12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Абашкина Наталья Александровна85
Украина, Донецкая Народная Республика, город Донецк
1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Тема. Косвенная речь в составе ССП; косвенный вопрос; особенности употребления союзов и союзных слов при замене косвенной речью повествовательных, вопросительных и побудительных предложений, изменение личных и притяжательных местоимений и глагольных форм при передаче косвенной речи, использование описательных оборотов при передаче эмоционально окрашенной прямой речи

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №83 ИМЕНИ Г.И.БАЛАНОВА ГОРОДА ДОНЕЦКА»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Тема. Косвенная речь в составе ССП; косвенный вопрос; особенности употребления союзов и союзных слов при замене косвенной речью повествовательных, вопросительных и побудительных предложений, изменение личных и притяжательных местоимений и глагольных форм при передаче косвенной речи, использование описательных оборотов при передаче эмоционально окрашенной прямой речи, содержащей междометия, обращения восклицания. 8 класс

Абашкина Наталья Александровна


Введение

В разработке предлагается урок русского языка в 8 классе по теме «Косвенная речь в составе ССП; косвенный вопрос; особенности употребления союзов и союзных слов при замене косвенной речью повествовательных, вопросительных и побудительных предложений, изменение личных и притяжательных местоимений и глагольных форм при передаче косвенной речи, использование описательных оборотов при передаче эмоционально окрашенной прямой речи, содержащей междометия, обращения восклицания» (в рамках системно-деятельностного подхода к обучению), который соответствует примерной программе (Русский язык: 5-9 кл.: примерная программа для общеобразовательных организаций (основное общее образование) / Сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Болгаров М.В., Бескоровайная Л.П., Лутова Т.А., Плыс Л.Н.– 4-е изд., доп. и перер. – Донецк: Истоки, 2018), предназначенной для учащихся 5-9 классов общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики, с учётом требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Урок разработан по учебнику «Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений». Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др. Научный ред. Н.М. Шанский. М.: Просвещение, 2016 г.

Изучение темы направлено на решение таких задач:

овладение грамматической нормой;

совершенствование пунктуационных навыков;

развитие коммуникативной компетентности.

Основные способы передачи чужой речи изучены учащимися еще в 5 классе. В 8 классе обобщаются все известные сведения и устанавливаются различия между оформлением высказывания: в степени точности и полноты передачи речи, а также в строении предложений.
«Косвенная речь в составе ССП; косвенный вопрос; особенности употребления союзов и союзных слов при замене косвенной речью повествовательных, вопросительных и побудительных предложений, изменение личных и притяжательных местоимений и глагольных форм при передаче косвенной речи, использование описательных оборотов при передаче эмоционально окрашенной прямой речи, содержащей междометия, обращения восклицания» (1 час) тема третьего урока в цикле. Это урок открытия нового знания (ОНЗ), цель которого – познакомить с ролью и особенностями оформления предложений с косвенной речью; учить правильно использовать их в устной и письменной речи; формировать у учащихся деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемой темы.


Урок русского языка

Тема. Косвенная речь в составе ССП; косвенный вопрос; особенности употребления союзов и союзных слов при замене косвенной речью повествовательных, вопросительных и побудительных предложений, изменение личных и притяжательных местоимений и глагольных форм при передаче косвенной речи, использование описательных оборотов при передаче эмоционально окрашенной прямой речи, содержащей междометия, обращения восклицания.

Тип урока: урок построения системы знаний.

