12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Липина Светлана Николаевна34
2

Методическая разработка внеурочного мероприятия по предмету «Технология» на тему «Плетение как один из видов декоративно-прикладного искусства»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Усть-Кулом

Методическая разработка внеурочного мероприятия

по предмету «Технология»

на тему «Плетение как один из видов декоративно-прикладного искусства»

Разработала

Липина Светлана Николаевна,

учитель технологии первой категории

Усть-Кулом

2019

Пояснительная записка

Аннотация

Данная методическая разработка внеурочного занятия рассчитана для педагогов дополнительного образования и учащихся разного возраста от 11 до 14 лет.

Занятие демонстрирует возможности применения навыков плетения браслета из атласных ленточек (фенечек), рассматривает вопросы изучения традиций народа коми с использованием элементов проектной работы. Материал может быть использован на уроках технологии, на факультативных и кружковых занятиях при изучении раздела «Технология обработки конструкционных материалов».

Введение

В наше время остается актуальной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Одним из средств решения этой задачи является приобщение школьников к традиционному декоративно-прикладному искусству. На данном занятии через проектную деятельность происходит знакомство учащихся с различными видами декоративно-прикладного творчества и традициями народа коми (плетение из различных материалов, поделки из бересты). 

Посредством изучения видов декоративно-прикладного творчества у учащихся раскрывается творческий потенциал, развивается познавательная активность. Например, некоторые учащиеся заинтересовались историей возникновения данных видов прикладного искусства и готовили к урокам сообщения.

К тому же сейчас дети нацелены на быстрый результат. Объект данного занятия позволяет за небольшой промежуток времени с минимальными затратами сплести фенечку себе или в подарок друзьям, родным. При наличии обозначенной проблемы данная разработка приобретает актуальный характер.

В 5-9 классах учащиеся могут выполнить декоративные изделия, предназначенные для украшения интерьера, предметов туалета, аксессуаров.

Предлагаемый объект  труда в технике плетения интересен для обучающихся. В то же время, изготовление браслета наиболее соответствует уровню физических возможностей детей в возрасте 10-14 лет.

Использование информационно-коммуникационных технологий обучения помогает разнообразить формы и способы предъявления учебного материала с помощью моделирующих возможностей, цвета, графики. Большую экономию времени на уроке дают использование презентаций. Учащиеся видят на экране (в увеличенном виде, что очень удобно) технологию изготовления объекта труда. Дидактическое обеспечение урока с использованием ИКТ способствует эффективности подачи и усвоения материала.

Как показала практика, подобранные содержание и методы обучения доступны для детей указанного возраста, все справились с работой без особой трудности.

Предлагаемый конспект занятия будет полезен не только на занятиях внеурочной деятельности. Его можно использовать и на уроках технологии.

Основная часть

Педагогическая цель внеурочного мероприятия:

- формирование творческих способностей учащихся посредством расширения кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка. 

Задачи:

Обучающие

- Способствовать формированию представления об искусстве плетения.

- Способствовать формированию и развитию умений и навыков в плетении.  

Развивающие

- Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

- Способствовать формированию и развитию интереса учащихся к плетению.

Воспитательные:

- Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических качеств личности.

- Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ.

Формы и методы:

беседа, практическая работа, элементы проектной деятельности, историческое мини-исследование, оценивание.

Цели и задачи занятия

Цель: Научиться плести браслет из атласных ленточек.

Задачи:

-Познакомиться с видом декоративно-прикладного искусства – плетением, с историей плетения.

-Вспомнить виды плетения.

-Рассмотреть традиционное искусство народа коми - плетение из бересты

-Узнать технологию изготовления плетешка.

-Сплести браслет из ленточек.

Предполагаемые результаты:

- будут знать историю плетения, традиции народа коми, виды плетения, сочетание цвета, технологию изготовления браслета

- будут уметь подбирать ленточки в соответствии с цветовой гаммой, плести браслет из ленточек, выполнять работу, используя технологическую карту, оценивать выполненную работу.

Межпредметные связи: ИЗО, история, краеведение, проектная деятельность, дизайн.

Материально- техническое оснащение

  • Мультимедиа проектор, экран, презентация к уроку «Плетение как один из видов декоративно-прикладного искусства».
  • Синтетические ленточки разных цветов шириной до 5 мм.
  • Технологические карты по изготовлению браслета.
  • Ножницы.
  • Бланки для оценивания.

Рекомендации по проведению урока

К уроку детьми заранее готовятся исторические мини-исследования по темам: об искусстве плетения, о бересте и о плетении из бересты. Оформляются: выставка плетеных изделий, изделия из бересты, книжная выставка, посвященная искусству плетения, этапы выполнения проекта. В процессе выполнения практической работы указываются на ошибки при работе: слишком тугое или слабое плетение. Во время плетения необходимо быть внимательным и при выполнении петель чередовать ленточки.

План занятия

  1. Организационный момент (1-3 мин).
  •  приветствие;
  •  проверка явки учащихся;
  • заполнение журнала;
  •  проверка готовности учащихся к занятию;
  •  настрой учащихся на работу;
  1. Актуализация знаний. (25 мин)
  • Введение в тему.
  •  Сообщение целей и задач  занятия
  • Изложение новых знаний по теме. Историческое мини-исследование.
  • Демонстрация технологии работы на экране.
  1. Физкультминутка. (5 мин)
  2. Практическая работа (35-40 мин)
  • вводный инструктаж
  • инструктаж по технике безопасности
  • самостоятельная работа учащихся по технологическим картам
  • текущий инструктаж (проводится с каждым учащимся по ходу выполнения практической работы)
  • целевые обходы
  • заключительный инструктаж. Приведите свои рабочие места в порядок, сложите инструменты и материалы.
  1. Подведение итогов. (10-12 мин)
  • Анализ результатов
  • Демонстрация работ
  • Закрепление материала
  • Оценивание работы

Технологическая карта занятия

Этап занятия

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Самоопределение к деятельности

Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Приветствие. Настрой на урок.

Настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные:

-формирование навыков самоорганизации

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Актуализация знаний. Мотивация

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

Создание проблемной ситуации, беседа по уточнению и конкретизации знаний, подведение к теме занятия, постановка цели и задач

Ищут выход из проблемной ситуации. Участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения. Слушают и отвечают на вопросы.

Личностные:

- осознание своих возможностей.

Регулятивные:

- умение регулировать свои действия,

- взаимодействовать в группе,

- планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Познавательные:

- умение анализировать, выделять и формулировать задачу; - умение осознанно строить речевое высказывание

Коммуникативные:

- формулировка собственного мнения

Поисково-исследовательский этап

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Организация диалога.

Введение понятий об искусстве плетения, о традициях коми народа через исторические мини-исследования.

Представляют подготовленную к уроку информацию. Рассматривают выставки, заслушивают сообщения

Познавательные:

- извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;

- структурировать знания;

Коммуникативные:

-вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные:

- давать определения новым понятиям темы;

Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия.

Обеспечить получение знаний и умений

Демонстрирует технологию плетения браслета

Усваивают новую технологию

Личностные:

- личностное самоопределение, Коммуникативные:

- умение слушать и слышать, Регулятивные:

-  оценка своей деятельности, Познавательные:

- извлекать необходимую информацию;

- структурировать знания

Практический этап

Отработать навыки плетения браслета

Проводит вводный и текущий инструктажи, оказывает необходимую помощь и корректировку

Самостоятельно выполняют  практическую работу, используя технологическую карту.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества, - управление поведением партнера,

- диалог в группе.

Познавательные:

- работа с информацией,

- моделирование,

- умение сформулировать алгоритм действия;

- анализировать и сравнивать объекты, Регулятивные:

- планирование деятельности,

Предметные:

- освоение технологии плетения

Рефлексия деятельности

Осмысление процесса и результата деятельности

Корректировка деятельности учащихся, подведение итогов работы, демонстрация работ.

