений искусства, анализа его с точки зрения стилистических возможностей форм прилагательных. Формирование личностно значимых оценочных суждений и тренировка навыка их выражения в форме речевого высказывания.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, взаимоконтроль и самопроверка.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная работа, самостоятельная работа, взаимоконтроль, контроль учителем.


Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания: Вставить пропущенные буквы в окончаниях и суффиксах существительных.


Текст домашнего задания:

Бал — собрание многочисленного общ..ства людей обоих полов для танц..в. Балы отличаются от обычных танц..в повышенной торжеств..нн..стью, более строгим этикетом и классическим набором танц..в, следующих в заранее определённом порядк.. . 

В Росси.. первый бал состоялся в город.. Москв.. в 1606 году в рамках свадебного торж..ства Лжедмитрия I и Марины Мнишек. 

Танцы на балах считались важным элементом в воспитании.. и образовани.., а также неотъемлемой частью светской жизн.. дворянства. 


Текст отредактированный:

Бал — собрание многочисленного общества людей обоих полов для танцев. Балы отличаются от обычных танцев повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке . 

В России первый бал состоялся в Москве в 1606 году в рамках свадебного торжества Лжедмитрия I и Марины Мнишек. 

Танцы на балах считались важным элементом в воспитании и образовании, а также неотъемлемой частью светской жизни дворянства. 


3. Проблемная ситуация: на экране тот же текст, но без прилагательных.

Бал — собрание общества людей обоих полов для танцев. Балы отличаются от танцев повышенной торжественностью, этикетом и набором танцев, следующих в порядке.

В России первый бал состоялся в Москве в 1606 году в рамках торжества Лжедмитрия I и Марины Мнишек. 

Танцы на балах считались элементом в воспитании и образовании, а также неотъемлемой частью жизни дворянства. 


- Чем отличаются тексты?

- Можно ли оставить текст таким? Почему?

- Зачем нам нужны прилагательные? (Делают речь красивой, четкой, выразительной, уточняют, описывают, дополняют).

- Какая же сегодня тема?

Записываем тему сегодняшнего урока.


Имя прилагательное как часть речи. Степени сравнения.


Сегодня на уроке мы не только обобщим знания об имени прилагательном, но и обратим особое внимание на разряды прилагательных и степени их сравнения. Научимся избегать ошибок при образовании степеней сравнения.


4. Актуализация имеющихся знаний.

- Что такое имя прилагательное?

- Давайте обратимся к отрывку из известного всем произведения (видео: отрывок из комедии Фонвизина «Недоросль»)

- Кто этот герой, который дает нам такое определение прилагательных?

- Прав ли Митрофан?

- В чем же мы можем согласиться с Митрофаном? (прилагаются к существительному)


5. Изучение нового материала.

- Давайте вернемся к исходному тексту и найдем прилагательные.

- Одинаково ли они выглядят? (делаем вывод о разных разрядах и формах степеней сравнения)

- на экране – таблица с разрядами.

Работа с таблицей. Рассказ преподавателя о разрядах прилагательных.


6. Первичное закрепление новых знаний. Выписываем прилагательное по разрядам:

Интересный спектакль (кач.), глиняный кувшин (отн.), бархатный занавес (отн.), бархатный голос (кач.), сердечная встреча (кач.), сердечная боль (отн.), зимний вечер (отн.), крутая гора (кач.), серое платье (кач.), медвежья лапа (прит.), медвежья шуба (отн.).

- Может ли последнее прилагательное быть качественным?

- Какие прилагательные чаще всего нужны нам в речи? (качественные)


Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Перед вами три предложения.

Мы увидели на сцене красивый танец.

Этот танец был красивее предыдущего.

Для нас он стал красивейшим танцем.


Фронтальный опрос.

- Какое прилагательное показывает, что признак предмета проявляется в большей степени? (красивее)

- Какое прилагательное показывает, что признак предмета превосходит остальные признаки предмета? (красивейший)

- Как назовём форму, где признаки сравниваются? (Сравнительная)

- Как назовем вторую степень, если известно, что она превосходит всех? (Превосходная)

- Пожалуйста, сделайте вывод и запишите его в виде ответа на вопрос – назови степени сравнения имен прилагательных?

