Методическая разработка урока трудового обучения (технологии) "Изготовление кукол"

4
1
Материал опубликован 27 April

Открытый урок по трудовому обучению (технологии) во 2 классе (ЗПР)

Учитель С.П.Токова

Тема урока

Изготовление кукол

Тип урока

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Форма урока – творческая мастерская

Форма учебной деятельности - фронтальная, парная, групповая

Методы обучения - проблемные ситуации, работа в паре и группе, активные методы обучения: пазлы, ребус, видеофильм, схема, притча, психологические тренинги: зеркало, клубок

Цель урока

обогащение представления обучающихся о нравах и обычаях славян Древней Руси (в том числе донских казаков) в ходе знакомства с куклами.

Задачи урока

- обучающие:

познакомить с тремя видами кукол (обрядовыми, оберегами, игровыми) и ритуалами, связанными с ними, научить изготавливать кукол-оберегов по русским традициям; закрепить знания по технике безопасности (работа с ножницами);

-развивающие:

создавать условия для развития умений целеполагания и планирования,

развивать творческие способности,   мелкую моторику рук;

формировать благоприятный психологический климат внутри коллектива

-воспитательные:

воспитывать любознательность в области народных традиций, аккуратность, терпение и эстетический вкус при выполнении практической работы.

Предполагаемые результаты

Предметный результат

знают инструменты и материалы, необходимые для работы с тканью и нитками; умеют работать с тканями и нитками, выполняя простые изделия.

УУД

Метапредметные:

Личностные УУД: понимают ценность знаний для человека как разумного существа, имеют учебную мотивацию, при этом формируется личностный смысл учения; проявляют интерес к предмету, осознают необходимость полученных знаний в дальнейшей жизни. осознают каждым учеником своей роли в коллективе;

раскрепощение членов ученического коллектива, установление контактов между ними; верят в свои силы, повышают самооценку

Регулятивные: при помощи учителя определяют учебную задачу урока, планируют собственную деятельность, составляя план работы и определяя последовательность действий; осуществляют контроль своей деятельности в форме сличения полученного изделия с образцом, корректируют собственные действия, способны к саморегуляции.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного, находят и выделяют необходимую информацию из познавательного фильма, иллюстраций, рассказа учителя, продемонстрированных образцов, а также опираясь на свой жизненный опыт; сравнивают, анализируют, обобщают, делают выводы, создают алгоритм деятельности и выполняют задание, опираясь на созданный алгоритм.

Коммуникативные: умеют достаточно полно и точно выражать свои мысли, доносить свою позицию до всех участников образовательного процесса, знают правила общения, уважают в общении партнёра и самого себя, умеют работать в паре и группе

Материалы и оборудование:

Лоскуты, ножницы, ветошь, шаблоны из ткани, нитки, карандаши, картон, нитки (мулине).

Компьютер, ноутбуки, проектор, экран.

Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд: 1. электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейта «Технология» (CD), тема «Кукла из ниток» и

2. видео «Народная кукла. Мастер-класс кукла КОЛОКОЛЬЧИК»

Презентация к уроку

Онлайн-сервисы

Генератор ребусов «Rebus 1.com» https://drive.google.com/open?id=0B89UGmSZPHBPWGlJZ3NJejV1ZVU

Изготовление пазлов Jigsaw Planet

http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=25cd6dcd4c81

http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=39c1b8f92152

http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=365361fce3e7

Ментальная карта Spider scribe.net https://www.spiderscribe.net/app/?b6033b35ae1fc9375750afa7618d5f96

https://www.spiderscribe.net/app/?b6033b35ae1fc9375750afa7618d5f96

Видео Youtube https://www.youtube.com/watch?v=DSYvORNW89U

Программа Vegas Pro 3.0 - для редактирования видео «Народная кукла. Мастер-класс кукла КОЛОКОЛЬЧИК» https://www.youtube.com/watch?v=DSYvORNW89U   и создания авторского фильма о куклах: https://drive.google.com/open?id=0B89UGmSZPHBPZDliZDMyOFlwc00 





Ход урока


Презентация к уроку https://docs.google.com/presentation/d/1cXqE3zXaCVGOY9URAjdcjOpwDwAvvSF-/edit?usp=sharing&ouid=116641761575007983558&rtpof=true&sd=true


Педагогический приём

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Мотивационный этап – 3 минуты.

