12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вахлюева Ирина Владиславовна342
Россия, Саратовская обл., Саратов

 Аннотация к уроку.

Методическая разработка урока открытия новых знаний по математике в 1 классе по учебнику И.И.Аргинской в рамках развивающей системы Л.В.Занкова по теме « Вычитание с переходом через десяток» как первый урок ознакомления с различными способами вычитания с переходом через десяток раздела «Изучения действий» предназначена в первую очередь учителям начальных классов.

Методическая разработка урока «Вычитание с переходом через десяток».

Предмет: математика 1 класс, учебник И.И.Аргинской, Е.Б.Бененсон, Л.С. Итиной, С.Н.Кормишиной

Тема урока: Вычитание с переходом через десяток.

Место урока: №120. В разделе «Изучение действий» первый урок ознакомления с различными способами вычитания с переходом через десяток.

Тип урока: открытия новых знаний

Цель урока: создать условия для развития умений вычитать числа с переходом через десяток по частям и на основе таблицы сложения, распознавать квадрат среди других фигур, создать условия для нахождения математической закономерности., закрепление навыка составления задач по схеме.

Планируемый результат обучения:

Предметные: научатся рассуждать, овладеют алгоритмом вычитания по частям, составят задачу по схеме и решат ее, используя новый прием вычислений, покажут свои знания свойств квадрата и прямоугольника.

Метапредметные:

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в собственной системе знаний самостоятельно создают алгоритм действий при решении проблемы, приводят доказательства,, формулируют затруднения с помощью учителя, ,раскодируют информацию в знаково-символической форме, на этой основе строят простейшие модели математических отношений, самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации в учебнике, под руководством учителя устанавливают отношения между понятиями, дают характеристику изучаемым математическим объектам на основе их анализа.

- Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, умеют соотносить «что знаю», «что умею», «что не знаю» , составляют план и последовательность действий, умеют самостоятельно выполнять задания, используя полученные знания,умеют сличать результат с эталоном, вносят коррективы своей деятельности с помощью учителя.

- Коммуникативные УУД: принимают участие в работе парами и группами, допускают существование разных точек зрения, формулируют собственное мнение.

Личностные : проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики, осознают причины успеха в учебе

Основные понятия: «прием вычитания числа по частям», «выражение», «разность», «квадрат», «многоугольник».

Межпредметные связи: литературное чтение

Методы обучения: проблемный, рефлексивный

Способ обучения: деятельностный

Формы организации: парная, коллективная, индивидуальная.

Средства обучения: для учителя - учебник, конверты с записями разностей, демонстрационные палочки, музыкальный центр с песней из к/ф «Приключение Буратино».

Для ребенка – учебник, палочки.


 

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный (2мин.)

Цели:

Стимулирование у чебно-познавательных мотивов без использования педагогических средств принуждения;

- создать условия для возникновения у учеников потребности включения в учебную деятельность

К.-умение слушать и понимать речь других

Р. – развитие памяти и органов речи.

Л. – готовность помочь

1. Организует актуализацию учебной деятельности

Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминает,

Ни минутки не теряем.

Обеспечение мотивации:

- На сегодняшний урок нам принесли 6 конвертов. Но что внутри можно узнать лишь после ответов на предложенные вопросы? Готовы помочь?

Проговаривают стихотворение, настраиваются на работу

Принимают условия

2. Актуализация знаний (5мин.)

Цели: организация возникновения коллизии при первом рассмотрении вычитания с переходом через десяток, готовности мышления и осознания потребности к построению нового способа действий.

-

П.- формулирование познавательных задач, выбор более эффективного способа решения,умение осуществлять действие по определенному правилу, умение ориентироваться в своей системе знаний.

Р. – принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие,

К. – принимать другие точки зрения, анализировать их и обосновывать собственную позицию

(на конвертах запись: 17-5 11-4 19-7 15-8 14-3 16-9)

- Прочитайте записи. Что можете о них сказать?

-На какие две группы их можно разделить?

- Значения каких разностей не можем вычислить?

-Все согласны с этим мнением?

-Прежде, чем придумать как это сделать, в качестве разминки предлагаю вычислить значения разностей, которые вы умеете. Ответы записывает на доске.

Дети отвечают:

- Это разности (выражения и т.д.)

- Здесь есть разности, значения которых мы можем найти, и есть такие, значения которых мы не можем найти.

-11-4, 15-8,16-9, потому что у уменьшаемых единиц меньше, чем у вычитаемых Например, в разности 11-4 надо из 1 – 4, а этого сделать нельзя.

- Нет, ведь 11 больше 4, а из большего меньшее можно вычесть.

Самостоятельная работа с последующей проверкой по обратной стороне конверта.

Проверка по эталону.

3.Формулирование учебной задачи. (4 мин.)

Цель:

- выявить место затруднений и причину,

- организовать постановку целей урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства

П. – умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, формулировать познавательные задачи;

К. – формулирование ответов на вопросы;

Р. – умение формулировать цель урока и составлять план действий по ее достижению

- В остальных возникли сложности в решении, в чем их причина?

.

- Кто может назвать тему сегодняшнего урока? (Записывает тему на доске.)

- Какую цель перед собой ставим?

2. Организует составление совместного плана действий.

Что нам может помочь в достижении этих целей?

- Откройте учебник на с.106 – 107. Что еще будем делать?

Озвучивают причины затруднений.

Формулируют тему.

Ставят цели.

