12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Хромова Татьяна Михайловна142 Россия, Орловская обл., Орел Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Методическая разработка урока-лабораторной работы «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»
Технологическая карта
лабораторной работы
«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»
Учитель: Хромова Татьяна Михайловна
Класс: 6.
Цель: формирование навыков научно-исследовательской деятельности учащихся, решение творческих задач.
Задачи:
обобщение и систематизация теоретического материала, изученного на предыдущих уроках;
формирование навыков обобщения, анализа и формулирования умозаключений;
формирование навыков проведения экспериментов;
формирование метапредметных связей биологии и химии при проведении экспериментов.
решение творческих задач, применение результатов опытов на практике.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
знание анатомического строения стебля и его функций, механизмов минерального питания и движения органических веществ;
умение закладывать опыты и оценивать их результаты.
Метапредметные УУД:
познавательные УУД:
умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям;
умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
личностные УУД:
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
регулятивные УУД:
умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы;
развитие навыков самооценки и самоанализа.
коммуникативные УУД:
умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения.
Задание для самостоятельной работы учащихся
Перед постановкой экспериментов в домашних условиях изучается тема «Передвижение воды и органических веществ по стеблю». Эксперименты, доказывающие движение воды и растворенных в ней веществ по стеблю, проводятся в домашних условиях по заданной методике (раздается в виде памяток). Результаты опытов обсуждаются на занятии в виде исследовательских и творческих проектов.
Учащиеся заранее делятся на две-три группы в зависимости от условий проведения экспериментов.
Методика проведения опытов
Перед постановкой экспериментов учащихся необходимо познакомить с понятием концентрация вещества. Поскольку в шестом класс ещё нет химии, учащимся приводится понятие концентрации вещества (массовой и объемной) и универсальные формулы для расчётов. Правила расчёта и определения приводятся в памятках (см. приложение 1).
Этап урока. Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Организационный момент | |||
Создание благоприятного психологического настроя на работу | Приветствие. Распределение учащихся по группам согласно условиям проводимых ими экспериментов. | Приветствие учителя. | |
II. Основная часть | |||
1. Проверка готовности учащихся к уроку. | Просмотр дневников наблюдений по группам. | Демонстрация готовности к уроку | Познавательные УУД: выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму. Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме. |
2. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | «Конкурс красоты»: демонстрация учащимися окрашенных растений. | Учащиеся знакомятся с результатами опытов разных групп, проводится мини-конкурс на «оригинальность». | Познавательные УУД: выполнение учебно-творческой задачи.. Личностные УУД: умение мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность; эстетическое восприятие результатов экспериментов. |
3. Этап целеполагания | Предложение учащимся самостоятельно сформулировать тему, цели урока; спланировать работу на уроке для достижения поставленных целей. | Формулирование темы и целей урока, планирование работы. | Личностные УУД: умение мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность. Регулятивные УУД: умение ставить цель, планировать деятельность |
4. Актуализация знаний | Повторение опорных знаний в виде фронтального опроса по темам «Строение побега: внешнее и внутреннее строение», «Передвижение воды и органических веществ по стеблю». | Воспроизведение знаний по ранее изученным темам | Познавательные УУД: умение приводить факты, давать определения понятиям. Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме. |
5. Этап первичного усвоения новых знаний | Организация работы учащихся в группах по подготовке материалов практической части исследования для дальнейшей обработки данных | Сбор и обобщение данных дневников наблюдений всех учащихся каждой группы. | Предметные УУД: умение закладывать опыты и оценивать их результаты. Познавательные УУД: - умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы; - умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме; - развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Коммуникативное УУД: умение работать в группах |
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой | Контроль за оформлением проекта НИР по теме «Передвижение воды и различных веществ по стеблю». Организация подготовки творческого проекта «Живые краски»: девочки класса готовят цветочную композицию из полученных в ходе эксперимента окрашенных растений (роз и хризантем). Мальчики класса из имеющихся фотографий растений и срезов побегов готовят небольшую стенгазету с результатами исследований. | Анализ данных, полученных в ходе экспериментов, оформление проекта НИР, стенгазеты и декоративной композиции. | |
7. Этап включения в систему знаний и повторения | Помощь в презентации проектов, обобщении информации и оценивание полученных результатов. | Защита проектов, обобщение и систематизация данных всех групп, формулирование общего вывода. | Познавательные УУД: умение работать не только по алгоритму, но и системно: обобщать, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Регулятивные УУД: умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности. Коммуникативные УУД: владение письменной речью и навыками публичных выступлений. |
8. Домашнее задание Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Домашнее задание учащимся: подготовить параграф | Запись в дневник домашнего задания, вопросы учителю по пройденному материалу. | |
9. Рефлексия Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Организация рефлексии: раздача учащимся листов самооценки для заполнения. Обсуждение с учащимися выставленных ими оценок и коррекция оценок учащихся. | Объявление выставленной ими оценки. Заполнение листа самооценки, вопросы учителю. | Личностные УУД: готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопросы. Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. |
Приложение 1.
