12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Николаевна Кречетова63
7

Методическая разработка внеклассного интегрированного мероприятия. Устный литературный журнал «Словесник», посвященный юбилею великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«АНТРАЦИТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА. №6

ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

ВЛАДИМИРА АФАНАСЬЕВИЧА ЛЯХОВА»









Методическая разработка

внеклассного интегрированного мероприятия.

Устный литературный журнал

«Словесник», посвященный юбилею

великого русского писателя

Ивана Сергеевича Тургенева.

t1598897726aa.jpg



Разработали:

учитель русского языка и

литературы О.Н.Кречетова,

учитель музыки С.Н.Шевченко






Антрацит



Цель: углубить идейно-эмоциональное восприятие учащимися произведений И.С.Тургенева, входящих в золотой фонд его творчества, способствовать глубокому проникновению в мир мыслей и чувств тургеневских героев;

развивать речевые умения и навыки учащихся; воспитывать любовь к русской классической литературе и классической музыке.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, плакаты:

1. «Тургеневу 200»

2. «И.С.Тургенев пробуждал в читателях, как и Пушкин, добрые чувства, в основе которых лежит глубокая вера в торжество света, добра и нравственной красоты»

3. «И.С.Тургенев раньше своих современников почувствовал историческую неизбежность смены поколений»

4. «И.С.Тургенев быстро угадывал новые идеи и вопросы, которые только начинали волновать общество. Тургенев как художник наделен особым чувством времени, его стремительного движения», рисунки - иллюстрации

учащихся к произведениям И.С.Тургенева, иллюстрации к роману «Отцы и дети», повести «Ася».



Слайд 1 (портрет Тургенева)

Вступительное слово учителя литературы. Ребята, в этом году исполняется 200 лет со дня рождения великого русского писателя - классика Ивана Сергеевича Тургенева. Его вклад в русскую и мировую литературу трудно оценить. Писатель глубоко любил свою родину, свой народ, его культуру, его язык. Обращаясь к среде дворянской интеллигенции в поисках положительного героя своего времени (середина ХIХ века), в ряде повестей и романов Тургенев доказывает, что русская действительность тех лет не представляла благоприятной почвы для расцвета личности, для раскрытия и применения ее богатейших возможностей. В произведениях 40-50-х годов Тургенев запечатлел существовавший тогда разлад высокоразвитой, одаренной, но лишенной нужных волевых качеств личности с социальными условиями эпохи. Писатель художественно убедил читателя в том, что этот разлад и был причиной появления так называемых «лишних людей».

Вступительное слово учителя музыки. Талант не живёт в одиночку. Понятия Тургенев и музыка неразделимы. Слух у Тургенева был изумительным. Обладая безукоризненным музыкальным слухом, он улавливал самую ничтожную ошибку, любой фальшивый звук. Музыкальная память его вызывала изумление у современников. В литературных произведениях есть отрывки, где прослеживается музыкальная тема: пение, разговор о музыке, игра на музыкальных инструментах.

«... Для меня – музыкальные наслаждения выше всех других, - признавался Тургенев, - ... редко что меня может заставить заплакать. Ещё иногда стихи Пушкина меня до слёз тронут, а от музыки часто плачу».

Но при всех своих музыкальных увлечениях Тургенев всю жизнь оставался верен двум величайшим композиторам – Моцарту и Бетховену. «Оба колосса, Бетховен и Моцарт, поэты божьей милостью, и их произведения бессмертны», - писал Тургенев о своих

любимых композиторах.

Учитель литературы. К 200-летию со дня рождения Тургенева мы подготовили выпуск устного литературного журнала «Словесник». Перелистаем же его страницы!

Учитель музыки. А на его страницах будет звучать музыка.

Слайд 2

Страница №1 «И это все о нем…»

Слайд 3

1-й ученик. Иван Сергеевич Тургенев в 1818 году в семье дворянина в Орле. Он, после получения домашнего образования учился в Московском, Петербургском, Берлинском университетах.

В жизни Ивана Сергеевича Тургенева было два сильных чувства.

Он влюбился в крепостную девушку, выкупил ее и поселил в родовом имении. У них родилась внебрачная дочь, которую он любил и воспитывал до замужества.

t1598897726ab.jpg

Слайд 4

Позже Тургенев полюбил певицу, француженку по национальности, Полину Виардо. Это была великая любовь, которую Иван Сергеевич пронес через всю жизнь; именно она, эта любовь, заставила его многие годы прожить за границей, главным образом во Франции.