Цель: познакомить с ролью и особенностями оформления предложений с косвенной речью; учить правильно использовать их в устной и письменной речи; формировать у учащихся деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемой темы.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

строить предложения с косвенной речью, перестраивать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью, соблюдать интонацию предложений с прямой и косвенной речью;

знать способы оформления прямой и косвенной речи на письме, применяет их на практике;

получать представление о синонимичности данных способов передачи чужой речи;

знать об особенностях употребления союзов и союзных слов при замене косвенной речью разных по цели высказывания предложений, замене личных и притяжательных местоимений и глагольных форм при передаче косвенной речи, использовании описательных оборотов;

уместно использовать косвенную речь для передачи чужих высказываний;

совершенствовать пунктуационные навыки при написании предложений с прямой и косвенной речью;

формировать умение графически объяснять условия выбора знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

уметь самостоятельно формулировать цель урока;

уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

проговаривать последовательность действий при выполнении задания;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

оценивать правильность выполнения действий;

Коммуникативные УУД:

участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета, адекватно использует жесты, мимику в процессе речевого общения;

владеть различными видами монолога и диалога;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

читать и воспринимать задания;

уметь работать с одноклассниками в паре, группе;

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного;

добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

Личностные:

понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа;

осознавать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования;

иметь достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;

развивать логическое, ассоциативное мышление, творческие способности, речевые навыки.

Методы: словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала); поисковые, проблемные (по характеру учебно-познавательной деятельности).

Приёмы: использование индивидуальных, парных, групповых, коллективных форм обучения, контроль усвоения знаний, умений и навыков на каждом этапе, подбор дидактического материала.

Эпиграф: «Экзамены – безвыигрышная лотерея». (Геннадий Малкин, автор многочисленных сборников афоризмов) 

Используемое оборудование:

Карточки-памятки

Опорный конспект «Косвенная речь»

УМК: Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова.- М.: Просвещение, 2016.


Сценарий урока

І. Организационный момент (учащиеся сидят по двое, но в нужный момент объединяются в группы по 4 человека).

Здравствуйте, ребята! Каким бы ни был для вас сегодняшний день, помните: единственная разница между хорошим и плохим днём — ваше отношение к нему. Хочу, чтоб этот неповторимый день (называю дату, учащиеся записывают число) был интересным и сюрпризным. Часто нам сюрпризы преподносит лотерея. (Обращаюсь к эпиграфу) Слово «безвыигрышная» звучит совсем не радостно, зато интересно для морфемного разбора. (Учащиеся записывают эпиграф, 1 человек у доски, остальные на местах выполняют морфемный разбор указанного слова).

ІІ. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

1. Приём «Верю – не верю»

А какой день недели у вас самый любимый? (Ребята называют дни недели). У большинства, естественно, это суббота или воскресенье, т.е. 6-й и 7-й день недели. Значит, вы получите сегодня 7 утверждений. Напомню, если вы считает, что сказанное мною верно, то ставите под номером утверждения знак «+», если нет знак «–».

Утверждения

1. Существует только два способа передачи чужой речи.

2. Прямая речь – речь какого-либо лица, передаваемая дословно.

3. Своё собственное высказывание не может быть чужой речью.

4. Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы.

5. Предложения с косвенной речью – это сложносочинённые предложения.

6. Слова автора, стоящие в середине прямой речи, с обеих сторон выделяются тире.

7. В предложении «Детство это когда изо всех сил пытаешься научиться прыгать по лестнице через одну ступеньку», – сказала моя мама. слова автора стоят после прямой речи.

Напоминание: взаимопроверка выполняется карандашом, на полях проверяющий ставит «5» (работа выполнена без ошибок), «4» (имеется 1 ошибка), «3» (учащийся допустил 2-3 ошибки).

Ключ (взаимопроверка по эталону):

1

2

3

4

5

6

7

-

+

-

+

-

+

+



2. Приём «Перекинем мостик» (этим приёмом заканчивался предыдущий урок)

Звучит музыка. Учащийся выразительно читает наизусть стихотворение Габдуллы Тукая «Стояла лестница в саду, так тяжела и высока…»

Стояла лестница в саду, так тяжела и высока,
Что, вероятно, было в ней ступеней свыше сорока.

Хотя ступени все нужны и ни одной нельзя убрать,
Не хочет верхняя ступень себя с подругами ровнять.

