Методическая разработка занятия «Знакомство с порядковым счётом» для детей дошкольного возраста (5-6 лет)

2
1
Материал опубликован 12 May 2020


Методическая разработка занятия

«Знакомство с порядковым счётом»

для детей дошкольного возраста (5-6 лет)

Автор:

Белоусова Евгения Вячеславовна,

педагог дополнительного образования,

МОУ ДО «Дом детского творчества»,

г.Углич, Ярославская область


Пояснительная записка

В утвержденном в 2013 году Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) отмечено, что важной стороной математического развития дошкольника является формирование у него представлений о числе и счете.

Умения считать, необходимы ребенку для успешного обучения в школе, познания окружающего мира. Многие педагоги отмечают, что дети испытывают трудности в понимании различий между количественным и порядковым счетом. Знакомство с порядковым счётом у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешнее, если на занятиях использовать наглядность, игры и упражнения, помогающие увидеть разницу между количественным и порядковым счётом.

Цель количественного счёта – определить общее количество предметов.

Порядковый счёт позволяет определить место предмета среди других и отвечает на вопросы «на каком месте по счёту» или «который по счёту». В отличие от количественного счёта, отвечающего на вопрос «сколько». Кроме этого дети должны понимать, в каком направлении присваивается предмету порядковый номер, прямом или обратном.

Для успешного освоения детьми порядкового счёта, материалом на занятии должны быть предметы одного вида, но отличающиеся по каким либо признакам (размеру, цвету), либо объединённые по родовому понятию (игрушки, одежда, звери) и разные предметы.


Технологическая карта

Предмет: Математика

Тема: Знакомство с порядковым счётом

Образовательная программа: «Считайка» в Школе раннего развития

Тип занятия: изучение нового материала

Прогнозируемые результаты: научить детей отличать порядковый счёт от количественного, присваивать предметам порядковый номер

Время: 30 минут

Методическое обеспечение: разрезные карточки с цифрами для каждого ребёнка, карточки с различным количеством предметов, запись видеосюжета

Оборудование: учебные столы, игрушки животных, мультимедиа, цветные карандаши, рабочие листы с заданием


Этап

Время

Педагогический

инструментарий

Содержание педагогического

взаимодействия

Прогнозируемый результат

Учебно-метод. обеспечение




педагог

дети

концентрация

внимания детей


Приветствие

2 мин


Нацеливает на работу,

сообщает тему

Приветствуют педагога,

слушают



Соотношение числа и цифры

6 мин.

Игра «Молчанка»

Показывает карточки с разным кол-вом предметов

Показывают карточку с цифрой, соответ. этому кол-ву

Закрепление связи «число-цифра»

карточки с различным количеством предметов и карточки с цифрами для каждого ребёнка

Повторение количественного счёта

4 мин.

Работа с наглядностью

Беседует с детьми, указывает на предметы

Участвуют в беседе, хором считают предметы

Повторение правил кол-ного счёта

Игрушки животных

Физкультминутка

3 мин.

Видеосюжет


Повторяют движения героев видеосюжета

Переключение внимания детей, физическая разгрузка

Трансляция видеосюжета на экран

Знакомство с новым материалом

8 мин.

Работа с наглядностью, показ в видеосюжета, подвижная игра

Объясняет, беседует с детьми, анализирует, делает выводы

Участвуют в беседе, хором и индивидуально считают предметы по порядку, участвуют в игре

Довести до детей отличие порядкового счёта от количественного

Игрушки животных, трансляция видеосюжета на экран, карточки с цифрами

Закрепление

5 мин.

Индивидуальная работа на

рабочих листах

Объясняет задание, контролирует выполнение, помогает тем кто затрудняется

Письменно выполняют задание

Выявить кол-во детей усвоивших новый материал

Листы с заданием, цветные карандаши

Итог занятия

2 мин.


Беседует с детьми, объясняет задание самооценки

Участвуют в беседе, оценивают свою работу


Кружки красного, зелёного, синего цвета.


Учебно-методическое оборудование

- демонстрационный материал (мультимедийное сопровождение, www.razumeykin.ru

Порядковый счёт, картинки для игры «Молчанка»)

- раздаточный материал (карточки с цифрами, рабочие листы)


Цель: дать представление, что такое порядковый счёт

Задачи:

- познакомить детей с названием чисел при порядковом счёте;

- повторить правила счёта;

- закрепить навыки счёта в пределах 10;

- развивать логическое мышление, память, внимание, речь;

- воспитывать дисциплинированность, активность;

Оборудование:

- карточки с цифрами от 1 до 10

- игрушки животных

- компьютер или ноутбук

- экран

- цветные карандаши


Ход занятия

I. Организационный момент

1) Приветствие

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

За столы все тихо сели.

На меня все посмотрели.

2) Сообщение темы занятия

Ребята, сегодня мы узнаем, что такое порядковый счет, для чего нужно уметь считать по порядку, чем отличается порядковый счёт от счёта количественного.

II. Соотношение числа и цифры

- Чем отличается число от цифры?

(Число называем, слышим. Цифра – знак, которым на письме обозначают число)

Игра «Молчанка» (пакеты с цифрами у каждого ребёнка)

Педагог показывает карточки с различным количеством предметов. Дети молча считают их и показывают цифру, соответствующую данному числу.

III. Повторение изученного материала

Количественный счёт предметов

(На столе фигурки животных, стоящих врассыпную)

- Как узнать, сколько игрушек? (Надо посчитать)

- С кого начнём счёт? Сколько зверушек?(10)

- Давайте начнём счёт с др. зверька. Сколько теперь зверушек?(10)

- Какие правила счёта помните?

С какого предмета не начинался бы счёт, количество предметов всегда остаётся таким же, если предметы не убираем и не добавляем.

Вывод: Если мы хотим узнать, количество предметов, то не имеет значения, откуда начинать счёт, главное, при счете - не пропустить ни один предмет и не сосчитать его несколько раз.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

IV. Новый материал

1) Порядковый счёт

- Игрушки собрались на День рождения к обезьянке.

- Как они придут к ней? (по очереди)

Давайте построим их друг за другом.

- Каким по счёту придёт зайка? Рыбка? Попугай?

(Дети называют порядковый номер предмета, педагог помогает им, если возникают затруднения).

Вывод: Предметам можно присвоить порядковый номер, только если они стоят в ряд или друг за другом.

ПОРЯДКОВЫЙ счёт помогает определить место предмета среди других. При порядковом счёте предметы называют по-иному, чем при количественном. Не 1, а первый, не 2, а второй и т.д.

Мы считали слева направо, а если начнём счёт с др. конца, каким по счёту будет зайка? Рыбка? Попугай? (порядковый номер изменится)

2) Видеосюжет о порядковом счёте

3) Подвижная игра «Цифры потерялись»

Дети выбирают по 1 карточке с цифрой по количеству присутствующих на занятии. Они перемещаются по кабинету, а педагог в это время читает стих. После последней фразы, дети должны построиться по порядку, в соответствии с цифрой, которая у них в руке.

Цифры гуляли, гуляли,

Потом потерялись.

Очень испугались

Все собрались,

И по порядку посчитались.


V. Индивидуальное письменное задание.

VI. Итог занятия

- О каком счёте говорили на занятии?

- Когда можно сосчитать предметы по порядку?

- Что нового узнали?

- Какую бы оценку каждый из вас себе поставил за занятие? (дети должны взять кружки; красный – работал очень хорошо, зелёный – работал хорошо, синий – сегодня поленился).







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за занятие!

12 May 2020