Формирование орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи

0
0
Материал опубликован 9 November 2022

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ


Овладение знаниями, умениями и навыками по орфографии лежит в основе успешного усвоения учебных программ по общеобразовательным предметам. Трудности в формированнии орфографических навыков сказываются на усвоение не только программного материала по русскому языку и школьной программы в целом, но и на социальной адаптации учеников.


Усвоение орфографических знаний, умений и навыков представляет собой сложный, многооперационный, динамический процесс. Успешность его протекания зависит от сложившейся к моменту изучения данного учебного материала «готовности» к усвоению, то есть меры обладания определенными умственными приемами и степени усвоения закономерностей родного языка на практическом уровне.


Ученые отмечают, что для детей с речевой патологией характерны значительные трудности овладения материалом по русскому языку, которые проявляются в большом количестве орфографических ошибок (Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова и др.). Трудности усвоения правил правописания у школьников с общим недоразвитием речи носят стойкий характер и выявляются не только у учащихся начальных классов, но, и в средних и старших классах. Большинство авторов связывают неуспеваемость по русскому языку, прежде всего, с уровнем недоразвития речи.


Многие исследователи (Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.В. Прищепова, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова и др.) отмечают, что у школьников с общим недоразвитием речи не сформированы многие речевые и неречевые предпосылки усвоения навыков правописания или первоначальное звено ассоциативной цепи при образовании орфографического навыка.


Исходя из этого, процесс формирования орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи состоит из двух взаимосвязанных этапов: 1 этап – развитие речевых и неречевых функций, составляющих базу для успешного овладения орфографией; 2 этап – собственно формирование орфографических навыков.


Работа по развитию наиболее значимых речевых и неречевых функций, составляющих базу для успешного овладения орфографией, направлена на:


- расширение активного словаря;


- развитие грамматического строя речи;


- формирование зрительно-пространственных функций;


- развитие зрительной и речеслуховой памяти;


- развитие ручной моторики;


- развитие сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи;


- формирование умений языкового анализа, синтеза, представлений.


Реализация описанных направлений работы представляет, по сути, профилактическую работу по предупреждению трудностей в усвоении орфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи.


Работа по формированию орфографических навыков строится в соответствии с программой обучения в начальной школе.


Опираясь на теорию П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, Г.С. Сухобской выделены три этапа формирования орфографических навыков.


Первый этап: учащиеся выполняют морфологический анализ слова, обозначают орфограмму, определяют вид конкретной орфограммы, и лишь затем осуществляют ее верное написание. Развернутая форма усвоения материала вызвана потребностью младших школьников в теоретическом обосновании выполняемых действий. Выполнение мыслительных операций на этом этапе сопровождаются громкой речью. Школьники на этом этапе нуждаются в наглядной поддержке усваиваемых понятий (схемы, таблицы).


Второй этап: в процессе письма схема определения орфограмм значительно сокращается. По мере автоматизации навыка правописания и свертывания всего хода суждений и умозаключений они переходят в план внутренней речи, на невербальный уровень. На этом этапе активно применяется анализ по схеме.


Третий этап: школьники перестают использовать наглядные схемы для определения орфограммы, поскольку в них пропадает необходимость. Обоснование рассуждения сокращается. В случае изменения ситуации при выполнении упражнений ребенок возвращается к более развернутым формам рассуждений.


Описанный процесс формирования орфографических навыков применим и к младшим школьникам с общим недоразвитием речи.


Однако нужно учитывать ряд особенностей развития психических процессов у детей с общим недоразвитием речи.


У учеников начальных классов с общим недоразвитием речи навыки автоматизма в письме по правилам вырабатываются с трудом. Школьники не способны в полной мере овладеть системой суждений и умозаключений, изложенных в правиле, и в ряде случаев формально усваивают грамматические признаки орфограмм. Нарушения речевого развития не позволяют учащимся с общим недоразвитием речи запомнить и усвоить операции и способы проверки данных слов.


Для школьников с общим недоразвитием речи характерно не только увеличение сроков усвоения орфограмм, но и нарушение всего его хода. В результате предшествующего патологического развития речи, а также несформированности неречевых функций, дети не могут до конца освоить алгоритмы орфографических действий, поэтому некоторые мыслительные операции у них остаются неавтоматизированными.


Характеризуя особенности овладения орфографическими навыками детьми с общим недоразвитием речи Л.Г. Парамонова отмечает следующие особенности:


- школьники с общим недоразвитием речи испытывают трудности в подборе однокоренных слов. Это связано с тем, что они обладают бедным словарным запасом и отличаются недостаточно точным пониманием значений слов, что приводит к затруднениям в установлении смысловой связи между родственными словами. Такие дети подбираю проверочные слова чисто формально. Этим и объясняется невозможность применения на практике даже хорошо выученных учащимися правил;


- учащиеся с общим недоразвитием речи могут добросовестно выучить правила, но не смогут применить их на практике. Дети, не владеющие морфологическим анализом слов, оказываются не в состоянии усвоить правописание приставок и предлогов, так как не умеют выделить их в речевом потоке и отличить друг от друга;


- для детей с общим недоразвитием речи в письменной речи характерны многочисленные ошибки в окончаниях слов, так как они не владеют грамматическими нормами языка. Это проявляется в неумении учащихся согласовывать слова между собой.


При этом следует учитывать, что наибольшие трудности дети испытывают при усвоении орфограмм, регулируемых морфологическим принципом правописания (безударная гласная в корне слова, непроизносимая согласная в корне слова, двойная согласная в простейших словах, парная согласная).


Все вышеизложенное делает особо актуальной задачу по формированию орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи. Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками.







Литература:

1. Парамонова, Л.Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии / Л.Г. Парамонова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 224 с.

2. Прищепова, И.В. Дизорфография младших школьников : учебно-метод. пособ. / И.В. Прищепова. - СПб. : КАРО, 2006 – 240 с.

3. Сухобская, Г.С. Об автоматизации умственных действий (на материале усвоения орфографии / Г.С. Сухобская // Вопросы психология.- 1958.- № 3.- С. 74-86.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации