Рабочая программа ПМ.02 Сборка и апробация моделей элементов систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов (по отраслям)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЩБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЕФРЕМОВСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Рассмотрена и одобрен на Согласованно: «Согласовано»
Заседании ПЦК электротехнических Зам. директора по Нач. участка КИПиА
дисциплин учебной работе ПАО «Квадра-центральная генерация
Протокол №___ _____________ Саратова Е.Е Ефремовская ТЭЦ
от «___»_____________20___г. _________________Аксенов А.М.
Председатель ПЦК
_____________Скитева Н.В. «___»__________20___г. «___»__________20___г.
«___»___________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 Сборка и апробация моделей элементов систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов (по отраслям)
программы подготовки специалистов среднего звена
15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)
Уровень освоения: базовый.
Период обучения: 2020-2024гг.
Ефремов, 2020 г.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального образовательного стандарта для специальности среднего профессионального образования (далее СПО) специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)
Организация-разработчик – ГПОУ ТО «Ефремовский химико-технологический техникум».
Разработчики:
Саратова Елена Евгеньевна - преподаватель высшей квалификационной категории ГПОУ ТО «Ефремовский химико-технологический техникум».
Булгаков Дмитрий Вячеславович — преподаватель первой квалификационной категории ГПОУ ТО «Ефремовский химико-технологический техникум».
Иванникова Ирина Ивановна — преподаватель первой квалификационной категории ГПОУ ТО «Ефремовский химико-технологический техникум».
Рабочая программа рекомендована методической комиссией предметной (цикловой) комиссией.
Старший методист: ___________________________ Самойлова Т.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 11 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 25 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПМ.02 СБОРКА И АПРОБАЦИЯ МОДЕЛЕЙ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (ПО ОТРАСЛЯМ). | 26 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям).
1.2. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности: Осуществлять сборку и апробацию моделей элементов систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов и соответствующие ему профессиональные компетенции:
Код | Профессиональные компетенции |
ПК 2.1 | Осуществлять выбор оборудования и элементной базы систем автоматизации в соответствии с заданием и требованием разработанной технической документации на модель элементов систем автоматизации |
ПК 2.2 | Осуществлять монтаж и наладку модели элементов систем автоматизации на основе разработанной технической документации |
ПК 2.3 | Проводить испытания модели элементов систем автоматизации в реальных условиях с целью подтверждения работоспособности и возможной оптимизации |
Освоение профессионального модуля направлено на развитие общих компетенций:
Код | Общие компетенции |
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 02 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 03 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие |
ОК 04 | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 05 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 06 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей |
ОК 07 | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
ОК 08 | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности |
ОК 09 | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 10 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке |
ОК 11 | Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере |
1.2.1. Дескрипторы сформированности профессиональных компетенций по междисциплинарным курсам профессионального модуля
Спецификация профессиональных компетенций / междисциплинарных курсов (МДК) профессионального модуля
Формируемые компетенции | Действия | Умения | Знания |
МДК.02.01 Технология сборки и апробации моделей элементов систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов (по отраслям) | |||
ПК 2.1 Осуществлять выбор оборудования и элементной базы систем автоматизации в соответствии с заданием и требованием разработанной технической документации на модель элементов систем автоматизации | Оценивает свои возможности и планирует изучение оборудования и элементной базы систем автоматизации; анализирует полученные результаты в процессе изучения научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в области оборудования и элементной базы систем автоматизации; осуществляет выбор оборудования и элементной базы систем автоматизации в соответствии с заданием и требованием разработанной технической документации на модель элементов систем автоматизации | Подбирает по справочной литературе необходимые средства измерений и автоматизации с обоснованием выбора; по заданным параметрам выполняет расчеты электрических, электронных и пневматических схем измерений, контроля, регулирования, питания, сигнализации и отдельных компонентов мехатронных систем; | Теоретические основы и принципы построения систем автоматического управления и мехатронных систем; интерфейсы компьютерных систем мехатроники; типовые схемы автоматизации основных технологических процессов отрасли; структурно-алгоритмическая организация систем управления, их основные функциональные модули, алгоритмы управления систем автоматизации и мехатроники; возможности использования управляющих вычислительных комплексов на базе микроЭВМ для управления технологическим оборудованием; устройство, схемные и конструктивные особенности элементов и узлов типовых средств измерений, автоматизации и метрологического обеспечения мехатронных устройств и систем. |
