Методические рекомендации для воспитателя ГПД
Цель: группы продленного дня организуются для социальной защиты обучающихся и обеспечивают условия для проведения внеурочной деятельности с ними.
Задачи группы продлённого дня:
• обеспечить безопасное и комфортное пребывание учащихся в школе во внеурочное время;
• организовать гармоничное развитие личности учащегося с учетом возрастных особенностей младшего школьника, интеллекта и интересов каждого ребенка;
• создать условия для достижения оптимального уровня воспитанности учащихся.
Основные направления деятельности ГПД:
• физкультурно-оздоровительная работа;
• нравственное и правовое воспитание;
• гражданское и патриотическое воспитание;
• эстетическое и экологическое воспитание;
• культурно-просветительская работа;
• развитие национально-культурных традиций;
• экскурсионно-туристическая работа;
• профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
• взаимодействие с учреждениями дополнительного образования и культуры;
• социологические и психолого-педагогические исследования по вопросам воспитания учащихся, выявление и оценка уровня их воспитанности и др.
1. Порядок комплектования и организация деятельности группы продлённого дня
1.1. Образовательное учреждение открывает ГПД по желанию родителей (законных представителей).
1.2. Зачисление в ГПД и отчисление осуществляется приказом директора учреждения по заявлению родителей (законных представителей).
1.3. Образовательное учреждение организует ГПД для обучающихся I—IV классов с предельной наполняемостью для обучающихся 1-й ступени не менее 25 человек.
1.4. Деятельность ГПД регламентируется планом работ воспитателей и режимом дня, которые утверждаются заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
1.5. Недельная предельно допустимая нагрузка в ГПД - не более 30 ч.
1.6. Работа ГПД строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава Российской Федерации по организации и режиму работы групп продленного дня.
1.7. В ГПД продолжительность прогулки для обучающихся 1-й ступени составляет не менее 2 ч. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения. В I классе со второго полугодия - до 1 ч; во II классе - до 1,5 ч; в III—IV - до 2 ч.
1.8. В ГПД сочетается двигательная активность воспитанников на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на пришкольном участке) с их участием в мероприятиях эмоционального характера после самоподготовки.
1.9. В образовательном учреждении организуется 2-разовое горячее питание для воспитанников ГПД.
2. Управление группами продленного дня
2.1. Воспитатель ГПД назначается и освобождается от занимаемой должности директором образовательного учреждения. Воспитатель планирует и организует деятельность воспитанников в ГПД, отвечает за сохранение их жизни и здоровья.
2.2. В образовательных целях к работе в ГПД привлекаются педагог-психолог, социальный педагог, библиотекарь, учитель- логопед, педагоги дополнительного образования, другие педагогические работники.
2.3. Общее руководство группами продленного дня осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе в соответствии с должностной инструкцией и приказом директора образовательного учреждения.
3. Примерное планирование занятий в группе продленного дня
День недели | Занятия на воздухе (2-2,5 ч) | Занятия в помещении (15—45 мин) | Самоподготовка (кроме учащихся I классов) (1—2 ч) |
Понедельник | Подвижные игры | Библиотечные часы | |
Вторник | Спортивный час | Беседы на этические и эстетические темы | |
Среда | Подвижные игры | Музыкальное занятие | |
Четверг | Прогулка | Занятия по ОБЖ, ПДД, ППБ | |
Пятница | Экскурсия | Кружковые занятия, трудовая деятельность |
4. Примерный режим группы продленного дня для учащихся начальных классов
Время | Вид деятельности |
12.00-12.10 | Прием детей в группу продленного дня |
12.10-13.10 | Прогулка, подвижные игры на открытом воздухе |
13.30-14.00 | Обед |
14.00-15.00 | Самостоятельное чтение, игротека, прогулка |
15.00-16.00 | Самоподготовка с физкультминутками |
16.00-17.00 | Игры, беседы, викторины, занятия по интересам, музыкальные и спортивные часы |
17.00-18.00 | Прогулка, игры на открытом воздухе |
5. Документация воспитателя группы продленного дня
5.1. Положение о группе продленного дня общеобразовательного учреждения.
5.2. Должностная инструкция воспитателя группы продленного дня.
5.3. Режим группы продленного дня, утвержденный руководителем общеобразовательного учреждения.
5.4. Перспективный план работы на учебный год.
5.5. Календарно-тематический план работы на четверть с выделением каждой учебной недели.