Памятка для группы №1
Массовая доля вещества – отношение массы растворённого вещества к массе раствора. Массовая доля измеряется в долях единицы или в процентах:
где:
ω – массовая доля растворённого вещества в долях
m1 – масса растворённого вещества, г;
m – общая масса раствора (масса растворённого вещества плюс масса растворителя), в г.
Для постановки экспериментов группе необходимо:
Объекты | Оборудование и реактивы | Условия проведения экспериментов |
1 белая роза; 1 белая хризантема; побеги различных деревьев (ясень, тополь, береза, липа и др., по два побега 1 вида) | посуда (стаканы, баночки), красящие вещества: пищевые красители. | 1. Приготовление раствора с указанием концентрации красящего вещества: один пакет сухого пищевого красителя делится на 4 равные части. В 4 стакана наливаются одинаковые объемы воды, добавляет пищевой краситель. _________ Например: в пакетике 10 грамм красителя, его делят на части по 2,5 грамма. В стакане – 250 мл воды, масса воды 250 грамм. !!! 1 мл воды имеет массу 1 гр. Концентрация вещества по формуле: * *Если данные учащихся отличаются от приведённой формулы, они рассчитывают концентрацию самостоятельно. 2. Стаканы маркируются: №1, №2, №3, №4. 3. В стакан №1 помещается роза. Перед этим стебель слегка подрезается под струёй воды (чтобы при подрезке в сосуды растения не попал воздух и не закупорил их). 4. В стакан №2 помещается хризантема. Со стеблем проводятся манипуляции, аналогичные пункту 3. 5. В стакан №3 помещается побег дерева. 6. В стакан №4 помещается второй побег дерева, но у него в нижней части необходимо снять кору (кольцом вокруг стебля). 7. Опытные растения необходимо оставить в стаканах с красителем не менее, чем на 48-72 ч. |
Памятка для группы №2
Объёмная доля – отношение объёма растворённого вещества к объёму раствора. Объёмная доля измеряется в долях единицы или в процентах.
где:
ω – объёмная доля растворённого вещества в долях.
V1 – объём растворённого вещества, л;
V – общий объём раствора, л (объём растворённого вещества плюс объём растворителя),
Для постановки экспериментов группе необходимо:
Объекты | Оборудование и реактивы | Условия проведения экспериментов |
1 белая роза; 1 белая хризантема; побеги различных деревьев (ясень, тополь, береза, липа и др., по два побега 1 вида) | посуда (стаканы, баночки), красящие вещества: чернила. | 1. Приготовление раствора с указанием концентрации красящего вещества: поскольку чернила жидкие, то целесообразней рассчитывать не массовую, а объёмную долю вещества. В 4 стакана наливаются одинаковые объемы воды, добавляется одинаковый объем чернил. _________ Например: берем по 10 мл чернил (на каждый стакан). В 1 стакане – 250 мл воды. Объёмы переводим из мл в л. !!! 1 л = 1000 мл. Следовательно, объём чернил равен 0,01 л, а объём воды в стакане – 0,25 л. Концентрация вещества по формуле: * *Если данные учащихся отличаются от приведённой формулы, они рассчитывают концентрацию самостоятельно. 2. Стаканы маркируются: №1, №2, №3, №4. 3. В стакан №1 помещается роза. Перед этим стебель слегка подрезается под струёй воды (чтобы при подрезке в сосуды растения не попал воздух и не закупорил их). 4. В стакан №2 помещается хризантема. Со стеблем проводятся манипуляции, аналогичные пункту 3. 5. В стакан №3 помещается побег дерева. 6. В стакан №4 помещается второй побег дерева, но у него в нижней части необходимо снять кору (кольцом вокруг стебля). 7. Опытные растения необходимо оставить в стаканах с красителем не менее, чем на 48-72 ч. |
Памятка для группы №3
В зависимости от того, какие краски будут использоваться в опыте, приводятся формулы как объёмной, так и массовой доли.