ПК 2.2 Осуществлять монтаж и наладку модели элементов систем автоматизации на основе разработанной технической документации | Выполняет электро- и радиомонтажные работы; производит монтаж приборов различных систем автоматики; выполняет монтаж электрических схем различных систем автоматики; макетирует схемы различной степени сложности; выполняет наладку электрических схем различных систем автоматики; производит наладку электронных приборов со снятием характеристик; разрабатывает методы наладки схем средней степени сложности; осуществляет контроль и анализ функционирования систем автоматики. | Составляет структурные схемы, схемы автоматизации, схемы соединений и подключений; оформляет документацию проектов автоматизации технологических процессов и компонентов мехатронных систем; проводит монтажные работы; производит наладку систем автоматизации и компонентов мехатронных систем; осуществляет предмонтажную проверку средств измерений и автоматизации, в том числе информационно-измерительных систем мехатроники; производит наладку аппаратно-программного обеспечения систем автоматического управления и мехатронных систем. | Принципы действия, области использования, устройство типовых средств измерений и автоматизации, элементов систем мехатроники; содержание и структура проекта автоматизации и его составляющих частей; принципы разработки и построения, структуру, режимы работы мехатронных систем и систем автоматизации технологических процессов; нормативные требования по монтажу, наладке и ремонту средств измерений, автоматизации и мехатронных систем; методы настройки аппаратно-программного обеспечения систем автоматизации и мехатронных систем управления. |
ПК 2.3 Проводить испытания модели элементов систем автоматизации в реальных условиях с целью подтверждения работоспособности и возможной оптимизации | Осуществляет контроль и анализ функционирования систем автоматики; диагностирует приборы и средства автоматизации; производит поверку измерительных приборов и средств автоматизации; проводит испытания несложных приборов и систем автоматики. | Рассчитывает надежность систем управления и отдельных модулей и подсистем мехатронных устройств и систем; определяет показатели надежности систем управления; осуществляет контроль соответствия устройств и функциональных блоков мехатронных и автоматических устройств и систем управления; проводит различные виды инструктажей по охране труда. | Показатели надежности элементов систем автоматизации и мехатронных систем; назначение элементов систем; автоматизация и элементы мехатронных устройств и систем; нормативно-правовая документация по охране труда виды и методы измерений. |
1.2.2. Дескрипторы сформированности общих компетенций
Формируемые компетенции | Действия |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. | Владеет разнообразными методами (в том числе инновационными) для осуществления профессиональной деятельности. Использует специальные методы и способы решения профессиональных задач в конкретной области и на стыке областей. Разрабатывает вариативные алгоритмы решения профессиональных задач деятельности применительно к различным контекстам. Выбирает эффективные технологии и рациональные способы выполнения профессиональных задач. |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | Планирует информационный поиск из широкого набора источников, необходимого для эффективного выполнения профессиональных задач и развития собственной профессиональной деятельности и деятельности подчиненного персонала. Анализирует информацию, выделяет в ней главные аспекты, структурирует, презентует. Владеет способами систематизации и интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности и в соответствии с задачей информационного поиска. |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | Проводит объективный анализ качества результатов собственной деятельности и указывает субъективное значение результатов деятельности. Принимает управленческие решения по совершенствованию собственной деятельности. Организует собственное профессиональное развитие и самообразование в целях эффективной профессиональной и личностной самореализации и развития карьеры. Занимается самообразованием для решения четко определенных, сложных и нестандартных проблем в области профессиональной деятельности. |
