МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ. ТЕМА УРОКА: «В поисках сокровищ Югры: Решение практических задач на пропорцию и масштаб с использованием карты ХМАО-Югры» Математика. 6 КЛАСС.

10
0
Материал опубликован 27 September


Методическая разработкаPPT / 4.76 Мб

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ.

ТЕМА УРОКА: «В поисках сокровищ Югры: Решение практических задач на пропорцию и масштаб с использованием карты ХМАО-Югры»

Математика. 6 КЛАСС.


АВТОР УРОКА: Якоби Зинаида Фёдоровна – учитель математики, МБОУ «СШ №1» имени А.В. Войналовича. Г.Нижневартовск. ХМАО-Югры


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ


Тип урока по ФГОС – комбинированный урок с практической направленностью, с элементами игры.

Формы и методы урока -

Индивидуальная работа (поиск информации, решение задач)

Работа в парах (измерения, обсуждение результатов)

Коллективное обсуждение (анализ, проверка)

Использование наглядных пособий (карты, схемы, фотографии, презентация, "сундук" с "сокровищами")

Игровые элементы ("поиск сокровищ")

Деятельностная цель: Формирование умения применять теоретические знания о пропорции и масштабе для решения практических географических задач на примере карты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Содержательная цель: Освоение понятий «пропорция» и «масштаб», развитие способности решать практические задачи на определение расстояний, площадей и соотношений объектов на карте с учётом её масштаба. Закрепление навыков перевода величин и вычисления неизвестных элементов геометрических фигур посредством составления пропорций. Воспитание интереса к изучению географии родного края через познавательную деятельность.

Планируемые результаты:

Предметные: умение решать задачи на пропорции и масштаб, применяя их к географическим данным ХМАО; умение определять расстояния на карте и местности.

Метапредметные

Регулятивные: умение планировать и оценивать свою деятельность, устанавливать последовательность действий, самостоятельно оценивать результаты.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнерами, слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли.

Познавательные: умение извлекать информацию из различных источников (карты, текст, фотографии), анализировать и интерпретировать ее, устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к учению, развитие познавательного интереса к предмету и истории родного края, воспитание чувства патриотизма.

Ресурсы:

Учебник математики для 6 класса;

Атлас или карта ХМАО-Югры;

Линейки, карандаши, цветные маркеры;

Проектор;

Ксерокопии фрагментов карты ХМАО-Югры .

Презентация с фотографиями и интересными фактами о ХМАО-Югре;

"Сундук" с "сокровищами" (конфеты, маленькие сувениры с символикой ХМАО);

Карточки с заданиями (разные по уровню сложности).

ХОД УРОКА

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент (2 мин)

Приветствие, проверка готовности к уроку. Создание эмоционального настроя. Вместо обычного приветствия: "Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по Югре в поисках сокровищ. Готовы ли вы стать настоящими кладоискателями?"

Приветствуют учителя, проверяют наличие необходимых материалов.

Регулятивные: самоорганизация. Личностные: положительное отношение к учению, готовность к сотрудничеству.

2. Актуализация знаний (5 мин)

Интеллектуальная разминка: За 3 минуты нужно письменно ответить на следующие вопросы

1) Что такое масштаб? (Масштаб-это отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности.)

2) Какие виды масштаба вы знаете? Приведите примеры (Виды масштаба: числовой, именованный, линейный)

t1758989454aa.gif

3) Где применяют масштаб? ( Масштаб нужен для определения расстояний по карте, вычерчивания карт, рассматривание микробов в микроскоп, в архитектуре и т.д.)

4) Какой из масштабов крупнее : 1: 25; 1: 250 или 1: 25000? (1:25)

Отвечают на вопросы, разгадывают загадку. Вспоминают основные понятия, необходимые для решения задач.

Познавательные: актуализация имеющихся знаний, логическое мышление. Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы.

3. Мотивация учебной деятельности (5 мин)

Введение в игровую ситуацию: Учитель демонстрирует "сундук" с "сокровищами". "В этом сундуке спрятаны сокровища Югры – знания о нашем крае и маленькие подарки. Чтобы их получить, вам предстоит выполнить ряд заданий, используя знания о пропорциях и масштабе и карту ХМАО-Югры." Формулирование темы и целей урока: Подводит к теме урока и определению целей.

Проявляют интерес к "сокровищам" и заданиям. Совместно с учителем формулируют тему и цели урока.

Регулятивные: целеполагание, планирование. Познавательные: умение видеть проблему, определять цель деятельности. Коммуникативные: умение участвовать в обсуждении.

4. Изучение нового материала (10 мин)

Короткая презентация о ХМАО-Югре: Учитель показывает слайды о интересных фактах региона ХМАО-Югры

Напоминание алгоритма решения задач: Учитель кратко повторяет алгоритм решения задач на пропорцию и масштаб (на слайде). Акцентирует внимание на региональные особенности, примеры населенных пунктов, географических объектов. (Приложение1).

t1758989454ab.gif

t1758989454ac.gif t1758989454ad.gif

Смотрят презентацию, слушают рассказ учителя. Вспоминают алгоритм решения задач на пропорции и масштаб. Запоминают интересные факты.

Познавательные: восприятие информации, анализ, систематизация знаний. Регулятивные: планирование, прогнозирование. Личностные: познавательный интерес к региону.

