Методическая разработка занятия «Путешествие ёжика» для детей 5–6 лет
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»
Методическая разработка занятия
«Путешествие ёжика»
Направление разработки: занятие
Субъект образовательной детальности: дошкольники 5-6 лет
Швец Ольга Игоревна,
Педагог дополнительного образования
МОУДО «Дом детского творчества»
Ярославская обл. г. Углич
Пояснительная записка
Одно из важнейших направлений во всестороннем развитии детей дошкольного возраста – умственное развитие. Оно предполагает не только получение знаний, но и развитие психических процессов, один из которых - мышление. Мышление, умение рассуждать и делать умозаключения начинает формироваться у детей в возрасте 5–6 лет.
Развитие мышления невозможно без развития речи. Педагогу нужно понимать, что развитие мышления вместе с речью очень важно для успешной адаптации детей к обучению в школе. Ребёнок должен не только самостоятельно найти правильное решение, но и суметь его объяснить (пусть даже сначала при помощи педагога).
Игры, включённые в содержание данного конспекта, помогают формированию у обучающихся вербального и невербального мышления. В ходе занятия важно не только научить ребёнка чему–либо, но и вселить в него уверенность в себя, сформировать умение отстаивать своё решение, а также развивать коммуникативные навыки, умение работать сообща. Для этого главное отмечать достижения детей, хвалить их за успехи. Всё это вместе взятое поможет не только развитию детей, но и позволит быстрее адаптироваться к школьному обучению.
На занятии важна доброжелательная атмосфера, когда ребёнок может высказывать свои мысли вслух, не боясь того, что его подвергнут критике. Педагог выслушивает мнение каждого ребёнка, а затем подводит детей к правильному решению.
Принцип игры является одним из ведущих. Игровые приёмы – основные методы и формы организации педагогического процесса, они способствуют более лёгкому переходу детей от игры к учебной деятельности.
Длительность занятия-30 минут, что связано с психофизическими особенностями детей этого возраста. Для снятия мышечного напряжения в середине занятия проводится подвижная игра.
Технологическая карта
Образовательная область: познавательное развитие
Тема: «Путешествие ёжика»
Программа школы раннего развития «Росток»
Тип занятия: интегрированное
Прогнозируемые результаты:
- Закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб, многоугольник);
- Уметь делать усилие и произвольно запоминать предметы;
- Уметь ориентироваться на листе бумаги (соотносить фигуры по форме, цвету и месту расположения);
- Уметь объяснить своё решение словесно, строить законченные предложения, вести диалог;
- Иметь коммуникативные навыки, умение и желание играть совместно, совместно добиваться поставленной цели.
Время: 30 минут
Методическое обеспечение:
Бондаренко Е. А. Играя, развиваем мышление. – Москва ЗАО «БАО – ПРЕСС», 2015. – 32 с.
Ольшанская Е. В. Развитие внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. – М.: Из-во «Первое сентября», 2014. – 96 с.
Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе/авт.-сост. Ю. В. Останкова. – Волгоград:Учитель, 2007 . – 130 с.
Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет, Книга для воспитателя детского сада и родителей/Е.Л. Агаева, В.В. Брофман, А. И. Булычёва и др.; Под ред. О.М Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 1998.-64 с.
Оборудование:
- два нарисованных дерева;
- две фигурки ёжиков;
- изображения следов;
- магнитная доска с магнитами;
- 10 листов бумаги с наклеенными в виде ковров геометрическими фигурами;
- 10 листов бумаги А4 с нарисованными символами;
- компьютер и сопутствующее оборудование;
- геометрические фигуры разной формы и цвета;
- картинки с предметами различной формы;
- картинки с изображением ёжиков;
- песня «Дружба».