Объёмная доля – отношение объёма растворённого вещества к объёму раствора. Объёмная доля измеряется в долях единицы или в процентах.
где:
ω – объёмная доля растворённого вещества в долях.
V1 – объём растворённого вещества, л;
V – общий объём раствора, л (объём растворённого вещества плюс объём растворителя),
Массовая доля вещества – отношение массы растворённого вещества к массе раствора. Массовая доля измеряется в долях единицы или в процентах:
где:
ω – массовая доля растворённого вещества в долях
m1 – масса растворённого вещества, г;
m – общая масса раствора (масса растворённого вещества плюс масса растворителя), в граммах.
Для постановки экспериментов группе необходимо:
Объекты | Оборудование и реактивы | Условия проведения экспериментов |
1 белая роза; 1 белая хризантема; побеги различных деревьев (ясень, тополь, береза, липа и др., по два побега 1 вида) | посуда (стаканы, баночки), красящие вещества: гуашевые или любые другие краски. | 1. Приготовление раствора с указанием концентрации красящего вещества: поскольку чернила жидкие, то целесообразней рассчитывать не массовую, а объёмную долю вещества. В 4 стакана наливаются одинаковые объемы воды, добавляется одинаковый объем или масса краски. _________ Например: берем по 10 мл краски. В 1 стакане – 250 мл воды. Объёмы переводим из мл в л. !!! 1 л = 1000 мл. Следовательно, объём краски равен 0,01 л, а объём воды в стакане – 0,25 л. Концентрация вещества по формуле: * Или, например: берем 20 грамм краски, делим на 4 части по 5 грамм. В стакане – 250 мл воды, масса воды 250 грамм. !!! 1 мл воды имеет массу 1 гр. Концентрация вещества по формуле: * *Если данные учащихся отличаются от приведённой формулы, они рассчитывают концентрацию самостоятельно. 2. Стаканы маркируются: №1, №2, №3, №4. 3. В стакан №1 помещается роза. Перед этим стебель слегка подрезается под струёй воды (чтобы при подрезке в сосуды растения не попал воздух и не закупорил их). 4. В стакан №2 помещается хризантема. Со стеблем проводятся манипуляции, аналогичные пункту 3. 5. В стакан №3 помещается побег дерева. 6. В стакан №4 помещается второй побег дерева, но у него в нижней части необходимо снять кору (кольцом вокруг стебля). 7. Опытные растения необходимо оставить в стаканах с красителем не менее, чем на 48-72 ч. |
В ходе эксперимента учащиеся ведут дневник, куда записываются условия проведения опытов и записи наблюдений. Данные образцы распечатываются для каждой группы.
Дневник наблюдений
Ф.И. учащегося_______________
Класс:_______________________
Группа №___________________.
Дата | День эксперимента | Наблюдаемый результат | Примечание | |||
Роза | Хризантема | Побег №1 | Побег №2 | |||
Например:
Дата | День эксперимента | Наблюдаемый результат | Примечание | |||
Роза | Хризантема | Побег №1 | Побег №2 | |||
12.12 | 1-ый. Закладка опыта | Цветок имеет белую окраску | Цветок имеет белую окраску | --- | --- | |
13.12 | 2-ой | На цветке начали появляться цветные пятна | Отдельные цветки ближе к центру соцветия начали приобретать слабый оттенок красителя | --- | Побег начал погибать | Цель наблюдения за побегами 1, 2: доказать движение воды по сосудам по изменению окраски внутренних частей стебля |
14.12 | 3-ий | Цветок приобрёл окраску, соответствующую цвету красителя | Большое количество цветков окрасились | Внутренние части стебля приобрели окраску (указать какую). | Побег гибнет |
По окончании эксперимента необходимо сделать срезы стеблей и проследить изменение окраски внутренних частей стебля, указать, где произошло окрашивание и почему, объяснить результаты экспериментов. К отчёту необходимо приложить фотографии (всех растений по дням эксперимента, фото срезов каждого растения) или рисунки срезов каждого стебля. По результатам эксперимента необходимо сделать вывод.
Комментарии (5)
Отредактировано 12-12-2016 17:28