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Обучает членов группы (команды) рациональным приемам по организации деятельности для эффективного выполнения коллективного проекта. Распределяет объем работы среди участников коллективного проекта. Справляется с кризисами взаимодействия совместно с членами группы (команды). Проводит объективный анализ и указывает субъективное значение результатов деятельности. Использует вербальные и невербальные способы эффективной коммуникации с коллегами, руководством, клиентами и другими заинтересованными сторонами. |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Использует вербальные и невербальные способы коммуникации на государственном языке с учетом особенностей и различий социального и культурного контекста. Соблюдает нормы публичной речи и регламент. Самостоятельно выбирает стиль монологического высказывания (служебный доклад, выступление на совещании, презентация проекта и т.п.) в зависимости от его цели и целевой аудитории и с учетом особенностей и различий социального и культурного контекста. Создает продукт письменной коммуникации определенной структуры на государственном языке. Самостоятельно выбирает стиль (жанр) письменной коммуникации на государственном языке в зависимости от цели, содержания и адресата. |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей. | Осознает конституционные права и обязанности. Соблюдает закон и правопорядок. Участвует в мероприятиях гражданско-патриотического характера, волонтерском движении. Аргументировано представляет и отстаивает свое мнение с соблюдением этических норм и общечеловеческих ценностей. Осуществляет свою деятельность на основе соблюдения этических норм и общечеловеческих ценностей. Демонстрирует сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну). |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | Соблюдает нормы экологической чистоты и безопасности. Осуществляет деятельность по сбережению ресурсов и сохранению окружающей среды. Прогнозирует техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека. Прогнозирует возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников. Владеет приемами эффективных действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. |
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности | Классифицирует оздоровительные системы физического воспитания, направленные на укрепление здоровья, профилактике профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни. Соблюдает нормы здорового образа жизни, осознанно выполняет правила безопасности жизнедеятельности. Составляет свой индивидуальный комплекс физических упражнений для поддержания необходимого уровня физической подготовленности. Организовывает собственную деятельность по укреплению здоровья и физической выносливости. |
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. | Планирует информационный поиск. Принимает решение о завершении (продолжении) информационного поиска на основе оценки достоверности (противоречивости) полученной информации для решения профессиональных задач. Осуществляет обмен информации с использованием современного оборудования и программного обеспечения, в том числе на основе сетевого взаимодействия. Анализирует информацию, выделяет в ней главные аспекты, структурирует, презентует. |
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. | Изучает нормативно-правовую документацию, техническую литературу и современные научные разработки в области будущей профессиональной деятельности на государственном языке. Применяет необходимый лексический и грамматический минимум для чтения и перевода иностранных текстов профессиональной направленности. Владеет современной научной и профессиональной терминологией, самостоятельно совершенствует устную и письменную речь и пополняет словарный запас. Владеет навыками технического перевода текста, понимает содержание инструкций и графической документации на иностранном языке в области профессиональной деятельности. |
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. | Определяет успешные стратегии решения проблемы, разбивает поставленную цель на задачи. Разрабатывает альтернативные решения проблемы. Самостоятельно организует собственные приемы обучения в рамках предпринимательской деятельности. Разрабатывает и презентует бизнес-план в области своей профессиональной деятельности. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Структура профессионального модуля
Коды профессиональных и общих компетенций | Наименования МДК профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | ||
Учебные занятия | |||||
всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовой проект (работа)*, часов | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ПК 2.1-2.3 ОК 1-11 | МДК.02.01 Технология сборки и апробации моделей элементов систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов (по отраслям) | 443 | 443 | 200 | 30 |
УП.02.01 Учебная практика | 72 | – | – | – | |
ПП.02.01 Производственная практика | 144 | – | – | – | |
| Всего | 659 | 443 | 200 | 30 |
Промежуточная аттестация
по профессиональному модулю проводится в форме квалификационного экзамена,
по МДК.02.01 Технология сборки и апробации моделей элементов систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов (по отраслям) – дифференцированный зачет,
по УП.02.01 Учебная практика – дифференцированный зачет,
по ПП.02.01 Производственная практика – дифференцированный зачет.
