12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Хромова Татьяна Михайловна142
Россия, Орловская обл., Орел

Технологическая карта

лабораторной работы

«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Учитель: Хромова Татьяна Михайловна

Класс: 6.

 

Цель: формирование навыков научно-исследовательской деятельности учащихся, решение творческих задач.

Задачи:

обобщение и систематизация теоретического материала, изученного на предыдущих уроках;

формирование навыков обобщения, анализа и формулирования умозаключений;

формирование навыков проведения экспериментов;

формирование метапредметных связей биологии и химии при проведении экспериментов.

решение творческих задач, применение результатов опытов на практике.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

знание анатомического строения стебля и его функций, механизмов минерального питания и движения органических веществ;

умение закладывать опыты и оценивать их результаты.

Метапредметные УУД:

познавательные УУД:

умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям;

умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

личностные УУД:

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

регулятивные УУД:

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы;

развитие навыков самооценки и самоанализа.

коммуникативные УУД:

умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения.

Задание для самостоятельной работы учащихся

Перед постановкой экспериментов в домашних условиях изучается тема «Передвижение воды и органических веществ по стеблю». Эксперименты, доказывающие движение воды и растворенных в ней веществ по стеблю, проводятся в домашних условиях по заданной методике (раздается в виде памяток). Результаты опытов обсуждаются на занятии в виде исследовательских и творческих проектов.

Учащиеся заранее делятся на две-три группы в зависимости от условий проведения экспериментов.

Методика проведения опытов

Перед постановкой экспериментов учащихся необходимо познакомить с понятием концентрация вещества. Поскольку в шестом класс ещё нет химии, учащимся приводится понятие концентрации вещества (массовой и объемной) и универсальные формулы для расчётов. Правила расчёта и определения приводятся в памятках (см. приложение 1).

Этап урока.

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент

Создание благоприятного психологического настроя на работу

Приветствие.

Распределение учащихся по группам согласно условиям проводимых ими экспериментов.

Приветствие учителя.

 

II. Основная часть

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

Просмотр дневников наблюдений по группам.

Демонстрация готовности к уроку

Познавательные УУД: выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму.

Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.  

2. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

«Конкурс красоты»: демонстрация учащимися окрашенных растений.

Учащиеся знакомятся с результатами опытов разных групп, проводится мини-конкурс на «оригинальность».

Познавательные УУД: выполнение учебно-творческой задачи..

Личностные УУД: 

умение мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность;

эстетическое восприятие результатов экспериментов.

3. Этап целеполагания

Предложение учащимся самостоятельно сформулировать тему, цели урока; спланировать работу на уроке для достижения поставленных целей.

Формулирование темы и целей урока, планирование работы.

Личностные УУД: 

умение мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность.

Регулятивные УУД:

умение ставить цель, планировать деятельность

4. Актуализация знаний

Повторение опорных знаний в виде фронтального опроса по темам «Строение побега: внешнее и внутреннее строение», «Передвижение воды и органических веществ по стеблю».

Воспроизведение знаний по ранее изученным темам

Познавательные УУД: умение приводить факты, давать определения понятиям.

Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.

5. Этап первичного усвоения новых знаний

Организация работы учащихся в группах по подготовке материалов практической части исследования для дальнейшей обработки данных

Сбор и обобщение данных дневников наблюдений всех учащихся каждой группы.

Предметные УУД:

умение закладывать опыты и оценивать их результаты.

Познавательные УУД:

- умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы;

- умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

- развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Коммуникативное УУД: умение работать в группах

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Контроль за оформлением проекта НИР по теме «Передвижение воды и различных веществ по стеблю».

Организация подготовки творческого проекта «Живые краски»: девочки класса готовят цветочную композицию из полученных в ходе эксперимента окрашенных растений (роз и хризантем).

Мальчики класса из имеющихся фотографий растений и срезов побегов готовят небольшую стенгазету с результатами исследований.

Анализ данных, полученных в ходе экспериментов, оформление проекта НИР, стенгазеты и декоративной композиции.

7. Этап включения в систему знаний и повторения

Помощь в презентации проектов, обобщении информации и оценивание полученных результатов.

Защита проектов, обобщение и систематизация данных всех групп, формулирование общего вывода.

Познавательные УУД: умение работать не только по алгоритму, но и системно: обобщать, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД: умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности.

Коммуникативные УУД: владение письменной речью и навыками публичных выступлений.

8. Домашнее задание

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Домашнее задание учащимся: подготовить параграф

Запись в дневник домашнего задания, вопросы учителю по пройденному материалу.

 

9. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Организация рефлексии: раздача учащимся листов самооценки для заполнения.

Обсуждение с учащимися выставленных ими оценок и коррекция оценок учащихся.