Предлагает оценить работу .

Диалог с учителем, самооценка, анализ своей работы. Оценивают работу, определяют ошибки, объясняют их.

Коммуникативные:

- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации, Регулятивные:

- оценка своей деятельности

Познавательные:

- выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления

Личностные:

- умение провести самооценку и организовать взаимооценку

Ход занятия:

Организационный момент

  1. Слайд. Добрый день, ребята! Я приглашаю вас сегодня в творческую мастерскую. Давайте попробуем определить, чем мы сегодня с вами будем заниматься.

Актуализация знаний

  1. Слайд. Обратите внимание на экран. Что мы видим? (Паутину) А как она выполнена? Какой вид декоративно-прикладного творчества напоминает паутина? (Сплетена, плетение).

Возможно, пауки - не самые привлекательные создания, но их творение - паутина - не может не вызывать восхищения. Вспомните, как завораживают взгляд переливающиеся на солнце тончайшие нити, растянутые между ветвями кустарника или среди высокой травы. Многие считают, что древний человек узнал о плетении от самого обыкновенного паука, глядя на то, как он из ниток создает сеточку-узор.

- А вспомните, где еще в природе вы могли видеть плетеные творения (корни растений, ветки деревьев, водоросли, снежинки, лианы, гнездо,  трава).

- Итак, как вы думаете, что же мы с вами будем делать на сегодняшнем уроке. (Ответы детей). Да, сегодня мы с вами займемся плетением.

- Скажите, а вы что-нибудь плели в своей жизни? (Ответы детей) А согласитесь ли вы с моим мнением, если я вам скажу, что каждый человек плетет с детских лет? Так что же вы могли  плести, когда были маленькими? (косички, венки) 3 слайд.

Плетение венков - одно из самых прекрасных занятий на природе.

4 слайд. Тема нашего урока «Плетение как один из видов декоративно-прикладного искусства». Сегодня мы с вами научимся плести украшение на руку - браслет, пройдя несколько этапов проектной деятельности. Для этого познакомимся с одним из видов декоративно-прикладного искусства - плетением, проведя историческое мини-исследование; вспомним различные виды плетения; узнаем технологию изготовления плетешка, сплетем из ленточек браслет.

- Давайте выполним один из компонентов проектной деятельности – исследование. В нашем случае историческое исследование, которое нам подготовила ____________. Пожалуйста.

5 -8 слайды.  (5) Плетение - искусство древнее, как человеческий род. Наверное, человек не может не плести: с древнейших времен плели в Африке и в Азии, в Европе и в Австралии, в Южной и Северной Америке.  (6) Плели из камыша и веревок, ивового прута и ротанга, бамбука и тростника, из соломы и бересты, а теперь к списку возможных материалов добавились синтетические ленты. (7)  В быту широко использовались различные плетеные изделия: корзины, мебель, сумки, вазы, игрушки. (8) В настоящее время утилитарное значение плетеных вещей понизилось, зато возросло эстетическое.

- Как называются виды плетения из различных материалов, можете ли вы мне назвать? (ответы детей)

9 слайд. Лозоплетение, бисероплетение, макраме, фриволите, кружевоплетение. Да, конечно же. И это далеко не полный перечень видов плетения.

(Обратить внимание на выставку книг).

- А какое плетение считается традиционным видом декоративно-прикладного искусства коми народа. Какой материал использовали наши предки при изготовлении, плетении предметов домашнего обихода? (Ответы детей) Да, это береста.

О бересте и о плетении из бересты нам расскажут _______ и __________. Давайте послушаем.

10 слайд.  Березовая кора - береста - один из самых красивых и прочных материалов для изготовления бытовых вещей, игрушек, украшений.

Посуда из бересты сохраняет продукты от сырости и плесени. Обувь из коры березы – лапти - легкая и удобная. Береста - прабабушка бумаги и по многим качествам напоминает ее. Применяется она при строительстве домов вместо рубероида. Сооружали оленеводы чумы, охотники и рыбаки - шалаши, ладили лодки, делали поплавки и грузила для сетей. В народном быту традиционно использовались и используются  изделия из бересты: наберушки и лукошки, пестеры и сумки, чуманы, различные солонки и т.д.

