Методические материалы по теме «Контрольно - оценочная деятельность наставника в проектной деятельности»
Методические материалы по теме
«Контрольно - оценочная деятельность
наставника в проектной деятельности»
Система контроля и оценки в наставничестве строится на содержательно-оценочной основе, характеризуется сотрудничеством наставника и наставляемого в контрольно-оценочной деятельности. Чтобы эти отношения выстраивались органично, а наставляемый не только не утратил интереса к проектной деятельности, но и проявлял инициативу, творческие качества, упорство, наставнику требуется быть тонким психологом, поощрять наставляемого за каждый заслуживающий повод, за каждое старание, применять для решения задачи контроля и оценки разнообразные и увлекательные формы.
Формы контрольно-оценочной деятельности
Начальным формой контроля является наблюдение. Наблюдение позволяет накапливать первичную информацию, в последующем она анализируется, оценивается с позиции задач контроля, становится определителем для продолжения воспитательного процесса или для внесения в него корректив.
Более эффективно процесс контроля происходит в применении таких форм, как взаимный контроль и самоконтроль.
Взаимный контроль. Значимость взаимного контроля эффективности деятельности подростков сложно переоценить. Он способствует выработке таких свойств личности, как порядочность и справедливость, коллективизм. В процессе взаимного контроля выявляются персональные особенности подростков, их взаимосвязь с одноклассниками.
Самоконтроль. Развитые навыки самоконтроля очень важны с воспитательной и психолого-педагогической точек зрения. Предполагается, что при осуществлении самоконтроля наставляемые фактически принимают участие в управлении собственной деятельностью. Данный факт вызывает удовлетворение от собственной деятельности, дает возможность поверить в себя, в собственные познавательные способности, раскрывает перспективы для творческой инициативы.
Критериальное самооценивание позволяет оценивать не только результат деятельности, но и сам процесс работы. Формирование адекватной самооценки наставляемого начинается с определения вместе с наставником показателей оценивания деятельности. Критерии, таким образом, наставляемым изначально известны, они доступны для всех и понятны. Оценивание любого действия сначала производится наставляемым, а только потом – наставником (приоритет самооценки); обсуждение возникших точек расхождения их оценок происходит индивидуально в доверительной беседе. Результаты процесса оценивания доносятся до родителей, что делает его открытым и прозрачным. Преимущество данной методики самооценивания в позволении наставляемому в любой момент (а в конце года обязательно) оценить результаты, достигнутые за год, оценить прогресс и наметить пути на будущее.
Следует помнить, что адекватная самооценка формируется в обстановке безусловного принятия, наставляемого окружающими. Особенно важным это становится в воспитательном процессе.
«Портфолио достижений» наставляемого, как форма аутентичного оценивания, состоит из детских работ и документов внешней экспертизы (грамоты, сертификаты, дипломы). Является технологией, позволяющей выработать у наставляемого способность к адекватной самооценке. Просматривая результаты работы за прошедший период, наставляемый получает четкое представление о деятельности в рамках коллективного творческого дела, оценивает перспективы. Результатом данной работы также становится многократное повышение ответственности наставляемого за свой труд, за вклад в общее дело.
Доверительная беседа является эффективным инструментом контроля, если она направлена на выявление осмысленности действий, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность, независимость мнений и заключений, уровень формирования логического мышления, культуру речи наставляемого. Основным в беседе считается установление проблематичных мест в осознании направлений деятельности по проекту и фиксация внимания наставляемых на трудных понятиях, явлениях, процессах.
Анкета выступает в роли кратковременного, составленного в простой форме испытания, которое проводится в равных для наставляемых условиях и служит показателем уровня развития того или иного его показателя.
Нетрадиционные методы контроля (мероприятие, игра, тест, кроссворд, ребусы, анаграммы, тестирование, дискуссия, творческий отчет, викторины, рефераты, самостоятельные импровизации, презентации) преследуют свою цель: увеличить внимание наставляемого к деятельности по проекту с целью ее активизации. Деловая игра может служить оценкой готовности и умения наставляемых решать те или иные проблемы. Данная игра - направлена на открытую соревновательность, на необходимость в практическом результате, на волю к победе. Примерная методика проведения: Подбираются несколько команд, выбираются капитаны, устанавливается общая задача. Подобная методика заложена в игре КВН, ее называют также работой в малых группах.
Примеры методических материалов
Опросник для анализа результатов
проведенного наставником мероприятия
1. Какие основные положительные моменты проведенного мероприятия Вы выделите?
2. Что было особенно полезно?
3. Что бы Вы сделали по-другому?
4. Какие Ваши качества были продемонстрированы во время мероприятия?
5. На какой вопрос/вопросы Вы хотели бы получить еще ответ (ы)?
Спасибо за ответы!
