12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Порохова Татьяна Геннадьевна713
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
Материал размещён в группе «Педагоги-психологи»

Пояснительная записка к конспекту занятий

Представленный ниже конспект занятия «Злость» является неотъемлемой частью цикла коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Цикл занятий рассчитан на два года обучения, состоит из 46 занятий.

Представленное занятие для конкурса разработано для детей подготовительной к школе группы.

Работая с детьми дошкольного возраста, мы всегда включали в занятия упражнения по формированию эмоциональной сферы. Продолжая работать в этом направлении, изучали и анализировали научную литературу. Пришли к выводу, что эмоциональный интеллект, одна из основных компетенций, которой должна обладать современная личность. В настоящее время актуальной задачей является развитие эмоционального интеллекта уже в дошкольный период.

На занятие педагог-психолог использует дыхательные упражнения, технику расслабления, психогимнастику, моторные игры, арт-терапию, технологию музыкального воздействия.

Для достижения высокой эффективности занятие проводится с подгруппой 8-12 детей, детей ОВЗ 6-8 человек. Продолжительность занятия 30 минут.

Во время работы на занятии «Злость» с группой важно соблюдать установленные на предыдущих занятиях «Правила группы».

Педагог- психолог должен объяснить детям, что сама эмоция злости нам нужна, она нам помогает. А вот поведение, которое за этой эмоцией следует, может быть плохим. Например, разозлиться на то, что друг сломал машинку – нормально. Толкать или бить его за это – плохо. Это неправильный выбор действия.

В работе с фотографиями педагогу- психологу важно поощрять самостоятельные наблюдения, мысли детей. Задавать наводящие вопросы, стимулировать наблюдательность.


Предполагаемые результаты

По итогам занятия дети должны:

знать правильные представления о эмоции «Злость», причины её возникновения;

понимать, распознавать, экспрессивно выражать эмоцию «Злость»;

овладеть техникам и способам управления собственными эмоциями;

Конспект коррекционно- развивающего занятия.

Тема: «Злость» 

Цель: знакомство детей с эмоцией «Злость».

Задачи:

развивать способности понимать, распознавать, выражать невербальную экспрессию эмоции Злость, Гнев;

познакомить с причинами возникновения эмоции «Злость»;

обучать техникам и способам управления собственными эмоциями;

учить рефлексии;

обогащать словарь детей словами, обозначающими эмоции, чувства, настроения.

Оборудование: компьютер, проектор, листы бумаги, цветные карандаши, мячик «Говоруша».

План занятия

1.Вводная часть

Ритуал приветствия

Правило группы

2. Основная часть

2.1 Просмотр презентации «Злость»

2.2 Упражнение «Зеркало»

2.3 Просмотр мультфильма «Злюсь»

2.4 Беседа «Способы успокоиться»

2.5 Упражнение «Злость пришла и ушла»

3. Заключительная часть

3.1 Рефлексия

3.2 «Круг прощания».


Ход занятия:

1. Вводная часть

1.1 Ритуал приветствия. «Здравствуй, друг!» (2 мин.)

(Дети делаться на пары, становится напротив друг друга).

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (подняв две руки, повернуть кисти рук ладонями вверх)

Я скучал! (положить кисти рук друг на друга, на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

1.2 Правило группы (1 мин.)

Педагог-психолог (ПП) ребята у меня в руках мять «Говоруша». Его имя произошло от слова говорить и наделило «Говорушу» суперспособностью: «К кому мяч в руки попадает, тот говорит, а остальные дети молчат и слушают».

(Во время объяснения, на слово молчат, приложить указательный палец к губам, на слово слушают, округленную ладошку поместить за ухо.)

2. Основная часть

2.1 Просмотр презентации «Злость» (5-7 мин.)

(ПП): Дорогие ребята я предлагаю вам посмотреть на экран, вы видите много разных фотографий.

- Как вы считаете, какое настроение у детей, что они чувствуют? (ответы детей);

- Как вы считаете, взрослые люди (мама, папа, бабушка, дедушка, воспита- тель….) могут злиться? (ответы детей).

(ПП): ребята на фотографиях вы увидели людей, которые демонстрируют эмоцию «Злость». Эмоции – это яркие вспышки энергии, которые приходят в ответ на то, что происходит вокруг.

Злость нам нужна для того, чтобы бороться за справедливость, отстаивать свои права, она помогает нам понять, что нам не нравится. Возможно, кто-то поступил с нами не хорошо, не справедливо. Взял что-то без спросу.

В злости очень много энергии. Она как вулкан. Важно, как мы поступим с этой энергией, на что её направим.

Эмоция «Злость» если её вовремя не обнаружить и не попытаться остановить может смениться «Гневом».

Эмоции испытывают все люди без исключения (взрослые, дети…). «Все эмоции нужны, все эмоции важны»!

Но мы знаем, что многие люди считают, что злиться-плохо. Это происходит из-за того, что люди ведут себя неправильно, когда злятся. Злиться-это нормально! А вот вести себя грубо и неуважительно-плохо.

