Методическая разработка урока русского языка в 5 классе «Правописание имён собственных»
Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная школа-интернат № 66»
(МКОУ «Школа - интернат № 66»)
Подготовила
учитель русского языка и чтения
Барсукова Людмила Сергеевна
Новокузнецк, 2021 год
Технологическая карта 02.02.2021 Предмет – русский язык Класс - 5
Тема урока: Правописание имен собственных.
Цель: закрепление знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных, формирование умения различать имена нарицательные и имена собственные.
Задачи:
Закрепить представление о значении имен собственных и нарицательных.
Совершенствовать навыки правописания имен собственных.
Развивать память, расширять кругозор учащихся.
Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, любви к родному краю.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Формировать представление учащихся об основном назначении имен собственных как названий единичных предметов;
- понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных.
- различать заглавные и строчные буквы;
- различать слова, которые пишутся с заглавной буквы;
- формировать навык написания слов с заглавной буквы;
- находить в словах изученные правила.
Метапредметные:
- развивать речь учащихся при работе с предложениями и текстом;
- уметь сравнивать;
- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя.
Личностные:
- формировать познавательный интерес к учебному материалу;
- формировать осознание значимости данного умения.
- понимать причины успеха в учебной деятельности.
Формируемые БУД
Познавательные:
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно
- объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение
Регулятивные:
- уметь осуществлять самооценку результатов работы,
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом, выработанным планом
- закрепить способ написания заглавной буквы в именах собственных;
- уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу;
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные:
- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, группе
- формулировать понятные высказывания, используя термины.
Дидактические средства:
для учителя – средства ИКТ (презентация, фонограмма)
для обучающегося – тетрадь, карточки для работы в парах, в группе, предметы для релаксации, цветы – оценки.
Тип урока: закрепление изученного материала
Ход урока
| Этапы работы | Содержание этапа | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Организационный момент эмоциональный настрой Цель для учащихся: подготовка к продуктивной работе на уроке. Цель для педагога: создание условий для эффективной работы на уроке Актуализация знаний Цель для педагога: создание условий для развития учащихся, определения уровня знаний, умений и навыков по предыдущей теме, воспитание интереса к познавательной деятельности. Цель для учащихся: закрепление знания по предыдущей теме, овладевать навыками речевого общения. Самоопределение к деятельности ( формулирование темы, цели урока) Работа по теме урока а) проблемный вопрос Цели: выявление места и причин затруднения, формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения б) план действий Цель для педагога: создать условия для постановки учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, Цель для учащихся: формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя, обдумывание проекта будущих учебных действий: в) работа по плану (в паре) Цель: отработка умения работать в паре по коллективно принятому плану действий, проверка результативности созданного плана. г) проверка по эталону Цель: проверка умения самоконтроля и самооценки Физминутка для глаз Цель: снятие усталости, тренировка мышц, поддерживающих глазное яблоко. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. Цель: проверка умения действовать по алгоритму в новой учебной ситуации. Физ.минутка в форме игры Цель: проверка умения действовать по алгоритму в новой учебной ситуации. Индивидуальная работа Цель: проверка умения работать с текстом по предложенному план, развитие речи учащихся при работе с предложениями и текстом; умение делать выводы о результате работы проверка результатов работы Рефлексия Цель для учителя: формировать познавательный интерес к учебному материалу; - формировать осознание значимости данного умения. Цель для учащихся: понимать причины успеха в учебной деятельности. Домашнее задание. Цель: проверить, как усвоен учащимися материал урока, предложить применить знания в новой ситуации. | - Здравствуйте, "Хвалилки". Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой я молодец!" А теперь положите руку соседу на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой ты молодец!" - Девизом сегодняшнего урока предлагаю взять следующие строки: «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!» Сегодня нам предстоит большая, разнообразная и интересная работа. А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете чуть позже. Главное, чтобы мы строго следовали выбранному девизу. Заданий у нас будет много, поэтому оценочным листом будет этот цветок. Выполняя задания урока, мы будем раскрашивать наши цветы. Зелёный – задание не вызвало затруднений, всё получилось. Жёлтый - было понятно, но допустил ошибки при выполнении. Красный - было трудно, не смог выполнить задание. Тренажер «Мешочки с пшеном» Кладем на голову мешочки с пшеном. Спина сразу выпрямляется. Держим мешочки на голове 3-5 минут, пока ребята пишут в тетрадях дату, тему. Во время урока можем использовать их несколько раз. Вес мешочков около 300г, размер-17/13см. Цель: стабилизация эмоционального состояния (снятие стресса, успокоение центральной нервной системы); развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, следовательно, ребёнок учится прислушиваться к своим ощущениям; влияние на развитие центра речи в головном мозге ребёнка; улучшение циркуляции крови; активизация нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев. 1. Повторение изученного материала "БИНГО” - Мы продолжаем изучение имени существительного. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме. Поиграем в игру «Бинго» -на партах у вас лежат карточки с ответами. Внимательно прочитайте их. Ваша задача, слушая вопрос, найти на поле соответствующий ответ и закрыть его фишкой. ВОПРОСЫ - Имя существительное – это ……. - Имя существительное обозначает ……. - Имя существительное отвечает на вопросы……. - Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? называются ……… - Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? называются ……… - Имена существительные, общие для группы предметов, называются ….. - Имена существительные, которые называют предмет особым именем , называются.. - Нарицательные существительные пишутся с буквы……. - Собственные существительные пишутся с буквы…….
