Урок математики в 3 классе «Вычитание двузначных чисел без перехода через десяток»
Урок математики в 3 классе
коррекционной школы
Тема
Вычитание двузначных чисел без перехода через десяток,
вида 48 – 38; 48 -45
Цель: продолжить работу над письменным приемом вычитания двузначных чисел, закрепить умения вычитать двузначные числа без перехода через десяток, вида48 – 38; 48 -45 ; корригировать аналитико- синтетическую деятельность на основе зрительного и слухового восприятия; воспитывать мотивацию к учению;
Задачи:
Образовательная: закрепить умения вычитать двузначные числа без перехода через десяток, вида 48 – 38;48 – 45.
Коррекционно-развивающая: ; корригировать аналитико- синтетическую деятельность на основе зрительного и слухового восприятия, развивать мыслительную деятельность, память, внимание.
Воспитательная: формировать мотивационную основу учебной деятельности, понимание необходимости учения, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Оборудование: массажная дорожка, музыка, мультимедийное оборудование, презентация, геометрический материал для каждого ученика (треугольники, квадраты, прямоугольники, круги), карточки с примерами и ответами (с обратной стороны - буквы), магниты, письмо с заданиями (2), схемы-опоры на подвесной рейке, задача на карточках, фишки для самооценивания, красные и желтые кружки,
Ход урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организа- ционный момент |
- Давайте возьмемся за руки. У нас получилось два круга: один – внутри, это обруч, а другой – снаружи, это мы с вами. Поздоровайтесь не словами, а с помощью рук. Вы почувствовали тепло друг друга. Тепло передается по кругу. Нам тепло и приятно потому, что мы вместе. Я думаю, что так же вместе и дружно вы будете работать на уроке. Садитесь. |
Под музыку дети проходят по массажной дорожке, становятся возле парты. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сообщение темы и целей урока. |
- Прочитайте и назовите тему урока. Чтобы прочитать тему урока, надо убрать лишние буквы: из первого слова 4 букву слева, из второго – первую букву слева, вторую букву справа, из третьего слова – третью букву слева. Вычкитание пдвузначныех чимсел -На уроке продолжим работу над письменным приемом вычитания двузначных чисел |
Дети называют лишние буквы из слов и читают тему вслух. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Целеполагание |
- Посмотрите на карточки и назовите, чему мы будем учиться на уроке. - Сегодня вы будете оценивать себя сами. За каждое правильно выполненное задание отклаывайте себе фишки. |
Учащиеся отвечают, опираясь на карточки на подвесной рейке (решать примеры на вычитание двузначных чисел, решать задачи, писать красиво и аккуратно, работать в парах и группах) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Устный счет |
Ребята, к нам на урок сегодня должен прийти веселый сказочный герой. Но почему-то он задерживается. (Стук в дверь. Учитель вносит конверт) - Ребята, пришло какое-то зашифрованное письмо. Попробуем его прочесть. 1)- Расположите числа в порядке возрастания и вы прочитаете слово. 1 группа
2 группа
Буратино заблудился Оцените свою работу. - Надо помочь ему выбраться из трудной ситуации. 2) Работа в группах. - Где же мы будем его искать? Ребята, вы хотите спасти Буратино? Тогда отправляемся на поиски друга! Чтобы быстрее передвигаться, мы построим себе модели транспорта. Какие, вы узнаете, исправив ошибки в примерах. - Расставьте карточки с результатами действий по местам, и вы прочитаете то, что нужно построить. Работаем, как предлагает белка. 1 группа (красный кружок) 42-20=20 (м) 12-6=6 (а) 36-6= 30 (ш) 75+4=79 (и) 65-5-60 (н) 18-4=14 (а) 2 группа (желтый кружок) 50-10=40 (п) 14-2=12 (о) 10+0=10 (е) 20+20=40 (з) 16-3=13 (д) - Проверка. С обратной стороны карточки – буквы, перевернуть для проверки и прочитать слова. (1 слово – машина, 2 слово – поезд) 3) Геометрический материал. - С помощью геометрических фигур составьте модели транспорта машины(1 группа), поезда (2 группа). - В модели машины, какие геометрические фигуры использовались чаще, чем другие? (прямоугольники, круги) - В модели поезда какие геометрические фигуры использовались чаще, чем другие? (прямоугольники) - Сколько и каких фигур понадобилось на каждую модель? Оцените свою работу. - Итак, теперь мы можем быстрее передвигаться. Как нам найти Буратино? Пойдем по его следу. Следы приведут нас к месту. |
На доске 2 плаката. Дети читают шифровку. Работают по группам. Алина на месте расставляет числа в порядке возрастания. Дети отвечают на вопросы. 1 группа – красные кружки на партах. 2 группа – желтые кружки. Выходят к доске, решают примеры своей группы по цвету. Дети меняются местами. У каждого ученика раздаточный геометрический материал. На местах составляют модели транспорта. Ответы детей. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка для глаз |
- Чтобы увидеть следы, надо иметь хорошее зрение. Выполним упражнения. - Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни вершиной вниз. И вновь глазами по сторонам его веди. Нарисуй теперь квадрат. Получилось? Очень рад. Зажмурь глаза, открой. Увидишь слева – след простой. (На шторах расположен след, на котором написано задание) Итак, мы нашли 1 след. |
Выполняют упражнения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Минутка чистописания |
1 след. Лиса Алиса и Кот Базилио задумали число. Если из этого числа вычесть 2, то останется 27. – Кто догадался, какое это число? (29) - Назовите следующее число.(30) - Назовите предыдущее число.(28) - Сколько десятков и единиц в данном числе? - Сколько цифр понадобилось для записи этого числа? - Значит, какое это число? (двузначное) - Запишите это число. Запись даты, классная работа. Прописывают число 29 Оцените свою работу. |
Записывают в тетрадь число, классная работа. Прописывают число 29. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа по теме урока. |
Физминутка для глаз Закрой глаза, теперь открой … Посмотри перед собой. - Перед нами след второй. 2 след. Карабас-Барабас держит друзей Буратино в клетке. Мы можем освободить их, если решим примеры на вычитание двузначных чисел. Видимо, Буратино тоже пытался их освободить, но не смог решить примеры. Почему он не справился, как вы думаете? (Он не знал, как решать их, ему не хватило знаний) Я думаю, вы справитесь с этим заданием. Для этого мы должны А) Вспомнить, как выполняется вычитание двузначных чисел. -Кто объяснит решение примера на доске? К доске вызывается 1 сильный ученик. 58- 26= Единицы вычитаем из единиц, десятки - из десятков. Б) решение примеров у доски 48-35 59-43 95-72 76-54 - Вот мы освободили друзей Буратино. Они благодарят вас за помощь. Оцените свою работу. Физминутка Буратино потянулся, Раз — нагнулся, Два — нагнулся, Вперед он сделал три прыжка Вправо сделал три шага Руки в стороны развел, Ничего он не нашел. Чтобы нам его догнать, Надо побыстрее побежать. Где ты, Буратино, стой, Вот он след его другой. 3 След. Учитель. – Чтобы узнать, куда нам идти дальше, нужно разгадать ребус.
По 2 л
(подвал) - Что здесь написано? В подвал ведут ступеньки. Чтобы спуститься по ним, надо выполнить следующее задание: записать ответы в указанных местах математической лесенки.
1)39-16=23 4)85-42=43 2)96-36=60 5)78-25=53 3)57-35=22 6)67-36-31 -Спустились! Кажется тут кто-то есть? Слышите шорох? Мышь! - Знаю, кого вы ищите? А из какой сказки ваш друг Буратино? Если так, то ответьте на мои вопросы.. -Куда сунул свой нос Буратино? В очаг Не в свое дело В кашу -Как зовут девочку с голубыми глазами? Барби Мальвина Аленушка 5. Решение задачи. -Молодцы! А теперь решите задачу про Буратино. Задача. Буратино вместе со своими друзьями отремонтировал 66 книг. Мальвина отремонтировала 34 книги, а Пьеро – 22 книги. Сколько книг отремонтировал Буратино? Чтение задачи про себя; Чтение вслух одним учеником; Беседа по содержанию задачи: - Прочитайте условие задачи. - Какой вопрос в задаче? -Запись краткого условия. - Сможем мы сразу ответить на вопрос задачи? - Что мы должны узнать сначала? -Запись решения задачи на доске. - Вы хорошо справились с заданиями. Молодцы! -Что ж придется отпустить вашего друга. (Появляется Буратино) - Вот, наконец, и веселый Буратино появился. Но чего-то ему не хватает? (ключа) - Что-то загрустил наш Буратино? -Черепаха Тортила не отдает ему золотой ключик, пока он не решит какие-то чудные примеры. Он такие примеры в глаза не видел. Буратино просит помощи у вас, ребята, сам он не справится. -Решение примеров со скобками. 63-(60+3); 48-(40+2); 85-(80+4); - Какой долгий и трудный путь вы проделали, чтобы спасти Буратино. Он благодарит вас за помощь. Удивляется, как много вы знаете, ребята! Зря не пошел учиться в школу, как просил его папа Карло. Ну ничего. Он пойдет в следующем году. Как вы думаете, его примут в школу? Конечно, его примут потому, что он хочет много знать, многому научиться. - Чему вы учились на уроке? Нам пора прощаться с нашим другом, он возвращается в сказку. |
1 ученик решает пример с объяснением у доски. По одному ученику каждый пример на доске. Ученики записывают примеры в тетрадь. Алина решает в столбик. Выполняют упражнения. Дети меняются местами. Дети отвечают на вопросы. Дети получают карточки с пронумерованными примерами. Решают на местах. Дети отвечают на вопросы. Дети читают задачу на карточках. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Карточки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итог. |
Комментирование, оценивание. - Чему мы сегодня учились на уроке? - Кто из вас испытывал трудности?
|
Учащиеся отвечают, опираясь на карточки на подвесной рейке. Мы учились решать примеры на вычитание двузначных чисел, решать задачи, писать красиво и аккуратно, работать в парах и группах. |
Методическая литература:
Составитель. Другова, Е.В. Нестандартные уроки математики / Е.В.Другова. – Волгоград: 2004.
Упоров, Д.В., Романова, Г.М., Колпакова, Н.В. ,Черемных, Т.С.Современные подходы к использованию здоровьесберегающих технологий в системе специального образования / Упоров, Д.В., Романова, Г.М., Колпакова, Н.В. ,Черемных, Т.С. – Красноярск, 2008
4