Методическая разработка урока по истории в 5 классе «Загадки Древнего Египта»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 20»
г. Междуреченск
Кемеровской области
Методическая разработка по истории 5 класс
«Загадки Древнего Египта»
Автор:
Маслова Елена Петровна
Учитель истории
МБОУ Лицей №20
Тема занятия: «Загадки Древнего Египта».
Занятие рассчитано на 3 часа погружение в предмет с группой учащихся наиболее увлеченных изучением истории древнего мира.
Цели занятия.
Образовательные:
-ознакомить учащихся с особенностями древнеегипетской медицины;
-раскрыть особенности и сложности строительства пирамид;
-ознакомить с текстами древних папирусов.
Развивающие:
путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся;
на примере древнеегипетских и современных расчетов формировать умение сравнивать различные явления;
научить переносить имеющийся опыт (знания из других предметных областей) в новые ситуации; показать возможность использовать полученные знания для решения практических задач.
Воспитательные:
проследить ценность научных знаний как в Древнем Египте так в наше время; воспитывать уважение к чужой культуре.
Оборудование:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экран
Фильм "Тайны Египетских пирамид" Виталия Сундакова
Дидактический раздаточный материал для работы групп
Ход занятия
Вводное слово учителя.
Загадки и тайны Древнего Египта уже давно преследуют человечество. Пытаясь познать их, люди рисковали всем. Теперь, после долгих трудов и исследований великих ученых, мы можем узнать о некоторых интересных фактах, полученных после работы над некоторыми тайнами и загадками Древнего Египта.
К началу занятия у нас все готово, расставлены столы, и ребята разделились по группам в соответствии с интересами. Для проведения занятия сформированы 2 группы: медики и археологи.
Ребята выбирают командира, именно он будет представлять результаты работы группы.
1.Организационный этап. В целях повышения мотивации просмотр фрагмента видео "Тайны Египетских пирамид" фильм Виталия Сундакова https://www.youtube.com/watch?v=CxCKuBsNDeU
Вопросы для всех ребят:
1) с какой целью строились пирамиды? 2) для кого строились?
3) каким искусством обладали древние египтяне, что мумии фараонов сохранились для наших дней?
I. Общая работа класса по тексту.
«Бальзамирование покойников».
Первое, самое раннее, принадлежит греческому историку Геродоту
Первый этап бальзамирования
Сначала из тела извлекался мозг. Делали это специальным крюком или ложкой через ноздри. Иногда мозг доставали из черепа через глазницы. Есть запись о случае, когда мозг вычищали через большое затылочное отверстие после удаления первого шейного позвонка. Далее наступала очередь внутренностей.
Их удаляли через разрез на левом боку трупа. Впрочем, место и характер разреза в течение истории египетского бальзамирования неоднократно менялись. Разрез делался ритуальным каменным ножом. Извлекались все внутренности за исключением почек и сердца. Они тщательно промывались и погружались в пальмовое вино.
Обработка тела солью натронСледующая стадия - обработка тела натроном - солью, получаемой из высохших озер в пустыне. Она состояла из хлорида, карбоната и сульфата натрия, нитратов натрия и калия. Из-за его разъедающего действия на ткани тела бальзаматорам приходилось прикреплять ногти к пальцам покойного нитью, медной или золотой проволокой. Иногда на пальцы рук и ног с той же целью надевали металлические наперстки.
К концу двадцатого дня пребывания в натроне тело обмывалось водой и высушивалось на солнце. Тогда же череп набивали льняными бинтами, пропитанными смолой или битумом. Один автор рассказывает об извлечении из черепа мумии восьми метров бинта. Иногда череп наполняли жидкой нагретой смолой через воронку.
Вопросы:
1) Какие знания появились у египтян благодаря бальзамированию ?
2) Какие науки зародились?
Сегодня мы должны выяснить достижения Египта в медицине, математике, архитектуре
II. Проводится работа в группах.
Работа с тестами. Многие из текстов были написаны на папирусе.
Для повышения мотивации ребятам демонстрируется папирус. Древнейшие сведения о развитии медицины в Древнем Египте зафиксированы на папирусе. Эти тексты получили свое названия по именам археологов, которые обнаружили эти свитки.
Пред началом анализа текста пред ребятами каждой группы ставится задача.
Медики.
Инструкция для выполнения работы.
1.Обсудить интересные методы лечения.
2.Обсудить какие методы и лекарства, изобретенные в Древнем Египте, применяют сейчас.
2.Выбратьученика, который представит рассказ классу:
« Методы лечения по парусу Смита»
« Методы лечения по папирусу Эберса».
3.Организовать заполнение таблицы.
Культура Древнего Египта
Направление культуры | Применялось только в Древнем Египте | Достижения актуальные для наших дней. |
Медицина | | |
Архитектура | | |
Математика | | |
Медицина в Древнем Египте. Папирус Эберса.
