Решение задач с помощью пропорций на тему «Витамины и здоровье» (6 класс)
Средняя общеобразовательная школа №30
г. Южно – Сахалинска
Решение задач с помощью пропорций на тему «Витамины и здоровье»
Быстрова Анжелика Алексеевна,
учитель математики
г.Южно - Сахалинск
2017г.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Класс: 6
Предметная область: математика
Учебно-методический комплекс: Учебник (УМК): Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2016., на каждую парту карточки с самостоятельной работой, мультимедийная установка.
Цель урока:
Образовательные:
1. Закрепить понятие основное свойство пропорции.
2. Отработать вычислительные навыки учащихся и умение решать задачи с помощью пропорций.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес и расширять кругозор учащихся;
2. Научить применять знания на практике.
Воспитательные:
1. Показать значение витаминов для здоровья человека;
2. Пропагандировать здоровый образ жизни.
Планируемые обязательные результаты:
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
определяют понятие «пропорция» |
понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение |
повторяют основное свойство пропорции; где применяется основное свойство пропорции ; какие величины называются прямо пропорциональными; какие величины называются обратно пропорциональными |
понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение |
|
Регулятивные |
• самостоятельно ставят учебные задачи путем задавания вопросов |
самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму |
• планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления |
совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними |
|
Познавательные |
•извлекают необходимую информацию из прослушанного материала |
самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
• структурируют информации в виде записи выводов и определений |
совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
|
Коммуникативные |
• эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
выполнение действий по алгоритму под управлением учителя |
Личностные |
умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи |
самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
Этап урока, время этапа |
Задачи этапа |
Методы, приемы обучения |
Формы учебного взаимодей-ствия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап |
• вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме; • организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку цели |
Формирование информа-ционного запроса: «РИСК»
|
Фронталь-ная, индивиду-альная |
1.Проводит беседу о том, что знают про пропорции, где применяется основное свойство пропорции; какие величины называются прямо пропорциональными; какие величины называются обратно пропорциональными. 2. Предъявляет фразу с информацией проблемного характера. 3. Предлагает задать вопросы, возникшие в связи с данной информацией, используя вопросительные слова |
1. Делятся мнениями на поставленную проблему
2. Записывают информацию.
3. Формулируют и записывают вопросы. |
Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний Познавательные УУД: формулировать информационный запрос Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности |
Ориентировоч-ный этап |
• организовать самостоятельное планирование и выбор методов поиска информации |
Беседа |
фронталь-ная
|
Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для ответа на возникшие вопросы, предлагает способ и последовательность действий |
Называют известные им источники и методы поиска информации и знакомятся с предложенной учителем последовательностью действий |
Регулятивные УУД: планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.
|
Поисково-исследователь-ский этап |
• организовать осмысленное восприятие новой информации |
Рассказ
|
Фронталь-ная, индивидуальная |
1. Сообщает 1 часть информации по теме урока 2. Предлагает ответить на вопросы, которые получены из 1 части рассказа. 3. Сообщает 2 часть информации. Предлагает записать выводы и решить уравнения. 4. Предлагает найти ответы на вопросы в ходе практической работы. |
1. Слушают новый материал.
2. Делают пометки, называют вопросы и дают на них ответы. 3. Слушают, записывают и решают. 4. Формулируют новые вопросы по изучаемой теме.
|
Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов; структурировать знания; Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные УУД: давать определения новым понятиям темы; называть способы решения. |
Практический этап |
• обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний |
Практи-ческая работа |
Индиви-дуальная, фронталь-ная |
1. Дает задание для учащихся, организует обсуждение результатов ее выполнения. 2. Помогает вcпомнить понятия «пропорция», «основное свойство пропорции»; «прямая пропорциональность», «обратная пропорциональность». 3. Дает задание для учащихся, организует обсуждение ее результатов.
|
1. Выполняют задания, сообщают о результатах.
2. Слушают объяснение учителя.
