МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИНИИ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ В ШКОЛЕ

1
0
Материал опубликован 13 May

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИНИИ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ В ШКОЛЕ


Лавриненко Дмитрий Александрович

учитель математики и информатики, МОУ «Бородино», д.Бережки

dmitry.lavrinenko10@yandex.ru




Аннотация: статья посвящена детальному анализу методики изучения квадратных уравнений в школьном курсе. Основное внимание уделяется выявлению сходств и различий в подходах различных авторов к преподаванию этой темы.

Ключевые слова: квадратные уравнения, дискриминант, формула корней квадратного уравнения, методика изучения.


Анализ современных учебников алгебры позволяет убедиться в некоторых сходствах и различиях изучения линии квадратных уравнений в школьном курсе. Некоторые авторы уделяют большое внимание теоретическим сведениям или практическим заданиям, другие, напротив, стараются найти синергию, рассматривая подробно все теоремы, определения и свойства, подкрепляя их большим количеством практических заданий. Несмотря на это, методика изучения квадратных уравнений, в большинстве случаев, имеет одинаковый подход [3].

Столкнувшись с темой «Квадратные уравнения» необходимо дать четкое определение и установить соответствие между коэффициентами и типом квадратного уравнения: полное и неполное, приведенное и неприведеное.

Предполагается, что к началу систематического изучения исследуемой темы, учащиеся уже имеют преставление о том, что такое квадратное уравнение, а также о графическом методе их решения, причем различными способами:

Отыскание точек пересечения параболы t1747148642aa.gif с осью t1747148642ab.gif.

Отыскание точек пересечения параболы t1747148642ac.gif и прямой t1747148642ad.gif.

Отыскание точек пересечения гиперболы t1747148642ae.gif и прямой t1747148642af.gif

Стоит отметить, что учащимся уже знаком «метод разложения на множители», которой в ряде случаев также дает возможность решить квадратное уравнения. Например, уравнение t1747148642ag.gif сводится к уравнению t1747148642ah.gif, или, уравнение t1747148642ai.gif сводится к уравнению t1747148642aj.gif.

Именно поэтому, основным методическим решением является – показать ученикам что они могут применять уже известные методы решения в совершенно новой теме «Квадратные уравнения». Самое главное – осознать вместе с учащимися проблемную ситуацию, связанную с таким решением квадратных уравнений [7].

Для этого практическим методом необходимо выявить недостатки метода разложения на множители и графического метода. Например, необходимо рассмотреть полное квадратное уравнение t1747148642ak.gif, заметим, что в данном случае метод разложения на множители не применим, а графический метод может дать представление лишь о приближенных значениях корней.

На этом этапе необходимо поставить четкий план действий при рассмотрении линии квадратных уравнений и условно разделить все на блоки:

1. Учащиеся должны уметь:

решать неполные квадратные уравнения;

решать полные квадратные уравнения;

решать приведенные квадратные уравнения;

делать проверку.

2. Учащиеся должны знать:

формулу нахождения дискриминанта;

формулу нахождения корней квадратного уравнения;

алгоритмы решения уравнений данного вида.

Продолжая методично рассматривать раздел квадратных уравнений, первоначально необходимо дать ученикам «полное преставление о неполных квадратных уравнениях и методах их решений в общем виде», а затем «привести подробные практические примеры».

Заметим, что рассмотрение этой темы требует подробного объяснения о том, как отличить различные виды неполных квадратных уравнений. Наблюдения показали, что ученики не всегда способны применить нужный метод решения, потому что не умеют отличать их между собой. В таком случае учителю стоит подробно проговорить отличительные особенности каждого уравнения, показывая на примерах: «посмотрим на уравнение t1747148642al.gif. Обратите внимание, в уравнении отсутствует свободный член, поэтому мы сразу можем сделать вывод, что наше уравнение имеет вид t1747148642ag.gif и решается соответственно ему. Также, мы можем заметить, что в каждом из двух слагаемых есть общий множитель «t1747148642ab.gif» – это также является отличительной особенностью данного вида. Рассмотрим другое уравнение t1747148642am.gif. Здесь мы видим обратное, в уравнении присутствует свободный член «-36» – заначит, сразу можно сделать вывод о том, что такое уравнение имеет вид t1747148642an.gif и решается соответсвенным методом. Также, заметим, что если детальней разобраться из чего состоит это уравнение, то можно прийти к выводу, что оно содержит переменную «t1747148642ao.gif» (которая имеет свой коэффициент), а рядом стоит какое-либо число со своим знаком – эти признаки являются отличительной особенностью данного вида уравнений» [9].

Для закрепления полученных знаний необходимо предоставить ученикам различные упражнения. Изначально необходимо отработать отдельно каждый из видов неполного квадратного уравнения, чтобы учащиеся научились визуально отличать уравнения и подбирать нужный метод решения. Последующие задачи должны быть направлены на отработку и закрепление всех видов неполных квадратных уравнений, при этом, их сложность должна постепенно увеличиваться.

Таким образом, до перед изучением следующей темы ученики должны освоить понятия полных и неполных квадратных уравнений, приведенных и неприведенных квадратных уравнений, а также уметь отличать различные неполные квадратные уравнения и уметь применять конкретные методы решения.

Следующим методическим этапом изучения линии квадратных уравнений является рассмотрение темы «Полные квадратные уравнения».

Начать стоит с создания реальной проблемы для учеников, приведем пример: «Решите уравнения 1) t1747148642ap.gif; 2) t1747148642aq.gif; 3) t1747148642ar.gif». Заметим, что первые два уравнения ученики должны решить, основываясь на предыдущей теме. Третье же уравнение решить не получится, исходя из этого, необходимо познакомить учеников с темой «Формула корней квадратного уравнения» [8].

Первое, с чем стоить познакомить учеников – «понятие дискриминанта». Заметим, что в методике вывод формулы дискриминанта используется для наглядного доказательства трех основных его свойств. Акцентируя внимание на этом, стоит обобщить связь формулы и значение дискриминанта:

Если t1747148642as.gif, то квадратное уравнение не имеет корней.

Если t1747148642at.gif, то квадратное уравнение имеет один корень t1747148642au.gif.

Если t1747148642av.gif, то квадратное уравнение 2 корня t1747148642aw.gif.

Особое внимание стоит уделить последней записи, ведь именно она олицетворяет собой формулу корней полного квадратного уравнения.

Особое внимание школьников стоит обратить на то, что «формула дискриминанта, а также формула нахождения корней – очень сильно связаны с коэффициентами квадратного уравнения, которые необходимо правильно определять». Одним из методических способов начального решения любого квадратного уравнения является выписывание коэффициентов отдельно, например: «Решить уравнение t1747148642ax.gif. Выпишем коэффициенты t1747148642ay.gif». Этот способ облегчит дальнейшее решение квадратного уравнения, ведь остается лишь подставить коэффициенты в имеющиеся формулы [10].

Далее, стоит обобщить полученные теоретические знания и привести как общие решения, так и частные, для каждого из видов.

Для закрепления полученных теоретических знаний необходимо построить процесс, в котором будет рассматриваться система упражнений различной сложности. Ведь именно благодаря такому подходу учащиеся приобретают нужные навыки в решении задач. Такие упражнения должны содержать не только различные полные квадратные уравнения, но также уравнения должны сводиться к иррациональным корням. Немаловажно включить задачи на повторение неполных квадратных уравнений [2].

Рассматривая метод преобразования квадратных уравнений, ученик сталкивает с «возможностью сокращения коэффициентов». Данный этап необходимо описать подробнее, акцентируя внимание на возможном упрощении исходного уравнения. Так, например, «при решении уравнения t1747148642az.gif, исходные коэффициенты являются «неудобными» для нахождения дискриминанта». Заметим, что каждый из коэффициентов кратен 121. При делении получаем: t1747148642ba.gif – такое уравнение решается по известным формулам. Стоит учитывать, что преобразования привели нас к приведенному квадратному уравнению, с которыми ученики познакомились ранее [5].

В современных учебниках алгебры, при изучении квадратных уравнений тема «Теорема Виета» является обязательной, что позволяет еще больше расширить кругозор учеников, добавив в их арсенал новый метод решения.