Этап | Время | Педагогический инструментарий | Содержание педагогического взаимодействия | Прогнозируемый результат | Учебно-методическое обеспечение | |
деятельность педагога | деятельность детей | | | |||
Организационный | 3 мин. | Беседа, закрепление пройденного | Призыв, диалог | Диалог | Закрепление знаний о геометрических фигурах и цвете | -два нарисованных дерева; - две фигурки ёжиков; - изображения следов, мультимедиа оборудование |
«Зарядка для ума» - закрепление пройденного (задание №1 и №2) | 5 мин 4 мин. | Игра | Пояснение, диалог, поощрение, контроль | Диалог, ответы на вопросы, объяснение | Развитие мышления, памяти | - геометрические фигуры разной формы и цвета; - картинки с предметами различной формы; |
Новый материал | 6 мин. | Игра | Объяснение, создание «ситуации успеха», контроль | Выбор «ковра» по заданию педагога, объяснение своего выбора | Умение ориентироваться на листе бумаги | - 10 «ковриков» с различным орнаментом; Магнитная доска с магнитами |
Физткульминутка | 5 мин. | Игра | Объяснение, контроль | Выполнение задания | Развитие глазомера | Еловая или сосновая шишка |
Новый материал | 4 мин. | Игра | Объяснение, контроль, поощрение | Выполнение задания по образцу, объяснение | Развитие памяти, умение помочь товарищам (объяснить свои действия) | Геометрические фигуры разной формы и цвета, мультимедиа оборудование |
Итог занятия | 3 мин. | Беседа, подведение итогов | Поощрение, вручение картинок | Радость, удовлетворение от совместной работы | Желание посещать занятия в этой группе | картинки– раскраски с изображением ёжиков. |
Цель: Развитие у дошкольников вербально и невербального мышления.
Задачи:
- Закрепить знания о геометрических фигурах;
- Активизировать произвольное внимание;
- Учить ориентироваться на листе бумаги;
- Развивать память, логическое мышление, познавательную активность;
- Способствовать умению объяснять свои действия, строить законченные предложения;
- Развивать глазомер;
- Развивать коммуникативные навыки, умение играть совместно;
- Воспитывать желание придти на помощь.
Предварительная работа:
Знакомство с символами, работа на листе бумаги (право, лево, верх, низ), знакомство с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб, трапеция.
Дидактический и демонстрационный материал:
-два нарисованных дерева;
- две фигурки ёжиков;
- изображения следов;
- магнитная доска с магнитами;
- 10 листов бумаги с наклеенными в виде ковров геометрическими фигурами;
- 10 листов бумаги А4 с нарисованными символами;
- компьютер, мультимедиа оборудование;
- геометрические фигуры разной формы и цвета;
- картинки с предметами различной формы;
- картинки с изображением ёжиков;
- песня «Дружба»;
- 10 «ковриков» с различным орнаментом;
- картинки – раскраски с изображением ёжиков.
Ход занятия:
Организационный момент (3 минуты) | Добрый день, дорогие ребята! На занятиях у нас с вами появилось много друзей: овечка Симка, пёс Пиф, заяц Миня. А сегодня со мной пришёл маленький ёжик, который очень- очень одинок и ему нужен друг. Его зовут Клёпа, он живёт в большом лесу, у него красивый дом. Давайте посмотрим из каких геометрических фигур состоит домик ёжика (дети называют геометрические фигуры, глядя на домик на слайде) - Какого цвета фигурки? (ответы детей) Но ёжику одному очень грустно, и он решил отправиться искать себе друга. Ветерок нашептал ему, что за лесом живёт такой же одинокий ёжик и путь к его дому можно проследить по следам, но они появятся только если выполнить все мои задания. Ребята, вы готовы помочь ёжику? (ответы детей.) |
Задание №1 (5 минут) | Чтобы начать путь, нужно, как всегда на наших занятиях, сделать «зарядку для ума». Сейчас я покажу вам картинки с изображением разных предметов, а вы мне скажете какой они формы и по памяти назовёте ещё предметы такой же формы. (Педагог показывает предметы треугольной формы: сачок, палатку, морковь, крышу дома, рожок мороженого Квадратные: стол, телевизор, картину, книгу Круглые: клубок, мяч, солнце, блин Овальные: огурец, кабачок, ковёр, зеркало Прямоугольные: окно, книга, дверь, шкаф Трапеция: юбка, абажур, крыша, стол Затем дети самостоятельно называют предметы такой же формы) Молодцы! Справились с первым заданием. Посмотрите, у нас уже есть первый следок (помещает след на доску между двумя деревьями и помещает рядом ёжика) |
