12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Суслопарова Людмила Юрьевна46106 Учитель русского языка и литературы КОГОАУ "Гимназия г. Уржума" высшей квалификационной категории. Отличник просвещения (2023). Россия, Кировская обл., Уржум Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность» |
Методическая разработка внеклассного мероприятия «МОЯ РОДИНА – ВЯТСКИЙ КРАЙ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор методической разработки:
Суслопарова Л.Ю., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Образовательное учреждение: КОГОАУ «Гимназия г. Уржума»
Форма проведения: устный журнал
Аудитория: обучающиеся 7 - 11 классов
Название материала:
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Моя родина – Вятский край»
Цель мероприятия: создание условий для духовно-нравственного воспитания обучающихся знакомство с историческим и культурным наследием, промыслами региона.
Задачи
Воспитательные: формирование нравственных ценностей на примерах героической, трудовой, культурной истории Вятского края, лучших образцов народного творчества; уважения к истории, культуре, традициям, людям родного края, сохранение традиций и исторической памяти родной стороны.
Развивающие: развитие познавательной активности гимназистов, ответственности, потребности личного участия в мероприятиях, посвященных родному краю, мотивации к нравственному поведению и самосознанию.
Формирование УУД
Личностные: формирование ответственности за порученное дело, инициативы и самостоятельности; приобщение обучающихся к духовно - нравственным и эстетическим ценностям, к духовному наследию региона, развитие чувства гордости за родной край, осознание чувства причастности к его судьбе.
Коммуникативные: осуществление деятельности с учётом конкретных учебно-познавательных задач; умение определять общую цель и пути её достижения.
Регулятивные: развитие умения контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания, умение давать оценку своим действиям.
Познавательные: расширение и углубление знаний о Вятском крае, развитие интереса к истории своей страны, творчеству наследию земляков, к участию во внеклассной деятельности, в том числе познавательного, поискового, исследовательского характера.
Описание
Внеклассное мероприятие может быть посвящено Дню народного единства (4 ноября), проведено в декабре, в преддверии празднования Дней Кировской области, в канун Дня Победы или летом, в День города (12 июня), во время лагерной смены. Ориентировочное время – 45 минут. На встречу могут быть приглашены ветераны войны, труженики тыла и люди, чьё детство пришлось на военные и послевоенные годы, мастера – умельцы, краеведы… (на усмотрение организаторов). В конце встречи им вручаются цветы и сувениры. При желании кто-то из гостей может тоже взять слово для обращения к присутствующим.
Оформление. Встреча проводится в праздничной обстановке. Перед началом и после неё звучат песни патриотической тематики. Оформляется выставка книг, посвящённых родному краю, вятских сувениров и наборов экскурсионных открыток.
Нужен компьютер (ноутбук), проектор, экран, цветы и сувениры для гостей.
Ожидаемый результат: формирование чувства сопричастности к истории своего региона, своей страны и судьбе народа; выстраивание собственной модели нравственного поведения.
Источники
Видеосюжет:
История:
Вятский край – даты:
Киров С. М.:
В войну:
Маршалы:
Кировчане в ВОВ:
Герб:
Худож. Промыслы:
Шайтан:
Озеро Ш.:
Заказник «Пижемский»:
Дымковская игрушка:
Вятская матрёшка:
Вятка – город героев:
Циолковский:
Пословицы:
https://my.mail.ru/community/blog_awa39/20B027F24AB535BA.html
Ссылки на изображения:
Кроссенс:
Герб:
Памятник Кирову:
Киров. Область:
Гимназия:
Троицкий Собор г. Уржума:
Грин:
В. М. Васнецов:
Н. А. Заболоцкий:
Знак вопроса:
Презентация:
Карта – схема:
Старая Вятка:
Барыни:
Матрёшка:
Лиханов:
Шишкин:
Чайковский:
Васнецов: https://zharptica8.ru/wp-content/uploads/2017/10/67.jpg
Шаляпин:
Заболоцкий:
Чарушин: https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/133d/00092774-08fd15bd/hello_html_m201eb9c8.jpg
Киров С. М. :
Рокин:
Мы помним:
Конев:
Говоров:
Вершинин: https://images.vfl.ru/ii/1591163169/a09c6419/30703613.jpg
Соколов:
памятник труженикам тыла:
Циолковский:
Савиных:
Киров – Вятка: https://вятка.рф/images/diz/logo-2015.jpg
Россия:
Музыкальное сопровождение:
Коллаж создан на сервисе:
Шаблон презентации взят из коллекции MS PowerPoint 2010 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «МОЯ РОДИНА – ВЯТСКИЙ КРАЙ»
Ход мероприятия
- Вступительная часть. Мотивация и целеполагание.
Учитель.
-Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята! Сегодня мы встретились, чтобы интересно, а главное – с пользой и вместе - провести время. Чтобы понять, чему посвящена наша встреча, я предлагаю вам кроссенс – логическую головоломку-квадрат. Внимательно посмотрите на него, определите, что изображено на каждой фотографии.