Объявление выставленной ими оценки. Заполнение листа самооценки, вопросы учителю.

Личностные УУД: готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопросы.

Регулятивные УУД:

умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Приложение 1.

Памятка для группы №1

Массовая доля вещества – отношение массы растворённого вещества к массе раствора. Массовая доля измеряется в долях единицы или в процентах:

где:

ω – массовая доля растворённого вещества в долях

m1 – масса растворённого вещества, г;

m – общая масса раствора (масса растворённого вещества плюс масса растворителя), в г.

Для постановки экспериментов группе необходимо:

Объекты

Оборудование и реактивы

Условия проведения экспериментов

1 белая роза;

1 белая хризантема;

побеги различных деревьев (ясень, тополь, береза, липа и др., по два побега 1 вида)

посуда (стаканы, баночки), красящие вещества: пищевые красители.

1. Приготовление раствора с указанием концентрации красящего вещества: один пакет сухого пищевого красителя делится на 4 равные части. В 4 стакана наливаются одинаковые объемы воды, добавляет пищевой краситель.

_________

Например: в пакетике 10 грамм красителя, его делят на части по 2,5 грамма. В стакане – 250 мл воды, масса воды 250 грамм.

!!! 1 мл воды имеет массу 1 гр.

Концентрация вещества по формуле:

*

*Если данные учащихся отличаются от приведённой формулы, они рассчитывают концентрацию самостоятельно.

2. Стаканы маркируются: №1, №2, №3, №4.

3. В стакан №1 помещается роза. Перед этим стебель слегка подрезается под струёй воды (чтобы при подрезке в сосуды растения не попал воздух и не закупорил их).

4. В стакан №2 помещается хризантема. Со стеблем проводятся манипуляции, аналогичные пункту 3.

5. В стакан №3 помещается побег дерева.

6. В стакан №4 помещается второй побег дерева, но у него в нижней части необходимо снять кору (кольцом вокруг стебля).

7. Опытные растения необходимо оставить в стаканах с красителем не менее, чем на 48-72 ч.

Памятка для группы №2

Объёмная доля – отношение объёма растворённого вещества к объёму раствора. Объёмная доля измеряется в долях единицы или в процентах.

где:

ω – объёмная доля растворённого вещества в долях.

V1 – объём растворённого вещества, л;

V – общий объём раствора, л (объём растворённого вещества плюс объём растворителя),

Для постановки экспериментов группе необходимо:

Объекты

Оборудование и реактивы

Условия проведения экспериментов

1 белая роза;

1 белая хризантема;

побеги различных деревьев (ясень, тополь, береза, липа и др., по два побега 1 вида)

посуда (стаканы, баночки), красящие вещества: чернила.

1. Приготовление раствора с указанием концентрации красящего вещества: поскольку чернила жидкие, то целесообразней рассчитывать не массовую, а объёмную долю вещества. В 4 стакана наливаются одинаковые объемы воды, добавляется одинаковый объем чернил.

_________

Например: берем по 10 мл чернил (на каждый стакан). В 1 стакане – 250 мл воды. Объёмы переводим из мл в л.

!!! 1 л = 1000 мл.

Следовательно, объём чернил равен 0,01 л, а объём воды в стакане – 0,25 л.

Концентрация вещества по формуле:

*

*Если данные учащихся отличаются от приведённой формулы, они рассчитывают концентрацию самостоятельно.

2. Стаканы маркируются: №1, №2, №3, №4.

3. В стакан №1 помещается роза. Перед этим стебель слегка подрезается под струёй воды (чтобы при подрезке в сосуды растения не попал воздух и не закупорил их).

4. В стакан №2 помещается хризантема. Со стеблем проводятся манипуляции, аналогичные пункту 3.

5. В стакан №3 помещается побег дерева.

6. В стакан №4 помещается второй побег дерева, но у него в нижней части необходимо снять кору (кольцом вокруг стебля).

7. Опытные растения необходимо оставить в стаканах с красителем не менее, чем на 48-72 ч.

Памятка для группы №3

В зависимости от того, какие краски будут использоваться в опыте, приводятся формулы как объёмной, так и массовой доли.

Объёмная доля – отношение объёма растворённого вещества к объёму раствора. Объёмная доля измеряется в долях единицы или в процентах.

где:

ω – объёмная доля растворённого вещества в долях.

V1 – объём растворённого вещества, л;

V – общий объём раствора, л (объём растворённого вещества плюс объём растворителя),

Массовая доля вещества – отношение массы растворённого вещества к массе раствора. Массовая доля измеряется в долях единицы или в процентах:

где:

ω – массовая доля растворённого вещества в долях

m1 – масса растворённого вещества, г;

m – общая масса раствора (масса растворённого вещества плюс масса растворителя), в граммах.