Слайд 5

2-й ученик. Тургенев - первый русский писатель, которому удалось еще при

жизни получить мировое признание. Начиная с «Записок охотника», которые стали подлинным открытием для зарубежных читателей, почти каждое новое произведение Тургенева немедленно переводились на многие языки.

Слайд 6

3-й ученик. Во Франции Иван Сергеевич Тургенев установил тесные творческие и дружеские связи с писателями: Гюставом Флобером, Альфонсом Доде, Эмилем Золя, Эдмоном Гонкуром. Они вместе с Тургеневым образовали литературное содружество, которое называлось «кружок пяти». Членом этого кружка стал и Ги де Мопассан, считавший себя учеником Тургенева.

t1598897726ac.gif

Слайд 7

Дружил великий писатель и с корифеями украинской литературы Тарасом Шевченко, Марко Вовчком. Высоко ценил талант Тургенева Иван Франко.

Главным его достоинством украинский писатель считал смелость в решении важнейших проблем современности, реализм, своеобразие психологического анализа, мастерства в характеристике персонажей.

Слайд 8

Учитель . Перу Ивана Сергеевича Тургенева принадлежат много романов, среди них мы можем выделить: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Дым». Но вершиной его творчества принято считать

роман «Отцы и дети». Проблема отцов и детей извечна. Неизвестному египетскому жрецу принадлежат слова: «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек». А жил он 4 тысячи лет до нашей эры. Мудрейший грек Сократ(470 – 339 гг. до н. э.) говорил: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей».

Так как же решает проблему отцов и детей великий русский писатель? Об этом следующая страница нашего журнала.

Слайд 9

Страница №2 «Проблема поколений в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Слайд 10

4-й ученик. В романе она раскрывается во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова и представителя лагеря отцов Павла Петровича Кирсанова. Когда читаешь роман, то кажется, что эти герои не слышат друг друга. А ведь если ты не желаешь слышать, что говорят другие, пренебрегаешь их принципами, то может возникнуть конфликт. Предоставим слово Павлу Петровичу и Евгению Базарову.

t1598897726ad.jpg


Слайд 11

Выходят учащиеся, исполняющие роли Павла Петровича и Евгения Базарова.

Павел Петрович. Вы, собственно , физикой занимаетесь?

Базаров. Физикой, да; вообще естественными науками.

Павел Петрович. Говорят, германцы в последнее время сильно успели по этой части.

Базаров. Да, немцы в этом наши учителя.

Павел Петрович. Вы столь высокого мнения о немцах?

Базаров. Тамошние ученые дельный народ.

Павел Петрович. Так, так. Ну а об русских ученых, Вы, вероятно, не имеете столь лестного понятия?

Базаров. Пожалуй, что так.

Павел Петрович. Это очень похвальное самоотвержение. Вы не признаете никаких авторитетов? Не верите им?

Базаров. Да зачем же я стану их признавать? И чему я буду верить? Мне скажут дело, я соглашусь, вот и все.

Павел Петрович. А немцы все дело говорят?

Базаров. Не все.

Павел Петрович. Что касается до меня, я немцев, грешный человек, не жалую. О русских немцах я уже не упоминаю: известно, что это за птицы. Но и немецкие немцы мне не по нутру. Еще прежние туда-сюда; тогда у них были- ну, там Шиллер, что ли, Гете… А теперь пошли все какие-то химики да материалисты.

Базаров. Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

Павел Петрович. Вот как, Вы, стало быть, и искусство не признаете?

Базаров. Искусство наживать деньги, или нет более геморроя!

Павел Петрович. Так-с, так-с. Вот как вы изволите шутить. Это вы все, стало быть, отвергаете? Положим. Значит, вы верите в одну науку?

Базаров. Я уже доложил вам, что не верю; и что такое наука – наука вообще? Есть наука, как есть ремесла, знания; а наука вообще не существует вовсе.

Павел Петрович. Очень хорошо. Ну, а насчет других, в людском быту принятых, постановлений вы придерживаетесь такого же отрицательного направления?

Базаров. Что это допрос?

