Методические рекомендации «Силуэт» третий год обучения блок «Графика»
Управление культуры Администрации г.о. Сызрань
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств №4»
городского округа Сызрань.
Методическая разработка к дополнительной предпрофессиональной образовательной программе
в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество», предметная область: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
предмет: ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ И РИСОВАНИЕ.
Тема программы: «Силуэт» третий год обучения блок «Графика».
Автор:
Преподаватель ДШИ №4
Сергеева Людмила Анатольевна
Сызрань 2017.
Содержание
Введение
Основная часть.
Заключение.
Приложения.
Введение.
Аннотация.
Методическая разработка по теме «Силуэт» блок программы «графика» направлена на то что бы познакомит учеников 3 класса (возраст 8-10 лет) с одним из способов художественной выразительности, причём не только в графических средствах (тон, штрих), но и в цвете.
В разработке подробно раскроются способы решения проблемы «Силуэта» в ученических рисунках, а так способы знакомства, изучения и формирования навыков работы с силуэтом у учеников в данной программе и с данными программными требованиями.
Разработка будет полезна и найдёт своё применение у преподавателей спец. дисциплин в школах искусств и художественных школах, изо. студиях, кружках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Тема силуэта в искусстве и тем более преподавательской деятельности является очень актуальной, ведь силуэт это не только способ художественной выразительности и реализации художественного замысле художника, но и важный аспект формирования у юного художника гармоничного восприятия тона и цвета предметов.
«Силуэт (фр. silhouette) -- плоскостное изображение, прием работы, средство художественной выразительности, а также вид графики. Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения». Это базовое определение этого слова, которое встречается во многих учебных и методических пособиях.
Но задачей преподавателя в разработке данной темы программы заключается в основном в том, чтобы ученик, чётко понимал, осознавал и отображал.. предметы в пространстве, среде и композиции листа, в своём образном композиционном решении. Ведь основная ошибка учеников, встречаемая в работах, это потеря формы предметов, образов главных героев, за счёт близости создаваемых тональных и цветовых пятен.
Разрешением проблемы служит проработка и исключительное внимание к теме «Силуэт», не только как графической технике (тёмные пятна на светлом фоне или светлые пятна на тёмном фоне), но и силуэты тональной насыщенности цвета, и его контрастность, и силуэты цветов по отношению друг к другу.
Создание небольших графических силуэтов на первых этапах знакомства с темой и постепенное усложнение задач в старших классах это обязательные задания для устранения ошибок в создании сложных станковых, прикладных композиций, а так же ученических работ по предметам «Рисунок» и «Живопись».
Основная часть.
Данная методическая разработка направлена на знакомство учеников 3 класса с силуэтом и выполнение практического задания.
В календарно-тематическом планировании в данной программе, теме силуэта уделяется 4 ученических часов, аудиторного времени и 4 ученических часа на самостоятельную работу во внеаудиторное время. Ученический час продолжительностью в 40 минут. Недельная нагрузка учеников по предмету «Основы изобразительной грамоты и рисования» -2 урока.
№ |
Наименование раздела, темы |
Вид учебного занятия |
Общий объем времени (в часах) |
||
Мак Максимальная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные |
|||
1. Раздел «Графика» |
|||||
1.1 |
Равновесие |
урок |
4 |
2 |
2 |
1.2 |
Статика. Динамика |
урок |
4 |
2 |
2 |
1.3 |
Силуэт |
урок |
8 |
4 |
4 |
1.4 |
Шахматный прием в декоративной графике |
урок |
8 |
4 |
4 |
1.5 |
Перспектива |
урок |
8 |
4 |
4 |
«Слово силуэт произошло от французского «silhouette», по имени французского министра 18 века Э. де Силуэта, поборника жесткой экономии хозяйствования, на которого была сделана карикатура в виде теневого профиля. Сам он также занимался вырезанием силуэтов из черной бумаги.
