Статья «Формирование эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи»

4
0
Материал опубликован 14 December 2020

Формирование эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи

Сергиенко М.И.

Воспитатель

МКОУ «Специальная школа №20», г. Новокузнецк



Одной из наиболее актуальных проблем современной педагогики является формирование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

В настоящее время в отечественной психологической науке эмоциональная сфера признаётся «значимым регулятором поведения человека, которая обеспечивает реализацию его отношения к явлениям окружающего мира и позволяет строить адекватное взаимодействие с другими людьми».

Проблема особенностей развития эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи приобретает особую актуальность, так как любое нарушение в развитии предполагает за собой изменения в эмоциональном состоянии. К сожалению, следует констатировать, что в литературе практически отсутствуют эмпирические исследования особенностей эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи. Поэтому, актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования, особенно в аспекте проблемы общего недоразвития речи.

Эмоциональная сфера дошкольников с общим недоразвитием речи в целом характеризуется негативным отношением к речевому общению. У них наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями, которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных появлений эмоций: незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации.

Такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным, при этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность.

Нередко отмечается состояние беспокойства, тревожность. Также ребенку с общим недоразвитием речи присущи: неуверенность в себе, замкнутость, негативизм по отношению к себе, обидчивость, пониженная наблюдательность, трудности общения с окружающими и налаживания контакта с ними. Дети с общим недоразвитием речи испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормально говорящих сверстников, понимание и переживание своего дефекта.

Мы провели экспериментальное исследование с целью определения уровня развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Для изучения эмоциональной сферы детей мы использовали методики Е.И. Изотовой (Приложение), М.З. Друкаревич (Приложение ), О.А. Ореховой (Приложение ), так как именно эти методики наиболее подходящие для диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста, наиболее полно характеризующие особенности эмоциональной сферы и присутствие у них негативных эмоциональных реакций.

Входе проведения диагностической методики «Эмоциональная идентификация» были получены следующие данные, 60% детей показали низкий уровень развития эмоциональной сферы (они смогли определить и соотнести до 3 эмоциональных проявлений). Результаты показали грубое нарушение восприятие экспрессии: плохо выделяют комплексы экспрессивных признаков. У них нарушено понимание эмоций: затрудняются в соответствии экспрессивного эталона. Нарушена идентификация эмоций в сочетании со схематизацией экспрессивного эталона; у 20% детей был выявлен средний уровень развития эмоциональной сферы (они правильно определили и соотнесли 4-6 эмоциональных состояний). У них нестабильное выделение комплекса экспрессивных признаков по 4-6 модальностях, они пользуются вербальным видом помощи; 20% детей имеют высокий уровень эмоционального развития (они смогли правильно назвать и соотнести 7-9 эмоций). Эти дети с незначительными затруднениями выделяют комплексы экспрессивных признаков. Соотносят эмоциональный эталон с эмоциональным содержанием характерных особенностей поведения, наблюдаются адекватность произвольной мимической имитации по образцу.

Анализ результатов исследования негативных эмоциональных проявлений по методике «Рисунок несуществующего животного» также показал нарушение эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи: 80% показали наличие высокого уровня тревожности и скрытых страхов; 20% детей обнаружили средний уровень тревожности и страхов; низкий уровень не выявлен ни одного ребенка.

Входе проведения диагностической методики «Домики» были получены следующие результаты, что у 80% старших дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается существенное преобладание отрицательных эмоций над положительными, у них доминируют плохое настроение и неприятные переживания, имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно. При этом 60% детей - присуще хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность; общая ослабленность организма - нагрузки не непосильны для них. А у одного испытуемого 40 % при норме эмоционального состояния выявлено перевозбуждение - результат работы на пределе возможностей, что приводит к быстрому истощению; требуется снижение нагрузки и темпа деятельности.

В настоящее время существует много способов работы по формированию эмоциональной сферы детей: арт-терапия (изобразительная, сказка, музыкальная); поведенческая терапия (различного вида тренинги, психогимнастика); игротерапия; мелотерапия, ипотерапия, изотерапия.

Методические рекомендации включают программу по формированию эмоциональной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством музыкотерапии с игровыми элементами. При этом:

- игры и игровые упражнения помогут в снятии или коррекции избытка тревожности, скованности и страха, неуверенности в себе и застенчивости;

- музыка является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщая его к духовным ценностям, она развивает эмоциональную сферу, заставляя ребенка сочувствовать и сопереживать другим.

Практика показывает, что в формировании эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку. В работах известных педагогов-музыкантов Д.Б. Кабалевского, О.П. Радыновой и др. в качестве незаменимого средства формирования эмоциональной сферы рассматривается музыка, подчеркивается особая значимость эмоционально-образной сущности музыки, её роль в становлении эмоциональной сферы ребенка. Воздействуя на чувства и мышление человека, музыка вызывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению их. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его. Поэтому музыкальная деятельность, в силу её эмоциональности, привлекательна для ребёнка.












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации