Методическая разработка внеклассного мероприятия «Моя родина — Вятский край» (7–11 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор методической разработки:
Суслопарова Л.Ю., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Образовательное учреждение: КОГОАУ «Гимназия г. Уржума»
Форма проведения: устный журнал
Аудитория: обучающиеся 7 - 11 классов
Название материала:
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Моя родина – Вятский край»
Цель мероприятия: создание условий для духовно-нравственного воспитания обучающихся знакомство с историческим и культурным наследием, промыслами региона.
Задачи
Воспитательные: формирование нравственных ценностей на примерах героической, трудовой, культурной истории Вятского края, лучших образцов народного творчества; уважения к истории, культуре, традициям, людям родного края, сохранение традиций и исторической памяти родной стороны.
Развивающие: развитие познавательной активности гимназистов, ответственности, потребности личного участия в мероприятиях, посвященных родному краю, мотивации к нравственному поведению и самосознанию.
Формирование УУД
Личностные: формирование ответственности за порученное дело, инициативы и самостоятельности; приобщение обучающихся к духовно - нравственным и эстетическим ценностям, к духовному наследию региона, развитие чувства гордости за родной край, осознание чувства причастности к его судьбе.
Коммуникативные: осуществление деятельности с учётом конкретных учебно-познавательных задач; умение определять общую цель и пути её достижения.
Регулятивные: развитие умения контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания, умение давать оценку своим действиям.
Познавательные: расширение и углубление знаний о Вятском крае, развитие интереса к истории своей страны, творчеству наследию земляков, к участию во внеклассной деятельности, в том числе познавательного, поискового, исследовательского характера.
Описание
Внеклассное мероприятие может быть посвящено Дню народного единства (4 ноября), проведено в декабре, в преддверии празднования Дней Кировской области, в канун Дня Победы или летом, в День города (12 июня), во время лагерной смены. Ориентировочное время – 45 минут. На встречу могут быть приглашены ветераны войны, труженики тыла и люди, чьё детство пришлось на военные и послевоенные годы, мастера – умельцы, краеведы… (на усмотрение организаторов). В конце встречи им вручаются цветы и сувениры. При желании кто-то из гостей может тоже взять слово для обращения к присутствующим.
Оформление. Встреча проводится в праздничной обстановке. Перед началом и после неё звучат песни патриотической тематики. Оформляется выставка книг, посвящённых родному краю, вятских сувениров и наборов экскурсионных открыток.
Нужен компьютер (ноутбук), проектор, экран, цветы и сувениры для гостей.
Ожидаемый результат: формирование чувства сопричастности к истории своего региона, своей страны и судьбе народа; выстраивание собственной модели нравственного поведения.
Источники
Видеосюжет: https://youtu.be/xdpgUfy3Guo
История: https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Кировской_области
Вятский край – даты: https://www.kirovreg.ru/region/history/khronika.php
Киров С. М.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Киров,_Сергей_Миронович
В войну: https://regnum.ru/news/society/2988042.html
Маршалы: https://www.kirovreg.ru/region/znam/index3.php
Кировчане в ВОВ: https://www.kirov.kp.ru/daily/26229/3112610/
Герб: https://st48.stpulscen.ru/images/product/285/618/363_big.jpg
Худож. Промыслы: http://nhp43.ru
Шайтан: http://krasotyrossii.ru/озеро-шайтан-кировская-область/
Озеро Ш.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Шайтан_(озеро)
Заказник «Пижемский»: https://eco-portal.info/wp-content/uploads/2020/08/zakaznik-pizhemskij.jpg
http://cyclowiki.org/wiki/Пижемский_(заказник)
Дымковская игрушка: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дымковская_игрушка
Вятская матрёшка: https://russianarts.online/179940-vyatskaya-matryoshka/
Вятка – город героев: http://www.visitkirov.ru/news/771/173/vyatka-gorod-geroev/
Циолковский: https://vyatkawalks.ru/wiki/dom-tsiolkovskogo/
