Методическая разработка «Воспитание детей с нарушением зрения»
Воспитание детей с нарушением зрения Подготовила методист по дошкольному воспитанию Братенькина Е.В
Превентивная (предупреждающая) направленность коррекционной работы. Данная направленность позволяет решать задачи опережающего характера по предотвращению отклонений в психофизическом развитии детей с нарушением зрения.
Среди основных задач можно назвать следующие: -дети с нарушением зрения, насколько это возможно, должны быть приобщены к различным видам деятельности; -воспитание самостоятельности, навыков самообслуживания и культуры поведения; приучение ребёнка к жизни и работе в коллективе; -учёт индивидуальных и возрастных особенностей развития ребёнка при осуществлении воспитания.
Можно выделить ряд принципов работы с дошкольниками с нарушениями зрения. Принцип пропедевтической направленности коррекционной работы. Он позволяет подготовить ребёнка к различным видам деятельности: игре, занятиям, труду. Принцип преобразующей, трансформирующей направленности коррекционной работы. Он формирует новые обходные способы, когда у детей появляются специальные знания, навыки и умения, основанные на перестроенном взаимодействии всех психических функций, и недостаточность зрения восполняется за счёт других психических функций. Принцип дифференцированного подхода к коррекционной работе. Коррекционная работа организуется с каждой группой детей, в зависимости от степени выраженности зрительного дефекта, характера зрения и уровня развития познавательных возможностей.
Предъявляемый материал должен иметь большую контрастность, лучшую освещенность, большие угловые размеры. Затруднено использование таких распространенных методик, как анализ рисунка, интерпретация различных видов игровой активности. Для того чтобы эффективно использовать остаточное зрение в процессе обучения, необходимо осуществлять предварительное исследование способностей слепого по крайней мере в трех направлениях: 1) клиническое ассистирование и клиническая помощь; 2) самоанализ, самоотчет, самоконтроль и самонаблюдение; 3) обследование актуального, действительного функционирования зрения в реальных условиях школьного обучения.
Следует выделить группу слепых и слабовидящих, а также детей с косоглазием и амблиопией, поскольку у последних наблюдаются свои специфические трудности ориентации в окружающем мире и способах познания. Принцип оптимальной информационной направленности коррекционной работы. Принцип единства педагога и ребёнка. Педагогу необходимо внимательно изучать ребёнка и помогать ему в процессе организованной деятельности, которая строится с учётом его интересов, склонностей и познавательных возможностей.
Содержание обучения и воспитания детей с нарушениями зрения направлено на решение общих и специальных задач формирования знаний, навыков и умений, обеспечивающих слепым, слабовидящим и детям с косоглазием и амблиопией успешное поступление в школу.
Применение специальных методов и приёмов направлено на коррекцию зрительного восприятия, предметных представлений, ориентировки в пространстве, преодоление недостатков речевого развития, предметно-практической деятельности и т. д. Важное место в обучении занимает наглядность, которая адаптируется к условиям восприятия (зрительного или осязательного), широко используются оптические средства коррекции зрительного восприятия.
Стимульный материал должен отвечать ряду условий: - пропорциональность соотношений предметов по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов; - соотношение с реальным цветом объектов; - высокий цветовой контраст (80 — 95 %); - четкое выделение ближнего, среднего, дальнего планов и др.
В настоящее время контингент дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения является смешанным. Обычно в дошкольных учреждениях обучается значительное количество детей с косоглазием и амблиопией, некоторое количество слабовидящих и незначительное количество слепых детей. Применение специальных методов и приёмов направлено на коррекцию зрительного восприятия, предметных представлений, ориентировки в пространстве, преодоление недостатков речевого развития, предметно-практической деятельности и т. д. Важное место в обучении занимает наглядность, которая адаптируется к условиям восприятия (зрительного или осязательного), широко используются оптические средства коррекции зрительного восприятия.
Чтобы адаптироваться в современной жизни, победить в конкуренции со зрячими, слепому и слабовидящему необходимо быть первоклассным специалистом, широко образованным и вполне самостоятельным человеком, не требующим помощи со стороны. Достичь этого возможно, что доказывают успехи многих представителей незрячего меньшинства.
Мамы и папы детей должны помнить, что от них зависит очень и очень многое. Правильное воспитание слабовидящего дошкольника в семье имеет большое значение для его общего развития. Ребенка не следует, с одной стороны, чрезмерно опекать, лишать инициативы, самостоятельности. Особого подхода требует подбор игрушек. Они по форме, величине и другим признакам должны соответствовать реальным пропорциям. Иллюстрации книжек, которые вы покупаете детям, должны быть яркими, четкими, без лишних деталей.
Место для игры должно быть хорошо освещено. Не допускайте переутомления зрения. Простейшим способом отдыха глаз является их закрытие на какой-то период времени. Еще лучше глаза отдохнут, если их дополнительно прикрыть ладонями, чтобы полностью исключить свет. Научите ребенка бережно обращаться с очками и правильно ими пользоваться. Помогайте детям преодолевать свойственную для слабовидящих неуверенность, учите их в деле проявлять настойчивость и старательность.
Кияйкина Наталья Федоровна
Горбункова Ольга Ивановна