5.6. Ежедневный план работы.
5.7. План работы с законными представителями учащихся.
5.8. Журнал группы продленного дня.
Рекомендации к организации и режиму работы группы продлённого дня
1. Общие положения
Комплектовать группы продленного дня рекомендуется из обучающихся одного класса либо параллельных классов. Пребывание обучающихся в группе продленного дня, одновременно с образовательным процессом, может охватывать период времени пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении с 8.00 до 8.30 до 18.00 до 19.00.
Помещения групп продленного дня для обучающихся I—VIII классов целесообразно размещать в пределах соответствующих учебных секций, включая рекреации.
Рекомендуется для обучающихся I классов группы продленного дня выделять спальные помещения и игровые комнаты. При отсутствии в общеобразовательном учреждении специальных помещений для организации сна и игр могут быть использованы универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, оборудованные встроенной мебелью: шкафы, одноярусные кровати.
Для обучающихся II—VIII классов в зависимости от конкретных возможностей рекомендуется выделить закрепленные помещения для организации игровой деятельности, кружковой работы, занятий по желанию обучающихся, дневного сна для ослабленных.
2. Режим дня
Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности обучающихся, посещающих группы продленного дня, необходима рациональная организация режима дня, начиная с момента прихода в общеобразовательное учреждение, и широкое проведение физкультурно - оздоровительных мероприятий.
Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, если он предусмотрен образовательной программой), а после самоподготовки — участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).
В режиме дня должны обязательно предусматриваться: питание, прогулка, дневной сон для обучающихся I классов и ослабленных обучающихся II—III классов, самоподготовка, общественно полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.
3. Отдых на свежем воздухе
После окончания учебных занятий в общеобразовательном учреждении для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее 2 ч. Основная часть этого времени проводится на свежем воздухе. Целесообразно предусмотреть прогулки:
• до обеда длительностью не менее 1 ч, после окончания учебных занятий в школе;
• перед самоподготовкой в течение 1 ч.
Прогулки рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями. В зимнее время полезно организовать занятия конькобежным спортом, лыжами 2 раза в неделю. В теплое время года рекомендуется организовать занятия легкой атлетикой, волейболом, баскетболом, теннисом и другими спортивными играми на открытом воздухе. Рекомендуется также использовать плавательный бассейн для занятий плаванием и водным спортом.
Обучающиеся, отнесенные к специальной медицинской группе или перенесшие острые заболевания, во время спортивных и подвижных игр выполняют упражнения, не связанные со значительной нагрузкой.
Одежда обучающихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений.
В непогоду подвижные игры можно переносить в хорошо проветриваемые помещения.
Местом для отдыха на свежем воздухе и проведения спортивного часа может быть пришкольный участок или специально оборудованные площадки. Кроме того, для этих целей могут быть использованы прилежащие скверы, парки, лес, стадионы.
4. Организация дневного сна для первоклассников и ослабленных детей
Сон снимает усталость и возбуждение детей, длительное время находящихся в большом коллективе, повышает их работоспособность. Длительность дневного сна должна быть не менее 1 ч.
Для организации дневного сна должны быть выделены либо специальные спальные, либо универсальные помещения площадью из расчета 4,0 м на одного учащегося, оборудованные подростковыми (размером 1600 х 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями.
При расстановке кроватей необходимо соблюдать расстояние между: длинными сторонами кровати — 50 см; изголовьями - 30 см; кроватью и наружной стеной - 60 см, а для северных районов страны — 100 см.
За каждым обучающимся должно быть закреплено определенное спальное место со сменой постельного белья по мере загрязнения, но не реже 1 раза в 10 дней.
Спальные помещения рекомендуется проветривать за 30 мин до сна, сон проводить при открытых фрамугах или форточках.
5. Подготовка домашних заданий
При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:
• приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;
• начинать самоподготовку в 15-16 ч, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
• ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во II—III классах - 1,5 ч, в IV—V классах — 2 ч, в VI-VIII классах — 2,5 ч, в IX—XI классах — до 3,5 ч;
• предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;
• предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершении определенного этапа работы;
• проводить физкультурные минутки длительностью 1-2 мин;
• предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке, читальне).
6. Внеурочная деятельность
Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т. п.
Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должна составлять не более 50 мин в день для обучающихся I—II классов и не более 1,5 ч в день для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаше двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 ч для обучающихся I—III классов и 1,5 ч - для обучающихся IV-VIII классов.
Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.
7. Питание
Правильно организованное и рациональное питание является важнейшим оздоровительным фактором. При организации продленного дня в общеобразовательном учреждении должно быть предусмотрено трехразовое питание обучающихся: завтрак — на второй или третьей перемене во время учебных занятий; обед - в период пребывания на продленном дне в 13-14 ч, полдник — в 16—17 ч.
Общие вопросы организации учебно-воспитательного процесса в группе продлённого дня
Режим группы продленного дня складывается из следующих форм деятельности учащихся: бытовой, учебой, досуговой и др.
Бытовая деятельность вкрапливается во все основные виды деятельности. Она как бы цементирует весь режим учебно-воспитательной работы, создает его комфортность. Уход за телом, за одеждой, обувью, помещением, местами отдыха и т. д. осуществляется регулярно с целью выработки устойчивых привычек содержать всё в порядке. Эта работа выполняется учениками как индивидуально, так и коллективно. Для интеллектуального, нравственного, эстетического, а в целом для социального становления личности этот вид деятельности имеет огромное значение.
Учебная деятельность занимает в режиме продленного дня значительное время. В отличие от бытовой этот вид деятельности строго регламентирован и организуется в два приема. Во второй половине дня, после отдыха, - самоподготовка (выполнение домашних заданий). Учебная деятельность школьников является ведущей в учебно-воспитательном процессе, и на нее возлагается главная нагрузка в духовном развитии учащихся. Она играет важную роль в умственном, нравственном и эстетическом воспитании школьников.
Досуговая деятельность призвана заполнить свободное время содержательным активным отдыхом. Она организуется в индивидуальной и коллективной формах. Ученики сами выбирают вид отдыха, чтение, спортивные игры, просмотр телепередач и т. д. На эту работу ежедневно приходится до 20 % времени. Коллективная же досуговая деятельность в разные дни недели занимает 20-30% времени режима дня. По своему содержанию эта деятельность многогранна. В различных сочетаниях она включает интеллектуальную, трудовую, художественно-эстетическую, спортивную и игровую. С точки зрения всестороннего воспитания детей она богата разнообразием содержания и форм. Педагог, воспитатель, организующий коллективную досуговую деятельность, получает в свое распоряжение мощное средство воздействия на детей во внеурочное время. Среди форм организации воспитательного процесса в практике работы групп продленного дня довольно широко используются мероприятия и сравнительно реже - занятия.
Встречаются в практике работы простые и сложные мероприятия. Среди сложных в организационном плане видов мероприятий особо выделяются праздники, соревнования, слеты, концерты, конкурсы, сложные игры. Все они требуют разработки сценария, предусматривающего разноплановую деятельность детей.
Однако целый ряд мероприятий может проводиться и в простых организационных формах, в таких, к примеру, как беседа, чтение, слушание музыки, просматривание телепередач, викторины, встречи с интересными людьми. Все эти мероприятия просты, не требуют длительной подготовки.
Занятие не может существовать в разовом исполнении и имеет педагогический смысл только в ряду себе подобных. С помощью занятий, как правило, организуется разнообразная послеурочная деятельность школьников.
Общеразвивающие занятая, проводимые воспитателями в группах продленного дня, представляют собой нечто среднее между уроком, кружковым занятием, с одной стороны, и мероприятием - с другой. Вместе с тем эта форма организованной деятельности детей лишена как строгости и обязательности урока, односторонней направленности кружкового занятия, рассчитанного на удовлетворение избирательных индивидуальных интересов кружковцев, так и узкотематической ограниченности мероприятия. Детей, занимающихся в школьных и внешкольных кружках, секциях, коллективах самодеятельности и т. д., по согласованию с родителями воспитатели могут отпускать из группы. Учащимся музыкальных и художественных школ всегда предоставляется возможность посещать занятия в этих школах. Участники различных мероприятий, проводимых школой или другими детскими учреждениями, пользуются тем же правом уйти из группы, поставив воспитателя в известность. В практике работы школ сложилась определенная система общеразвивающих занятий. Организация деятельности детей на воздухе предусматривает экскурсионные, прогулочные, игровые, спортивные, трудовые занятия. В помещении же лучше проводить кратковременные занятия: занятия по изучению правил поведения, читательские, музыкальные, занятия по искусству. Другим важным условием, ведущим к успеху воспитательной работы с детьми, является создание соответствующей материальной базы, в том числе организация зоны труда и отдыха для групп продленного дня.