Цель: создание эмоционального, положительного настроя детей на активную и продуктивную работу на уроке, развитие умений оценивать готовность к предстоящей деятельности; установление контакта между обучающимися через музыкальность, костюмированность, оформление класса, превратившегося в мастерскую.

Слайд-2

Театрализация

Звучит казачья народная мелодия, входят учитель и ученики в народных казачьих костюмах. https://drive.google.com/file/d/1QkU4RXkfgB_L7_wLAux9htX1zqY7LWfU/view?usp=sharing

Регулятивные: иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимать личную ответственность за будущий результат; принимать и сохранять учебную задачу.

Приветствует учеников

- Здорово дневали, гости званные да желанные. Добро пожаловать в нашу мастерскую.

Я - Хозяйка Рукодельница. А вы, ребята, кто? В мастерской мальчики - ? (мастера), девочки - ? (мастерицы).

Обратите внимание: мы находимся в мастерской, дети – мастера да мастерицы. Так, значит, какое действие мы будем выполнять? (мастерить)

- Конечно, вы правы, будем мастерить своими руками.

Приветствуют учителя, отвечают н вопросы, решают поставленные учителем проблемы

II. Актуализация знаний

Цель: Определение темы урока, постановка учебной задачи.

Слайд-3

Ребус

Предлагает разгадать ребус

- А что мы будем мастерить? Узнаете, разгадав ребус.

https://drive.google.com/open?id=0B89UGmSZPHBPWGlJZ3NJejV1ZVU

-Сформулируем тему урока (Изготовление кукол)

- Давайте наметим главную цель (научиться изготавливать кукол)

- А что вы знаете о куклах?

Молодцы! Народная мудрость гласит: Кто в детстве в куклы не играл,

Тот счастья не видал.


Разгадывают ребус (кукла)

Формулируют тему урока по наводящим вопросам учителя, намечают цель

Регулятивные: определяют тему и учебные задачи урока, осознают то, что уже усвоено, и то, что предстоит усвоить.

Познавательные: выделяют необходимую информацию, применяя имеющиеся знания в новой, нестандартной ситуации.

Коммуникативные: знают правила речевого общения, применяют их на практике, умеют слушать и слышать.

Личностные:

формируется мотивация к учебной деятельности, развиваются навыки сотрудничества

III этап. Вхождение в тему урока

Цель: Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Слайд-4

Пазлы


























Слайд-5

Упражнение «Зеркало»

























Приём «Мнение о себе»


Подводит детей к теме урока

- Ребята, вы ещё не всё знаете о куклах, сегодня на уроке вам предстоит узнать много нового и интересного.

Сядем за ноутбуки и соберём пазлы

http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=25cd6dcd4c81

http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=39c1b8f92152

http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=365361fce3e7

Какие куклы у вас получились? (тряпичная, из ниток, пластмассовая современная).

А каких кукол вы хотели бы сделать, какие вам по силам? Давайте их отыщем в мастерской.

Одна находится в правом нижнем углу стены с интерактивной доской, вторая спряталась в левом верхнем углу от окна.

Посмотрите, какие они красавицы.



Настраивает детей на самостоятельную работу, помогает поверить в свои силы, способствует осознанию собственной ценности и индивидуальности каждым ребёнком

- Давайте встанем в круг. У меня в руках шкатулка. Я буду её передавать каждому. В ней находится нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое. Все закрываем глаза и представляем, что ожидаем увидеть в шкатулке?