3. Выполняют задания , сообщают о результатах.
|
Предметные УУД: Различать способы решения пропорции, правильно формулировать ход решения уравнений, находить неизвестные компоненты, применять на практике полученные выводы Познавательные УУД: анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие; |
Рефлексивно-оценочный этап |
осмысление процесса и результата деятельности |
Беседа, письменное высказывание |
Индиви-дуальная, фронталь-ная |
1. Предлагает оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы. 2. Предлагает каждому учащемуся высказать свое мнение в виде 1 фразы: телеграммы |
1. Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов. 2. Выборочно высказываются, делятся друг с другом мнением |
Регулятивные УУД: констатировать необходимость продолжения действий Познавательные УУД: решать различные виды уравнений Коммуникативные УУД: адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании |
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
учителя |
учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный этап |
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Открываем тетради, записываем число, классная работа. |
Учащиеся готовы к началу работы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап актуализация знаний.
|
Учитель: Решите данные уравнения. Используя таблицу соответствия букв и полученных результатов, определите тему урока (данные уравнения учитель распределяет по одному между учащимися класса).
-Что у нас получилось? Соедините полученное с материалом прошлого урока.
– Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
- Исходя из названия темы, давайте сформулируем цель нашего урока.
- Для того чтобы достичь цели урока, какие задачи нам надо поставить?
- Где можно узнать информацию по данной теме? |
1.Решают, ученик проговаривает ответ
2. Делают записи в тетради.
3. Ребята объявляют тему урока и записывают в тетради: Решение задач с помощью пропорций на тему «Витамины и здоровье»
5. Формулируют цель: познакомиться с разными видами уравнений; научиться их решать. 6. Формулируют задачи: 1) вспомнить основные понятия, свойства, которые можно отнести к пропорции; 2) решить задачи с помощью пропорций, в которых роль неизвестной величины будет выполнять какой-нибудь из витаминов 3) внимательно слушать учителя; 4) делать необходимые записи в тетрадях 7. Называют источники информации: учебник, учитель |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап изучение материала |
1.Подготовительный этап.
- Почему на уроке математики мы сегодня говорим о витаминах?
Действительно некоторые болезни развиваются из–за недостатка питательных веществ – витаминов. Только в 1880 году русский ученый Н.И. Лунин открыл причину заболеваний у людей. Он доказал, что в натуральных продуктах питания, созданных природой, существуют какие – то ранее неизвестные вещества, необходимые для жизни любого организма. Эти вещества назвали витаминами. Они участвуют во всех физиологических процессах как важнейшие регуляторы жизнедеятельности. В организме человека витамины не образуются или образуются в недостаточных количествах. Витамины оказывают сильное влияние на рост, развитие, обмен веществ, являются ферментами или входят в состав ферментов. При отсутствии в пище того или иного витамина возникают заболевания – авитаминозы. Для нормальной жизни человеку нужно около 20 витаминов. Познакомимся с некоторыми из них. Витамин С. Исключительно важным является витамин С. В больших количествах он содержится в плодах шиповника, чёрной смородины, капусте, петрушке, луке и др. Кроме овощей и фруктов много витамина С содержится в хвое сосны, примерно в 7 раз больше, чем в лимонах. Чем витамин С полезен? Сейчас мы решим задачу. Задача №1. В 100 г чёрной смородины содержится примерно 0,25 г витамина С . Определите содержание витамина С в граммах на 1 кг чёрной смородины. Сколько суточных доз витамина С для взрослого человека заменяет 1кг чёрной смородины, если 1 суточная доза составляет 0,05 г?
Определите вид зависимости величин. Решение. Смородина Витамин С 100 г 0,25г 1000 г х г
Молодцы!А теперь давайте вспомним всё о витамине Е. Какие растения, овощи богаты данным витамином?
А чем витамин Е полезен? (учитель помогает наводящими вопросами)
Рассмотрим ещё одну задачу. Задача №2. Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4 : 1. Какова суточная потребность в витамине Е, если витамина С мы в день должны употреблять 60 мг?
Какую зависимость мы видим в данной задаче? Части Миллиграммы Витами С 4 60 Витамин Е 1 х Решение.
Ответ: 15 г.
Вспомним с вами о витамине А. В каких продуктах он содержится?
Чем полезен витамин А:
Рассмотрим задачу. Не забываем правильно определять вид зависимости величин. Задача №3. Минимальный необходимый 12 – летнему школьнику объём молочных продуктов должен составлять 12,5% от всего выпиваемого за день объёма жидкости. Сколько молока, кефира или ряженки должен выпивать шестиклассник, если всего в день в его рацион входит 2 л жидкости? Решение. Литры Проценты Жидкость 2 100% Молочные продукты х 12,5% Решение.
Ответ: 0,25 л
|
Учащиеся говорят своё мнение по данному вопросу.