Задание №2 (4 минуты) | Ребята, Клёпа ещё мал и не умеет писать и читать, но он любит придумывать различные символы. Давайте вспомним, что такое символ. (Символ - это графическое изображение слова или нескольких слов.) И я предлагаю вам поиграть в игру «Символы» Педагог дважды показывает каждый символ и называет его, затем показывает символ, а называют дети: ответы сначала хоровые, затем индивидуальные) Появляется ещё один следок, который помещается на доску. Ёжик продвигается ближе ко второму дереву. |
Задание №3 (6 минут) | Клёпа идёт знакомиться со своим новым другом и подумал, что хорошо было бы сделать ему подарок, а так как в лесу часто бывает прохладно и ветрено, то можно было бы подарить будущему другу тёплый коврик. И красиво будет и тепло подумал ёжик и зашёл в магазинчик рукодельницы белки, которая для всех в округе вышивала ковры. А их было так много. Долго Клёпа не мог выбрать ковёр. Давайте мы ему поможем. На магнитную доску помещаются 10 прямоугольников (ковров), с наклеенными на них различными орнаментами из геометрических фигур разного цвета. Педагог предлагает детям найти ковёр по описанию. (например: в левом верхнем углу ковра коричневая трапеция, в центре два круга разные по размеру, внизу фиолетовый треугольник) Некоторые ковры очень похожи и отличаются одной деталью. Дети должны не просто показать ковёр, но и объяснить, почему они выбрали именно его. Перед игрой педагог предлагает детям по очереди поднять правую и левую руки, вспомнить, где «право» и «лево», «верх» и «низ». Затем они получают ещё один следок. |
Задание №4 (5 минут) | Клёпа долго шёл и устал. Вдруг видит шишка лежит (показывает еловую шишку) Какой на формы? (овальная) Давайте я научу и вас и нашего ёжика играть в увлекательную игру, в которую можно играть с друзьями и вдвоём и когда друзей больше. Я положу шишку вот сюда (любое произвольное место). Любой из детей (по желанию) встаёт туда, куда предлагает педагог или дети. Ребёнок должен на глаз определить сколько шагов нужно сделать до шишки. (Одно обязательное правило – все шаги должны быть одинаковыми) Если ребёнок определяет расстояние правильно и сможет коснуться шишки, то дети ему аплодируют. Желательно чтобы каждый ребёнок поиграл в игру. Ещё на один шаг ёжик ближе до своего друга. |
Задание №5 (4 минуты) | Ребята, посмотрите, как близко Клёпа от дерева, за которым ждёт его друг. Ему остался всего один шажок, а у нас так мало времени. Давайте постараемся и выполним последнее задание. На столах перед детьми много различных геометрических фигур разного цвета. Педагог показывает слайд, на котором расположены фигуры. Например: фиолетовый треугольник, два жёлтых круга, два зелёных треугольника. Дети смотрят на экран в течение нескольких секунд, затем изображение на слайде убирается и дети по памяти выкладываю перед собой на столы фигуры в той же последовательности. Затем педагог вновь включает экран, и дети проверяют правильно ли они выполнили задание. Педагог помещает на доску последний следок. |
Подведение итогов (3 минуты) | Ребята, смотрите, ёжик дошёл до своего друга. У него это получилось, потому что вы были дружными и внимательными и очень хотели ему помочь. Хотите посмотреть кто прячется за деревом? (дети отвечают утвердительно) Педагог убирает дерево, за ним оказывается ёжик – девочка, в юбочке и с бантиком. Ура! Наш Клёпа нашёл себе подружку Ёженьку. Педагог делает вид, что ёжики что-то шепчут ему на ухо. Ёжики очень благодарны вам, ребята, что вы помогли им встретиться и хотят каждому из вас подарить на память свои фотографии. Правда они не цветные, но вы сможете их раскрасить дома и оставить себе на память. А на прощание давайте станцуем танец. Танцуют произвольно под песню «Есть друзья, а у них для друзей нет выходных» |