11 слайд.  Плетение — один из самых древних способов обработки бересты. На русском Севере техника плетения была настолько высока, что часто плетеными из бересты были даже ведра - черпухи, которыми доставали воду из колодца. Заготовленную по весне бересту сматывали в клубки и хранили до срока. Поздней осенью или зимой, когда у крестьян появлялось свободное время, садились многие из них за плетение. Некоторые изделия, которые плели в старину, не утратили своего практического значения и теперь. Из бересты можно сплести множество полезных и красивых вещей, способных украсить наш быт.

(Обратить внимание на выставку изделий из бересты)

- Спасибо. Мы узнали из сообщений, что из бересты можно сделать различные украшения. Одним из таких украшений является браслет, которое выполняют из двух полосок бересты. Модели, изготавливаемые из полосок материалов, называли плетешками.

12 слайд.  Но сегодня мы с вами будем плести браслет не из бересты, а из атласных лент. Давайте рассмотрим технологическую последовательность изготовления браслета.

13 - 26 слайды. 

- А теперь я предлагаю приступить к практической работе.

27 слайд. Вам необходимо подобрать соответственно цветовой гамме 2 ленточки разных цветов. Используя технологическую карту и фотографии на экране, выполнить плетение браслета. Подумайте, как будете заканчивать браслет. По окончании работы необходимо будет выполнить оценку своей работы. Оценивать вы будете по критериям: самостоятельность выполнения, правильный подбор цвета, качество изделия, норма выполнения.

28 слайд. Практическая работа.

Инструктаж по технике безопасности
Правила работы с ножницами
• Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
• Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.
• Ножницы кладите кольцами к себе.
• Следите за движением лезвий во время резания.
• Не оставляете ножницы раскрытыми.
• Передавайте ножницы кольцами вперед.
• Не машите ножницами, не подносите к лицу.
• Используйте ножницы по назначению.
• После окончания работы кладите ножницы в футляр.
• Храните ножницы всегда в определенном месте.
Физкультминутка.
Самостоятельная работа учащихся по инструкционно-технологическим картам
Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)
Формирование новых умений:
• проверка организованности начала работы учащихся;
• проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
• соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;
Усвоение новых знаний:
• проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
• инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
Целевые обходы:
• инструктирование учащихся по выполнению операций;
• оказание помощи слабым учащимся;
• рациональное использование учебного времени учащимися;
• правильность ведения самоконтроля.
 Заключительный инструктаж учителя:
• анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
- Какие сложности возникли при изготовлении браслета?
- Какой этап изготовления вам показался наиболее сложным?
• разбор типичных ошибок учащихся;

- неровное плетение

- неправильное чередование ленточек
• повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

- Согласитесь, работа замечательная и интересная, несложная и оригинальная, посильная любому возрасту.

Вот так, имея всего лишь 25-30 минут свободного времени и 2 ленточки длиной 70-80 см. вы сможете создать красивое украшение для себя, для друзей, для близких.

- Итог урока: О чем вы сегодня узнали? Чему вы сегодня научились? (плести браслет из ленточек).

Давайте попробуем связать сегодняшнее занятие с темами наших прошлых занятий.

Ответьте на такие вопросы:

Как (в качестве чего) мы можем использовать подобную вещь при дизайне окон? (аксессуары – подхваты, шнуры, подвески)

Какие компоненты проектной деятельности мы с вами сегодня прошли? (историческое исследование, технологическую последовательность, оценку изделия).

Какому стилю оформления дома характерны плетеные изделия? (кантри)

Самооценка по критериям (приложение).

Надеюсь, вы сплетёте ещё не один браслет! Всем спасибо за работу и успехов в творческом начинании!