- Определите, с помощью каких суффиксов образовались эти прилагательные? Обозначьте эти суффиксы.


- Таблица с образованием степеней сравнения прилагательных.

Слово учителя (схема на доске)


- Снова обращаемся к упражнению с распределением прилагательные по разрядам и пробуем образовать степени сравнения. (Делаем вывод о том, что не от каждого прилагательного можем образовать сравнительную степень)

- Прилагательные какого разряда могут иметь степени сравнения? (только качественные)

- Я называю прилагательное в положительной степени, а вы меня дополняете, образуя сравнительную и превосходную степень:

Умный – более умный – умнейший;

Чистый – чище – чистейший;

теплый, жаркий, крупный.


Закрепление материала. Применение знаний.

А) Редактирование. Найдите неправильный вариант. Исправьте ошибку. Исправленные предложения перепишите.

Он оказался в более лучшем положении. 2. Покорена высочайшая вершина мира. 3. Края здесь благодатнейшие! 4. Мы столкнулись с наиболее сложнейшей проблемой. 5. В прошлом году погода была прохладнее. 6. У Кати почерк менее красивее, чем у Даши. 7. Байкал – самое глубочайшее пресное озеро.

Таким образом, для использования степени сравнения прилагательного, используем только один способ – либо добавляем специальное слово, либо суффикс. Не смешивать.


Б) Творческое моделирование. Комплимент для друга.

Описать своего одногруппника, используя сравнительную или превосходную степень (письменно, дать прочитать соседу)

Например, Буканов Егор – самый талантливый (превосходная степень, сост.форма).


Обобщение знаний в виде фишбоуна.


Рефлексия

Что такое прилагательное? Зачем они нужны? Какие бывают разряды прилагательных? Сколько существует степеней сравнения имен прилагательных? Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?

Зачем нам эта информация?


Домашнее задание:

Составить текст (5-8 предложений) с использованием прилагательных в сравнительной, превосходной степенях сравнения о любом народном танце.

Выставление оценок.






Имя прилагательноеPPTX / 87.34 Кб
НедоросльMP4 / 6.37 Мб



Приложение. 

t1763914614aa.jpg


Упражнение 1. Найдите неправильный вариант. Исправьте ошибку. Исправленные предложения перепишите.

Он оказался в более лучшем положении. 2. Покорена высочайшая вершина мира. 3. Края здесь благодатнейшие! 4. Мы столкнулись с наиболее сложнейшей проблемой. 5. В прошлом году погода была прохладнее. 6. У Кати почерк менее красивее, чем у Даши. 7. Байкал – самое глубочайшее пресное озеро.



t1763914614aa.jpg


Упражнение 1. Найдите неправильный вариант. Исправьте ошибку. Исправленные предложения перепишите.

Он оказался в более лучшем положении. 2. Покорена высочайшая вершина мира. 3. Края здесь благодатнейшие! 4. Мы столкнулись с наиболее сложнейшей проблемой. 5. В прошлом году погода была прохладнее. 6. У Кати почерк менее красивее, чем у Даши. 7. Байкал – самое глубочайшее пресное озеро.




t1763914614aa.jpg


Упражнение 1. Найдите неправильный вариант. Исправьте ошибку. Исправленные предложения перепишите.

Он оказался в более лучшем положении. 2. Покорена высочайшая вершина мира. 3. Края здесь благодатнейшие! 4. Мы столкнулись с наиболее сложнейшей проблемой. 5. В прошлом году погода была прохладнее. 6. У Кати почерк менее красивее, чем у Даши. 7. Байкал – самое глубочайшее пресное озеро.



t1763914614aa.jpg


Упражнение 1. Найдите неправильный вариант. Исправьте ошибку. Исправленные предложения перепишите.