5. Первичное закрепление (15 мин)

"Поиск сокровищ" (работа в парах): Учитель раздает каждой паре карточку с заданием. (Приложение 2)

Примеры заданий:

1.Самотлорское месторождение находится северо-восточнее города Нижневартовска в Ханты-Мансийском автономном округе. Измерьте расстояние на карте. Масштаб 1:1000000. Определите расстояние на местности. Ответ дайте в км.

t1758989454ae.gif

2. Древнее хантыйское жилище представлено в виде конуса высотой 2 метра. Скульптуры мамонтов в городе Ханты-Мансийске имеют разные размеры: большая фигура достигает высоты 8 метров, меньшая — 3 метра. Оба объекта отображаются на карте символически в масштабе 1:1000. Во сколько раз высота большей скульптуры мамонта больше высоты хантыйского жилища? Ответ выразите в сантиметрах.



t1758989454af.gif

3. Найти на карте расстояние между городами Радужный и Лангепас. Масштаб карты 1:1000000. Рассчитайте, сколько времени потребуется, чтобы добраться от города Радужный до города Лангепас на вертолёте, если его средняя скорость составляет 200 км/ч?

t1758989454ag.gif

Взаимопроверка: Пары обмениваются результатами и оценивают решение друг друга.


Работают в парах, выполняют измерения, решают задачи. Обсуждают решение, помогают друг другу. Записывают решение в тетрадь. Проверяют результаты другой пары.

Познавательные: применение знаний на практике, анализ информации. Коммуникативные: сотрудничество в парах, взаимопомощь. Регулятивные: контроль, коррекция, оценивание.

6. Физкультминутка (2 мин)

Игра "Югорский ветер". Учитель называет направление ветра (северный, южный, восточный, западный). Ученики имитируют движение деревьев под ветром в указанном направлении.

Выполняют упражнения, имитируют движения.

Выбирают задания по уровню сложности и самостоятельно решают их.

Личностные: забота о здоровье, снятие напряжения.

Познавательные: применение знаний, самоконтроль. Регулятивные: самооценка, выбор уровня сложности.

7. Самостоятельная работа (10 мин)

Дифференцированные задания: Учитель предлагает задания разного уровня сложности на карточках. (Приложение3)

Примеры заданий:

Легкий уровень: Расстояние на машине между городами Нефтеюганск и Мегион равно 249 километрам. Расстояние между городами Нефтеюганск и Советский приблизительно составляет 605 километров. Во сколько раз расстояние между Нефтеюганском и Мегионом меньше, чем расстояние между Нефтеюганском и Советским? Ответ округлите до десятых долей. (ответ (2,4)

Средний уровень: Площадь озера Самотлор составляет 11,2 км×8,2 км. Найдите длину и ширину озера на карте с масштабом 1:50 000. (Ответ: Длина=11200:500=22,4 см. Ширина=8200:500=16,4 см)

Сложный уровень:

С запада на восток территория региона простирается на 1400 км от восточных склонов Северного Урала почти до берегов реки Енисей. На карте это расстояние отображено отрезком длиной 5 см. Определите масштаб карты. (1400км=1400×100000см=140000000см

Масштаб=140000000:5=28000000. Масштаб=1:280000000)

Индивидуальная помощь: Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся, испытывающим затруднения.

t1758989454ah.gif

8. Подведение итогов. Рефлексия (3 мин)

Обсуждение результатов: Обсуждение наиболее интересных задач и трудностей, возникших при решении.

Рефлексия:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что вам больше всего понравилось?

Какие знания помогли вам справиться с заданиями?

Где в жизни могут пригодиться знания о пропорциях и масштабе?

Награждение: Ученики, успешно справившиеся с заданиями, получают "сокровища" из сундука. Оценка работы учащихся.

Участвуют в обсуждении. Отвечают на вопросы рефлексии. Получают "сокровища".

Регулятивные: оценка, самоанализ. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Личностные: рефлексия, осознание значимости полученных знаний.

9. Домашнее задание (2 мин)

Вариативное домашнее задание:

Составить кроссворд по теме "Масштаб и пропорции".

Найти интересные факты о ХМАО-Югре и составить задачу, связанную с этими фактами, на пропорцию или масштаб.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: планирование.



Приложение 1. Алгоритм решения задач

t1758989454ab.gif

t1758989454ac.gif

t1758989454ad.gif


Приложение 2. Карточки для работы в парах.


1.Самотлорское месторождение находится северо-восточнее города Нижневартовска в Ханты-Мансийском автономном округе. Измерьте расстояние на карте. Масштаб 1:1000000. Определите расстояние на местности. Ответ дайте в км.

2. Древнее хантыйское жилище представлено в виде конуса высотой 2 метра. Скульптуры мамонтов в городе Ханты-Мансийске имеют разные размеры: большая фигура достигает высоты 8 метров, меньшая — 3 метра. Оба объекта отображаются на карте символически в масштабе 1:1000. Во сколько раз высота большей скульптуры мамонта больше высоты хантыйского жилища? Ответ выразите в сантиметрах.

3. Найти на карте расстояние между городами Радужный и Лангепас. Масштаб карты 1:1000000. Рассчитайте, сколько времени потребуется, чтобы добраться от города Радужный до города Лангепас на вертолёте, если его средняя скорость составляет 200 км/ч?


Приложение 3. Дифференцированные задания


Легкий уровень: Расстояние на машине между городами Нефтеюганск и Мегион равно 249 километрам. Расстояние между городами Нефтеюганск и Советский приблизительно составляет 605 километров. Во сколько раз расстояние между Нефтеюганском и Мегионом меньше, чем расстояние между Нефтеюганском и Советским? Ответ округлите до десятых долей.

Средний уровень: Площадь озера Самотлор составляет 11,2 км×8,2 км. Найдите длину и ширину озера на карте с масштабом 1:50 000.

Сложный уровень:

С запада на восток территория региона простирается на 1400 км от восточных склонов Северного Урала почти до берегов реки Енисей. На карте это расстояние отображено отрезком длиной 5 см. Определите масштаб карты.












Приложение 4. Фрагменты карты ХМАО-Югры

t1758989454ai.jpg

t1758989454aj.jpg

t1758989454ak.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации