Методическая разработка занятия «Польза и риски банковских карт» (9 класс)

8
0
Материал опубликован 3 November 2020 в группе


Приложение 1
PPTX / 4.31 Мб

методическая разработка занятия Польза и риски банковских ка
DOCX / 5.28 Мб

 

Управление образования АМО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Русская гимназия»

 

Методическая разработка занятия по финансовой грамотности

на тему «Польза и риски банковских карт»

 

автор-составитель - Мазанова Ольга Юрьевна,

к.п.н., учитель экономики МАОУ «Русская гимназия»

 

2020

г. Сыктывкар

Аннотация

Предлагаемая разработка занятия на тему «Польза и риски банковских карт» является вторым занятием в модуле «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем» УМК Липсица И.В., Лавреновой Е.Б., Рязановой О.И. «Финансовая грамотность 8-9», раскрывает общие знания экономики, знание видов операций, осуществляемых банками, некоторые основные термины (банк, коммерческий банк, Центральный банк),  и формирует понимание основных принципов устройства банковской системы; понимание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не спонтанно, под воздействием рекламы, а возникать в силу необходимости со знанием способов взаимодействия, формирует умение защищать личную информацию по банковским картам. В то же время данная разработка может использоваться на уроках экономики, обществознания, информатики и на внеурочных занятиях по основам финансовой грамотности (в рамках «Недели финансовой грамотности», «Предметной недели по экономике», «Дня экономических знаний», на классных часах.

Введение

В последнее время в Российской Федерации все большее внимание уделяется вопросам повышения уровня финансовой грамотности как важнейшего фактора экономического развития страны и, следовательно, повышения качества жизни населения. С усложнением финансовых процессов, происходящих в современной экономике (существование инвестиционных фондов, расширение проникновения банковских продуктов, системы страхования, реформирование пенсионной системы и др.), вопрос о финансовом образовании и внедрении его в образовательный процесс всех уровней является обязательным и повсеместным. С одной стороны, современные финансовые услуги позволяют улучшить качество жизни населения (банковские карты, мобильные банковские приложения, страхование и т.п.), однако, с другой стороны, население в большей степени не готово «качественно» пользоваться предлагаемыми финансовыми услугами. Одна из причин заключается в том, что граждане финансово неграмотны. В первую очередь это касается «рисковых» категорий, среди которых и несовершеннолетние дети.

Финансовое образование позволяет сформировать представление об основах грамотного финансового поведения – знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия успешных и ответственных решений на финансовом рынке и являющихся результатом целенаправленной деятельности по повышению финансовой грамотности.

Проблема формирования финансовой грамотности в Российской Федерации была поставлена перед правительством еще в 2011 году, когда Министерство финансов совместно со Всемирным банком начали реализацию проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». Главная задача этого проекта ориентирована на то, что, обучив современных школьников финансовой грамотности, через 10–15 лет государство получит финансово грамотное население. Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. No2039-р утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг. Цель Стратегии – создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.

Курс «Финансовая грамотность» для 8—9 классов разработан с учётом возрастных особенностей обучающихся, ведь 14—16-летние подростки обретают частичную гражданскую дееспособность. С правовой точки зрения они вправе работать и распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, имеют возможность осуществлять право авторства произведений своей интеллектуальной деятельности, а также совершать мелкие бытовые сделки. В связи с этим нужно научить подростков ориентироваться в мире финансов, развивать умения, необходимые для экономически грамотного поведения. Учащиеся 8—9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте происходит личностное самоопределение подростков, они переходят во взрослую жизнь, осваивая новую для себя роль взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, формировать не только умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно помочь подростку преодолеть страх перед взрослой жизнью и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера.

 

Основная часть

Общая характеристика занятия

Планируемые результаты

Базовые понятия и знания: банк, коммерческий банк, Центральный банк, банковская карта, дебетовая карта, кредитная карта; знание видов операций, осуществляемых банками.

