Методическая разработка.Урок по скульптуре.Тема:"Лепка этюда с чучела крупной птицы с применением бумажного каркаса. Филин"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
городского округа Горловка
«Детская художественная школа»
Разработка открытого урока по скульптуре
«Лепка этюда с чучела крупной птицы с применением бумажного каркаса»
«Филин»
для обучающихся 4 -Б класса
Разработал преподаватель:
Агаркова Раиса Павловна
2024- 2025 учебный год
Дата:10 февраля 2025 год
Класс 4-Б
Тема урока: «Лепка этюда с чучела крупной птицы с применением бумажного каркаса. Филин»
Время урока: 1,5 часа.
Тип урока – комбинированный
Цель урока:
Совершенствовать навыки работы с скульптурным пластилином;
использовать в работе различные инструменты;
передавать пропорциональные соотношения, характерные особенности данной птицы.
Задачи урока:
Образовательные: учиться применять в работе разные инструменты (стеки, шпажки, деревянные палочки). Передавать общую массу круглой скульптуры, фактуру перьев хвоста, крыльев.
Развивающие - развивать художественное видение, зрительную память, наблюдательность, ассоциативное мышление и фантазию, художественно-эстетический вкус.
Воспитательные: пробуждать любовь к окружающему миру, природе.
Оборудование и материалы:
Для преподавателя – планшет, фото образцов сов, скульптурный пластилин, инструменты для лепки, дощечка, эскиз «Филина» в натуральную величину.
Для обучающихся – скульптурный пластилин, стеки, эскиз, дощечка для лепки, инструменты для работы.
План урока
Организационный момент (3 минуты).
Цель этапа:
организационная часть, приветствие. Проверка готовности обучающихся к занятию: наличие на всех рабочей одежды и необходимых инструментов на столах.
Актуализация опорных знаний и умений (10 минут).
Цель этапа:
Вспомнить характерные особенности Филина, его повадки, среду обитания.
3.Объяснение цели урока (10 минут).
Цель этапа:
набор массы тела птицы и работа с последующей проработкой фактуры крыльев.
4.Практическая работа (50 минут).
Цель этапа:
закрепление знаний и способов действий, полученных на предыдущих уроках.
5.Физминута (2 минуты).
6.Рефлексия (13 минут).
Анализ и выставка работ.
Подведение итогов урока.
7. Организационное завершение урока (2 минуты).
Уборка рабочего места минуты.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
(Проверка готовности обучающихся к занятию: наличие на всех рабочей одежды и необходимых инструментов на столах).
2.Актуализация опорных знаний и умений.
- Итак, тема нашего урока продолжается «Лепка этюда с чучела крупной птицы с применением бумажного каркаса «Филина».
Мы с вами изучили характерные особенности «Филина» его повадки и среду обитания.
Выполнили эскизирование Филина.
Изготовили бумажный каркас.
Набрали общую массу тела птицы.
Домашним заданием было подготовить одну загадку про «Филина».
Вопрос: кто готов отвечать?
Ответ:
-Ирина:
В небе кружит ночью длинной
Самый крупный, самый сильный
Из большой семьи совиной
Крючконосый хищный… (филин).
-Наталья:
Ночью в рощах и лесах Уханье наводит страх
Страшен дикий крик и силен.
Так кричит огромный… (филин).
- София:
Днём молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает…(филин).
Мы с вами вспомнили повадки и характерные особенности лесного ночного обитателя. Приступаем к практической работе.
3 Объяснение цели практического задания
Для того чтобы создавать нужные формы и лепить различные предметы необходимо освоить основные приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание. Давайте рассмотрим каждый прием по-отдельности.
Скатывание. От основного куска пластилина отщипываем небольшой кусочек. Располагаем отщипанный кусок между ладонями, прижимая ладони друг к другу производим круговые движения, таким образом, превращая кусочек пластилина в шарик. Для того чтобы шар получился ровным и гладким периодически равномерно его поворачиваем в ладонях.
Сплющивание. Раскатанный шар превращаем в диск или лепешечку. Для этого располагаем шар между ладонями и стараемся сильно сдавить ладони. Или положить шар на дощечку для лепки и прижать его ладонью. Раскатывание. Берем кусочек пластилина и крепко зажимаем его в ладонях, затем производим попеременное движение ладонями вперед и назад. Раскатываем пластилин до нужного размера.
Прищипывание. Указательным и большим пальцами захватываем немного пластилина и сжимаем подушечки пальцев, при этом оттягивая кусочек пластилина. Таким приемом на крупных поделках можно выполнить мелкие дополняющие детали.
Оттягивание. Этот прием похож на прием прищипывание. Только после захвата пластилина его оттягивают и формируют новую деталь.
Заглаживание. Этот прием позволяет разгладить детали, создать плавный переход от одной детали к другой или удалить излишки пластилина. Выполнять данный прием удобнее всего указательным пальцем или можно использовать стеку.
Разрезание. Выполняется стекой. Используется данный прием для деления пластилина на кусочки.
Соединение. Этот прием используют во время соединения деталей друг к другу. При этом необходимо избегать деформации деталей.
Ребята, изучив приемы работы с пластилином для закрепления материала, мы будем с вами применять их на практическом занятии.
4.Практическая часть
Дети работают самостоятельно, звучит легкая музыка. Преподаватель предоставляет обучающимся творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.
Подготовка пластилина к работе (размять и разогреть).
Ребята, образ совы из пластилина закончен, нам предстоит самое интересное детализация. С помощью стеков вырезаем по всему телу совы перышки по желанию. Можно проработать только крыло и хвост более подробно. Каждое перышко иголкой или стеком, чтобы выделить отдельные сегменты перьев.
Мы хорошо поработали!
Все молодцы!
5. Физкультминутка
Совушка - сова. Руки вытянуть вперед
Большая голова. Поднять руки вверх и через стороны
опустить вниз.
На суку сидит. Руки отвести назад.
Головой вертит. Повороты головой.
Всю ночь летает. Машут руками, на носочках переминают ноги.
А станет светло. Машут руками.
Спать летит в дупло. Садятся на карточки.
Дети садятся и продолжают свою работу.
6.Рефлексия
Вопрос: С какими приемами лепки вы сегодня познакомились?
Ответ: прищипывание, заглаживание, оттягивание. Какие приемы вам понравились больше всего?
Ответ: заглаживание, оттягивание
Выставка работ.
В конце урока ребята раскладывают свою скульптуру на специальном столе.
Анализ работ.
-Посмотрите, какие интересные птицы у нас получились. Какие из них вам больше всего понравились?
-Молодцы! Все хорошо поработали, все получат положительную оценку.
Мудрейшая птица на свете – сова.
Все слышит,
Но очень скупа на слова.
Чем больше услышит –
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас не хватает.
7.Организационное завершение урока.
Уборка рабочих мест.
Последовательность этапов работы:
Бумажный каркас
2.Набор массы из пластилина на каркас
3.Лепка общей формы из пластилина
4. Уточнение формы, характерных деталей
5.Проработка головы, клюва, глаз
Работы обучающихся по итогу урока
Работа Зибиревой Ирины
Работа Митченко Вероники
Работа Прядкиной Миланы
Работа Филипской Маргариты
Работа Мельник Натальи
Работа Белкиной Елизаветы
Спицына Любовь Ивановна
Раиса Павловна Агаркова
Шкавро Светлана Анатольевна
Раиса Павловна Агаркова