Методическая разработка внеурочного занятия «Школа юного инженера» во 2 классе «Все профессии важны. Ядерная инженерия»

2
0
Материал опубликован 8 October

Методическая разработка

внеурочного занятия «Школа юного инженера» во 2 классе

«Все профессии важны. Ядерная инженерия»

 

Аннотация к занятию

Занятие «Все профессии важны. Ядерная инженерия» проводится в рамках внеурочного занятия «Школа юного инженера» при изучении раздела «Энергия будущего». Занятие проводится во 2 классе. Целью являются формирование представления о профессиях атомной отрасли. На занятии рассматривается понятие «атом».. Обучающиеся получают навыки базовой инженерной творческой и исследовательской работы. В данной разработке знания используются для объяснения явлений природы, в результате формируется научное мировоззрение учащихся, расширяются представления детей о разнообразии инженерных специальностей, важности и пользе этих профессий для людей.

Предлагаемая методическая разработка позволяет увидеть, как в структуре занятия по внеурочной деятельности может быть реализована система учебных заданий, направленных на формирование компетенций юного инженера.

 

Пояснительная записка к уроку

Автор

Боечина Наталья Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ лицей №144 Калининского р-на г. Санкт-Петербурга

Предмет

Внеурочное занятие «Школа юного инженера»

Класс

2

Тема урока

Все профессии важны. Атомная энергетика.

Цель учителя

Создание условий для формирования у обучающихся представления о профессиях атомной отрасли.

Планируемые результаты

Предметные:

Ученик научится давать определение профессии, приводить примеры профессий разных отраслей деятельности, связанных с атомной сферой;

Ученик получит возможность научиться определять значимость профессий атомной сферы;

Метапредметные

Регулятивные: развивать способность к целеполаганию и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, выполнять учебное задание в соответствии с заданным алгоритмом действий, контролировать и оценивать учебную деятельность и свой результат.

Познавательные: совместно с учителем осуществлять поиск информации; анализировать, сравнивать, уметь формулировать вывод по результатам своего мини-исследования.

Коммуникативные: участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать и обосновывать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу; сотрудничать в совместном решении проблемы, работать в паре, группе.

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность, проявлять уважительное и дружелюбное отношение к своим одноклассникам.

Технологии, используемые на уроке

Технология проблемного обучения;

Здоровьесберегающие технологии

 

Методы и приемы

Метапредметный, проблемно-диалогический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Необходимое оборудование урока

 

ИКТ, рентгеновский снимок, заготовки

 

 

Технологическая карта занятия «Все профессии важны. Ядерная энергетика»

 

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивационно-целевой этап занятия

Организационный момент

Занятие сопровождается презентацией.

Приветствие и положительный настрой на занятие .

Приветствуют учителя, слушают, настраиваются на работу.

Актуализация опорных знаний

Слайд №1

t1728407259aa.png

Слайд №2

t1728407259ab.png

Выразительное чтение стихотворения Д. Родари «Чем пахнут ремёсла» и фронтальная беседа по следующим вопросам:

 

О чем стихотворение?

О чем заставляет задуматься?

Сформулируйте тему урока.

 

 

 

 

Что такое профессия?

Прочитайте тему занятия. О какой профессии пойдет речь на занятии.

 

 

Обучающиеся читают стихотворение с выражением, участвуют в беседе, формулируют тему урока, устанавливают связь с профессией инженера.

Целеполагание и планирование действий обучающимися.

Слайд №3

t1728407259ac.png

Слайд №4

t1728407259ad.png

Слайд №5

t1728407259ae.png

Учитель организует постановку целей и планирование действий обучающимися:

-Что мы знаем по теме занятия?

-О каких профессиях рассказал Д.Родари?

-О какой профессии мы будем говорить на занятии? Почему?

Определим, в какой области мы будем рассматривать профессию инженера.

Рассмотрите картинку. Что это?

Что необычного в силуэте города? Зачем АЭС городу?

Связь с темой урока. Какую поставим цель?

Предположим шаги по достижению цели.

Составим план разговора о профессии.

 

Ученики участвуют в беседе, формулируют цель деятельности (познакомиться), также формулируют шаги по достижению цели (выяснить, применить)

Составляют план разговора о профессии.

Процессуальный этап урока

Первый шаг по достижению поставленной цели.

Слайд №6

t1728407259af.png

 

Слайд №7

t1728407259ag.png

Слайд №8

t1728407259ah.png

 

Учитель предлагает узнать, что лежит в чёрном ящике, предмет связан с отраслью, в которой изучаем профессии.

При затруднении используется подсказка и помощь друга.

 

-Что за таблетка лежит в черном ящике?

-Как вы думаете, кто открыл ядерное топливо?

Возвращаемся к плану изучения профессии.

Проблемная ситуация. Как определить название профессии?

Чтение статьи из энциклопедии: Перед чтением задание: в ходе чтения отметить ответы по плану изучения профессии.

 

Физик-ядерщик - это специалист, эксплуатирующий и контролирующий работу оборудования АЭС, ядерных и термоядерных установок различного назначения.  Профессия требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает осуществление контроля, поиск ошибок, выявление и устранение их причин.

 

Учитель проводит беседу после чтения:

-Чем занимаются физики-ядерщики?