— Я наверху, а вы внизу! — им говорит она, горда.-
Вам, нижним, жалким, до меня не дотянуться никогда!

Но люди лестницу в саду перевернули, и как на грех, —
Была ступенька наверху, а оказалась ниже всех.

Что вы узнали о Габдулле Тукае? (Габдулла Тукай, татарский народный поэт, литературный критик, публицист, общественный деятель и переводчик) Кто перевёл это стихотворение на русский язык? (Вероника Тушнова)

3. Приём «Ловите ошибку»

Вы нашли предложение с прямой речью в этом произведении? Зачитайте. В чём его особенность? Закройте, пожалуйста, тексты. А теперь посмотрите на доску и найдите ошибку, исправьте. (Учитель открывает половину доски, на которой записано предложение, ребята ищут ошибку).

Я наверху, а вы внизу! — им говорит она, горда:

Вам, нижним, жалким, до меня не дотянуться никогда!

Скажите, ребята, а какой литературный жанр напоминает это стихотворение? (Притчу) Почему?

Где вам пригодятся знания о литературных жанрах? (На экзамене по литературе).

3. Приём «Ассоциативный ряд»

Задание. Давайте подберём ассоциации к слову «экзамен». Слова-ассоциации должны быть одной частью речи – именами существительными.

Пример:

Экзамен, школа, учитель, билет, вопрос, волнение, ответ, ручка, шпаргалка, испытание, стресс и т.д.

Польский журналист Болеслав Пашковский как-то высказал интересную мысль: «Ни один классик не сдал бы экзамена по собственным произведениям». А вам придётся сдавать, но уверена, что у вас всё получится.

III. Актуализация знаний

1. Приём «Ликвидируем пробелы». Работа в парах (Карточка № 1)


Примеры


Славомир Врублевский сказал: «Лучшие уроки дают экзамены».

Косвенная речь



По словам Славомира Врублевского, лучшие уроки дают экзамены.



2. Проверка работы

Способы передачи чужой речи

Примеры

Прямая речь

Славомир Врублевский сказал: «Лучшие уроки дают экзамены».

Косвенная речь

Славомир Врублевский сказал (сообщил), что лучшие уроки дают экзамены.

Предложение с вводным словом

По словам Славомира Врублевского, лучшие уроки дают экзамены.



Скажите, ребята, а чем необычно имя Славомир? (Сложное слово, имеет два корня). Выделите в слове корни.

Какое значение имеет это имя? (Славящий мир)

Друзья, а каких известных вам способов передачи чужой речи нет в таблице?

А давайте найдём в колонке «Примеры» сложное предложение. Молодцы! Это предложение с косвенной речью. «Косвенная речь» – тема, с которой нам сегодня предстоит разобраться.

IV. Постановка цели и задач урока

Запись темы урока, учащимся предлагается озвучить цель урока, учитель корректирует.

V. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учить эту тему или не учить? «Да ну её, эту косвенную речь!» думает кто-то из сидящих в этой аудитории. А давайте проведём мини-мониторинг!

Методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия)

Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда прочитаю, сразу же запишите столько слов, сколько запомните. Записывать можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?

Лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, игла, мёд, огонь

Кому удалось запомнить и записать все 10 слов? 9? 8? 7?

А теперь представьте: каждый день вы общаетесь со множеством разных людей. А если возникнет необходимость передать устно или на письме то, о чём вы говорили? А если вы получили важную информацию, которую необходимо пересказать? Метод цитирования с занесением речи в кавычки не всегда подходит, ведь мало кто дословно запоминает слова собеседника. Тогда на помощь приходит такое явление, как косвенная речь!

VI. Первичное ознакомление:

1. В знакомой ситуации

1.1. Продуктивный диалог

Давайте-ка чётко и внятно озвучим, что такое косвенная речь?

Чем косвенная речь отличается от прямой?

Итак, мы выяснили, что косвенная речь – это сложное предложение. А что вы помните о сложном предложении?