Самую обширную информацию дает большой медицинский папирус Эберса.
Среди множества лекарственных растений в папирусе Эберса упоминается трава Диа-Диа, которая обладает обезболивающими и снотворными свойствами. Под этим именем египтянам была известна мандрагора. Папирус Эберса содержит первое в истории медицины упоминание об этом растении, сок которого египетские хирурги использовали для обезболивания. Искусство получения снотворных и болеутоляющих лекарств из корня мандрагоры позже перешло из Египта в Грецию. Вот рецепт его приготовления: «Возьми опий, сок незрелой шелковицы, черной белены, болиголова и листьев мандрагоры, смешай с соком, выжатым из стеблей плюща и семян щавеля. Размешай все это в медном сосуде и опусти в него губку. Пусть жидкость кипит до захода солнца в самый жаркий летний день. После того, как губка впитает в себя все содержимое сосуда, она готова к употреблению». Такие губки готовили впрок и хранили до нужного времени. «Когда понадобится, — пишет далее автор, — положи ее на час в горячую воду и держи у ноздрей больного до тех пор, пока он не заснет. Тогда можно приступать к операции». Когда надо было разбудить, это делали с помощью губки, пропитанной уксусом.
Вопрос. Как называется обезболивание в хирургии, когда человек находиться в бессознательном состоянии? Применяется ли это в современной медицине?
Папирус Эберса содержит одно из самых древних описаний процедуры, которая рекомендовалась при лечении болезней груди и горла: «растереть растения Гем и Емем, поставить на огонь и поднимающийся пар втягивать через тростинку в течение дня». А вот описание другого метода этой процедуры: «возьми семь камней, накали их на огне; возьми один из них, наложи на него немного этого снадобья и заключи его в новый сосуд с пробитым дном, вставь тростинку в дыру, возьми тростинку в рот так, чтобы ты мог втягивать пар, и съешь потом чего-нибудь жирного, например, жирного мяса или масла».
Вопрос. Как называется процедура лечения паром? Применяется ли это в современной медицине?
Вот рецепт «лекарства от слепоты» из папируса Эберса: «возьми жидкость из глаз свиньи, одну долю сурьмы, одну долю окиси свинца, одну долю дикого меда, смешай все и приготовь порошок, который всыпай в ухо больного, после чего он выздоровеет тотчас».
Вопросы. Выдели основное лекарственное средство в данном рецепте.
Современные ученые нашли в слезной жидкости человека и животных различные вещества, содержащие биологические активные компоненты.
Как лечили уши и глаза в Древнем Египте?
Папирус Смита.
Египтянам принадлежит один из самых древних из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и хирургическом лечении (проведении операций), первое дошедшее до нас описание мозга. Эти сведения содержатся в папирусе Смита (XVI в. до н.э.).
Применение тех или иных лекарств зависело от времени года. Например, одно лекарство для глаз рекомендовалось применять только зимой, другое — во всякое время года. При назначении лекарства учитывали и возраст больного. Так, взрослым в качестве мочегонного средства рекомендовали лекарство на основе зеленых фиг, а детям для той же цели рекомендовали делать припарки из папируса, пропитанного маслом. Если подростку давали лекарство в виде пилюли, то для маленького ребенка его растворяли в молоке. На полях медицинских папирусов постоянно встречаются пометки против некоторых лекарств: «это лекарство хорошее», «мне удавалось вылечить», «заметь это, так как это действительно хорошее средство». В состав лекарств входили растения (лук, мак, папирус, финики, гранат, алоэ, виноград), животные продукты (мед, молоко), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра).
Вопросы. Какие правила выполняли древние лекари? Какие из этих правил выполняют врачи сейчас?
В папирусе Смита встречаются такие рекомендации для хирургов, которые звучат удивительно современно. «Когда перед тобой человек с поврежденной ключицей и ты увидишь, что она короче и стоит не так, как другая... скажи себе: вот болезнь, которую я стану лечить. И тогда ты должен уложить его навзничь, подложить нечто между лопатками и расправить ему плечи, чтобы сломанные кости стали на свое место. И ты должен сделать из ткани два жгута и связать ими руки сзади».
Подобным образом и в наше время хирурги лечат повреждение ключицы: отводят плечи назад и связывают сзади руки больного.
Вопрос. Какое оборудование использовали древние хирурги? Используется ли оно сейчас.
Из папируса Смита: «Начало тайн врача — знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног везде касается сердца... Сосуды из него в теле всем. Если их исследует врач любой, жрец любой, маг любой, пальцы его на голове, на затылке, на кисти, на месте сердца... Ищет он сердце по сосудам его».
Вопрос. Что означают слова: «Ищет он сердце по сосудам его». Как называется этот метод диагностики. Если затрудняешься, возьми одноклассника за запястье. Что ты почувствовал?