-Как стать ученым?

Учитель знакомит с российскими учеными физиками-ядерщиками.

Возвращение к цели урока и теме урока. Найти связь с профессией инженера. Рассказ о профессии инженера по плану.

 

 

 

 

 

Подведение итогов на этом этапе.

-С какими профессиями атомной энергетики познакомились?

Ученики участвуют в беседе, высказывают предположения.

 

Заслушивают сообщение подготовленного ученика, который рассказывает об атоме,

принципе работы атомной станции.

Читают текст о профессии физика-ядерщика, рассказывают о профессии по плану.

 

 

 

 

 

 

Ученики рассказывают о профессии инженера, работающего в отрасли атомной энергетики.

 

 

Дети подводят первые итоги, получают буквы за правильные ответы.

Второй шаг по достижению поставленной цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №9

 

t1728407259ai.png

 

 

 

Учитель организует беседу.

-Рассмотрите, что за предмет у меня в руках?

-Где вы видели это?

-Как связан с темой урока.

-Как получить такой снимок?

Рассказ учителя об ученом Рентгене и таинственных лучах, обладающих проникающим свойством. Открытие ученого используется в ядерной медицине для лечения серьёзных заболеваний.

-Определите название профессии, расскажите о ней по плану.

Возвращение к теме урока. Как связан инженер с ядерной медициной.

Просмотр учебно-методического фильма «Ядерная медицина». Задание перед просмотром: определить связь инженера с ядерной медициной.

 

Работа в паре: собрать пазлы картинок рентгеновского оборудования.Приложение 1.

 

 

 

Подведение итогов этапа урока. Возвращение к теме и цели урока. Назвать профессию ядерной медицины, роль инженера в этой области.

 

Физкультминутка. В Арктике.

Отвечают на вопросы.

Определяют название профессии, рассказывают о ней по плану.

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят видеосюжет «Ядерная медицина».

Определяют связь инженера с ядерной медициной.

Работают в паре, собирают пазлы.

 

Отвечают на вопросы, за правильные ответы получают буквы.

 

Третий шаг по достижению поставленной цели.

Слвйд №10

t1728407259aj.png

Слайд №11

 

t1728407259ak.png

 

Слайд №12

t1728407259al.png

 

 

 

 

 

Проблемная ситуация в Арктике.

Рассмотрите фото, как помочь?

 

 

 

 

Просмотр учебно-методического фильма «Атомный флот»

Задание перед просмотром: люди какой профессии трудятся.

Рассказ о профессии моряка по плану.

Краткий рассказ из истории создания атомного флота России.

 

 

Возвращаемся к теме урока. Роль инженера.. Определить, какие знания нужны инженеру.

 

 

 

Практическая работа в группах. Разноуровневые задания:

1 группа. Проверка знаний математики: соедини точки и раскрась.

Приложение2.

2 группа. Проверка умения читать чертежи. По технологической карте в технике оригами сложить атомоход. Приложение 3

 

Подведение итогов этапа урока. Возвращение к тема и цели урока. Назвать профессии и роль инженера в области атомного кораблестроения.

Ученики отвечают на вопросы, смотрят видеофильм, составляют рассказ о профессии моряка по плану.

Слушают рассказ об истории создания атомного флота, определяют роль инженера, какие знания нужны.

 

 

 

 

 

Выполняют задания в группах. Осуществляют взаимопроверку. Получают буквы.

 

 

 

 

Рефлексивно-оценочный этап занятия

Организация рефлексии деятельности.

 

Слайд №13

t1728407259am.png

Слайд №14

t1728407259an.png

Учитель организует подведение предметного итога и рефлексию деятельности.

Заканчивается наш урок. Рассмотрите полученные буквы. У кого их шесть. Попробуйте сложить слово.

 

-О чем сегодня был разговор?

- С какими профессиями познакомились?

- Что скажем о всех профессиях?

Поделитесь тем, что запомнилось на уроке.

 

 

 

 

 

 

-О какой профессии мы говорили весь урок.

-На листочках найдите, где говорится о профессии инженера(работа в группе).

-Какой знак рядом?

Показываем знак и хором читаем фразу «Инженером стану я».

 

Складывают из букв слово «мирный» …Участвуют в рефлексивной беседе.

 

Домашнее задание (по желанию)

Вместе с родителями выясните, можно ли работать по тем профессиям, о которых узнали, в родном городе, Санкт-Петербурге. Где именно?

 

 

По окончанию учебного занятия учитель благодарит учеников за продуктивную работу в ходе урока.

Прощаются с учителем.

 

4.Приложения

Приложение 1.

1t1728407259ao.png 2 t1728407259ap.png 3t1728407259aq.png

Приложение2

t1728407259ar.png

Приложение 3

t1728407259as.gif

5. Список литературы

словарь профессий — Яндекс: нашлось 6 тыс. результатов (yandex.ru)

аукцион профессий — Яндекс: нашлось 6 тыс. результатов (yandex.ru)

учебно-методический фильм ядерная медицина — Яндекс: нашлось 18 тыс. результатов (yandex.ru)

учебно-методический фильм атомный флот — Яндекс: нашлось 16 тыс. результатов (yandex.ru)

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.