Пословицы: https://vsesvoi43.ru/vjatskie-poslovicy/
https://my.mail.ru/community/blog_awa39/20B027F24AB535BA.html
Ссылки на изображения:
Кроссенс:
Герб: https://images.vector-images.com/43/ris1_gerbv.gif
Памятник Кирову: https://m.rusmir.media/files/1/upload/1210x0/22792.jpg
Киров. Область: https://static.auction.ru/offer_images/cmn8/2019/06/14/08/big/L/LSdIwssyhoY/kirovskaja_oblast_gerb_zakatnoj.jpg
Гимназия: https://avatars.mds.yandex.net/get-altay/1551063/2a00000166e27e96e9e51fea673c40f8a55a/XXL
Троицкий Собор г. Уржума: http://photocdn.photogoroda.com/source2/cn3159/r3952/c3989/99997580.jpg?v=20171213112136
Грин: https://russkiymir.ru/upload/medialibrary/20b/20b7564dc6030c06d6521dac4c6d4099.jpg
В. М. Васнецов: http://quoteslab.net/contents/uploads/viktor-vasnetsov.jpg
Н. А. Заболоцкий: https://www.culture.ru/storage/images/8ba9d7a028dfc838942957ef12f67936/d2441c988caca845fe26496a650d671b.jpg
Знак вопроса: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/89/Circle-question.svg/1200px-Circle-question.svg.png
Презентация:
Карта – схема: http://old.regcomment.ru/upload/iblock/c8a/c8a59e55c70c0f31aa43ceb73bdbf726.jpg
Старая Вятка: http://static0.vigbo.com/u14314/16862/photos/1144563/1500-b72de7245deb18fd1c3cc7f1a12d29db.jpg
Барыни: https://dhsh8.kmr.muzkult.ru/media/2018/08/06/1228247087/image_image_4056877.jpg
Матрёшка: https://russianarts.online/179940-vyatskaya-matryoshka/
Лиханов: https://пушкинка23.рф/wp-content/uploads/2020/09/798px-Albert_Likhanov.jpg
Шишкин: https://pbs.twimg.com/media/DM6X2BPX4AATq4P.jpg:large
Чайковский: https://gatchina.life/uploads/posts/2017-03/1489572513_170315046.jpg
Васнецов: https://zharptica8.ru/wp-content/uploads/2017/10/67.jpg
Шаляпин: https://images.vfl.ru/ii/1573913310/893b602b/28582135_m.jpg
Заболоцкий: http://4.bp.blogspot.com/-HxgHa4NgilI/Ux3OcsYY-uI/AAAAAAAAA8U/FsdyF0e2YWs/s1600/заболоцкий.png
Чарушин: https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/133d/00092774-08fd15bd/hello_html_m201eb9c8.jpg
Киров С. М. : https://i.pinimg.com/736x/04/d1/5f/04d15f684fd346335355cee4ed1c8d53.jpg
Рокин: http://herzenlib.ru/cbs/images/2015_BOB70/iaranskii/anons_09.jpg
Мы помним: http://umcbalakovo.com/avatar/15/e87c917abf9d1e6c958ed14fcb5386ee.jpg
Конев: https://pbs.twimg.com/media/DZhKsNcX0AAb02I.jpg
Говоров: https://pbs.twimg.com/media/DWn7j2ZWkAE7-GK.jpg:large
Вершинин: https://images.vfl.ru/ii/1591163169/a09c6419/30703613.jpg
Соколов: https://putdor.ru/upload/iblock/0bc/0bccb32818b8af8ca0f0920601ef8614.jpeg
памятник труженикам тыла: http://sovetsk-vt.ru/wp-content/uploads/2016/07/afc565d808459cff837b5adfe99ea18b.jpg
Циолковский: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1107063/pub_5d3ea7edf73d9d00cc64523c_5d3eb4f1520a9b00aed6e7eb/scale_1200
Савиных: http://www.spacefacts.net/bios/portraits2/cosmonauts/savinykh_viktor.jpg
Киров – Вятка: https://вятка.рф/images/diz/logo-2015.jpg
Россия: https://r1.nubex.ru/s3054-c5c/f1170_19/518f51a60d31be793d2666c688510381.jpg
Музыкальное сопровождение: https://rus.megapesni.com/track/231988-sergejj-trofimov-rodina.html
Коллаж создан на сервисе: https://mycollages.ru/app/?id=81#save
Шаблон презентации взят из коллекции MS PowerPoint 2010 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «МОЯ РОДИНА – ВЯТСКИЙ КРАЙ»
Ход мероприятия
- Вступительная часть. Мотивация и целеполагание.
Учитель.
-Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята! Сегодня мы встретились, чтобы интересно, а главное – с пользой и вместе - провести время. Чтобы понять, чему посвящена наша встреча, я предлагаю вам кроссенс – логическую головоломку-квадрат. Внимательно посмотрите на него, определите, что изображено на каждой фотографии.
Ответы детей
(Верхний ряд: А. Грин, В. М. Васнецов, Н. А. Заболоцкий;
средний: Памятник С. М. Кирову, Дымковская игрушка;
нижний ряд: Троицкий собор г. Уржума, река Уржумка, гимназия г. Уржума)
- Подумайте и скажите, что объединяет эти фотографии? С каким понятием все они ассоциируются? О чём пойдёт речь на нашей встрече? (Ответы)
- Правильно, все они связаны с Кировской областью, Вятским краем, нашей родиной.