Сложное предложение

1.2. Составление кластера (на доске и в тетрадях)

с союзной связью

с бессоюзной связью

сложносочинённое

предложение (ССП)

сложноподчинённое предложение (СПП)

А теперь вернёмся к примеру из таблицы и определим вид сложного предложения с косвенной речью. (Сложноподчинённое)

Какова главная особенность сложноподчинённого предложения? (Части предложения неравноправны, одна часть подчиняется другой)

1.3. Приём «Своя опора». Работа в группах (ребята, сидящие на соседних партах, объединяются в группы по 4 человека)

Ознакомившись с теоретическим материалом (Приложение), сильные учащиеся составляют собственный опорный конспект по новому материалу.

(Этот приём уместен в тех случаях, когда преподаватель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими ребят. Слабые учащиеся составляют развёрнутый план ответа (как на экзамене).

1.4. Составление опорного конспекта учащимися (педагог собирает конспекты на проверку после завершения работы), учитель предлагает свой вариант (раздаёт учащимся)

КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

Чужое высказывание, переданное не точно, а пересказанное


ОСОБЕННОСТИ

=

  сложноподчинённое предложение (СПП)


1-я часть СПП – слова автора

(как в прямой речи)

2-я часть – придаточная часть (косвенная речь)

t1590607076al.gift1590607076am.gif« »

между 1-й и 2-й частью

союзы что, чтобы, будто

местоимения и наречия кто, что, как, какой, где, когда, почему и др.

частица ли

Слова автора предшествуют косвенной речи и отделяются от неё запятой

Учитель сказал нам, что быстрое чтение – очень важный фактор.

После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится

t1590607076an.png

Учитель спросил, умею ли я быстро читать.

Прямая речь    -     Косвенная речь


Что обозначает последняя запись в опорном конспекте? (Прямую речь можно перевести в косвенную)

А наоборот можно? В таком случае можно поставить в конспекте двойную стрелочку!

1.5. Материал для наблюдений (практическая работа по переводу прямой речи в косвенную у доски и на местах)

Прямая речь

Косвенная речь

Мальчик с тоской смотрел в учебник и думал: «Мне никогда не осилить этого».   А: «П».

Мальчик с тоской смотрел в учебник и думал, что ему никогда не осилить этого. , что ( ).

«Иван, ты давно готовишься к экзаменам?» спросил учитель. «П?» - а.

Учитель спросил Ивана, давно ли он готовится к экзаменам. (Косвенный вопрос)

, ли ( ).

«Не подражайте другим, – писал Дейл Карнеги. – Найдите себя и оставайтесь собой». «П, - а. – П».

Дейл Карнеги советовал, чтобы люди не подражали другим и оставались собой.     , чтобы ( ).

Примечание. Выводы об изменениях, происходящих при замене прямой речи косвенной (о правилах, связанных с союзами и местоимениями, об обращении), делаются по ходу выполнения работы. (Ребята получают памятку 1) Оцениваются учащиеся, записывающие предложения с прямой речью и анализирующие примеры, а также те, кто справится с переводом прямой речи в косвенную.

Запомните! (Ребята получают памятку 2) Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.

Не упусти свой шанс! Есть шанс получить отметку «5». Для этого надо посмотреть на пары предложений в таблице и сказать, как называются эти пары с точки зрения содержания. (Синтаксические синонимы)

Есть проблема! (группы получают карточку №2) Как перевести в косвенную речь пример из басни выдающегося русского баснописца… (напомните мне имя!) И.А.Крылова «Два мужика», ведь прямая речь насыщена… чем? Давайте прочитаем пример и подумаем. (Насыщена эмоционально – восклицательные предложения; есть обращения, междометия)

1.6. Игра «Одна голова хорошо, а четыре – лучше». Работа в группах по переводу отрывка из басни в косвенную речь

Карточка № 2

Прямая речь

Косвенная речь

«Здорово, кум Фаддей!» — «Здорово, кум Егор!» —
«Ну, каково приятель, поживаешь?»
«Ох, кум, беды моей, что́ вижу, ты не знаешь!»