Предлагают план:- посмотреть материал учебника, нет ли еще каких приемов,

-научиться самостоятельно использовать их,

- выбрать самый удобный.

- будем продолжать текст задачи и решать ее, отгадывать загадку про геометрические фигуры.

4. Открытие новых знаний (14 мин.)

Цель:

-построение детьми нового способа действий,

-зафиксировать новое знание в знаках и речи,

- организовать устранение затруднения,

актуализацию умений применять имеющиеся знания в новых условиях;

- организовать выполнение пробного учебного действия;

- организовать фиксирование индивидуального затруднения

П. – создавать алгоритм действий при решении проблемы,выбор наиболее эффективных способов решения познавательных задач, формирование умения добывать новые знания,, осуществлять действия по образцу, умение находить ответы на вопросы, используя учебник, собственный опыт и информацию, полученную на уроке.

К. – умение слушать и понимать речь других, уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Р. – принимать и сохранять поставленную задачу, умение работать по коллективно составленному плану

-Придумайте, как вычислить значения остальных выражений?

- Так верно ли было мнение, что не все разности можно вычислить? Докажите это на примере двух других разностей с помощью палочек.

- Со всеми заданиями справились. Открываю конверты, появляется запись:

«Желаю дальнейших успехов в умении вычитать». Кто же это написал? (Звучит песня «Скажите, как его зовут?»

- Какой способ использовали Юра и Таня в № 279 с.106?

- Найдите значения остальных разностей удобным способом.

- Кто вычислил другим способом, проверьте значение по записям на доске.

- Кто допустил ошибки и понял их причину? Кто не понял?

- Я придумал так: из 1 вычесть нельзя, а из 10 можно, будет 6, да еще 1 – 7.

-А я предлагаю использовать другое слагаемое. И др. таблицу сложения, ведь мы знаем, что если из суммы вычесть одно слагаемое, то получиться другое слагаемое.

.

Устное описание приемов вычитания с демонстрацией на пучке палочек и отдельных палочках.

Проверка по обратной стороне конвертов.

Релаксация

Угадывают, кричалка.

Сравнивают разные способы вычитания числа с переходом через 10 с опорой на на схематический рисунок и выявляют наиболее удобный из них.

Комментирование записей у доски. (3 чел.)

Проверяют по доске.

Устраняют затруднения с помощью коллектива под руководством учителя.

Физминутка (2 мин.)

 

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад

 

5. Первичное закрепление (12 мин.)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи,

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;, - организовать самопроверку по образцу;

- организоватьвыявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Р. –овладение пооперативными действиями, готовность взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выполнение учебных действий в сотрудничестве с партнером, умение вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки после проверки.

Л. Способность к самооценке

- Найдите значения остальных разностей удобным способом.

- Кто вычислил другим способом, проверьте значение по записям на доске.

- Кто допустил ошибки и понял их причину? Кто не понял?

280 – первое выражение решим у доски с комментированием, остальные самостоятельно.

Индивидуально помогает слабым ученикам.

281

_ А сейчас будет работа в парах Прочитайте вместе задание и постарайтесь его выполнить.

Заслушивает индивидуально итоги работы первых трех пар.

- У кого мнения разделились или не смогли решить?

- Назовите все способы вычитания через десяток.

Комментирование записей у доски. (3 чел.)

Проверяют по доске.

Устраняют затруднения с помощью коллектива под руководством учителя.

1 ученик комментирует у доски, затем самостоятельная работа с последующей самопроверкой.

Работа в парах. Составляют и решают задачу по началу текста и схеме.

Выявляют место и причину ошибок, работа над ошибками.

6. Включение в систему знаний и повторение пройденного (13 мин.)

Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного, доведение до автоматизма навыка ранее сформированных способностей.

Р. – осуществление итогового контроля, выполнять самостоятельно учебные действия в уме и в письменном виде, вносить коррективы с помощью учителя.

П. – установление причинно-следственных связей, устанавливать аналогии, раскодирование информации в знаково-символической форме,самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации в учебнике, дают характеристику объектам на основе их анализа

Л – способность к самооценке

К. Формулировать собственное мнение и позицию, принимают участие в работе парами.,допускают существование разных точек зрения, формулируют собственное мнение.

281

_ А сейчас будет работа в парах. Прочитайте вместе задание и постарайтесь его выполнить.

Заслушивает индивидуально итоги работы первых трех пар.

- У кого мнения разделились или не смогли решить?

282 – Какие числа пропущены в схеме, на что надо обратить внимание?

Составьте суммы.

283 – Отгадайте загадку.

- Назовите признаки квадрата, назовите остальные многоугольники.

- Какое задании вызвало у вас затруднение, каких знаний было не достаточно, над чем надо поработать?

Работа в парах. Составляют и решают задачу по началу текста и схеме.

Выявляют место и причину ошибок под руководством учителя.

Самостоятельная работа с проверкой по таблице состав двухзначных чисел. По очереди записывают суммы на доске.

Читают текст, отгадывают.

Отвечают.на поставленный вопрос с опорой на рисунок.

Анализируют неудачи и формулируют причины.

7. Рефлексия (3 мин.)

Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания.

Р. Умение адекватно оценивать правильность действий на уроке,.

Л. – положительное отношение к школе, принятие образца «хорошего ученика»

- О чем сегодня говорили на уроке?

- Что нового узнали?

- Продолжите предложения: - Я хочу похвалить себя за….

- Я хочу похвалить класс за… .

Отвечают на вопросы, формулируют самооценку


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.