Форма нашего мероприятия сегодня – устный журнал, а его тема – «Моя Родина – Вятский край». Я уверена, что сегодня вы узнаете много нового о нашей родной стороне.
- Основная часть. Вятский край: настоящее и прошлое.
- Сначала я предлагаю вам посмотреть видеосюжет и дать ему своё название.
Просмотр видеосюжета о Вятском крае из серии «Мульти – Россия,
Прослушивание вариантов названия («Вятский край», «Край чудес» и др.)
Видеофрагмент из серии "МУЛЬТИ-РАССИЯ"
- А сейчас 1 страница нашего журнала –
«СИМВОЛИКА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Работа с презентацией, слайды 2, 3, 4
Учитель:
- Ребята, а что вам известно о нашем регионе? Знаете ли вы, сколько лет нашему областному центру?
Ответы детей и гостей
- Да, у нашего областного центра богатая история. Первое упоминание о Вятке в летописях относится к 1374 году, а Кировской области уже 84 года.
- Мы переходим ко 2-й странице устного журнала -
«ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ»
Работа с презентацией, слайды 5,6,7
Учитель:
Вятский край. Увалы да леса,
Реки серебристые, березы…
Летом голубые небеса,
А зимой метели да морозы…
Вятский край. Долины и поля,
Ржи цветущей золотое море…
Это наша русская земля.
С нею мы и в радости, и в горе.
А. Н. Бушмелев, уржумский поэт
- О красоте нашей родной стороны сложено множество стихов, спето множество песен, написаны картины… Следующая страница нашего журнала –
«ПРИРОДА ВЯТСКОГО КРАЯ»
Работа с презентацией, слайды 8, 9
Учитель:
- Издавна повелось называть вятский народ хватским. И вовсе не в шутку, а всерьёз. Пословицы гласят: «Вятский мужик спать не обвык: хоть глаза боятся, да руки делают», «Вятский — мужик хватский: за что ухватится — не отпустит».
- Пятая страница устного журнала –
«ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ВЯТСКОГО КРАЯ»
Работа с презентацией, слайды 10, 11, 12
Учитель:
- Конечно, каждый из нас слышал пословицу «Не место красит человека, а человек место». Это очень справедливые слова. Мы подошли к основной части нашего журнала – странице
«ЗНАТНЫЕ ЛЮДИ КРАЯ»
Работа с презентацией, слайды13 – 18
Учитель:
- Как видите, ребята, нам есть чем гордиться, есть, с кого брать пример!
Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.г. – страшное испытание для нашего народа. Но вятский народ и на фронте, и в тылу показывал образцы небывалого героизма – ратного и трудового, внося свою лепту в общее дело долгожданной победы.
- Страница шестая –
«ВЯТКА - КРАЙ ГЕРОЕВ»
Работа с презентацией, слайды19-22
Учитель:
- Вот он какой, ВЯТСКИЙ характер! Когда –то Ф. И. Шаляпин дал замечательную оценку этому уникальному явлению.
Работа с презентацией, слайд 23
- Заключение.
Чтение (наизусть) учеником стихотворения В. Архипова «Русское чудо – вятский характер»
Слайд 24 презентации
Учитель:
- Ребята, гордитесь тем, что вы – вятские! Но помните, что история края – это история страны, всего народа. У нашего края великая история, а будущее региона и страны – в ваших руках! И летопись родной земли, родной страны писать вам!
Слайд 25 презентации
- Рефлексия.
Учитель:
- А напоследок я предлагаю вам выполнить небольшое задание: подобрать и записать слова (словосочетания) - ассоциации к слову РОДИНА (к каждой букве слова)
Листы лежали на партах в перевёрнутом виде
Звучит песня С. Трофимова «Родина», ребята, гости работают во времы ёё исполнения на листах
Аудиофайл "Родина", С. Трофимов
MP3 / 8.55 Мб
Р – (Родители, родной дом, Россия)
О – (отечество, отчизна, отчий дом)
Д – (детство, друзья, долг)
И – (истоки, история, истина)
Н – (народ, надежда, наследие)
А – (ангел-хранитель)
Заслушивание 2-3 человек
Учитель:
- «Чтение» нашего журнала подошло к концу. Большое спасибо всем за работу и за внимание.
Методическая разработка
DOC / 42.5 Кб
Потамошнева Наталья Алексеевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Юлия Васильевна Воробьева
Суслопарова Людмила Юрьевна
Галина Владимировна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Суслопарова Людмила Юрьевна
Пермякова Ольга Анатольевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Панов Егор Игоревич
Суслопарова Людмила Юрьевна
Овчинникова Ирина Дмитриевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Веприкова
Суслопарова Людмила Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Пользователь удален
Суслопарова Людмила Юрьевна