12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куликова Ирина Геннадьевна57214
Россия, Самарская обл., Самара

Методические материалы по теме


«Контрольно - оценочная деятельность

наставника в проектной деятельности»


Система контроля и оценки в наставничестве строится на содержательно-оценочной основе, характеризуется сотрудничеством наставника и наставляемого в контрольно-оценочной деятельности. Чтобы эти отношения выстраивались органично, а наставляемый не только не утратил интереса к проектной деятельности, но и проявлял инициативу, творческие качества, упорство, наставнику требуется быть тонким психологом, поощрять наставляемого за каждый заслуживающий повод, за каждое старание, применять для решения задачи контроля и оценки разнообразные и увлекательные формы.

Формы контрольно-оценочной деятельности

Начальным формой контроля является наблюдение. Наблюдение позволяет накапливать первичную информацию, в последующем она анализируется, оценивается с позиции задач контроля, становится определителем для продолжения воспитательного процесса или для внесения в него корректив.

Более эффективно процесс контроля происходит в применении таких форм, как взаимный контроль и самоконтроль.

Взаимный контроль. Значимость взаимного контроля эффективности деятельности подростков сложно переоценить. Он способствует выработке таких свойств личности, как порядочность и справедливость, коллективизм. В процессе взаимного контроля выявляются персональные особенности подростков, их взаимосвязь с одноклассниками.

Самоконтроль. Развитые навыки самоконтроля очень важны с воспитательной и психолого-педагогической точек зрения. Предполагается, что при осуществлении самоконтроля наставляемые фактически принимают участие в управлении собственной деятельностью. Данный факт вызывает удовлетворение от собственной деятельности, дает возможность поверить в себя, в собственные познавательные способности, раскрывает перспективы для творческой инициативы.

Критериальное самооценивание позволяет оценивать не только результат деятельности, но и сам процесс работы. Формирование адекватной самооценки наставляемого начинается с определения вместе с наставником показателей оценивания деятельности. Критерии, таким образом, наставляемым изначально известны, они доступны для всех и понятны. Оценивание любого действия сначала производится наставляемым, а только потом – наставником (приоритет самооценки); обсуждение возникших точек расхождения их оценок происходит индивидуально в доверительной беседе. Результаты процесса оценивания доносятся до родителей, что делает его открытым и прозрачным. Преимущество данной методики самооценивания в позволении наставляемому в любой момент (а в конце года обязательно) оценить результаты, достигнутые за год, оценить прогресс и наметить пути на будущее.


t1635896050aa.jpg


Следует помнить, что адекватная самооценка формируется в обстановке безусловного принятия, наставляемого окружающими. Особенно важным это становится в воспитательном процессе.

«Портфолио достижений» наставляемого, как форма аутентичного оценивания, состоит из детских работ и документов внешней экспертизы (грамоты, сертификаты, дипломы). Является технологией, позволяющей выработать у наставляемого способность к адекватной самооценке. Просматривая результаты работы за прошедший период, наставляемый получает четкое представление о деятельности в рамках коллективного творческого дела, оценивает перспективы. Результатом данной работы также становится многократное повышение ответственности наставляемого за свой труд, за вклад в общее дело.

Доверительная беседа является эффективным инструментом контроля, если она направлена на выявление осмысленности действий, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность, независимость мнений и заключений, уровень формирования логического мышления, культуру речи наставляемого. Основным в беседе считается установление проблематичных мест в осознании направлений деятельности по проекту и фиксация внимания наставляемых на трудных понятиях, явлениях, процессах.

Анкета выступает в роли кратковременного, составленного в простой форме испытания, которое проводится в равных для наставляемых условиях и служит показателем уровня развития того или иного его показателя.

Нетрадиционные методы контроля (мероприятие, игра, тест, кроссворд, ребусы, анаграммы, тестирование, дискуссия, творческий отчет, викторины, рефераты, самостоятельные импровизации, презентации) преследуют свою цель: увеличить внимание наставляемого к деятельности по проекту с целью ее активизации. Деловая игра может служить оценкой готовности и умения наставляемых решать те или иные проблемы. Данная игра - направлена на открытую соревновательность, на необходимость в практическом результате, на волю к победе. Примерная методика проведения: Подбираются несколько команд, выбираются капитаны, устанавливается общая задача. Подобная методика заложена в игре КВН, ее называют также работой в малых группах.