Умения: 1) различать кредитную и дебетовую карты; 2) защищать личную информацию по банковским картам.

Личностные характеристики и установки: понимание того, что процент по кредитной карте чаще всего выше, чем по обычным потребительским кредитам, понимание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не спонтанно, под воздействием рекламы, а возникать в силу необходимости со знанием способов взаимодействия

Компетенции:

Метапредметные:

Познавательные

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах;

  • выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов банковских продуктов;
  • оценивание необходимости использования банковских карт для решения своих финансовых проблем;

• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

• умение производить расчёты на условных примерах.

 

Регулятивные

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий.

 

Коммуникативные

• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи,

• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание).

 

Средства обучения: основные: компьютер, проектор, пособие для учащихся, рабочие тетради, раздаточный материал (образцы пластиковых карт), презентация (Приложение 1), жетоны (Приложение 2), дополнительные: 3 компьютера с выходом в Интернет.

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Предмет: «Финансовая грамотность»

Класс: 9 (ФГОС)

Тема занятия: «Польза и риски банковских карт»

 Цель занятия: раскрытие общих знаний экономики, знание видов операций, осуществляемых банками, некоторых основных терминов (банк, коммерческий банк, Центральный банк),  и формирование понимания основных принципов устройства банковской системы; понимание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не спонтанно, под воздействием рекламы, а возникать в силу необходимости со знанием способов взаимодействия, формирование умения защищать личную информацию по банковским картам.

Планируемые результаты обучения:

Умения: 1) различать кредитную и дебетовую карты; 2) защищать личную информацию по банковским картам.

Основные понятия и знания: банк, коммерческий банк, Центральный банк, банковская карта, дебетовая карта, кредитная карта; знание видов операций, осуществляемых банками.

Личностные характеристики и установки: понимание того, что процент по кредитной карте чаще всего выше, чем по обычным потребительским кредитам, понимание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не спонтанно, под воздействием рекламы, а возникать в силу необходимости со знанием способов взаимодействия

Компетенции:

Компетенции:

Метапредметные:

Познавательные

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах;

  • выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов банковских продуктов;
  • оценивание необходимости использования банковских карт для решения своих финансовых проблем;

• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

• умение производить расчёты на условных примерах.

Регулятивные

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий.

Коммуникативные

• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи,

• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание).

Форма обучения:  коллективная, индивидуальная, работа в группах, фронтальная

Межпредметные связи: математика,  история, информатика, обществознание.

Оборудование: основные: компьютер, проектор, пособие для учащихся, рабочие тетради, раздаточный материал (образцы пластиковых карт), презентация (Приложение 1), жетоны (Приложение 2), дополнительные: 3 компьютера с выходом в Интернет.

Ход занятия

Этап занятия

Время этапа

Действия учителя

Действия ученика

Примечания

Оргмомент

1 мин.

Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы вели разговор о банках, банковской системе России, их основных функциях. Давайте вспомним.

 

Парная проверка домашнего задания в рабочих тетрадях.

 

Дети отвечают, за правильные ответы получают жетоны.

Дети меняются рабочими тетрадями и проверяют тестовое домашнее задание друг у друга.

/data/files/s1607415889.png (0x0)

Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности

3 - 4 мин.

Предлагаю посмотреть очередной мультфильм любимой серии Смешариков. Как вы думаете, о чем сегодня наше занятие?

Запишите тему занятия «Польза и риски банковских карт»

Просмотр видеоролика.

Дети формулируют тему занятия

/data/files/k1607415907.png (0x0)

Постановка учебных задач. Планирование

3 - 4 мин.

Что вы уже знаете о банковских картах? Чему хотите научиться на этом занятии?

Какие учебные задачи мы должны решить?  Что мы должны сделать, чтобы ответить на эти вопросы?

Учитель записывает на доске задачи

Ответы учащихся: о том, что такое банковские карты и для чего они используются в современном мире, о недостатках наличных денег и достоинствах банковских карточек, о мошенниках.