Ответы детей
(Верхний ряд: А. Грин, В. М. Васнецов, Н. А. Заболоцкий;
средний: Памятник С. М. Кирову, Дымковская игрушка;
нижний ряд: Троицкий собор г. Уржума, река Уржумка, гимназия г. Уржума)
- Подумайте и скажите, что объединяет эти фотографии? С каким понятием все они ассоциируются? О чём пойдёт речь на нашей встрече? (Ответы)
- Правильно, все они связаны с Кировской областью, Вятским краем, нашей родиной.
Форма нашего мероприятия сегодня – устный журнал, а его тема – «Моя Родина – Вятский край». Я уверена, что сегодня вы узнаете много нового о нашей родной стороне.
- Основная часть. Вятский край: настоящее и прошлое.
- Сначала я предлагаю вам посмотреть видеосюжет и дать ему своё название.
Просмотр видеосюжета о Вятском крае из серии «Мульти – Россия,
Прослушивание вариантов названия («Вятский край», «Край чудес» и др.)
- А сейчас 1 страница нашего журнала –
«СИМВОЛИКА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Работа с презентацией, слайды 2, 3, 4
Учитель:
- Ребята, а что вам известно о нашем регионе? Знаете ли вы, сколько лет нашему областному центру?
Ответы детей и гостей
- Да, у нашего областного центра богатая история. Первое упоминание о Вятке в летописях относится к 1374 году, а Кировской области уже 84 года.
- Мы переходим ко 2-й странице устного журнала -
«ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ»
Работа с презентацией, слайды 5,6,7
Учитель:
Вятский край. Увалы да леса,
Реки серебристые, березы…
Летом голубые небеса,
А зимой метели да морозы…
Вятский край. Долины и поля,
Ржи цветущей золотое море…
Это наша русская земля.
С нею мы и в радости, и в горе.
А. Н. Бушмелев, уржумский поэт
- О красоте нашей родной стороны сложено множество стихов, спето множество песен, написаны картины… Следующая страница нашего журнала –
«ПРИРОДА ВЯТСКОГО КРАЯ»
Работа с презентацией, слайды 8, 9
Учитель:
- Издавна повелось называть вятский народ хватским. И вовсе не в шутку, а всерьёз. Пословицы гласят: «Вятский мужик спать не обвык: хоть глаза боятся, да руки делают», «Вятский — мужик хватский: за что ухватится — не отпустит».
- Пятая страница устного журнала –
«ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ВЯТСКОГО КРАЯ»
Работа с презентацией, слайды 10, 11, 12
Учитель:
- Конечно, каждый из нас слышал пословицу «Не место красит человека, а человек место». Это очень справедливые слова. Мы подошли к основной части нашего журнала – странице
«ЗНАТНЫЕ ЛЮДИ КРАЯ»
Работа с презентацией, слайды13 – 18
Учитель:
- Как видите, ребята, нам есть чем гордиться, есть, с кого брать пример!
Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.г. – страшное испытание для нашего народа. Но вятский народ и на фронте, и в тылу показывал образцы небывалого героизма – ратного и трудового, внося свою лепту в общее дело долгожданной победы.
- Страница шестая –
«ВЯТКА - КРАЙ ГЕРОЕВ»
Работа с презентацией, слайды19-22
Учитель:
- Вот он какой, ВЯТСКИЙ характер! Когда –то Ф. И. Шаляпин дал замечательную оценку этому уникальному явлению.
Работа с презентацией, слайд 23
- Заключение.
Чтение (наизусть) учеником стихотворения В. Архипова «Русское чудо – вятский характер»
Слайд 24 презентации
Учитель:
- Ребята, гордитесь тем, что вы – вятские! Но помните, что история края – это история страны, всего народа. У нашего края великая история, а будущее региона и страны – в ваших руках! И летопись родной земли, родной страны писать вам!
Слайд 25 презентации
- Рефлексия.
Учитель:
- А напоследок я предлагаю вам выполнить небольшое задание: подобрать и записать слова (словосочетания) - ассоциации к слову РОДИНА (к каждой букве слова)
Листы лежали на партах в перевёрнутом виде
Звучит песня С. Трофимова «Родина», ребята, гости работают во времы ёё исполнения на листах
Аудиофайл "Родина", С. Трофимов
MP3 / 8.55 Мб
Р – (Родители, родной дом, Россия)
О – (отечество, отчизна, отчий дом)
Д – (детство, друзья, долг)
И – (истоки, история, истина)
Н – (народ, надежда, наследие)
А – (ангел-хранитель)
Заслушивание 2-3 человек
Учитель:
- «Чтение» нашего журнала подошло к концу. Большое спасибо всем за работу и за внимание.
Методическая разработка
DOC / 42.5 Кб
Комментарии (20)
сменить сортировкуОтредактировано 21-01-2021 14:20
Очень тщательно подобран важный краеведческий материал. Эстетично оформлена презентация, сопровождающая занятие. Проделана огромная, кропотливая работа! Благодарю Вас за помощь в работе!