У кого она оказывается в руках, тот открывает глаза, заглядывает в нее, но ничего не говорит, пока все не посмотрят. (Содержимое шкатулки - зеркало)

Звучат гусли.

        - Что я предлагала увидеть в шкатулке? И что вы увидели?

Итак, каждый из вас является ценностью для коллектива, каждый уникален и неповторим.

Кукла — это образ человека, в котором, как в зеркале, люди могут увидеть себя.



Предлагает каждому обучающемуся назвать одно из своих качеств, отличающее их от других детей с целью сравнения их с качествами кукол

- Так и кукла, как человек, может быть какой угодно: дружелюбной или высокомерной, веселой или грустной, доброй или злой, умной или бессмысленной.

Собирают пазлы с 3 видами кукол и делают вывод, какие существуют куклы.

















Участвуют в психологическом тренинге «Зеркало»

Регулятивные: умение осознавать и формулировать тему, цель, задачи работы с помощью учителя;

Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение.

Личностные: осознание собственной ценности и индивидуальности


IV. Работа по теме урока.

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с историей народных кукол, с их видами и применением, с изготовлением кукол из разных материалов.

Слайд-6

Видеофильм














Слайд-7, 8

Клейстер (ментальная карта)

Знакомит с историей народных кукол. https://drive.google.com/open?id=0B89UGmSZPHBPZDliZDMyOFlwc00

Ставит проблему перед просмотром фильма.

- Теперь усаживайтесь поудобнее, посмотрим познавательный фильм. Мы не просто будем его смотреть, а запомним и в конце просмотра скажем, о каких 3 видах кукол вы узнали. Чтобы это заметить и запомнить, какими вы должны быть зрителями? (внимательными, сосредоточенными)

Итак, ребята, о каких же видах кукол вы узнали?


https://drive.google.com/file/d/1AlIU0s4nvTF0IhQi8wqYxvuAubuhCtC_/view?usp=sharing

Смотрят фильм, вспомнив правила слушателя





Проверяют свои выводы по схеме «Виды кукол»

Познавательные: извлекать информацию из прослушанного объяснения учителя, уведенного в фильме

Коммуникативные: уметь слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы.


V. Анализ изделия перед практической работой

Цель: формировать умение планировать практическую деятельность, анализировать изделие, выявлять из каких элементов она состоит; предлагать способы сборки изделия.

Групповая работа



















«Верю-не верю»

















«Клубок»

Настало время изготовить нам своих кукол-оберегов, чтобы защищали нас от болезней и дарили приятные вести.

Для этого разделимся на две группы и наметим план работы:

1. Рассмотрим образцы кукол

2. Подготовим рабочее место: выберем необходимые инструменты (ножницы, карандаш, линейка) и материалы (нитки, заготовки туловища и рук из ниток на картоне; ветошь для головы, круги из ткани, косыночки)

3. Вспомним правила безопасного обращения с ножницами.

Проводит инструктаж по технике безопасности с целью повторить правила работы с ножницами.

- Для этого поиграем в игру «Верю-не верю»

Я говорю утверждение. Если вы с ним согласны – хлопаете в ладоши, не согласны – топаете ногами.

- Ножницы весь урок держим в руке.

- Ножницы должны лежать на столе с открытыми лезвиями.

- Ножницы должны лежать с закрытыми лезвиями от себя на краю стола.

- Передавать ножницы надо кольцами вперёд.

4. Изготовлять кукол по инструкции.


Проводит упражнение «Клубок»

- Прежде чем приступить к работе, я предлагаю вам встать в круг. Что у меня в руках? (клубок). Это клубок единства.

 Буду передавать его по кругу. У кого окажется в руках, тот скажет, что он сделает для того, чтобы получились обереги?

- Я буду стараться помочь всем в работе.