Примеры методических материалов

Опросник для анализа результатов

проведенного наставником мероприятия

1. Какие основные положительные моменты проведенного мероприятия Вы выделите?

2. Что было особенно полезно?

3. Что бы Вы сделали по-другому?

4. Какие Ваши качества были продемонстрированы во время мероприятия?

5. На какой вопрос/вопросы Вы хотели бы получить еще ответ (ы)?

Спасибо за ответы!


Методические приемы оценочной деятельности, применяемые

в работе над разными этапами проекта

На первом этапе разрабатываются тема проекта, его название, цель и задачи, оговаривается конечный продукт – презентация, сетевой проект, написание письма ветерану, публикация в газете, т.д. Методические приемы данного этапа, применяемые наставниками:

1. Методический прием «Помощь другу». Наставляемым сообщается, что срочно требуется помощь в работе над проектом ребятам из другой образовательной организации (в сетевом проекте «Память о Вашей Победе храним!» принимают участие обучающиеся четырех ОУ). У них разные точки зрения на какую-либо проблему, требуется рассудить, помочь советом;

2. Методический прием «Мозговой штурм». Прием генерации идей и выяснения, что известно наставляемым по данной теме;

3. Методический прием «Логические цепочки». Прием выстраивания ассоциативного ряда способствует генерации идей. Прием сформирован из театрального упражнения «Ассоциативная цепочка».

4. Методический прием «Прогностическая оценка». Прием оценки своих возможностей для успешного решения той или иной задачи;

5. Методический прием «Белые пятна». Прием выяснения, что надо узнать дополнительно, выяснения трудностей, с которые можно столкнуться;

6. Методический прием «Маршрутный лист». Прием составления плана деятельности. С чего следует начать, что последует дальше;

7. Методический прием «Ошибки-устранить заранее!» Прием моделирования ситуации - что сделать, чтобы избежать ошибок?

8. Методический прием «Вспышка». Прием обеспечения эффективной обратной связи, когда наставляемым внезапно предлагается сообщить об отношении к озвученной информации:

- заинтересован;

- полезно;

- не увлечён;

- не интересно.

Оценка процессуального контроля - самооценка и взаимооценка. Выражается в том, что наставляемый сравнивает свой результат с эталоном, в результате чего вырабатывается привычка к самооценке, формируется оценочная самостоятельность. Методические приемы данного этапа, применяемые наставниками:

1. Методический прием “Острова настроения”. Прием определения своего настроение в результате совместной деятельности в рамках проекта. когда наставляемым предлагается показать на Карте Настроения остров, на котором они побывали: Уверенности, Скуки, Радости, Заинтересованности, Безразличия.

2. Коллегиальная выработка критериев оценки. Используется групповое проектирование контрольно-оценочных средств, позволяющее действовать в команде с нацелом на общий результат, на выработку ответственности за этот результат.

3. Методический прием «Тематическая дискуссия». Прием оценивания для формирования мотивов к коллективной деятельности

4. Методический прием «Лесенка успеха». Графический прием определения уровня достижений и внесения корректив в воспитательный процесс.

5. Анкетирование. Оценка участия каждого наставляемого в творческой деятельности группы

Итоговый контроль по завершению и защите проектной работы предполагает возвращение к цели и задачам проекта, анализа результатов проекта. Методические приемы данного этапа, применяемые наставниками:

1. Методический прием «Трехминутная пауза». Прием оценивания результата, когда наставляемым предлагается за три минуты устно ответить на вопросы:

- я изменил своё отношение…….

- я узнал больше о ….

- я удивился тому, что…..

2. Методический прием «Незаконченные предложения». Прием оценивания результата, когда наставляемым предлагается закончить предложения

- в ходе совместной работы я узнал….

- я научился…..

- самым трудным в работе было …

3. Методический прием «Инсерт». Прием отслеживания своего понимания сути коллективной деятельности, когда наставляемым предлагается отметить в составленном плане коллективной деятельности специальными маркировочными знаками: «+» – понял, «-» - не понял, «!»-хотел бы ознакомиться подробнее ​​​​​​​

4. Методический прием «Трехминутное эссе». Прием размышления аналитического характера, оценивания результата, полученного в ходе проектной работы, когда наставляемым предлагается письменно ответить

- что было наиболее важным в проектной работе?