Зона труда и отдыха - это комплекс специально подобранных и оборудованных мест для разнообразной, содержательной деятельности детей.
Кабинет обслуживающего труда для начальных классов, школьные мастерские удобны для занятий школьников ручным трудом. Учебные кабинеты могут быть использованы для демонстрации фильмов, диафильмов, телепередач.
Спортивный, актовый залы - подходящее место для занятий в отдельные ненастные дни. В спортивном зале можно разучивать подвижные игры, в актовом зале поставить импровизированный концерт, проводить конкурсы стихов, загадок, викторины, можно провести различные групповые занятия. Территория школы - место для организации детского труда (озеленение, уход за растениями, очистка и т. д.).
Очень важно спланировать работу так, чтобы начиная с первого класса, дети переходили от одних видов деятельности к более сложным.
Режим группы продленного дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он характеризуется определенным расположением урочных и внеурочных занятий в течение дня, недели, года. Его структура складывается из следующих частей: уроки, активный отдых, самоподготовка, внеурочная деятельность, занятия по интересам, прогулки, экскурсии. Переход к игровым и самодеятельным формам занятий, физические нагрузки, многообразие связей при общении, как правило, способствуют снятию утомления. Особое место в режиме дня занимает самоподготовка, которая должна проводиться в одно и то же время. Продолжительность ее не должна превышать нормы. Очень важно, чтобы большая часть домашних заданий выполнялась школьниками на продленном дне.
Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время. Самостоятельная учебная работа на этих занятиях преследует цель выработки навыков самообразования, самовоспитания и призвана способствовать всестороннему развитию личности учащихся. При этом возникают новые возможности в развитии и формировании у учеников положительного отношения к учебе, устойчивых интересов и навыков для дальнейшей самообразовательной работы. Воспитатель группы продленного дня во время самоподготовки поддерживает нужный для самостоятельной работы порядок и обеспечивает успешное выполнение заданий учителя всеми учениками.
Большое внимание при организации самоподготовки следует уделить тем организационным мероприятиям, которые снижают перегрузку детей, вносят ритмичность в занятия.
Наиважнейшим моментом при приучении школьников к регулярной, систематической подготовке домашних заданий в условиях группы продленного дня является обучение их экономии времени и сил. Самостоятельная работа учащихся начальных классов во время самоподготовки способствует формированию у них умений и навыков по применению знаний, полученных на уроке, при решении конкретных задач. Необходимость самоподготовки в режиме, ее обязательность постепенно осознается учениками. Самоподготовка со временем становится привычным занятием. Особую сложность представляет организация личной работы учащихся, которым необходима для этого квалифицированная помощь воспитателя. Его задача - так построить процесс, чтобы он способствовал усвоению школьниками правил, методов организации самостоятельной работы по выполнению домашних заданий, научил бы их правильно планировать умственный труд. Большинство школьников берется за выполнение домашних заданий, не наметив плана действия, не продумав порядка организации собственной работы, не распределив времени и собственных сил. Подобный подход к выполнению заданий обычно ведет к поспешности в работе или к замедленным темпам ее. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы ученики самостоятельно определили пути выполнения домашних заданий, исходя из инструктивных указаний учителя, и самостоятельно планировали всю свою деятельность во время самоподготовки. Наблюдения показывают, что нужно рекомендовать ученикам выполнять более трудные задания в начале самоподготовки. Замечено, что однообразные работы на самоподготовке вызывают у школьников, особенно у младших, большую утомляемость. Переход от одного вида к другому поддерживает работоспособность на относительно высоком уровне более длительный период. В то же время каждое новое задание требует для своего выполнения период вживания, проникновения в его суть, что определенное время тормозит продуктивность труда школьников. Наиболее эффективно выполняются те задания, которые непосредственно следуют после уроков. Замечено, что некоторые задания, особенно заучивание стихотворений, лучше готовить дважды, а то и трижды. Выполнение заданий на запоминание только накануне уроков потребует от школьников больших затрат труда и времени. Эффективность умственного труда учащихся во многом зависит от соблюдения ими порядка на рабочем месте. Лишние, ненужные вещи мешают работать, отвлекают внимание школьника. Поэтому надо побеспокоиться, чтобы на столе ученика было только то, что необходимо для выполнения урока. Необходимо отметить, что существует теснейшая связь между уроком и самоподготовкой. Учитель на уроке, излагая задание, тем самым программирует успешность его выполнения на самоподготовке. Понимание учеником задания закладывается на уроке, именно от того, насколько это удается учителю, зависит, будет ли задание трудоемко, не приведет ли к перегрузке учащихся, не вызовет ли непреодолимых затруднений в его выполнении. Особенностью самоподготовки является то, что каждый ученик самостоятельно должен выполнить полученное задание и справиться со всеми трудностями. Если же на занятии ведется объяснение, коллективное выполнение задания, то теряется сам смысл проведения самоподготовки.
