Методическая разработка занятия " Крылатые кошки ночи" с презентацией для детей 6-10 лет.

Методическая разработка материала к занятию для детей 6-10 лет с презентацией «Крылатые кошки ночи»
Автор- Голубева Нелли Николаевна,
педагог дополнительного образования,
МОУ «Петровский Дворец»,
г.Петрозаводск
Конспект занятия на тему: «Крылатые кошки ночи»
Цель: уточнить представление о внешнем виде и образе жизни совы.
Задачи:
Формирование и расширение у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках совы и приспособлении их к среде обитания;
Развитие познавательного интереса, расширение словарного запаса детей; развитие внимания, памяти, воображения.
Воспитывать интерес к познанию природы и бережному к ней отношению
Оснащение: видеопроектор для показа презентации
Ход занятия:
Кадр 1:
Организационный момент:
Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы узнаем тайны природы. Я надеюсь, мы вместе удивимся, как красив, богат, разнообразен наш мир!
Кадр 2:
Вводная беседа
Педагог:Отгадайте загадку:
Нос крючком, глаза большие
И большая голова.
Ночью тёмною решила
Поохотиться….
Дети: Сова
Педагог: Молодцы! Скоро будет необычный праздник- 16 февраля- День Совы. Давайте же и мы узнаем некоторые «секреты» совы.
Слово «Сова» очень древнее и похоже звучит на разных языках народов мира. На языке одних народов оно обозначает: «сильная», «могущественная», на языке других «символ мудрости». В народе про сову говорят: «совушка – умная головушка».
Почему так говорят?
Выскажите свое мнение и можно добавить, какие интересные факты про сову вы уже знаете.
Дети:Сова встречается во многих сказках;
ее образ очень напоминает бабушку в очках, которая излагает очень умные вещи и олицетворяет собой кладезь знаний….К
Кадр 3
Введение новых знаний
Педагог:
Сова не строит себе гнезд, как многие птицы. Где же она живет?
Дети (говорят версии)
Педагог: Гнездами для сов в большинстве случаев служат дупла старых деревьев, а также расщелины скал, пещеры, дыры в стенах, подземные норы различных млекопитающих, покинутые гнёзда других птиц.
Педагог:Чем необычна голова совы?
Дети ( выдвигают свои версии)
Педагог:
У совы большая голова, которой она может вертеть во все стороны, шеи не видно из-за пышного оперения. Большие глаза сов обладают свойствами, которые позволяют им хорошо видеть даже в самые темные ночи.
Сова - хищник, охотится только ночью. У птицы кривой клюв, над глазами брови-щеточки, на лапках острые когти. Большинство этих хищных птиц питаются грызунами и приносят этим огромную пользу.
Оперенье спасает сову от зимних холодов. Закругленные крылья и широкий короткий хвост помогают ей бесшумно летать.
Кадр 4
Физминутка:
Педагог: Давайте поиграем в игру «День-ночь»
Ход игры: играющие свободно располагаются на кабинету. В «дупле» сидит или стоит «сова». Ведущий говорит: «День наступает — всё оживает». Все играющие свободно двигаются на площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полёт бабочек, стрекоз, птиц и т. д.. Неожиданно ведущий произносит: «Ночь наступает, всё замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается и подсчитывается, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую сову из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та сова, которая забрала себе большее число играющих.
Кадр 5
Педагог:
А теперь-наша гостья- «Совушка- умная головушка»-задаст нам о себе вопросы, хорошо ли мы узнали ее секреты. Я думаю, мы точно откроем ряд удивительных фактов.
Игра:
Правила игры – выбираем рабочее поле и нажимаем на цифры № 1-Будет переход на выбранное поле. Выполняем задания- нажимаем на выделенные цветом задания (выходит ответ).
Нажимаем на значок «крестик»- возвращаемся обратно. )
Кадр 6- (поле-2)
Педагог:
2.1. Отгадайте загадку
Педагог:Два брата через дорогу живут, а друг друга не видят.
Дети: глаза
2.2 Отлично, теперь вопросы про «хитрости» совиных глаз.
Найди ложные и верные факты:
Глаза у совы неподвижны (верно)
Сова видит и днем, и ночью (верно)
Глаза у совы вращаются (ложно)
Доп. материал:
Глаза совы смотрят только вперёд, птица не может двигать ими, как человек. Это связано с отсутствием глазных яблок.
Органы зрения сов расположены впереди, поэтому их зрение бинокулярное, как и у человека. Проще говоря, они видят предметы обоими глазами одновременно.
Зрачок сов реагирует не только на свет, диаметр зрачков изменяется при каждом вдохе и выдохе.
Совы — единственные птицы, глаза которых расположены спереди в одной плоскости, а не по бокам головы.
У сов есть три века, и у каждого есть своя функция: одно веко отвечает за моргание, другое — за сон, третье поддерживает чистоту глазного пространства и сохраняет глаз здоровым.
Кадр 7- (поле 3)
Педагог:
3.1 Отгадайте загадку.
Есть два брата, без них никуда.
Слева – брат , и справа – брат.
Все слышат, но сами- молчат.
Дети- уши
3.2. Правильно! Вопросы про «хитрости» совиных ушей
Уши не украшены кисточками (верно)
У совы сверхмощный слух (верно)
Уши расположены симметрично (ложно)
Доп. материал:
Кисточки на голове у совы — это не уши. Это элементы «декорации», с их помощью совы маскируются, когда не хотят привлекать внимание посторонних.
Настоящие уши расположены у сов по краю лицевого диска. Узкие и плотные перья лицевого диска, плотно прилегающие друг к другу, образуют параболическую антенну, которая улавливает малейшие звуки и направляет их к уху.
Уши расположены ассиметрично. Правое ухо находится ниже и направлено вверх, чтобы птица могла слышать звуки сверху. Левое расположено выше и направлено вниз, чтобы улавливать звуки снизу.
По разности во времени прихода сигналов в правое и левое ухо, совы способны определять положение искомой мыши с точностью до 1°
Кадр 8- (поле 1)
Педагог:
1.1.Отгадайте загадку:
Очень легкий мой вопрос- как зовется птичий нос?
Дети: клюв
1.2. Педагог: Отлично! Вопросы про «хитрости» совиного клюва
Найди ложные и верные факты:
Сова щелкает клювом, когда злится (верно)
Клюв заканчивается крючком (верно)
Все совы «ухают» (ложно- есть совы, которые умеют издавать другие звуки)
Доп. материал:
Клюв совы загнут от начала и до самого основания, заканчивается крючком, края ровные и без вырезов.
При помощи клюва совы щёлкают, когда сильно возбуждены или раздражены
Включить аудио файл
Кадр 9-(поле 4)
Педагог:
4.1 Отгадайте загадку
Воздух режут без усилия,
Как серпы, мощные…
Дети- крылья
4.2. Правильно. Вопросы про «хитрости» совиных крыльев.
Размах крыльев совы до 200 см (верно)
Совы летают бесшумно. (верно)
Совы могут долго парить в воздухе (ложно)
Доп. материал:
Бесшумный полёт. Крылья сов покрыты мягкими, пушистыми перьями, которые сглаживают поток воздуха и минимизируют звуковые колебания. Также передние края первичных маховых перьев у сов имеют зубчатую структуру, что помогает разбивать воздушные потоки на мелкие участки и сводит к минимуму резкий звук, возникающий при полёте.
Задний бархатистый край крыльев. Мягкая и бархатистая структура заднего края крыльев дополнительно сглаживает воздушные потоки, помогая предотвратить шум во время полёта.
На передней части крыла сов присутствуют особые неровности. Они вызывают завихрение воздуха, что также уменьшает шум крыльев и делает полёт практически бесшумным.
Кадр 10. Рефлексия:
Чем мы сегодня занимались на занятии ? (узнавали «секреты совы»).
Выбери раскраску совы, которая тебе понравилась больше всего и раскрась.
В конце занятия на доске делаем -Выставку рисунков
"Крылатые кошки ночи"PPTX / 2.72 Мб
Ирина Владимировна Казарцева