МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ. ТЕМА УРОКА: «В поисках сокровищ Югры: Решение практических задач на пропорцию и масштаб с использованием карты ХМАО-Югры» Математика. 6 КЛАСС.
Методическая разработкаPPT / 4.76 Мб
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ.
ТЕМА УРОКА: «В поисках сокровищ Югры: Решение практических задач на пропорцию и масштаб с использованием карты ХМАО-Югры»
Математика. 6 КЛАСС.
АВТОР УРОКА: Якоби Зинаида Фёдоровна – учитель математики, МБОУ «СШ №1» имени А.В. Войналовича. Г.Нижневартовск. ХМАО-Югры
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Тип урока по ФГОС – комбинированный урок с практической направленностью, с элементами игры.
Формы и методы урока -
Индивидуальная работа (поиск информации, решение задач)
Работа в парах (измерения, обсуждение результатов)
Коллективное обсуждение (анализ, проверка)
Использование наглядных пособий (карты, схемы, фотографии, презентация, "сундук" с "сокровищами")
Игровые элементы ("поиск сокровищ")
Деятельностная цель: Формирование умения применять теоретические знания о пропорции и масштабе для решения практических географических задач на примере карты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Содержательная цель: Освоение понятий «пропорция» и «масштаб», развитие способности решать практические задачи на определение расстояний, площадей и соотношений объектов на карте с учётом её масштаба. Закрепление навыков перевода величин и вычисления неизвестных элементов геометрических фигур посредством составления пропорций. Воспитание интереса к изучению географии родного края через познавательную деятельность.
Планируемые результаты:
Предметные: умение решать задачи на пропорции и масштаб, применяя их к географическим данным ХМАО; умение определять расстояния на карте и местности.
Метапредметные
Регулятивные: умение планировать и оценивать свою деятельность, устанавливать последовательность действий, самостоятельно оценивать результаты.
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнерами, слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли.
Познавательные: умение извлекать информацию из различных источников (карты, текст, фотографии), анализировать и интерпретировать ее, устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к учению, развитие познавательного интереса к предмету и истории родного края, воспитание чувства патриотизма.
Ресурсы:
Учебник математики для 6 класса;
Атлас или карта ХМАО-Югры;
Линейки, карандаши, цветные маркеры;
Проектор;
Ксерокопии фрагментов карты ХМАО-Югры .
Презентация с фотографиями и интересными фактами о ХМАО-Югре;
"Сундук" с "сокровищами" (конфеты, маленькие сувениры с символикой ХМАО);
Карточки с заданиями (разные по уровню сложности).
ХОД УРОКА
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент (2 мин) | Приветствие, проверка готовности к уроку. Создание эмоционального настроя. Вместо обычного приветствия: "Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по Югре в поисках сокровищ. Готовы ли вы стать настоящими кладоискателями?" | Приветствуют учителя, проверяют наличие необходимых материалов. | Регулятивные: самоорганизация. Личностные: положительное отношение к учению, готовность к сотрудничеству. |
2. Актуализация знаний (5 мин) | Интеллектуальная разминка: За 3 минуты нужно письменно ответить на следующие вопросы 1) Что такое масштаб? (Масштаб-это отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности.) 2) Какие виды масштаба вы знаете? Приведите примеры (Виды масштаба: числовой, именованный, линейный) 3) Где применяют масштаб? ( Масштаб нужен для определения расстояний по карте, вычерчивания карт, рассматривание микробов в микроскоп, в архитектуре и т.д.) 4) Какой из масштабов крупнее : 1: 25; 1: 250 или 1: 25000? (1:25) | Отвечают на вопросы, разгадывают загадку. Вспоминают основные понятия, необходимые для решения задач. | Познавательные: актуализация имеющихся знаний, логическое мышление. Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы. |
3. Мотивация учебной деятельности (5 мин) | Введение в игровую ситуацию: Учитель демонстрирует "сундук" с "сокровищами". "В этом сундуке спрятаны сокровища Югры – знания о нашем крае и маленькие подарки. Чтобы их получить, вам предстоит выполнить ряд заданий, используя знания о пропорциях и масштабе и карту ХМАО-Югры." Формулирование темы и целей урока: Подводит к теме урока и определению целей. | Проявляют интерес к "сокровищам" и заданиям. Совместно с учителем формулируют тему и цели урока. | Регулятивные: целеполагание, планирование. Познавательные: умение видеть проблему, определять цель деятельности. Коммуникативные: умение участвовать в обсуждении. |
4. Изучение нового материала (10 мин) | Короткая презентация о ХМАО-Югре: Учитель показывает слайды о интересных фактах региона ХМАО-Югры Напоминание алгоритма решения задач: Учитель кратко повторяет алгоритм решения задач на пропорцию и масштаб (на слайде). Акцентирует внимание на региональные особенности, примеры населенных пунктов, географических объектов. (Приложение1).