Источники информации

Интернет-ресурсы:

- ЗАГАДКИ ПАУТИНЫ Кандидат физико-математических наук Е. Лозовская // Наука и жизнь URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/4058/

- Изделия из бересты // Музей Дерева URL: http://m-der.ru/store/10006316/  

- История лозоплетения // Керамика и Фарфор. Сайт о народных промыслах. URL: http://www.kefa.ru/article/oloze/loza/hi.htm

Литература:

- Скрипник И. Плетение из лозы. - М.: АСТ, 2011.

Приложения

Приложение 1

Критерии оценивания выполненной работы

Критерий оценивания

«5»

«4»

«3»

Оценка

Самостоятельность выполнения изделия

Изделие выполнено самостоятельно, используя технологическую карту

Были обращения за помощью к учителю

Не мог самостоятельно справиться с работой, часто обращался за помощью


Правильный подбор цвета

Абсолютно правильно подобрано цветовое решение

Неточность устраняется после замечания учителя

Неправильный подбор цвета повторяется после замечания учителя


Качество выполненного изделия

Изделие выполнено качественно, равномерное плетение

Имеются не очень заметные неровности

Изделие имеет не качественный вид


Норма времени выполнения

Закончил вовремя или раньше времени

Сделал больше половины за установленное время

Не закончил наполовину


Итог (средний балл):


Приложение 2

Технологическая последовательность выполнения браслета из ленточек

№ п/п

Технология плетения браслета

Эскиз

1.

Завяжи петельку, как показано на рисунке. Конечно, можно завязать просто узел, но тогда необходимо учесть длину для завязок.


undefined

2.

Нижнюю ленту (левую) сложи небольшой петлёй.


undefined

3

Верхней лентой (правой) обогни левую петлю.


undefined

4

Сделай на ней петлю. Получится 2 петельки.


undefined

5

Продень правую петельку в левую.


undefined

6

Затяни левую петельку.


undefined

7

Теперь снова сделай левую петельку.


undefined

8

Продень ее в правую.


undefined

9

Затяни правую петельку.


undefined

10

Снова создай правую петельку.


undefined

11

Продень ее в левую.


undefined

12

Затяни левую петельку.


undefined

13

Продолжай плетение, выполняя те же движения.

 /data/files/f1581792678.png (213x243)/data/files/i1581792705.png (193x241)

14

Подумайте, как можно закончить изделие?


undefined

Самоанализ внеурочного занятия

«Плетение как один из видов декоративно-прикладного искусства»

Данное мероприятие было проведено на занятии кружка «Рукоделие» согласно тематическому планированию.

 Поставленные цели и задачи были достигнуты. Дети узнали информацию об истории плетения, о различных видах плетения, о традиционном плетении народа коми из бересты, научились плести браслет из ленточек.

В ходе мероприятия использовались различные формы и методы работы, такие как беседа, диалог, практическая и самостоятельная работа, элементы проектной деятельности, историческое мини-исследование, самооценивание. Для проведения занятия были подготовлены книжная выставка «Искусство плетения», выставка плетёных изделий, выставка изделий из бересты. Учащимися заранее были подготовлены сообщения. Разнообразные приемы поддерживали интерес детей к организованной творческой деятельности.

Этапы занятия структурированы. Каждый этап мероприятия направлен на достижение определенной задачи. Дети имели возможность и проявляли активность на протяжении всего занятия. Технологическая карта способствовала самостоятельному выполнению практической работы. На протяжении мероприятия осуществлялся педагогический контроль, коррекция работы, оценка деятельности детей, а также самоконтроль и самооценка учащихся с помощью критериев оценивания выполненной работы. К тому же дети проявляли взаимопомощь друг к другу.

Мероприятие проводилось с использованием компьютерной презентации, что способствовало наглядности подачи материала. После участия в мероприятии дети испытывали положительные эмоции, удовлетворенность прошедшим делом.

 Практическая направленность занятия заключается в том, что обучающиеся получили навыки плетения браслета (фенечки) из атласных ленточек для себя, которые можно сделать и в подарок, а также использовать в оформлении интерьера.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.