Ребята, обратите внимание, нас всех связала единая нить. О чём это говорит? (Мы – одно целое. Будем выполнять одну работу, у нас одна цель, мы уверены, у нас обязательно всё получится, будем радоваться друг за друга и помогать друг другу).

Высказывают свои варианты планирования работы на уроке с аргументами, с подноса выбирают инструменты и материалы





Играют в игру «Верю-не верю» согласно её правилам









Участвуют в психологическом тренинге «Клубок»

Регулятивные: искать подходящие способы решения для достижения поставленной учебной проблемы. Планирование практической деятельности на уроке.

Коммуникативные: Умение слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, рассуждать, делать выводы; уметь строить осознанное произвольное речевое высказывание в устной форме, принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные: Умение радоваться за других одноклассников и желание не подвести свою команду


Практическая самостоятельная работа

Цель этапа: Учить планировать практическую деятельность на уроке, выполнять работу по намеченному плану самостоятельно

Слайд-9

Работа в паре

Предлагает детям приступить к работе парами, помогая в работе:

- Включайте мастер-классы и по инструкции выполняйте оберегов. Самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души.

Посмотрите, какие замечательные куколки получились.




Включают мастер-классы на компьютерахи по инструкции выполняют оберегов

Познавательные: Формировать умение самостоятельно собирать и изготавливать куклы.
Регулятивные: Умение подготовить своё рабочее место, содержать его в порядке. Способность справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на знание. Коммуникативные: Формировать умение взаимопомощи друг другу. Умение задавать вопросы.

Личностные: проявляют интерес к творческому труду

Рефлексия.

Цель этапа: умение анализировать свою практическую деятельность, результат работы, выявлять причины неудач (если таковые есть).

Притча





































Самооценка


Настраивает детей на рефлексию

- Закончить урок я хочу одной историей.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому  по вопросу.

        У первого спросил:

-Что ты делал весь день?

        И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

        У второго спросил:

-А что ты делал целый день?

И тот ответил:

-Я добросовестно выполнял свою работу.

        -А ты чем занимался? – спросил мудрец у третьего.

        А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

-А я принимал участие в строительстве храма.

Ребята, попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

Обсуждение: Отношение у людей к работе разное, потому что внутренний настрой каждого свой. Для одного это – тяжкое бремя, для другого – долг, а для третьего - святое.


- Перед вами 3 цветных нитки. Выберите себе соответствующую отношению к работе на уроке. Если делать оберегов вам было в тягость, с трудом это делали – положите перед собой чёрную нить, если делали кукол с нежеланием, но добросовестно, потому что так надо – белую, если работали с удовольствием, с интересом, с радостью – красную нить.


- Наденьте нитку на руку в качестве оберега

Слушают притчу, анализируют, делают выводы и отвечают на вопросы































Выбирают цвет нитки по отношению к работе, выполнившую на уроке


Регулятивные: осознают качество и уровень усвоенных знаний, приобретённых умений. 

Познавательные: оценивают результаты собственной деятельности и деятельности одноклассников.

Личностные: объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда обучающихся на уроке


Слайд-10

Хоровод

Посмотрим, что у нас получилось. Возьмём своих кукол и станем в хоровод. Какие все замечательные куклы. С этими оберегами нам теперь ничего не страшно!



Задание на дальнейшее.

- Ребята, дома можете накрутить оберегов в подарок своим родственникам, знакомым.

Под песню «Мы маленькие куколки» дети водят хоровод.


Личностные: Воспитание чувства коллективизма, чувства радости и гордости за себя и товарищей


Уборка рабочих мест.

Цель: привитие гигиенических навыков и правил соблюдения чистоты и порядка


Используемые ресурсы:

1. Информация с сайта

​​​​​​​ www.detskie-igrushki.net/kogda-poyavilas-pervaya-kukla.php

2. Информация с сайта www.rukukla.ru.

3. Картинки Интернет



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ни все ссылки открываются!

0
28 April

Похожие публикации