| Смотрят презентацию, слушают рассказ учителя. Вспоминают алгоритм решения задач на пропорции и масштаб. Запоминают интересные факты. | Познавательные: восприятие информации, анализ, систематизация знаний. Регулятивные: планирование, прогнозирование. Личностные: познавательный интерес к региону. |
5. Первичное закрепление (15 мин) | "Поиск сокровищ" (работа в парах): Учитель раздает каждой паре карточку с заданием. (Приложение 2) Примеры заданий: 1.Самотлорское месторождение находится северо-восточнее города Нижневартовска в Ханты-Мансийском автономном округе. Измерьте расстояние на карте. Масштаб 1:1000000. Определите расстояние на местности. Ответ дайте в км. 2. Древнее хантыйское жилище представлено в виде конуса высотой 2 метра. Скульптуры мамонтов в городе Ханты-Мансийске имеют разные размеры: большая фигура достигает высоты 8 метров, меньшая — 3 метра. Оба объекта отображаются на карте символически в масштабе 1:1000. Во сколько раз высота большей скульптуры мамонта больше высоты хантыйского жилища? Ответ выразите в сантиметрах. 3. Найти на карте расстояние между городами Радужный и Лангепас. Масштаб карты 1:1000000. Рассчитайте, сколько времени потребуется, чтобы добраться от города Радужный до города Лангепас на вертолёте, если его средняя скорость составляет 200 км/ч? Взаимопроверка: Пары обмениваются результатами и оценивают решение друг друга. | Работают в парах, выполняют измерения, решают задачи. Обсуждают решение, помогают друг другу. Записывают решение в тетрадь. Проверяют результаты другой пары. | Познавательные: применение знаний на практике, анализ информации. Коммуникативные: сотрудничество в парах, взаимопомощь. Регулятивные: контроль, коррекция, оценивание. |
6. Физкультминутка (2 мин) | Игра "Югорский ветер". Учитель называет направление ветра (северный, южный, восточный, западный). Ученики имитируют движение деревьев под ветром в указанном направлении. | Выполняют упражнения, имитируют движения. Выбирают задания по уровню сложности и самостоятельно решают их. | Личностные: забота о здоровье, снятие напряжения. Познавательные: применение знаний, самоконтроль. Регулятивные: самооценка, выбор уровня сложности. |
7. Самостоятельная работа (10 мин) | Дифференцированные задания: Учитель предлагает задания разного уровня сложности на карточках. (Приложение3) Примеры заданий: Легкий уровень: Расстояние на машине между городами Нефтеюганск и Мегион равно 249 километрам. Расстояние между городами Нефтеюганск и Советский приблизительно составляет 605 километров. Во сколько раз расстояние между Нефтеюганском и Мегионом меньше, чем расстояние между Нефтеюганском и Советским? Ответ округлите до десятых долей. (ответ (2,4) Средний уровень: Площадь озера Самотлор составляет 11,2 км×8,2 км. Найдите длину и ширину озера на карте с масштабом 1:50 000. (Ответ: Длина=11200:500=22,4 см. Ширина=8200:500=16,4 см) Сложный уровень: С запада на восток территория региона простирается на 1400 км от восточных склонов Северного Урала почти до берегов реки Енисей. На карте это расстояние отображено отрезком длиной 5 см. Определите масштаб карты. (1400км=1400×100000см=140000000см Масштаб=140000000:5=28000000. Масштаб=1:280000000) Индивидуальная помощь: Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся, испытывающим затруднения. | ||
8. Подведение итогов. Рефлексия (3 мин) | Обсуждение результатов: Обсуждение наиболее интересных задач и трудностей, возникших при решении. Рефлексия: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вам больше всего понравилось? Какие знания помогли вам справиться с заданиями? Где в жизни могут пригодиться знания о пропорциях и масштабе? Награждение: Ученики, успешно справившиеся с заданиями, получают "сокровища" из сундука. Оценка работы учащихся. | Участвуют в обсуждении. Отвечают на вопросы рефлексии. Получают "сокровища". | Регулятивные: оценка, самоанализ. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Личностные: рефлексия, осознание значимости полученных знаний. |
9. Домашнее задание (2 мин) | Вариативное домашнее задание: Составить кроссворд по теме "Масштаб и пропорции". Найти интересные факты о ХМАО-Югре и составить задачу, связанную с этими фактами, на пропорцию или масштаб. | Записывают домашнее задание. | Регулятивные: планирование. |
Приложение 1. Алгоритм решения задач
|
|
|
Приложение 2. Карточки для работы в парах.
1.Самотлорское месторождение находится северо-восточнее города Нижневартовска в Ханты-Мансийском автономном округе. Измерьте расстояние на карте. Масштаб 1:1000000. Определите расстояние на местности. Ответ дайте в км. |
2. Древнее хантыйское жилище представлено в виде конуса высотой 2 метра. Скульптуры мамонтов в городе Ханты-Мансийске имеют разные размеры: большая фигура достигает высоты 8 метров, меньшая — 3 метра. Оба объекта отображаются на карте символически в масштабе 1:1000. Во сколько раз высота большей скульптуры мамонта больше высоты хантыйского жилища? Ответ выразите в сантиметрах. |
3. Найти на карте расстояние между городами Радужный и Лангепас. Масштаб карты 1:1000000. Рассчитайте, сколько времени потребуется, чтобы добраться от города Радужный до города Лангепас на вертолёте, если его средняя скорость составляет 200 км/ч? |
Приложение 3. Дифференцированные задания
Легкий уровень: Расстояние на машине между городами Нефтеюганск и Мегион равно 249 километрам. Расстояние между городами Нефтеюганск и Советский приблизительно составляет 605 километров. Во сколько раз расстояние между Нефтеюганском и Мегионом меньше, чем расстояние между Нефтеюганском и Советским? Ответ округлите до десятых долей. |
Средний уровень: Площадь озера Самотлор составляет 11,2 км×8,2 км. Найдите длину и ширину озера на карте с масштабом 1:50 000. |
Сложный уровень: С запада на восток территория региона простирается на 1400 км от восточных склонов Северного Урала почти до берегов реки Енисей. На карте это расстояние отображено отрезком длиной 5 см. Определите масштаб карты. |
Приложение 4. Фрагменты карты ХМАО-Югры