Так как учащиеся уже обладают «внушительным багажом знаний», то при изучении этой темы стоит сразу начать с определения теоремы Виета для приведенных, особое внимание акцентирую на примерах. После этого, необходимо построить свои объяснения «с конца» и напомнить о преобразовании неприведенных квадратных уравнений, показывая связь между коэффициентами. Свое объяснение можно строить следующим образом: «Теорема Виета для приведенных квадратных уравнений имеет следующий вид: «Если t1747148642bb.gif – корни квадратного уравнения t1747148642bc.gif, то t1747148642bd.gif. Таким образом, зная коэффициенты приведенного квадратного уравнения мы сможем найти его корни, важно учитывать, что все условия должны выполняться одновременно, по сути, образуя систему. Но что же делать с неприведенным квадратным уравнением. Давайте вспомним, такое уравнение имеет вид t1747148642be.gif. Чтобы преобразовать это уравнение, нам необходимо разделить каждое слагаемое на t1747148642bf.gif. Тогда мы получим, t1747148642bg.gif. Подставим наши значения в теорему Виета для приведенных квадратных уравнений: t1747148642bh.gif».

На данном этапе большинство учеников не понимают для чего им нужна новая формула, и предпочитают и дальше решать задачи через дискриминант. Для этого необходимо поставить учащихся в проблемную ситуацию, предложив им достаточно большое количество однотипных задач на решение квадратных уравнений и дать ограниченное время [4].

Также, при изучении этой темы, важно отметить, что корни уравнения легче находить из произведения (то есть из уравнения t1747148642bi.gif), а затем, подставляя их в сумму (то есть в уравнение t1747148642bj.gif), проверять подходящие значения.

Изучение линии квадратных уравнений очень важно, так как данная темя является связующем звеном и позволяет решать задачи различной сложности. Квадратные уравнения достаточно многогранная тема, знание которой пригодится не только в частном случае, но и при решении текстовых задач на движение, сплавы и смеси, совместную работу, а также геометрических задач, при решении неравенств и биквадратных уравнений, при построении графика параболы и многое другое. Именно поэтому, учитель должен уделить особое внимание изучению квадратных уравнений, используя различные методические приемы для полноценного освоения темы.


Список использованных источников:

Атанасян, С. Л., Кузуб, Н. Н. Элективные курсы по математике и организация самостоятельной деятельности учащихся [Текст] / Л. С. Атанасян, Н. Н. Кузуб // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – Москва, 2014. – №4. – с. 150-156.

Бекаревич, А. Б. Уравнения в школьном курсе математики [Текст] / А. Б. Бекаревич – Москва, 1968.– 196 с.

Бурмистрова, Т. А. Программы общеобразовательных учреждений [Текст] / Т. А. Бурмистрова // Математика. – Москва: Просвещение, 1994. – 187 с.

Гусев, В. А., Мордкович, А. Г. Математика: учебно-справочное пособие [Текст] / В. А. Гусев, А. Г. Мордкович. – Москва: Астрель, 2013. – 671 с.

Гусев, В. А., Мордкович А. Г. Математика: Справочные материалы: Книга для учащихся [Текст] / В. А. Гусев, А. Г. Мордкович – Москва: Просвещение, 1988. – 168 с.

Колягин, Ю. М. Методика преподавания математике в средней школе. Частные методики [Текст] / Ю. М. Колягин. – Москва: Просвещение, 1977. – 198 с.

Маркушевич, Л. А., Черкасов, Р. С. Уравнения и неравенства в заключительном повторении курса алгебры средней школы [Текст] / Л. А. Маркушевич, Р. С. Черкасов // Математика в школе. – Москва, 1994. – №1. – 164 с.

Мишин, В. И. Методика преподавания математики в средней школе [Текст] / В. И. Мишин – Москва, 1990. – 236 с.

Окунев, А. К. Квадратичные функции, уравнения и неравенства. Пособие для учителя [Текст] / А. К. Окунев. – Москва: Просвещение, 1972. – 201 с.

Стефанова, Н. Л., Подходова, Н. С. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов [Текст] / Н. Л. Стефанова, Н. С. Подходова. – Москва: Дрофа, 2015. – 102 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.