 

/data/files/z1607415922.png (0x0)

Изучение новой темы, формирование новых понятий.

8 - 10 мин.

Мы знаем, что банковская карта - это пластиковая карта, привязанная к одному или нескольким счетам её владельца, дающая возможность с её помощью осуществлять различные банковские операции.

Давайте рассмотрим, как выглядит банковская карта (работа с образцами).

Существует большое количество типов банковских карт. В зависимости от критерия классификации различают карты кредитные и дебетовые, МИР, Виза, Мастеркарт, социальные и премиум класса, карты с чипами и с магнитной полоской, карты именные и на предъявителя и т.д.. Наиболее важно понять разницу между кредитной и дебетовой картами. И в этом нам поможет видеоролик, подготовленный ПАКК

Дети рассматривают образцы банковских карт.

Дети делают записи в тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

 

/data/files/j1607415979.png (0x0)

/data/files/w1607416000.png (0x0)

Первичное закрепление.

5 - 6 мин.

С целью формирования компетенции оценки необходимости использования банковских карт для решения своих финансовых проблем используется обсуждение ситуации, предложенной в материалах для учащихся и решение практической задачи. Задача учителя — всё время ставить учащихся перед необходимостью осуществлять оценку ситуации и только на этой основе формулировать суждения.

Работа с материалами для учащихся (стр. 239, 249).

Решение практических заданий.

Обсуждение.

За активную работу учащиеся получают жетоны.

/data/files/e1607416039.png (0x0)

Продолжение изучения новой темы

8 - 10 мин.

Формирование умения защищать личную информацию по банковским картам осуществляется посредством:

а) обсуждения мер предосторожности при использовании банковских карт, предложенные в материалах для учащихся;

б) с использованием образовательного фильма о том, как пользоваться банковскими картами.

Работа в группах.

Каждой группе предложено задание. После его выполнения необходимо представить информацию классу

 

Мы хорошо поработали, теперь можно и встретиться с нашими старыми друзьями – Глебом, Костяном и Аней. Герои сталкиваются с проблемами, решение которых требует знаний в сфере финансовой грамотности. Эти знания друзья приобретают собственным опытом.

Происходило ли что то подобное с вами или вашими знакомыми? Как вы поступили? А как поступите теперь?

Дети работают в группах, знакомятся с различными видами мошенничеств и способами защиты личной информации. Выступают с информацией от группы. За активную работу учащиеся получают жетоны. Остальные записывают в тетрадь.

/data/files/q1607416157.png (0x0)

Закрепление изученного материала

5 мин.

Закрепление изученного. Работа с рабочими тетрадями

Стр. 43 задание с развернутым ответом 2

Стр. 43 практические задачи 1, 2

При ответе на практическую задачу 2 необходимо оценить следующее:

 • при обосновании выбора использованы изученные понятия, даны их определения; • соблюдена финансовая логика при обосновании решения;

• продемонстрировано понимание, что проценты по кредитной карте выше, чем по обычному потребительскому кредиту.

 

После выполнения заданий просмотр ролика «Не сообщайте данные своей карты мошенникам»

Дети отвечают.

2. Дебетовая карта связана со счётом клиента, на котором находятся его личные деньги, а благодаря кредитной карте клиент может пользоваться заёмными средствами банка, предоставленными ему на условиях платности и возвратности.

1. Во-первых, необходимо узнать, есть ли у банка лицензия на ведение операций по приёму вкладов у физических лиц (информацию можно найти на сайте ЦБ РФ). Во-вторых, проверить рейтинг надёжности банка (например, на сайте РА «Эксперт») и посмотреть, какой степенью надёжности обладают рассматриваемые вами банки. В-третьих, постараться узнать, какую прибыль банк имел за последние годы, преуспевал ли. Для этого можно использовать сайты банков, а также информацию Центрального банка РФ.

За активную работу учащиеся получают жетоны.

/data/files/w1607416176.png (0x0)

Рефлексия

2 – 3  мин.