При лечении раны лба, размозжившей часть черепа, папирус Смита рекомендует произносить такие слова:
Изыди враг, который в ране,
Выходи дьявол, который в крови.
Соперник Гора по обе стороны рта Изиды.
Эта крепость не падет,
Нет врагов изнутри..
Я под защитой Изиды,
Мой спаситель — сын Осириса
Вопросы. Как называется такое лечение? Применяется ли этот метод в современной традиционной медицине?
Занесите результаты работы с документом в таблицу.
Группа 2 - Археологи.
Инструкция для выполнения работы.
1.Из чего строили пирамиды?
2. Какие особенности строительства ты можешь выделить в данном тексте.
3.Сравните два способа строительства пирамид. Представь результат сравнения ребятам. Один из способов строительства пирамид вы изучали на уроке, вам нужно вспомнить и обсудить.
3.Какие достижения египтян в архитектуре актуальны в настоящее время.
4.Ответ занеси в таблицу
ПИРАМИДЫ.
Современные ученые о строительстве пирамид.
Размеры и высота великих египетских пирамид вступают в противоречие с реальными возможностями древних строителей. Например, высота пирамиды Хеопса - около 140 метров.
В основании сооружений обнаружены блоки весом около 180 тонн, поэтому не может быть и речи о погрузке таких блоков на волокуши. Все это остается загадкой.
Оказывается, однако, что никаких загадок здесь нет. Загадка состоит лишь в том, как египтологи смогли "не увидеть", что подавляющее большинство блоков больших египетских пирамид ВЫПОЛНЕНЫ ИЗ БЕТОНА.
Для получения примитивного бетона достаточно растереть породу в мелкий порошок, удалить из него влагу, а затем смешать с водой. Проще всего использовать мягкие породы. Например, известняк, выходы которого расположены прямо на поле пирамид в Египте. Тут его можно было брать просто под ногами, рядом со строящимися пирамидами. Далее, чтобы получить цемент, нужно было тщательно высушить породу, чтобы из нее вышла влага. Но в условиях жаркого и сухого Египта, специальное просушивание было излишне. После измельчения египетской породы сразу же получался готовый цемент - то есть обезвоженный порошок.
Если сухой тонкий порошок насыпать в ящик, сколоченный из досок, залить водой и тщательно перемешать, то после высыхания частицы порошка прочно скрепляются друг с другом. Когда раствор окончательно высыхает, он застывает и превращается в камень. То есть, - в бетон.
По прошествии некоторого времени отличить такие бетонные блоки от вырубленных из той же породы становится иногда непросто, поскольку они разрушаются, выветриваются и приобретают вид "естественных камней".
Идея бетона довольно проста. Поэтому сразу после ее возникновения она была использована при строительстве сооружений. Стоит отметить преимущества "бетонной технологии" по сравнению со строительством зданий из каменных естественных блоков, вырубленных или выпиленных из скал. Вырубать большие блоки из цельного каменного массива неудобно, потому что их тяжело потом перевезти даже на расстояние в несколько километров, не говоря уже о десятках километров. Проблема приготовления порошка также могла решаться не очень сложно. Какое-то, вероятно не очень большое, число рабочих могли растирать при помощи примитивных жерновов или терок мягкую породу. Затем ее просушивали, ссыпали в корзины и обычным образом перевозили, - например, на ослах или лошадях, - к месту стройки. Несколько носильщиков поднимали наверх корзины с порошком. Наверху готовили деревянную опалубку, заполняли ее порошком-смесью. Заливали воду, перемешивали раствор. После застывания блока опалубку снимали. Переходили к следующему. Так росла пирамида. Причем, при изготовлении гигантских блоков вовсе не обязательно было целиком делать их из застывающего жидкого раствора. В раствор вполне могли насыпать щебень-наполнитель, то есть отдельные куски естественной породы. Попадая в раствор и застывая в нем, они позволяли экономить порошок, как, собственно, делается и сегодня, когда в раствор добавляется галька или щебень.
Теперь, кстати, исчезают и многие другие "загадки пирамид". Например - почему блоки пирамид не покрыты трещинами? Ведь геологам хорошо известно, что любой естественный известняк, будучи осадочной породой, имеет СЛОИСТУЮ структуру. Поэтому со временем в нем неизбежно появляются естественные трещины, идущие вдоль слоев. А вот бетон, будучи однородным, аморфным материалом (поскольку был размолот и перемешан), трещин не образует. Как это и наблюдается в египетских пирамидах.
Ш. Практическая работа. Каждая группа представляет результат работы в таблице
IV. Учитель задает вопрос: Ребята, что абсолютно нового для себя вы узнали на занятии.
Лещёва Светлана Николаевна
Бобкова Наталия Георгиевна
Елена Маслова