Он оказался в более лучшем положении. 2. Покорена высочайшая вершина мира. 3. Края здесь благодатнейшие! 4. Мы столкнулись с наиболее сложнейшей проблемой. 5. В прошлом году погода была прохладнее. 6. У Кати почерк менее красивее, чем у Даши. 7. Байкал – самое глубочайшее пресное озеро.



t1763914614aa.jpg


Упражнение 1. Найдите неправильный вариант. Исправьте ошибку. Исправленные предложения перепишите.

Он оказался в более лучшем положении. 2. Покорена высочайшая вершина мира. 3. Края здесь благодатнейшие! 4. Мы столкнулись с наиболее сложнейшей проблемой. 5. В прошлом году погода была прохладнее. 6. У Кати почерк менее красивее, чем у Даши. 7. Байкал – самое глубочайшее пресное озеро.



t1763914614aa.jpg


Упражнение 1. Найдите неправильный вариант. Исправьте ошибку. Исправленные предложения перепишите.

Он оказался в более лучшем положении. 2. Покорена высочайшая вершина мира. 3. Края здесь благодатнейшие! 4. Мы столкнулись с наиболее сложнейшей проблемой. 5. В прошлом году погода была прохладнее. 6. У Кати почерк менее красивее, чем у Даши. 7. Байкал – самое глубочайшее пресное озеро.



t1763914614aa.jpg


Упражнение 1. Найдите неправильный вариант. Исправьте ошибку. Исправленные предложения перепишите.

1.Он оказался в более лучшем положении. 2. Покорена высочайшая вершина мира. 3. Края здесь благодатнейшие! 4. Мы столкнулись с наиболее сложнейшей проблемой. 5. В прошлом году погода была прохладнее. 6. У Кати почерк менее красивее, чем у Даши. 7. Байкал – самое глубочайшее пресное озеро.



t1763914614aa.jpg


Упражнение 1. Найдите неправильный вариант. Исправьте ошибку. Исправленные предложения перепишите.

Он оказался в более лучшем положении. 2. Покорена высочайшая вершина мира. 3. Края здесь благодатнейшие! 4. Мы столкнулись с наиболее сложнейшей проблемой. 5. В прошлом году погода была прохладнее. 6. У Кати почерк менее красивее, чем у Даши. 7. Байкал – самое глубочайшее пресное озеро.



t1763914614aa.jpg


Упражнение 1. Найдите неправильный вариант. Исправьте ошибку. Исправленные предложения перепишите.

Он оказался в более лучшем положении. 2. Покорена высочайшая вершина мира. 3. Края здесь благодатнейшие! 4. Мы столкнулись с наиболее сложнейшей проблемой. 5. В прошлом году погода была прохладнее. 6. У Кати почерк менее красивее, чем у Даши. 7. Байкал – самое глубочайшее пресное озеро.



t1763914614aa.jpg


Упражнение 1. Найдите неправильный вариант. Исправьте ошибку. Исправленные предложения перепишите.

Он оказался в более лучшем положении. 2. Покорена высочайшая вершина мира. 3. Края здесь благодатнейшие! 4. Мы столкнулись с наиболее сложнейшей проблемой. 5. В прошлом году погода была прохладнее. 6. У Кати почерк менее красивее, чем у Даши. 7. Байкал – самое глубочайшее пресное озеро.



t1763914614aa.jpg


Упражнение 1. Найдите неправильный вариант. Исправьте ошибку. Исправленные предложения перепишите.

Он оказался в более лучшем положении. 2. Покорена высочайшая вершина мира. 3. Края здесь благодатнейшие! 4. Мы столкнулись с наиболее сложнейшей проблемой. 5. В прошлом году погода была прохладнее. 6. У Кати почерк менее красивее, чем у Даши. 7. Байкал – самое глубочайшее пресное озеро.



t1763914614aa.jpg


Упражнение 1. Найдите неправильный вариант. Исправьте ошибку. Исправленные предложения перепишите.

Он оказался в более лучшем положении. 2. Покорена высочайшая вершина мира. 3. Края здесь благодатнейшие! 4. Мы столкнулись с наиболее сложнейшей проблемой. 5. В прошлом году погода была прохладнее. 6. У Кати почерк менее красивее, чем у Даши. 7. Байкал – самое глубочайшее пресное озеро.



t1763914614aa.jpg


Упражнение 1. Найдите неправильный вариант. Исправьте ошибку. Исправленные предложения перепишите.

Он оказался в более лучшем положении. 2. Покорена высочайшая вершина мира. 3. Края здесь благодатнейшие! 4. Мы столкнулись с наиболее сложнейшей проблемой. 5. В прошлом году погода была прохладнее. 6. У Кати почерк менее красивее, чем у Даши. 7. Байкал – самое глубочайшее пресное озеро.



t1763914614aa.jpg


Упражнение 1. Найдите неправильный вариант. Исправьте ошибку. Исправленные предложения перепишите.

Он оказался в более лучшем положении. 2. Покорена высочайшая вершина мира. 3. Края здесь благодатнейшие! 4. Мы столкнулись с наиболее сложнейшей проблемой. 5. В прошлом году погода была прохладнее. 6. У Кати почерк менее красивее, чем у Даши. 7. Байкал – самое глубочайшее пресное озеро.



t1763914614aa.jpg


Упражнение 1. Найдите неправильный вариант. Исправьте ошибку. Исправленные предложения перепишите.

Он оказался в более лучшем положении. 2. Покорена высочайшая вершина мира. 3. Края здесь благодатнейшие! 4. Мы столкнулись с наиболее сложнейшей проблемой. 5. В прошлом году погода была прохладнее. 6. У Кати почерк менее красивее, чем у Даши. 7. Байкал – самое глубочайшее пресное озеро.



t1763914614aa.jpg


Упражнение 1. Найдите неправильный вариант. Исправьте ошибку. Исправленные предложения перепишите.

Он оказался в более лучшем положении. 2. Покорена высочайшая вершина мира. 3. Края здесь благодатнейшие! 4. Мы столкнулись с наиболее сложнейшей проблемой. 5. В прошлом году погода была прохладнее. 6. У Кати почерк менее красивее, чем у Даши. 7. Байкал – самое глубочайшее пресное озеро.



t1763914614aa.jpg


Упражнение 1. Найдите неправильный вариант. Исправьте ошибку. Исправленные предложения перепишите.

Он оказался в более лучшем положении. 2. Покорена высочайшая вершина мира. 3. Края здесь благодатнейшие! 4. Мы столкнулись с наиболее сложнейшей проблемой. 5. В прошлом году погода была прохладнее. 6. У Кати почерк менее красивее, чем у Даши. 7. Байкал – самое глубочайшее пресное озеро.



t1763914614aa.jpg


Упражнение 1. Найдите неправильный вариант. Исправьте ошибку. Исправленные предложения перепишите.

Он оказался в более лучшем положении. 2. Покорена высочайшая вершина мира. 3. Края здесь благодатнейшие! 4. Мы столкнулись с наиболее сложнейшей проблемой. 5. В прошлом году погода была прохладнее. 6. У Кати почерк менее красивее, чем у Даши. 7. Байкал – самое глубочайшее пресное озеро.



t1763914614aa.jpg


Упражнение 1. Найдите неправильный вариант. Исправьте ошибку. Исправленные предложения перепишите.

Он оказался в более лучшем положении. 2. Покорена высочайшая вершина мира. 3. Края здесь благодатнейшие! 4. Мы столкнулись с наиболее сложнейшей проблемой. 5. В прошлом году погода была прохладнее. 6. У Кати почерк менее красивее, чем у Даши. 7. Байкал – самое глубочайшее пресное озеро.



t1763914614aa.jpg


Упражнение 1. Найдите неправильный вариант. Исправьте ошибку. Исправленные предложения перепишите.

Он оказался в более лучшем положении. 2. Покорена высочайшая вершина мира. 3. Края здесь благодатнейшие! 4. Мы столкнулись с наиболее сложнейшей проблемой. 5. В прошлом году погода была прохладнее. 6. У Кати почерк менее красивее, чем у Даши. 7. Байкал – самое глубочайшее пресное озеро.



14


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Отличный материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

0
25 November

Похожие публикации