Методические аспекты активизации речевого общения у детей с общим недоразвитием речи
В работу по активизации речи в игровой деятельности, а также общения предполагает применение таких методик и приемов как драматизация, инсценировки, творческих сюжетно-ролевых игр, игр-импровизаций с правилами, которые направлены на дальнейшее понимание социального самого себя, на развитие умения рационально находить отношение окружающих к себе.
В сценариях широко используются совместные сочинения детьми рассказов и сказок, а также суждения из личного опыта как развернутые ответы в разговоре между людьми [16, 38]. Для такой "диалогической" организации обучения рассказыванию можно применять все функциональные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение), а также все виды рассказывания (устный рассказ, игры-драматизации, инсценировки и т.п.).
Игра-драматизация формирует те благоприятные условия, которые способствуют развитию репродуктивной речи (пересказу), так как в ней речевая задача воспроизведения текста автора создает облик игровой формы с коммуникативной и игровой мотивацией деятельности. В качестве текстовой основы в этих играх могут участвовать сказки, потешки, а также свои личные сочинения педагога и детей.
Для методики формирования диалогической речи новым является метод организации деятельности кооперативного типа. Игра – это основным видом коллективной деятельности детей. По сведениям Р.А. Иванковой, в общих играх детей речь выполняет следующие функции:
средство согласования действий детей по ходу игры;
средство обозначения игровых действий и предметов в самой игре, средство разыгрывания ролевых диалогов.
Игра здесь как условие и как результат саморазвития коммуникативной компетенции детей, а не как средство формирования диалогической речи [3, 163].
В сценариях, которые способствуют активизации общения, часто используют рисование и аппликация. Например, в игре «Запомни и нарисуй», дети схематично должны изобразить фрукты, овощи, предметы, обозначаемые многозначным словом. В этом случае рисование является средством построения схемы и находится вне рамок художественной деятельности. При этом дети употребляют навыки, полученные на занятиях изобразительной деятельности.
Главной задачей, в сценариях активизирующего общения, является коммуникативное развитие детей, при этом целью педагога является пробуждение личной речевой активности ребенка, его языковых игр, а также диалогической речи между детьми. В процессе организации данной деятельности дети учатся, но это не является процессом обучения, это скорее досуг.
В сценариях широко применяют средство схематического изображения структурных частей рассказа, потешки, скороговорки, выступающие основой для коллективного рассказывания.
Эффективным методом в формирования и активизации речи детей является словесная дидактическая игра с парным взаимодействием. Эти игры могут быть сформированы как часть сценария для активизации общения или организованы как самостоятельная форма во время, которое отведено для детских игр.
В дидактических играх парами имеется следующие содержания: предметно-содержательный и коммуникативный [1, 34]. Предметным содержанием игр парами может быть любая задача лексико-грамматического, фонетического плана (развития обобщающих наименований, освоение грамматических форм, развитие фонематического слуха и др.). Коммуникативное содержание имеет связь с развитием «диалогических отношений». Процесс реализации коммуникативного содержания игры происходит через выполнение правил: не повторять высказываний, дополнять высказывания партнера (игры "Какой, какая, какое", "Найди больше" и другие, в которых дети подбирают слова с заданным звуком, подбирают родовые наименования к видовым и т.д.).
Важно, что эмоциональная связь между детьми, их личностное общение обеспечиваются не только с помощью речи, а с использованием невербальных средств, такие как: жесты, взгляды, мимика, позы, предметные действия [2, 2]. Необходимо, чтобы ребенок достиг взаимопонимания при общении со сверстником или взрослым, применяя доступные и понятные ему средства: как речевые, так и неречевые.
Специальные речевые занятия, решающие задачи языкового развития, перестраиваются так, чтобы в то же время и параллельно решить задачу нахождения эмоциональных личностных взаимодействий между детьми.
Все сказанное выше, позволяют допустить, что организация логопедом деятельности может стать результативным средством в активизации речевого общения детей.