Успех самоподготовки зависит в огромной мере от качества и уровня проведенного на уроке закрепления. Заботясь о нормальных условиях учебного труда питомцев во время самоподготовки, воспитатель должен серьезным образом подойти к организации вне- учебных занятий с группой. Отдохнувшие, без признаков усталости и возбужденности дети легче включаются в работу и успешнее справляются с ней.
Из педагогической практики известно, что разнообразные виды учебной деятельности оказывают положительное влияние на успешность усвоения материала, на поддержание активной мыслительной работы. Однако не нужно забывать, что в это время происходит некоторое колебание внимания. Острота внимания при выполнении некоторых работ неодинакова, поэтому крайне важно научить школьников умению концентрировать свое внимание на главном, чтобы основное не ускользнуло из их поля зрения.
Важной обязанностью воспитателя является создание санитарно-гигиенических условий для самостоятельной учебной работы школьников. За 10 минут до ее начала педагог вместе с дежурным удаляет всех учеников из помещения, где выполняются уроки. За короткое время проводится сквозное проветривание, а также, по возможности, влажная уборка. Постоянное и организованное выполнение заданий, осуществляемое в один и тот же промежуток времени, благотворно воздействует на формирование привычки готовить уроки. Воспитатели отмечают, что эта привычка в младшем возрасте возникает сравнительно быстро и обладает устойчивостью.
Учебный труд с присущими только ему видами и формами деятельности играет важную роль в жизни школьников. Как любой труд, он требует физического и умственного напряжения, затрат сил и энергии. Опыт работы показывает, что после уроков для учащихся во много раз полезнее побывать на воздухе, чем в помещении. Активный отдых школьников в паузе между уроками и самоподготовкой целесообразно организовать в форме спортивного часа на воздухе и только при плохой погоде - в помещении. Отдых на воздухе включает в себя экскурсионные, прогулочные, спортивные, игровые занятия, физический труд.
Ежедневно в группе проводится одно занятие на воздухе, другое - в помещении. Если на первое отводится 2-2,5 часа, то на второе- 15—45 минут, чаще всего - 15-25 минут.
Объединенные в недельный цикл занятий, они функционально зависимы друг от друга, так как дополняя друг друга, в равной мере служат целям всестороннего общего развития детей, удовлетворения их естественных потребностей в движении, общении и эмоциональной разрядке. Если все то, что на них происходит, совпадает с потребностями детей, то они наиболее эффективны в воспитательном отношении.
Экскурсионные занятия в группах продленного дня преследуют оздоровительно-воспитательные цели. Этим они отличаются от учебных экскурсий, содержание которых определено учебными программами. Их нужно рассматривать как одну из форм отдыха, поэтому на них применяются методы и средства организации досуга.
Учебные экскурсии - это одна из форм учебного труда, в ходе которой учитель пользуется методическими приемами, характерными для организации учебной работы. На учебной экскурсии недопустим отход от запланированной темы. На экскурсионных занятиях в группах реальность таких отступлений всегда существует, так как во время занятия может сообщаться материал разнообразного содержания. Изучение и освоение знаний на учебной экскурсии обязательно для всех учеников. В дополнение ко всему большое значение при проведении экскурсионного занятия придается продолжительности маршрута с целью увеличения физической нагрузки при ходьбе и развлечениях.
Все экскурсионные занятия по содержанию познавательного материала подразделяются на обществоведческие и природоведческие.
На обществоведческих экскурсиях очень важно показать школьникам, как на практике происходит разделение общественного труда, раскрыть специфику массовых профессий, помочь учащимся определить свое место в общественном труде. В результате этой работы должны быть сформированы общественно ценные отношения к труду и людям труда.
Природоведческие экскурсии знакомят школьников с многообразием окружающей природы, преобразующей природу деятельностью человека. Воспитатель приучает воспитанников по-хозяйски относиться к ее богатствам и приумножать их. Двухчасовые экскурсионные занятия достаточно удовлетворяют потребности организма детей в отдыхе, благотворно влияют на формирование такого важного для учебной работы качества, как наблюдательность, обогащают учащихся новыми представлениями и понятиями об окружающем мире.
Прогулка - это одна из форм активного отдыха детей. Существует довольно много видов прогулок, что дает возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и своими правилами, которым необходимо следовать. Прогулка в зависимости от обстановки и настроения группы может прерываться остановками для кратковременного спокойного отдыха, быть насыщенной играми, развлечениями.
Педагогическая ценность прогулок не исчерпывается двигательным содержанием. В ходе ее идет интенсивное обогащение школьников разнообразной информацией: они знакомятся с окружающим миром путем непосредственных наблюдений, общаются с товарищами и воспитателем. Общение как средство взаимного информирования действует безотказно на протяжении всего занятия. Готовясь к экскурсии, воспитатель лишь в общих чертах планирует то, что должно быть усвоено школьниками, так как не может предусмотреть всего, что будет воспринято детьми. На прогулке ребята сами выбирают объекты наблюдения, сами выделяют интересующую их информацию. Прогулка в сравнении с экскурсией проигрывает лишь в одном - в системности полученных знаний. В объеме же их, как правило, прогулка превосходит экскурсию. Пестрота и кажущаяся бессистемность знаний, приобретенных на прогулке, не должна смущать воспитателя. Усвоенные в процессе прогулки представления и понятия обычно не уступают тем, что приобретены на экскурсии. Со временем они могут быть использованы школьниками в качестве иллюстраций к определенным занятиям. Находя таким образом место в их системе, опытные педагоги очень высоко оценивают эту форму занятия за возможность ознакомить своих питомцев с окружающей действительностью во всем ее многообразии.
Физический труд - форма активного отдыха в группе продленного дня. В учебно-воспитательный процесс он вводится с двоякой целью: с одной стороны, он преследует воспитательные задачи, с другой - способствует решению оздоровительных задач. Физическая работа требует от школьников умения пользоваться различными инструментами и приспособлениями. Занятие дает достаточную физическую нагрузку, обеспечивает смену рабочих поз, вызывает физическую усталость. В группах продленного дня, где занятия физическим трудом проводятся систематически, наблюдается бережное отношение учеников к школьному имуществу. Трудовая работа в составе группы или бригады исключает размолвки и конфликты между детьми. Воспитатель, организующий физический труд учащихся, должен провести четкий инструктаж о порядке выполнения задания и о мерах безопасности, распределить учеников по бригадам и назначить бригадиров, снабдить всем необходимым инструментом, проследить за качеством выполнения задания, отметить старательность, усердие, добросовестность учеников. Большое внимание во время груда школьников он уделяет бережному отношению ребят к своей одежде, обуви, требует привести их в порядок после работы.
В режиме группы продленного дня в промежутке между обедом и самоподготовкой организуются общеразвивающие занятия в помещении. С их помощью ученики подготавливаются к самостоятельной учебной работе, требующей от них активной умственной деятельности. Многочисленные наблюдения показали, что если эти занятия не отвечают элементарным требованиям отдыха, то результат самоподготовки всегда бывает по качеству ниже. Для того чтобы они превращались не в обременительный труд, а отдых, занятия должны носить самодеятельный характер. Они должны удовлетворять потребность детей в движении, общении и эмоциональной разрядке. С целью развития природной детской любознательности необходимо вносить в содержание занятий познавательные элементы.
Занятия по правилам поведения предусматривают организованное изучение учащимися правил поведения в школе и вне ее. Знакомясь с тем, что разрешается или запрещается делать, ученики постепенно приучаются согласовывать свои поступки с нормами поведения, установленными обществом. Занятия помогают им осознать значение гражданских прав и обязанностей. В группе продленного дня на проведение подобных занятий обычно затрачивается немного времени, отчего важно умело их организовать. К примеру, разыгрывая разного рода жизненные ситуации, воспитатель упражняет учащихся в следовании тем или иным правилам поведения. Игры, инсценировки, практикумы создают обстановку, по своему содержанию близкую к жизненной, предписывающую соблюдение определенных требований. Воспитатель сосредоточивает внимание учеников не только на нравственной, но и правовой стороне содержания правил. Разграничивая и противопоставляя «добро» и «зло» в поступках человека, педагог ориентирует своих питомцев на правильное поведение в любой обстановке. Нравственные идеи, заложенные во всех правилах, пройдя через чувственное восприятие учеников, становятся их убеждениями. Знания о правилах и обязанностях усваиваются в младших классах через осознание понятий «можно» и «нельзя». Каждое занятие включает полезную информацию о том, что можно и нужно или запрещено делать. Постепенно у школьников формируется правильное отношение к правилам и обязанностям в жизни людей. Воспитатели знакомят детей также с правилами поведения в общественных местах.