Возможный вариант

Прямая речь

Косвенная речь

«Здорово, кум Фаддей!» — «Здорово, кум Егор!» —
«Ну, каково приятель, поживаешь?»    
«Ох, кум, беды моей, что́ вижу, ты не знаешь!»

Встретились два кума Фаддей и Егор. Поздоровались. Егор спросил Фаддея, как он живёт. Фаддей заохал и начал рассказывать о своей беде.


Это важно! (Ребята получают памятку 3) Если в прямой речи имеются междометия, обращения, частицы, то в косвенной речи все эти слова опускаются. Оттен­ки, выраженные ими, лишь приблизительно передаются в кос­венной речи какими-нибудь другими подходящими словами — получается отдалённый пересказ прямой речи.

2. В измененной ситуации (конструктивное)

Приём «Третье лишнее»

Не случайно герой говорит: «Я никогда не прячусь за чужими спинами».

Петруша сказал маме, что я сдам экзамен на пять баллов.

Школьный психолог спросил меня, испытываю ли я страх, думая об экзамене?

Правильный ответ: 1-е предложение лишнее, потому что в нём нет ошибок.

Мои поздравления умнику или умнице!!!

А какие ошибки допущены во 2-м и 3-м предложениях?

VII. Творческое применение знаний

Задание на выбор:

1. Приём «Пять минут на размышление» (Учащиеся должны оценить значимость косвенной речи для русского языка – выстроить монолог)

2. Составление синквейна на тему «Косвенная речь»

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1. § 68 (с.228), упр. 405 (устно). Работа с карточками-памятками.

2. Написать эссе «Золотая полочка» (Комментарий учителя: «Золотая полочка» - это та, на которую ставятся любимые книги. В творческой работе должны быть использованы предложения с прямой и косвенной речью)

Коль вам писать о любимых книгах и чтении, хочу процитировать сербского писателя Горана Петровича: «Мгновения чтения — это самые продолжительные мгновения на свете. Каждое из них можно сравнить с небольшой вечностью…»

А наш урок подошёл к концу.

IХ. Рефлексия.

Постарайтесь быть искренними и объективными, отвечая на вопросы:

Что было для тебя самым полезным на уроке?

Что было самым интересным?

Что было для тебя трудным?

Чему ты научился на уроке?

На какие вопросы не получил сегодня ответы?

Пока вы учитесь в школе не бойтесь задавать вопросы. И помните: самая тяжелая школа — это школа жизни. Никогда не знаешь, в каком ты классе и когда следующий экзамен. Ты даже списать не можешь, потому что ни у кого больше нет такого варианта.


Приложение

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ

Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто её на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности её формы и интонации.

Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.

Прямая речь может занимать любое положение по отношению к словам автора, косвенная речь всегда следует после авторских слов.

Например: Мне сказали, что это был брат мой... (А. Пушкин.) Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза… (А. Чехов.) Говорили о том, как живут наловленные мною птицы. (М. Горький.)

  Прямую речь можно заменить косвенной.


Памятка 1

В косвенной речи обычно меняются местоимения. Так, «я», «мы» заменяют на «он/она» и «они» соответственно, потому что тот, чью речь передают, уже не будет активным субъектом разговора. А вот «вы» и «ты/Вы», наоборот, заменяют на «мы» и «я». «Он/она» и «они» иногда тоже подлежат замене. Если человек сказал что-то о ком-то, а потом его слова передают этому человеку или этим людям, то используют «ты/Вы» или «вы».

Памятка 2

Запомните! Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.

Памятка 3

Это важно! Если в прямой речи имеются междометия, обращения, частицы, то в косвенной речи все эти слова опускаются. Оттен­ки, выраженные ими, лишь приблизительно передаются в кос­венной речи какими-нибудь другими подходящими словами — получается отдалённый пересказ прямой речи.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.