- №1 оцените свои знания при помощи цветовой гаммы. Найдите в нашем цветке лепесток, на котором написано слово «Бинго» и раскрасьте его. - Что знаете об именах нарицательных? Они обозначают слова, общие для группы предметов. - Что знаете об именах собственных? Они называют предмет особым именем, поэтому пишутся с заглавной буквы. - Как вы думаете, что требует тщательного изучения, имя нарицательное или имя собственное? Почему? Назовите тему урока. «Правописание имён собственных» - С какой целью будем изучать эту тему? Сформулируйте! а) Проблемный вопрос: - Читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила это слово с большой буквы - Лев. Почему так могло быть? (ответы учащихся). Работа с заданиями презентации. Какие операции надо выполнить, чтобы не допускать ошибок? - На что обращаем внимание в первую очередь? - Как будем писать слова, называющие предметы? - Как напишем «особое » имя предмета? -Составим алгоритм действий. План действий: 1. Что называет слово: предмет или особое имя? 2.Если предмет, то пиши со строчной буквы, если особое имя, то с заглавной. Смотрят с почтеньем на букву подруги, Твоё имя, имя улицы, города. Буква большая - совсем не пустяк: В букве большой уважения знак! Проверим, как «работает» наш алгоритм. Работаем в паре «исполнитель – контролер» В тетрадях. Тренажёр «Мешочек с пшеном». в) Работа в парах У меня есть брат (М, м)ишка. У него любимая мягкая игрушка - (М, м)ишка. У (Д, д)евочки (И, и)ры (Ч, ч)ёрное перо. Летом она ездила на (Ч, ч)ёрное море. (В, в)итя (В, в)оробьёв увидел гнездо (В, в)оробьёв. (К, к)оля (П, п)етухов слушал пение (П, п)етухов. - Помогает наша инструкция? Оцените свою работу. На лепестке «Работа в паре». Физминутка для глаз: Слайд «Электронные физминутки для глаз. Цветик – семицветик» 1.Составление кластера «Какие имена собственные пишем с большой буквы». Закрепление материала по разделам. а) Кто это? Устная работа с заданием презентации. Называем имя, фамилию, отчество человека. Оцениваем. б) Имена сказочных героев. Выполнение упражнения № 170 страница 122. Самостоятельно. Оцениваем. Тренажер «Ручка-помощница». Цель: снимаем напряжение с мышц руки, укрепляем основные органы нашего организма (мозг желудок, кишечник, печень сердце). Дети заранее обводят свою руку на картоне, вырезается, на каждый палец руки наклеивается разный материал: бархатная, наждачная бумага, гофрированный картон, песок, ткань. После выполнения письменного задания каждый пальчик отдыхает. в) Клички животных. Устная работа с заданием презентации. г) Географические названия. Выполнение задания на карточке. Слушайте задания. Найдите на столе листы разного цвета. Что, нет его на парте? Ах, да! Я ведь забыла, что, когда я раскладывала задания на парты, открыла окно, и ветер унёс их. Давайте поищем вместе. Физминутка. Повернитесь назад и поищите на спинке стула. Нет? Наклонитесь вправо и посмотрите по сторонам. Нет? Наклонитесь влево и посмотрите по сторонам. Нет? Тогда поищите ладошками под крышкой стула, поищите под партой. Нашли? Вот и хорошо. Самостоятельная работа. Дифференцированное задание. Оцениваем. . На красном фоне - повышенной сложности (Сайко, Гредин), (Черногребень, Шмаков) - полегче, в зелёном (Егорова, Зенкин) – совсем лёгкие. Запишите в тетрадь. а) Спишите, раскрывая скобки. Меня зовут ……. Я живу в городе ………Наш город находится в …………области. Главный город нашей области …………….. Б) Исправь ошибки, запиши правильно. Я живу в городе новокузнецк. Он красивый и большой. в городе течет река томь. В) Продолжи предложение, дописав имена собственные. Запиши. Меня зовут… Я живу в городе… Наша школа находится на улице … - Все ли мы выяснили об именах собственных? Давайте проведем небольшое исследование. Работа с текстом. Задания 1. Прочитать текст -1 мин. 2. Найти и подчеркнуть имена собственные- 1 мин 3. Обсудить и сделать вывод: Что называют эти имена собственные? 4. Защитить свое решение. Новокузнецк, город в России, Кемеровская область, расположен в Кузнецкой котловине, на берегах реки Томь, при впадении в нее рек Аба и Кондома, в 308 километрах к югу от Кемерово. Основан в 1618 году. В 1622-1931 годах назывался Кузнецк-Сибирский. В 1931-1932 годах Сталинск-Кузнецк (Сталинск) и с 1961 года - Новокузнецк. Обобщение - Что же называют имена собственные? Учитель обращает внимание детей на то, что некоторые имена собственные образованы от имен нарицательных и пишутся в кавычках. Например, магазин «Заря», конфеты «Белочка». Большую букву мы пишем всегда Рефлексия -в технике рефлексивная мишень
- дети вывешивают свои раскрашенные цветы на доске на определённое поле. Итог урока: Какую цель ставили перед собой ? Достигли поставленной цели? В чем испытывали затруднения? Домашнее задание: ( по выбору) 1.Сочинение «Что я узнал об именах собственных? 2.Задание с использованием учебника чтения : найти предложения с именами собственными, записать не менее 3 предложений. |