Павел Петрович. Да, беда пожить этак годков пять в деревне, в отдалении от великих умов! Как раз дураком станешь. Ты стараешься не забыть того, чему тебя учили, а там – хвать! Открывается, что это все вздор, и тебе говорят, что путные люди этакими пустяками больше не занимаются и что ты, мол, отсталый колпак. Что делать? Видно, молодежь точно умнее нас.

Покрутившись на каблуках, Павел Петрович уходит, за ним уходит Базаров.

t1598897726ae.jpg

4-й ученик. Вскоре словесный поединок Базарова и Павла Петровича Кирсанова приводит к настоящей дуэли. Были ли в нем победители? Все герои потерпели поражение. Ранен Павел Петрович, поспешно уезжает Базаров, огорчен Николай Петрович, напугана Фенечка. Возможно ли мирное разрешение конфликта поколений? Да, если младшее поколение проявит терпение, а старшее мудрость.

Учитель . Актуален ли роман «Отцы и дети» сейчас? Как воспринимаем его мы, читатели 21 века? Об этом мы с вами говорили на уроках и пришли к выводу, что никогда не устаревают проблемы отношений между поколениями, вопросы экологии, ведь Базаров – натуралист. Он считает, что «природа не храм, а мастерская». Вечными мы можем считать проблемы человеческой дружбы и любви.

Кстати, о любви! Базаров, отрицающий и совсем не признающий любовь, сам искренне влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову.

Поочередно выходят ученики, исполняющие роли Одинцовой и Базарова.

t1598897726af.jpg

Слайд 12

Базаров. Что за охота говорить и думать о будущем, которое большею частью

не от нас зависит? Выйдет случайно что-нибудь сделать – прекрасно, а не выйдет – по крайней мере, будешь доволен, что заранее напрасно не болтал.

Одинцова. Вы называете дружескую беседу болтовней… Или, может быть, вы меня как женщину не считаете достойной вашего доверия? Ведь вы нас всех презираете.

Базаров. Вас я не презираю, Анна Сергеевна, и вы это знаете.

Одинцова. Нет, я ничего не знаю… Но положим я понимаю ваше нежелание говорить о вашей будущей деятельности; но то, что в вас теперь происходит…

Базаров. Происходит! Точно я государство какое или общество!

Одинцова. А я не вижу, почему нельзя высказать все, что имеешь на душе.

Базаров. Вы можете?

Одинцова. Могу (после небольшого колебания).

Базаров (наклонив голову). Вы счастливее меня.

Одинцова (вопросительно смотрит на Базарова). Как хотите, а мне все-таки что-то говорит, что мы сошлись недаром, что мы будем хорошими друзьями. Я уверена, что ваша эта как бы сказать, ваша напряженность, сдержанность исчезнет наконец?

Базаров. А вы заметили во мне сдержанность… Как вы еще

выразились…напряженность?

Одинцова. Да.

Базаров. И вы желали бы знать причину этой сдержанности, вы желали бы знать, что во мне происходит?

Одинцова. Да (с испугом).

Базаров. И вы не рассердитесь?

Одинцова. Нет.

Базаров. Нет? Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…Вот чего вы добились.

Одинцова. Евгений Васильевич (с нежностью протягивая к нему обе руки).

Базаров подходит к ней, берет за руки и привлекает к себе.

Одинцова (высвободившись). Вы меня не поняли.

Базаров уходит, закусив губу.

Одинцова. Я и сама себя не понимаю. Нет, бог знает куда бы это привело, этим шутить нельзя, спокойствие все- таки лучше всего на свете.

Уходит.

Учитель . Итак, мы можем сказать, что такое сильное чувство как любовь развенчало нигилизм Базарова. О любви Тургеневым написано много.

Слайд 13

Страница №3 «А счастье было так возможно, так близко!»

Слайд 14

5-й ученик. Повесть И. С. Тургенева «Ася» является шедевром его творчества. Она невелика по объему, но так многозначительна.

С Гагиным (героем повести) господин Н. познакомился во время путешествия по Германии. Гагин, поехав за границу, взял с собой свою сестру Асю, которая обучалась до этого в пансионе. Асе было 17 лет, у нее был непредсказуемый характер и она еще никого и никогда не любила. Когда она увидела господина Н., сразу в него влюбилась. Ася оказалась сильной натурой. Увидев, что ее любовь не находит ответа («крылья у меня выросли – да лететь некуда»), она принимает обдуманное решение уехать.