Учащиеся слушают информацию.
Учащиеся отвечают: - витамин С предохраняет организм от многих инфекций; - улучшает состояние печени; - повышает сопротивляемость организма к любым неблагоприятным воздействиям.
Один из учеников решает у доски, комментируя свои действия, остальные записывают решение в тетрадь
Учащиеся высказывают свои мнения:
- витамином Е богаты растительные масла, зародыши злаков, зелёные овощи; - при приготовлении овощных салатов лучше использовать растительное масло. Учащиеся отвечают: - для профилактики сердечных заболеваний.; - оказывает омолаживающее действие, замедляя старение клеток; - снижает утомляемость. - ускоряет заживление ожогов. Один из учеников записывает условие на доске , комментируя, затем учащиеся составляют пропорцию и решают в тетрадях. Один из учащихся проговаривает ответ.
Отвечают: - витамин А содержится в сливочном масле, рыбьем жире, яичном желтке, молоке, моркови. Сообща находят ответы: - предотвращение нарушения зрения; - способствует росту и укреплению костей, сохранению здоровья кожи, волос, зубов, десен; - повышает внимание
- Решают в тетрадях, один из учеников комментирует решение с места
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физпауза |
Мы славно потрудились и славно отдохнем. Учитель называет тела. Если называет искусственное тело, дети встают, а если естественное – сидят. Учитель читает: «Радуга, трактор, кукла, зайчик, трава, дождь, воздушный шар, туман, самолёт, самолёт, солнце, звёзды, медведь».
|
Выполняют упражнение |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап закрепление изученного материала |
Мы с вами вспомнили основные этапы решения задач с помощью пропорций и сейчас вам необходимо выполнить самостоятельную работу на карточках, которые находятся у вас на столе. Самостоятельная работа. 1 вариант. Во время сушки сливы теряют 65,7% своей массы. А) Сколько надо взять сырых слив, чтобы получить 34,3 кг сушеных? Б) Сколько сушеных слив получится из 10 кг сырых? 2 вариант Во время сушки яблоки теряют 83,5% своей массы. А) Сколько надо взять сырых яблок, чтобы получить 16,5 кг сушёных? Б) Сколько сушёных яблок получится из 10 кг свежих?
Ответ:
|
1)Осмысливают и приступают к решению задач 2)Делают записи в тетрадь. После выполнения задания сверяют с доской.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап подведение итогов. Домашнее задание. |
-Наш урок подходит к концу, мы говорили с вами о роли витаминов в жизни человека ,применяя знания по математике. А сейчас запишем домашнее задание, затем подведем итоги. - На доске: Домашнее задание: составить три задачи экологического содержания, решаемые с помощью пропорций.
- А теперь подведем итоги: Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы? - Давайте еще раз вспомним определение пропорции, её основное свойство; значение витаминов для нашего здоровья.
- Итог урока каждый из вас подведет с помощью телеграммы; то есть в виде одного краткого предложения, которое выразит ваше отношение к уроку. |
1) Ребята записывают домашнее задание в дневниках.
2) Просматривают домашнее задание, задают вопросы 3)Проводят самоанализ, отвечают на вопросы; вспоминают правила. |
Приложения.
№1
Задача №1. В 100 г чёрной смородины содержится примерно 0,25 г витамина С . Определите содержание витамина С в граммах на 1 кг чёрной смородины. Сколько суточных доз витамина С для взрослого человека заменяет 1кг чёрной смородины, если 1 суточная доза составляет 0,05 г?
Задача №2. Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4 : 1. Какова суточная потребность в витамине Е, если витамина С мы в день должны употреблять 60 мг?
Задача №3. Минимальный необходимый 12 – летнему школьнику объём молочных продуктов должен составлять 12,5% от всего выпиваемого за день объёма жидкости. Сколько молока, кефира или ряженки должен выпивать шестиклассник, если всего в день в его рацион входит 2 л жидкости?
№2
Самостоятельная работа.
1 вариант.
Во время сушки сливы теряют 65,7% своей массы.
А) Сколько надо взять сырых слив, чтобы получить 34,3 кг сушеных?
Б) Сколько сушеных слив получится из 10 кг сырых?
2 вариант
Во время сушки яблоки теряют 83,5% своей массы.
А) Сколько надо взять сырых яблок, чтобы получить 16,5 кг сушёных?
Б) Сколько сушёных яблок получится из 10 кг свежих?