Методическая разработка внеурочного занятия «Школа юного инженера» во 2 классе «Все профессии важны. Ядерная инженерия»
Методическая разработка
внеурочного занятия «Школа юного инженера» во 2 классе
«Все профессии важны. Ядерная инженерия»
Аннотация к занятию
Занятие «Все профессии важны. Ядерная инженерия» проводится в рамках внеурочного занятия «Школа юного инженера» при изучении раздела «Энергия будущего». Занятие проводится во 2 классе. Целью являются формирование представления о профессиях атомной отрасли. На занятии рассматривается понятие «атом».. Обучающиеся получают навыки базовой инженерной творческой и исследовательской работы. В данной разработке знания используются для объяснения явлений природы, в результате формируется научное мировоззрение учащихся, расширяются представления детей о разнообразии инженерных специальностей, важности и пользе этих профессий для людей.
Предлагаемая методическая разработка позволяет увидеть, как в структуре занятия по внеурочной деятельности может быть реализована система учебных заданий, направленных на формирование компетенций юного инженера.
Пояснительная записка к уроку
Автор |
Боечина Наталья Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ лицей №144 Калининского р-на г. Санкт-Петербурга |
Предмет |
Внеурочное занятие «Школа юного инженера» |
Класс |
2 |
Тема урока |
Все профессии важны. Атомная энергетика. |
Цель учителя |
Создание условий для формирования у обучающихся представления о профессиях атомной отрасли. |
Планируемые результаты |
Предметные: Ученик научится давать определение профессии, приводить примеры профессий разных отраслей деятельности, связанных с атомной сферой; Ученик получит возможность научиться определять значимость профессий атомной сферы; Метапредметные Регулятивные: развивать способность к целеполаганию и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, выполнять учебное задание в соответствии с заданным алгоритмом действий, контролировать и оценивать учебную деятельность и свой результат. Познавательные: совместно с учителем осуществлять поиск информации; анализировать, сравнивать, уметь формулировать вывод по результатам своего мини-исследования. Коммуникативные: участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать и обосновывать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу; сотрудничать в совместном решении проблемы, работать в паре, группе. Личностные: оценивать собственную учебную деятельность, проявлять уважительное и дружелюбное отношение к своим одноклассникам. |
Технологии, используемые на уроке |
Технология проблемного обучения; Здоровьесберегающие технологии
|
Методы и приемы |
Метапредметный, проблемно-диалогический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. |
Формы работы |
Индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Необходимое оборудование урока |
ИКТ, рентгеновский снимок, заготовки |
Технологическая карта занятия «Все профессии важны. Ядерная энергетика»
Содержание урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Мотивационно-целевой этап занятия |
||
Организационный момент Занятие сопровождается презентацией. |
Приветствие и положительный настрой на занятие . |
Приветствуют учителя, слушают, настраиваются на работу. |
Актуализация опорных знаний Слайд №1 Слайд №2 |
Выразительное чтение стихотворения Д. Родари «Чем пахнут ремёсла» и фронтальная беседа по следующим вопросам:
О чем стихотворение? О чем заставляет задуматься? Сформулируйте тему урока.
Что такое профессия? Прочитайте тему занятия. О какой профессии пойдет речь на занятии.
|
Обучающиеся читают стихотворение с выражением, участвуют в беседе, формулируют тему урока, устанавливают связь с профессией инженера. |
Целеполагание и планирование действий обучающимися. Слайд №3 Слайд №4 Слайд №5 |
Учитель организует постановку целей и планирование действий обучающимися: -Что мы знаем по теме занятия? -О каких профессиях рассказал Д.Родари? -О какой профессии мы будем говорить на занятии? Почему? Определим, в какой области мы будем рассматривать профессию инженера. Рассмотрите картинку. Что это? Что необычного в силуэте города? Зачем АЭС городу? Связь с темой урока. Какую поставим цель? Предположим шаги по достижению цели. Составим план разговора о профессии.
|
Ученики участвуют в беседе, формулируют цель деятельности (познакомиться), также формулируют шаги по достижению цели (выяснить, применить) Составляют план разговора о профессии. |
Процессуальный этап урока |
||
Первый шаг по достижению поставленной цели. Слайд №6
Слайд №7 Слайд №8
|
Учитель предлагает узнать, что лежит в чёрном ящике, предмет связан с отраслью, в которой изучаем профессии. При затруднении используется подсказка и помощь друга.
-Что за таблетка лежит в черном ящике? -Как вы думаете, кто открыл ядерное топливо? Возвращаемся к плану изучения профессии. Проблемная ситуация. Как определить название профессии? Чтение статьи из энциклопедии: Перед чтением задание: в ходе чтения отметить ответы по плану изучения профессии.