На крошечном клочке бумаги Ася торопливо написала: «Прощайте, мы не увидимся более… если бы вы мне сказали одно слово, одно только слово – я бы осталась. Вы его не сказали… Прощайте навсегда».

t1598897726ag.jpg

Слайд 15

6-й ученик. Этим единственным словом должно было стать слово «люблю», но Ася его не услышала, потому что у господина Н.еще не было ясного чувства любви, оно вспыхнуло с неудержимой силой, когда он стал искать ее, но было уже поздно. В конце повести он страдает: осужденный на одиночество и хранит как святыню записочки Аси и высохший цветок, который она некогда выбросила из окна. Из-за нерешительности его жизнь стала трагедией.

Слайд 16

Страница №4 «Стихотворение в прозе».

Слайд 17

Учитель. Стихотворения в прозе И.С.Тургенева ввели новый прозаический жанр малой формы в русскую литературу. Современник Тургенева А. Незеленов так оценивал эти произведения: «Небольшие заметки, из которых, как из зерна, могли потом развиваться в целые произведения…»

Исследователь Л.П. Гроссман так определил тематику стихотворений: «Россия. Христос. Рок. Природа. Любовь. Смерть. Безверие…» Самое известное из этого цикла стихотворение «Русский язык». Оно пронизано любовью к России, ко всему русскому, и мы можем смело сказать, что оно оптимистично.

Слайд 18

Заранее подготовленная ученица читает стихотворение «Русский язык».

t1598897726ah.jpg

Слайд 19

Стихотворение «Порог». Оно о русской девушке, которая верна той идее, которую она избрала. Она верна ей всегда и во всем. Ни позор, ни пытки, ни смерть не смогу остановить ее. Речь идет о сильной личности, именно такие личности могут стать героями.

Заранее подготовленная ученица читает стихотворение «Порог».

t1598897726ai.jpg

Слайд 20

Стихотворение «Воробей» о силе материнской любви, которая способна преодолеть все преграды лишь бы спасти «свое детище».

Заранее подготовленная ученица читает стихотворение «Воробей».

t1598897726aj.jpg

Учитель. Памятником любви, пронесенной И.С.Тургеневым через всю жизнь, стало стихотворение «Стой!» В нем автору удалось передать всю силу и глубину своих чувств к Полине Виардо.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Стой».

Слайд 21

Страница №5 «Романтика романса».

Учитель литературы. На уроках литературы вы познакомились с жизнью и творчеством И.С.Тургенева. Вы, наверное, помните, что большую часть своей жизни Тургенев провел за границей. Любовь к женщине (певице Полине Виардо) приковала его к чужбине, хотя сердце рвалось на родину, в Спасское. Как крик души читаем в одном из последних его писем слова: «Будете на родине, в Спасском, поклонитесь за меня дубу моему – родине поклонитесь».

Сам Иван Сергеевич так и не приехал в Россию. Стихотворение «Утро туманное» и было написано под впечатлением чувств, переполнявших писателя. В каждой строчке трагедия человека, разлученного с родиной. На это стихотворение была написана музыка… Так родился романс.

Учитель музыки. Что такое романс? Романс – это лирическая песня с сопровождением. Этот жанр совсем не молодой. Особенной популярностью он пользовался в 19 веке. Грань между романсом и песней не всегда легко провести, но в романсе мы слышим более тесную поэтическую связь музыки и поэтического текста. Романс в переводе означает «песня любви». Это своеобразная исповедь души, в нём отражаются чувства и настроения композитора и поэта: любовь, ревность, томление, душевный порыв.

Учитель музыки и ученицы исполняют романс «Утро туманное» композитора В. Абазы на стихи И.С.Тургенева.

t1598897726ak.jpg

Слайд 22

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.


Вспомнишь обильные, страстные речи,
Взгляды так жадно, и нежно ловимые.
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.


Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далекое,
Слушая говор колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое…


Учитель литературы. Вот мы и перевернули последнюю страницу нашего устного литературного журнала «Словесник». И, как обычно, напоследок я скажу, а вернее процитирую известного писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина:

«Что можно сказать о произведениях И.С.Тургенева? То ли. Что после их прочтения легко дышится, легко верится, тепло чувствуется…»

t1598897726al.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.