2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие:
Наименование | Средства обучения | Кол-во |
кабинеты | | |
| Мультимедийный проектор Экран Персональный компьютер | 1 1 20 |
лаборатории | | |
Автоматизации технологических процессов | 1. Стационарный лабораторный стенд (2 шт) 2. Набор измерительных приборов и оборудования стенда (2 шт) 3. Набор экспериментальных сменных панелей (2 шт) (Панель с кнопками управления, панель с 7-ми сегментным индикатором и лампой, панель с программируемым реле "LOGO!", панель на базе ПЛК Simatic S7-1200, 4-канальный коммутатор Indastrial Ethernet, 4xRJ45, панель с шаговым двигателем) 4. Набор экспериментальных сменных панелей по теме «Управление асинхронным двигателем» (2 шт) (панель на базе ПЛК Simatic S7-1200 c платой связи RS-485 и модулем аналоговых сигналов, асинхронный трехфазный двигатель) 5. Набор физических объектов управления (1 шт) 6. Набор виртуальных объектов управления (2 шт) (Устройство сопряжения компьютера и ПЛК, Интерактивная обучающая 3D система 5 виртуальных объектов управления) 7. Набор соединительных проводников (2 шт) 8. Набор оборудования "Основы автоматического управления (2 шт) | 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Мастерские | | |
Промышленной автоматики | Simatic s7-1500, центральный процессор cpu 1516f-3 pn/dp, рабочая память 1,5 мб для программы и 5 мб для данных, 1 интерфейс - profinet irt с 2х-портовым коммутатором, 2 интерфейс - ethernet, 3 интерфейс - profibus. Производительность 10 нс на битовую операцию, необходима карта памяти simatic mc | 10 |
Simatic pm 1507 24 v/8 a, стабилизированный блок питания для simatic s7-1500. Вход: ~120/230 в, выход: =24 в/8 a | 10 | |
Simatic s7-1500, модуль дискретных входов di32 x dc24v, 32 канала в группах по 16, входная задержка 0,05... 20 мс, вход типа 3 (iec 61131), диагностика, диагностические тревожные сообщения | 10 | |
Simatic s7-1500, digital output module dq 32 x 24v dc/0.5a, 32 channels in groups of 8, 4 a per group, single-channel diagnosis, substitute value | 10 | |
| Simatic s7-1500, модуль аналоговых входов ai 8 x u/i/rtd/tc, сигналы: ток/напряжение/термосопротивлен ия/термопары, разрешение 16 бит, точность 0.3 %, 8 каналов в группах по 8, напряжение общего режима прибл. 10 в, диагностика, диагностические тревожные сообщения | 10 |
Simatic s7-1500, модуль аналоговых выходов aq 4 x u/i st, разрешение 16 бит, точность 0.3 %, 4 канала в группах по 4, диагностика, замещающее значение | 10 |
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1 Афонин, А.М. Теоретические основы разработки и моделирования систем автоматизации: учебник для вузов /А.М Афонин. – 1-е изд., стер. – М.: Старый Оскол, 2014. – 200 с.
2 Иванов, А.А. Автоматизация технологических процессов и производств: учебник / А.А. Иванов, – 2-е изд., стер. – М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 224 с.
3 Лифиц, Н.М. Метрология, стандартизация и сертитификация / Н.М. Лифиц,– 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрай- Издат, 2013. – 350 с.
4 Пантелеев, В. Н. Основы автоматизации производства. Лабораторные работы: учебник для НПО / В. Н. Пантелеев, В. М. Прошин. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2013. - 208 с.
5 Пантелеев, В. Н. Основы автоматизации производства: учебник для СПО / В. Н. Пантелеев, В. М. Прошин. - 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. - 208 с.
6 Попков В.А. Методы и средства измерений / В.А. Попков, А.В. Ранев- М.: Академия, 2013. - 264 с.
7 Фурсенко, С.Н. Автоматизация технологических процессов: учебник / С.Н. Фурсенко, Е.С. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 377 с.
8.Шишмарев В.Ю. Средства измерений/В.Ю Шишмарев-М:Академия,2015
Дополнительные источники:
1 Гальперин, М.В. Автоматизация управления: учебник /М.В Гальперин. – М: ИНФРА-М, 2011. – 224 с.
2 Рульнов, А.А. Автоматическое регулирование: учебник / А.А Рульнов, И.И Горюнов – М: ИНФРА-М, 2012. – 219 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Осуществляет контроль и анализ функционирования систем автоматики; диагностирует приборы и средства автоматизации; производит поверку измерительных приборов и средств автоматизации; проводит испытания несложных приборов и систем автоматики
| Оценка результатов самостоятельной работы Оценка результатов практической работы на знание: - особенностей программных продуктов; - численных методов решения прикладных задач и методов исследования моделей. Оценка результатов промежуточной контрольной работы и итогового экзамена
|
Умение составлять структурные схемы, схемы автоматизации, схемы соединений и подключений; оформлять документацию проектов автоматизации технологических процессов и компонентов мехатронных систем; проводить монтажные работы; производить наладку систем автоматизации и компонентов мехатронных систем; осуществляеть предмонтажную проверку средств измерений и автоматизации, в том числе информационно-измерительных систем мехатроники; производить наладку аппаратно-программного обеспечения систем автоматического управления и мехатронных систем.
| Оценка результатов практических работ. Оценка результатов промежуточной контрольной работы и итогового экзамена. Промежуточная аттестация по МДК.02.01 проводится в форме экзамена. При проведении промежуточной аттестации в форме экзамена уровень освоения оценивается оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». |