Методические приемы оценочной деятельности, применяемые
в работе над разными этапами проекта
На первом этапе разрабатываются тема проекта, его название, цель и задачи, оговаривается конечный продукт – презентация, сетевой проект, написание письма ветерану, публикация в газете, т.д. Методические приемы данного этапа, применяемые наставниками:
1. Методический прием «Помощь другу». Наставляемым сообщается, что срочно требуется помощь в работе над проектом ребятам из другой образовательной организации (в сетевом проекте «Память о Вашей Победе храним!» принимают участие обучающиеся четырех ОУ). У них разные точки зрения на какую-либо проблему, требуется рассудить, помочь советом;
2. Методический прием «Мозговой штурм». Прием генерации идей и выяснения, что известно наставляемым по данной теме;
3. Методический прием «Логические цепочки». Прием выстраивания ассоциативного ряда способствует генерации идей. Прием сформирован из театрального упражнения «Ассоциативная цепочка».
4. Методический прием «Прогностическая оценка». Прием оценки своих возможностей для успешного решения той или иной задачи;
5. Методический прием «Белые пятна». Прием выяснения, что надо узнать дополнительно, выяснения трудностей, с которые можно столкнуться;
6. Методический прием «Маршрутный лист». Прием составления плана деятельности. С чего следует начать, что последует дальше;
7. Методический прием «Ошибки-устранить заранее!» Прием моделирования ситуации - что сделать, чтобы избежать ошибок?
8. Методический прием «Вспышка». Прием обеспечения эффективной обратной связи, когда наставляемым внезапно предлагается сообщить об отношении к озвученной информации:
- заинтересован;
- полезно;
- не увлечён;
- не интересно.
Оценка процессуального контроля - самооценка и взаимооценка. Выражается в том, что наставляемый сравнивает свой результат с эталоном, в результате чего вырабатывается привычка к самооценке, формируется оценочная самостоятельность. Методические приемы данного этапа, применяемые наставниками:
1. Методический прием “Острова настроения”. Прием определения своего настроение в результате совместной деятельности в рамках проекта. когда наставляемым предлагается показать на Карте Настроения остров, на котором они побывали: Уверенности, Скуки, Радости, Заинтересованности, Безразличия.
2. Коллегиальная выработка критериев оценки. Используется групповое проектирование контрольно-оценочных средств, позволяющее действовать в команде с нацелом на общий результат, на выработку ответственности за этот результат.
3. Методический прием «Тематическая дискуссия». Прием оценивания для формирования мотивов к коллективной деятельности
4. Методический прием «Лесенка успеха». Графический прием определения уровня достижений и внесения корректив в воспитательный процесс.
5. Анкетирование. Оценка участия каждого наставляемого в творческой деятельности группы
Итоговый контроль по завершению и защите проектной работы предполагает возвращение к цели и задачам проекта, анализа результатов проекта. Методические приемы данного этапа, применяемые наставниками:
1. Методический прием «Трехминутная пауза». Прием оценивания результата, когда наставляемым предлагается за три минуты устно ответить на вопросы:
- я изменил своё отношение…….
- я узнал больше о ….
- я удивился тому, что…..
2. Методический прием «Незаконченные предложения». Прием оценивания результата, когда наставляемым предлагается закончить предложения
- в ходе совместной работы я узнал….
- я научился…..
- самым трудным в работе было …
3. Методический прием «Инсерт». Прием отслеживания своего понимания сути коллективной деятельности, когда наставляемым предлагается отметить в составленном плане коллективной деятельности специальными маркировочными знаками: «+» – понял, «-» - не понял, «!»-хотел бы ознакомиться подробнее
4. Методический прием «Трехминутное эссе». Прием размышления аналитического характера, оценивания результата, полученного в ходе проектной работы, когда наставляемым предлагается письменно ответить
- что было наиболее важным в проектной работе?
- что было наиболее трудным, непонятным?
- какие эмоции вы испытывали в процессе работы?
- кто помог? С кем в команде понравилось работать?
- какие ошибки допущены? Как можно было избежать их?
5. Методический прием «Если бы я был волшебником...». Прием внесения корректив в воспитательный процесс, когда наставляемым предлагается ответить “Если бы я был волшебником, я бы...
- исправил...
- сделал...
- добавил...
- похвалил себя...
Приложение 3
Анкета оценки участия каждого наставляемого
в творческой деятельности группы
1. Над проектом работали (все, часть группы, один человек);
2. Мое участие (без меня не справились бы; работал со всеми в равной степени; не принимал участия);
3. Творческая деятельность группы (заинтересовала, не заинтересовала)
Спасибо за ответы!
Литература
1. Крылова О.Н. Технология формирующего оценивания в современной школе [Текст]: учебно-методическое пособие / О. Н. Крылова. - СПб: КАРО, 2015.128 с.
2. Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века //Экономика и образование. – 2016. – С. 92-112 [Электронный ресурс] httpscyberleninka.ru › article › sovremennoenastavnichestvo-novye-che...
3. Лукина А.О. Оценка как микстура для учебных мотивов: Методическое пособие/ Лукина А.О. – СПб, 2021.
4. Пинская М.А. Новые формы оценивания [Текст]: Книга– 2-е изд./ М. А. Пинская, И. М. Улановская. – М.:Просвещение, 2014.
Этника27
Куликова Ирина Геннадьевна
Этника27
Куликова Ирина Геннадьевна
Этника27
Куликова Ирина Геннадьевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Кузнецова Галина Ивановна
Куликова Ирина Геннадьевна
Колышкина Елена Владимировна
Куликова Ирина Геннадьевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Соколова Елена Борисовна
Куликова Ирина Геннадьевна