Для постановки экспериментов группе необходимо:

Объекты

Оборудование и реактивы

Условия проведения экспериментов

1 белая роза;

1 белая хризантема;

побеги различных деревьев (ясень, тополь, береза, липа и др., по два побега 1 вида)

посуда (стаканы, баночки), красящие вещества: гуашевые или любые другие краски.

1. Приготовление раствора с указанием концентрации красящего вещества: поскольку чернила жидкие, то целесообразней рассчитывать не массовую, а объёмную долю вещества. В 4 стакана наливаются одинаковые объемы воды, добавляется одинаковый объем или масса краски.

_________

Например: берем по 10 мл краски. В 1 стакане – 250 мл воды. Объёмы переводим из мл в л.

!!! 1 л = 1000 мл.

Следовательно, объём краски равен 0,01 л, а объём воды в стакане – 0,25 л.

Концентрация вещества по формуле:

*

Или, например: берем 20 грамм краски, делим на 4 части по 5 грамм. В стакане – 250 мл воды, масса воды 250 грамм.

!!! 1 мл воды имеет массу 1 гр.

Концентрация вещества по формуле:

*

*Если данные учащихся отличаются от приведённой формулы, они рассчитывают концентрацию самостоятельно.

2. Стаканы маркируются: №1, №2, №3, №4.

3. В стакан №1 помещается роза. Перед этим стебель слегка подрезается под струёй воды (чтобы при подрезке в сосуды растения не попал воздух и не закупорил их).

4. В стакан №2 помещается хризантема. Со стеблем проводятся манипуляции, аналогичные пункту 3.

5. В стакан №3 помещается побег дерева.

6. В стакан №4 помещается второй побег дерева, но у него в нижней части необходимо снять кору (кольцом вокруг стебля).

7. Опытные растения необходимо оставить в стаканах с красителем не менее, чем на 48-72 ч.

В ходе эксперимента учащиеся ведут дневник, куда записываются условия проведения опытов и записи наблюдений. Данные образцы распечатываются для каждой группы.

Дневник наблюдений

Ф.И. учащегося_______________

Класс:_______________________

Группа №___________________.

Дата

День эксперимента

Наблюдаемый результат

Примечание

Роза

Хризантема

Побег №1

Побег №2

             

Например:

Дата

День эксперимента

Наблюдаемый результат

Примечание

Роза

Хризантема

Побег №1

Побег №2

12.12

1-ый.

Закладка опыта

Цветок имеет белую окраску

Цветок имеет белую окраску

---

---

 

13.12

2-ой

На цветке начали появляться цветные пятна

Отдельные цветки ближе к центру соцветия начали приобретать слабый оттенок красителя

---

Побег начал погибать

Цель наблюдения за побегами 1, 2: доказать движение воды по сосудам по изменению окраски внутренних частей стебля

14.12

3-ий

Цветок приобрёл окраску, соответствующую цвету красителя

Большое количество цветков окрасились

Внутренние части стебля приобрели окраску (указать какую).

Побег гибнет

По окончании эксперимента необходимо сделать срезы стеблей и проследить изменение окраски внутренних частей стебля, указать, где произошло окрашивание и почему, объяснить результаты экспериментов. К отчёту необходимо приложить фотографии (всех растений по дням эксперимента, фото срезов каждого растения) или рисунки срезов каждого стебля. По результатам эксперимента необходимо сделать вывод.


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (5)

Качаева Людмила Александровна, 10.12.16 в 17:51 1 Ответить Пожаловаться
Нет использования ИКТ, домашнее задание необходимо разнообразить. Результат урока-фотографии.
Хромова Татьяна Михайловна, 11.12.16 в 14:48 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за совет! Однако по поводу ИКТ - да, конечно, это, возможно, и недостаток, но я не увидела смысла включать компьютерные технологии в лабораторную, основанную на домашнем опыте, плюс ещё и компьютера в кабинете биологии нет физически.
Хромова Татьяна Михайловна
Комментарий был удалён пользователем 11 дек 2016 в 14:48
Качаева Людмила Александровна, 12.12.16 в 17:27 1 Ответить Пожаловаться
И все таки СПАСИБО ЗА УРОК! Творческих ВАМ успехов. Видно вы хороший, увлеченный учитель!!!

Отредактировано 12-12-2016 17:28

Хромова Татьяна Михайловна, 12.12.16 в 17:29 0 Ответить Пожаловаться
А Вам спасибо за совет!
Евгений Алексеевич, 05.02.17 в 17:43 0 Ответить Пожаловаться
Ответ КачачевойЛ.А. - вот с этого и надо всегда начинать. Молодых надо поддерживать, а потом советовать без замечаний
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.