Учитель задаёт учащимся вопросы, направленные на организацию рефлексии по поводу учебных результатов: «Чем было полезно для вас сегодняшнее занятие? Посмотрите на список тех задач, которые мы ставили перед собой в начале урока. Достигли ли мы желаемого результата? Какие новые вопросы у вас появились? Какие выводы вы сделали при выполнении заданий? Какой из числа сделанных на занятии выводов оказался самым трудным для вас? Поясните почему». Посчитайте полученные за работу на уроке жетоны, внесите в Лицевой счет. Подойдите ко мне за подписью. Кто хочет, можно перевести жетоны в отметку.

Дети дают ответ, заполняют лицевой счет, проводят самооценку.

Жетоны выдаются обучающимся за работу на уроке, и фиксируются в Лицевом счете обучающегося. Жетоны можно перевести в отметку.

Домашнее задание

2 мин.

Домашнее задание представлено на слайде

Фиксируют задание.

/data/files/m1607416191.png (0x0)

Прощание

 

Всем СПАСИБО! До свидания

 

 

 

Литература:

1. Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

5. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

Ресурсы интернет:

  1. https://edu.pacc.ru/kinopacc/articles/1011/
  2. https://www.youtube.com/watch?v=e4ovJHjuBS8
  3. https://www.youtube.com/watch?v=CJ52d77GSa4
  4. https://rb.ru/story/what-is-fishing/
  5. https://www.banki.ru/wikibank/vishing/
  6. https://biznes-prost.ru/smishing.html
  7. https://creditznatok.ru/wiki/ekonomika/dengi/farming/
  8. https://elenabuchina.ru/klikdzheking-utechka-personalnyh-dannyh
  9. https://vk.com/feed?z=video-180341577_456239066%2F8ff0aa0736edaec6d0%2Fpl_post_-180341577_1394

 

 

 

Приложение 2

Лицевой счет обучающегося как средство повышения мотивации и активизации деятельности на уроке

 

/data/files/u1607416221.png (0x0)

 

 

В течение всего учебного времени учащиеся ведут действующий личный лицевой счет по образцу, приведенному в таблице 1.

Таблица 1

Лицевой счет

_______________________________________________________________

(Фамилия, имя, класс)

Дата

Доход

Расход

Остаток

Подпись учителя

За что получены

баллы

На что израсходованы

баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В этом лицевом счете учащиеся самостоятельно фиксируют все свои условные расчеты с участниками деловых игр в условных игровых деньгах, или баллах. Так, например, источником получения средств на лицевой счет может стать «заработная плата» за производство продукции в ходе деловой игры «Производительность труда», или за деятельность на уроке. Так, учитель устанавливает норму такой платы за активное поведение на уроке, выполнение дополнительных или творческих заданий, инициативную деятельность. Эта сумма записывается каждым учеником на свой лицевой счет после «выплаты» «заработной платы», которая может сопровождаться выдачей условных игровых денежных знаков или жетонов с заранее оговоренной номинальной стоимостью.

За оригинальные ответы, самостоятельность, инициативное углубление знаний выплачиваются премии, которые также служат источником поступления средств на лицевой счет. Кроме того, учащийся обладает возможностью получить специальную премию за интересное выступление, за призовое место в проводимой деловой игре и т.д. Размер премии устанавливается учителем.

В то же время педагог имеет право налагать штрафы на учеников за некорректное поведение, опоздание без уважительной причины или по другим основаниям. Штрафы вписываются в графу «Расход».

Полученные средства учащиеся могут использовать для приобретения продукции в ходе деловых игр и аукционов, а также «покупать» отметки по заранее установленному тарифу.

Ведение лицевого счета каждым учащимся позволяет учителю повысить активность учащихся, а также облегчает изучение темы «Как семьи получают и тратят деньги» и знакомство с понятием «бюджет».

/data/files/r1607416242.png (0x0)

Комментарии
Комментариев пока нет.