12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Нестеренко Виктор Николаевич31
Россия, Белгородская обл., п. Ивня

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПОЛНЫМИ И ХУДЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Нестеренко Виктор Николаевич,

учитель физической культуры

МБОУ «Ивнянская СОШ №1»

 

Наверное, каждый из нас сталкивался с проблемой, как построить рабочие и чисто человеческие отношения с детьми, которые чрезмерно стройны или, наоборот, имеют избыточный вес. Тем более, что «толстенькие» и «худенькие» в школах не редкость. И перед нами стоит проблема, как вовлечь детей в полноценные занятия физической культурой, на что обратить особое внимание в первую очередь, и каким должен быть сам педагог по отношению к ним?

При работе с такими детьми я стараюсь осознавать причины возникающих у них проблем. Тем более, как это не странно прозвучит, первопричиной многих затруднений детей выступает сам педагог. И, прежде всего, когда проблемы учеников не становятся также и его проблемами. Хотя эти проблемы у нас и у наших подопечных имеют свою специфику, решать их мы должны сообща, не нанося морального и физического ущерба друг другу, ибо только при таком условии возникающие проблемы решаются положительно.

Когда в мое поле зрения попадают такие дети, которым трудно заниматься физическими упражнениями и играми, я стараюсь пообщаться с ними без посторонних лиц. Весь процесс взаимодействия можно разделить на несколько последовательных этапов.

Вначале я пытаюсь выяснить, к чему стремятся дети, что хотелось бы им, какие сделаны попытки с их стороны, каков результат. В беседах чаще всего выясняется, что попытки улучшить свою фигуру у большей части детей были уже до нашей встречи. И на первом месте становятся вопросы правильного питания, а не нацеленных физических нагрузок. Любое нововведение схватывается на лету, пробуется подражательно. Но настрой на достижение результатов часто переходит в иное качество, резко отличное от начального. Если сначала виден творческий порыв, целеустремленность, то потом, при первых же неудачах, все это расценивается как личная неполноценность, переходящая в ненависть к самому себе за то, что «я не такой и меня не получается так, как у других».

На следующем этапе я предлагаю обучающимся самостоятельно подобрать физические упражнения, которые им нравятся. После 2-3 недель занятий прошу выполнить упражнения, которые раньше у ребят вызывали отрицательные эмоции. Повышение прироста двигательных умений бывает всегда. Хотя иногда он бывает и незначительным. Но в любом случае это вызывает положительные эмоции и удовлетворенность детей.

Всегда надо помнить, что каждый ребенок хорош по-своему. Тому, кто имеет большой вес, в радость поднимать и переносить тяжести. К тому же замечено, что суставная гибкость у полных детей бывает достаточно велика и сохраняется на долгие годы. Худые дети малого роста хорошо реагируют на то, что большая часть гимнастов не такие уж и рослые. Худые и высокорослые увлекаются играми с мячом. Учет этих особенностей помогает сделать занятия физической культурой нужными для всех независимо от веса и роста.

Также хочется привести примеры из собственного опыта работы при прохождении различных разделов учебной программы. Во время беговой подготовки нужно следить, чтобы и полные, и худые, а также ослабленные дети не бегали через силу. При беге на выносливость они должны следовать установке: «устал – можешь перейти на шаг, но резко не прекращай бег, не останавливайся». В беге на короткие дистанции комплектую забеги так, чтобы не было слишком большой разницы в скоростной подготовке детей.

При выполнении метания и прыжков формирую группы согласно двигательной подготовленности обучающихся. При метании всегда подчеркиваю мощь полных ребят и неплохую координацию худых. В прыжках в высоту применяю наклонную веревочку. Тем, кому трудно, преодолевают веревочку там, где она натянута ближе к земле.

На уроках гимнастики те, кому тяжело, выполняют меньше подходов к снарядам. При подтягивании допускается вис на подбородке. Я всегда стараюсь помочь преодолеть страх перед высотой, обязательно страхую учеников при передвижении по гимнастической стенке, лазании по канату, выполнении акробатических упражнений и опорных прыжков. Кроме того, в опорных прыжках вначале разрешаю обучающимся сесть на козла и лишь потом преодолеть его полностью.

В спортивных и подвижных играх комплектую равноценные команды, чтобы дети одного и того же уровня подготовки при этом действовали друг против друга.

При передвижении на лыжах я никогда не ставлю полных и худых впереди двигающейся колонны. Они обычно всегда идут по уже утоптанному снегу. При обучении лыжным ходам делаю упор на координацию движений, для этого использую имитационные упражнения.

Таким образом, все мы, так же как и наши подопечные, разные. И работаем по-разному. У меня получается так, а у кого-то иначе. Каждый видит свое решение проблемы физического воспитания полных и худых детей. Это дело не одного дня.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.