При систематическом ознакомлении с правилами у учеников довольно успешно формируются привычки правомерного поведения, резко снижается количество серьезных нарушений порядка. Эти занятия способствуют осознанию учащимися ответственности за свое поведение.
Руководство детским чтением — это одно из самых ценных занятий в группе продленного дня. Его ни в коем случае нельзя превращать в простое чтение книг или в урок внеклассного чтения. Как занятие оно имеет целью пропагандировать, направлять и руководить чтением детей. Задача воспитателя - развить у своих учеников положительное отношение к чтению как средству самообразовательной деятельности и активного отдыха, сформировать у них устойчивую потребность в чтении, способствовать работе с разными книгами. В ходе занятия воспитатель создает условия, стимулирующие читательскую активность учеников (рассказывая о той или иной книге, показывая рисунки детей), указывает пути ее притяжения, обеспечивая, таким образом, организованное общение каждого ученика с книгой. С помощью таких занятий школьники приучаются избирательно относиться к выбору книг и журналов для чтения, приобретают навыки систематизированного чтения.
Занятия по руководству детским чтением длятся до 45 минут. За это время каждый ученик в индивидуальном порядке или в составе группы может что-то почитать, посмотреть, познакомиться с выбранной книгой, обсудить с товарищем.
Музыкальные занятия — это одна из форм организованного отдыха в группе продленного дня. Их содержание, составляющее прослушивание музыкальных произведений, пение, танцы, требует от учеников разносторонней музыкально-эстетической деятельности, в ходе которой учащиеся активно приобщаются к музыкальной культуре. У них формируется положительное отношение к музыке, потребность в ней, умение выбирать музыкальные произведения для содержательного отдыха. Знакомя школьников с лучшими образцами музыкальной культуры, педагог помогает им испытывать радость от общения с прекрасным, ощутить неизмеримое богатство песенного и танцевального искусства. Очень важно дать ученикам общее представление и о танцах. Детям нравится разнообразная исполнительская деятельность, требующая танцевальных ритмичных движений, пения, игры на простейших ритмических музыкальных инструментах. Организация такой деятельности на занятиях дает возможность воспитателю мобилизовать творческую активность ребят, обеспечить им эмоциональную и физическую разгрузку.
Постоянно обновляя форму и содержание занятий (ступени постепенного усложнения программы прослушивания, включение в занятие музыкой элементов других занятий: рисования, танцев и т. д.), он обычно добивается значительных результатов в музыкальном развитии детей. Его питомцы с желанием поют, танцуют, участвуют в музыкальных играх, импровизированных концертах. Опытные воспитатели, зная, что ученикам предстоит через некоторое время приступить к выполнению уроков, стремятся провести музыкальные занятия так, чтобы они были насыщены двигательными действиями. Учащиеся после этих занятий чувствуют себя достаточно отдохнувшими, успешно справляются с заданиями самоподготовки.
Занятия по искусству — многогранные занятия, сочетающие в себе разнообразную познавательно-игровую деятельность детей, знакомящую их с распространенными видами искусства. Дети познают красоту через механизм чувственного восприятия. Воспитать правильное отношение к прекрасному, потребность в нем, способность увидеть его и оценить, стремление творить красоту - главная задача воспитания при организации занятий, знакомящих с искусством. На них ученики овладевают способами образного выражения своих мыслей и чувств (с помощью слова, пения, танца, рисунка, драматизации). Небольшие но времени занятия, проводимые регулярно, расширяют эстетический кругозор учащихся групп продленного дня, способствуют их всестороннему эстетическому развитию. Активный словарь школьников пополняется новыми словами, они знакомятся с такими понятиями, как «прекрасное» и «безобразное». Дети, посещая занятия, довольно свободно ориентируются в видах искусства, разбираются в их основных изобразительных средствах, знают выдающихся представителей этих видов искусства и их произведения.