- что было наиболее трудным, непонятным?

- какие эмоции вы испытывали в процессе работы?

- кто помог? С кем в команде понравилось работать?

- какие ошибки допущены? Как можно было избежать их?

5. Методический прием «Если бы я был волшебником...». Прием внесения корректив в воспитательный процесс, когда наставляемым предлагается ответить “Если бы я был волшебником, я бы...

- исправил...

- сделал...

- добавил...

- похвалил себя...


Приложение 3

Анкета оценки участия каждого наставляемого

в творческой деятельности группы

1. Над проектом работали (все, часть группы, один человек);

2. Мое участие (без меня не справились бы; работал со всеми в равной степени; не принимал участия);

3. Творческая деятельность группы (заинтересовала, не заинтересовала)

Спасибо за ответы!




Литература

1. Крылова О.Н. Технология формирующего оценивания в современной школе [Текст]: учебно-методическое пособие / О. Н. Крылова. - СПб: КАРО, 2015.128 с.

2. Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века //Экономика и образование. – 2016. – С. 92-112 [Электронный ресурс] httpscyberleninka.ru › article › sovremennoenastavnichestvo-novye-che...

3. Лукина А.О. Оценка как микстура для учебных мотивов: Методическое пособие/ Лукина А.О. – СПб, 2021.

4. Пинская М.А. Новые формы оценивания [Текст]: Книга– 2-е изд./ М. А. Пинская, И. М. Улановская. – М.:Просвещение, 2014.




t1635896050ab.png

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (14)

сменить сортировку
Этника27, 03.11.21 в 04:09 5Ответить Пожаловаться
Зачем публиковать частями одну и ту же разработку?

Куликова Ирина Геннадьевна, 03.11.21 в 11:11 -1Ответить Пожаловаться
Это Ваше частное мнение. Методисты, предложившие поделить работу, очевидно, имели свое. Принимая во внимание обстоятельство, что встречаются разработки, включающие в себя 0,5 страницы пояснилки, рассудила, что осмыслить 9 страниц кому то может показаться сложным, деление на части органически оправдано.

Отредактировано 03-11-2021 12:08

Этника27, 03.11.21 в 04:11 5Ответить Пожаловаться
Первая часть работы:
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodicheskie_materiali_po_teme_kontrolno_otceno_012519.html
Куликова Ирина Геннадьевна, 03.11.21 в 12:06 -3Ответить Пожаловаться
Синяя ссылочка, согласно которой Вы "выявили" вторую часть разработки, помогает не сильно - я ее не сильно и запрятывала, а пустила материалы "паровозиком" друг за другом. А вот членов сообщества ссылочка напрячь успела, повлиять на активность обратной связи тоже - она просто резко прекратилась

Отредактировано 03-11-2021 12:10

Этника27, 03.11.21 в 13:32 3Ответить Пожаловаться
Эксперты вынуждены проверять одну и ту же работу, тем самым невольно завышая рейтинг автора. На мой, частный взгляд эксперта сообщества, это не совсем корректно.
Куликова Ирина Геннадьевна, 03.11.21 в 14:08 -2Ответить Пожаловаться
В ответ Этника27
Части не дублируют друг друга, повтор - только список литературы, и то, красоты ради, можно было и не вставлять. Так что проверять не одно и то же. Кстати, частенько замечаю, публикуется пояснительная со ссылкой на презентацию, без нее. И отдельно презентация. Никого не смущает. Я поняла, что так можно
Куликова Ирина Геннадьевна, 03.11.21 в 14:18 -3Ответить Пожаловаться
В ответ Этника27
Не думаю, что проверка одной публикации как то кардинально повлияет на мой рейтинг
Кузнецова Галина Ивановна, 03.11.21 в 07:05 1Ответить Пожаловаться
Да, безусловно, материал более был бы ценен.
Куликова Ирина Геннадьевна, 03.11.21 в 11:17 -2Ответить Пожаловаться
Организаторы стажерской площадки педагогического практикума по КОД, на который готовилась разработка, предложили ее разделить. В таком виде опубликовала и здесь

Отредактировано 03-11-2021 11:17

Колышкина Елена Владимировна, 03.11.21 в 12:34 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Геннадьевна, за ценный практический опыт!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.