(ПП): ребят по каким признакам вы поняли, что люди на фотографиях переживают эмоцию «Злость»? (несколько ответов детей по желанию. Для соблюдения очереди применяем мяч «Говорушу»).

(ПП): благодарит детей за ответы и проговаривает детям особенности мимики и пантомимики, которые демонстрирует человек, когда злится

для этого

(ПП) предлагает посмотреть еще раз на фотографии в презентации и акцентирует внимание:

- брови нахмурены;

- ноздри расширены и крылья носа приподняты

- челюсти плотно сжаты, губы могут быть открыты, рас­тянут в стороны, видны два ряда сжатых зубов;

- все тело напряжено, руки могут быть собраны в кулак;

-повышается громкость голоса, может перейти даже на крик, начать угрожать и даже ударить.

2.2 Упражнение "Зеркало" (2-3 мин.)

(ПП) предлагает детям посмотреть в зеркало и изобразить злость/ гнев. После этого закрыть глаза посчитать до трех и открыть глаза и улыбнуться в зеркало. Сказать-это я. (ребенок смотрит на своё отражение в зеркале, выполняет упражнение и передает зеркало следующему ребенку).

2.3 Просмотр мультфильма «Злюсь» (2-4 мин) 

(Начало просмотра с 30 сек. По необходимости (ПП) останавливает видео и вносит пояснения).

Мультфильм "Злюсь"

​​​​​​​ 2.4 Беседа «Способы успокоиться» (5 мин)

(После просмотра мультфильма побеседовать с детьми о способах, которые могут помочь успокоиться).

(ПП): когда вы чувствуете злость, очень важно не совершать поступков, от которых окружающим будет плохо, больно или обидно. Вы посмотрели мультфильм, увидели, как Коля справлялся со злостью. Предлагаю нескольким желающим высказать свои предположения о том, что делать со злостью, чтобы справиться с ней, успокоить себя (выслушать ответы детей). (Для соблюдения очереди применяем мяч «Говорушу»).

(ПП) перечисляет способы, которые могут помочь быстро успокоиться.

медленно посчитать до 10;

подумать о чем-нибудь хорошем;

сделать 3 медленных глубоких вдоха и выдоха;

умыться холодной водой;

выплеснуть безопасным образом злость: побить воображаемого противника (как в боксе), побить подушку;

выпить полстакана холодной воды;

сделать несколько приседаний или побегать на месте;

закрыть глаза и представить себя в самом приятном и спокойном месте.

2.5 Упражнение «Злость пришла и ушла» (5 мин)

(ПП): ребята сейчас предлагаю сыграть в игр. В этой игре вы будите использовать приемы, которые вам помогут справиться со злостью.

-Встанет прямо, выпрямитесь, напрягите мышцы во всём теле, нахмурить брови, сделать взгляд «колючим», сжать кулаки, напрячь челюсть, рычать, как разъяренный тигр.

А теперь топайте ногами, наберите воздух и на выдохе произносите «а-а-а...», машите руками, сжатыми в кулаки.

-Возьмите листы, карандаш, чиркайте на листе бумаги, сомните его, бросьте на пол, прыгайте по нему, топчите ногами, постучите по нему кулаками, порвите на мелкие кусочки.

(ПП): предлагает сесть детям на стулья, (если есть возможность лечь на ковер).

-Злость ушла, тело расслабилось, слушаем музыку, медленно глубоко дышат. (тем детям кто не может закрыт глаза можно предложить смотреть последний слайд презентации «Безмятежность»).

Музыка для релаксации.

3. Заключительная часть

3.1 Рефлексия. (3 мин.)

(Для соблюдения очереди применяем мяч «Говорушу»).

В конце занятия ПП. предлагает детям передавать мяч (Говорушу) по кругу и отвечать на вопросы.

-Что вам сегодня больше всего понравилось?

-С какой эмоцией вы познакомились сегодня?

-Какое у вас сейчас настроение?

3.2 «Круг прощания» (2 мин.)

Все дети становиться в круг, педагог выставляет вперед руку ладонью вниз, дети складывают свои ладони на ладони психолога и др на друга. После этого на счет 1-2-3 поднимают все вмести руки вверх и говорят до свидание.


Приложение 1

Презентация «Злость».

Приложение 2

Мультфильм «Злюсь».

Приложение 3

Музыка для релаксации.


Литература

Вербина Г.Г. Психология эмоций: учеб. пособие / Г.Г. Вербина; Чуваш, ун-т. - Чебоксары, 2008.

Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект» М: 2018г.

Куракина А.О. Эмоциональный интеллект дошкольника: структура,

условия и механизмы развития: монография / А.О. Куракина. – Ижевск: Ин-т

компьютер. исслед., 2013.

Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику/- СПб.: М.: ТЦ Сфера, 2002.

  https://yandex.ru/video/preview/11672733622852964590   мультфильм «Злюсь»

https://lemuzika.pro/search/китайский%20релакс музыка для релаксации



Опубликовано в группе «Педагоги-психологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.