Физик-ядерщик - это специалист, эксплуатирующий и контролирующий работу оборудования АЭС, ядерных и термоядерных установок различного назначения. Профессия требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает осуществление контроля, поиск ошибок, выявление и устранение их причин.
Учитель проводит беседу после чтения: -Чем занимаются физики-ядерщики? -Как стать ученым? Учитель знакомит с российскими учеными физиками-ядерщиками. Возвращение к цели урока и теме урока. Найти связь с профессией инженера. Рассказ о профессии инженера по плану.
Подведение итогов на этом этапе. -С какими профессиями атомной энергетики познакомились? |
Ученики участвуют в беседе, высказывают предположения.
Заслушивают сообщение подготовленного ученика, который рассказывает об атоме, принципе работы атомной станции. Читают текст о профессии физика-ядерщика, рассказывают о профессии по плану.
Ученики рассказывают о профессии инженера, работающего в отрасли атомной энергетики.
Дети подводят первые итоги, получают буквы за правильные ответы. |
Второй шаг по достижению поставленной цели.
Слайд №9
|
Учитель организует беседу. -Рассмотрите, что за предмет у меня в руках? -Где вы видели это? -Как связан с темой урока. -Как получить такой снимок? Рассказ учителя об ученом Рентгене и таинственных лучах, обладающих проникающим свойством. Открытие ученого используется в ядерной медицине для лечения серьёзных заболеваний. -Определите название профессии, расскажите о ней по плану. Возвращение к теме урока. Как связан инженер с ядерной медициной. Просмотр учебно-методического фильма «Ядерная медицина». Задание перед просмотром: определить связь инженера с ядерной медициной.
Работа в паре: собрать пазлы картинок рентгеновского оборудования.Приложение 1.
Подведение итогов этапа урока. Возвращение к теме и цели урока. Назвать профессию ядерной медицины, роль инженера в этой области.
Физкультминутка. В Арктике. |
Отвечают на вопросы. Определяют название профессии, рассказывают о ней по плану.
Смотрят видеосюжет «Ядерная медицина». Определяют связь инженера с ядерной медициной. Работают в паре, собирают пазлы.
Отвечают на вопросы, за правильные ответы получают буквы.
|
Третий шаг по достижению поставленной цели. Слвйд №10 Слайд №11
Слайд №12
|
Проблемная ситуация в Арктике. Рассмотрите фото, как помочь?
Просмотр учебно-методического фильма «Атомный флот» Задание перед просмотром: люди какой профессии трудятся. Рассказ о профессии моряка по плану. Краткий рассказ из истории создания атомного флота России.
Возвращаемся к теме урока. Роль инженера.. Определить, какие знания нужны инженеру.
Практическая работа в группах. Разноуровневые задания: 1 группа. Проверка знаний математики: соедини точки и раскрась. Приложение2. 2 группа. Проверка умения читать чертежи. По технологической карте в технике оригами сложить атомоход. Приложение 3
Подведение итогов этапа урока. Возвращение к тема и цели урока. Назвать профессии и роль инженера в области атомного кораблестроения. |
Ученики отвечают на вопросы, смотрят видеофильм, составляют рассказ о профессии моряка по плану. Слушают рассказ об истории создания атомного флота, определяют роль инженера, какие знания нужны.
Выполняют задания в группах. Осуществляют взаимопроверку. Получают буквы.
|
Рефлексивно-оценочный этап занятия |
||
Организация рефлексии деятельности.
Слайд №13 Слайд №14 |
Учитель организует подведение предметного итога и рефлексию деятельности. Заканчивается наш урок. Рассмотрите полученные буквы. У кого их шесть. Попробуйте сложить слово.
-О чем сегодня был разговор? - С какими профессиями познакомились? - Что скажем о всех профессиях? Поделитесь тем, что запомнилось на уроке.
-О какой профессии мы говорили весь урок. -На листочках найдите, где говорится о профессии инженера(работа в группе). -Какой знак рядом? Показываем знак и хором читаем фразу «Инженером стану я».
|
Складывают из букв слово «мирный» …Участвуют в рефлексивной беседе.
|
Домашнее задание (по желанию) |
Вместе с родителями выясните, можно ли работать по тем профессиям, о которых узнали, в родном городе, Санкт-Петербурге. Где именно? |
|
|
По окончанию учебного занятия учитель благодарит учеников за продуктивную работу в ходе урока. |
Прощаются с учителем. |
4.Приложения
Приложение 1.
1 2 3
Приложение2
Приложение 3
5. Список литературы
словарь профессий — Яндекс: нашлось 6 тыс. результатов (yandex.ru)
аукцион профессий — Яндекс: нашлось 6 тыс. результатов (yandex.ru)
учебно-методический фильм ядерная медицина — Яндекс: нашлось 18 тыс. результатов (yandex.ru)
учебно-методический фильм атомный флот — Яндекс: нашлось 16 тыс. результатов (yandex.ru)