Силуэт подобен тени объекта. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства. В этой технике исполняются обычно профильные портреты и несложные композиции. В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне. В таком рисунке внешние очертания объекта должны быть очень выразительны, без лишних деталей.
Контур должен быть очень чётким. Портреты в технике силуэта делаются, как правило, в профиль. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами. Силуэты были известны в Древнем Китае, Японии и других странах Азии. В Европе как самостоятельный вид графики искусство силуэта сформировалось в первой половине XVIII в. во Франции. В России искусством силуэта особенно увлекались известные художники Ф. Толстой, Добужинский, Е. Кругликова, А. Бенуа.»
Теоретический материал должен быть не очень сложный и все не понятные ученикам термины и слова надо объяснять. Всегда удобно работать в диалоге с классом, важным будет поставить классу задачу, обозначить общую проблему и попробовать решить её совместно, позволив каждому ученику высказать свою точку зрения.
( Что такое силуэт? А где в повседневной жизни встречается это понятие? В моде, искусстве, журналах, кино?)
Важно натолкнуть на правильное решение и плавно привести учеников к мысли, что они сами догадались и раскрыли проблему, справились с задачей. Современный ребёнок всегда ориентирован на успех, и создать ситуацию успеха, преподавателю совсем не сложно.
Иллюстративный ряд и репродукции великих мастеров, всегда натолкнут ребёнка на размышления и создадут ряд образов в его голове, в этот момент важно ориентировать учеников на необходимый учителю результат и не уйти в абстрактные обсуждение. Учителю важно держать концентрацию внимания класса.
2. Этот этап когда ученики знакомятся с темой будущей работы, осознают, важность и сложность её выполнения. Ученикам предлагается создать эскизы к теме «Дерево».
И уже на этом этапе ученики, хотят знать какой, конечный результат они должны получить. Поэтому учитель должен проработать тему, точно знать какой будет результат и показать его ученикам. Но тогда ученики будут ориентироваться на работу учителя и создадут подобные работы, и именно это может исключить момент «личного творчество», что не всегда хорошо и в некоторых случаях является ошибкой педагога. Ведь фантазия, мысли и чувства ученика во многих случаях тоньше, чище и лучше чем у педагога и в данном аспекте ребёнок должен иметь возможность самовыражения. В таком случая выходом из проблемной ситуации будет подробный рассказ учителя.
Учитель – актер, должен так эмоционально, ярко и в то же время последовательно рассказать про ведение работы, обозначить её этапы и смысл каждого и них, что в голове у ребенка уже будут образовываться лично им созданные варианты будущей работы, которую ему поможет создать преподаватель.
Эскизы к теме «Дерево», ученик разрабатывает ан формате А4 карандашом.
3. На данном этапе ученики создают фон будущей работы, где уже сталкивается с изучаемым понятием. Ученику предлагается в сводной форме поделить лист бумаги на куски. Учитель ставит задачи применить классические цвета силуэта (белый, чёрный) и закрыть определённые части листа (гуашью, декоративное заполнение плоскости, без разводов и мазков, аккуратность), далее применяются силуэты в одном цвете (тёмный синий, синий с белилами, светлый тон синего), также заполняются обозначенные плоскости листа, затем выбираются два цвета контрастные по тону и цвету (оранжевый, синий) и таким же образом наносятся на лист.
В этом этапе важно чтобы света палитры не соприкасались друг с другом на листе, а так же требуется аккуратность в работе с красками. Работа должна обязательно просохнуть.
4.Этот заключительный этап предполагает применение и закрепление знаний по теме «Силуэт». По просохшему листу, мягким карандашом ученики наносят линейно, созданный и предварительно разработанный эскиз дерева.
Затем ученики приступают к работе цветом, им необходимы те же цвета, что они использовали при выполнении фона рисунка. И вот именно на этом этапе и пойдёт серьёзная мозговая деятельность ученика, по созданию силуэтов веток и ствола дерева. Ведь необходимо на белых участках фона сделать элементы дерева чёрным цветом, на тёмных наоборот и так далее. На светло синем - тёмно синий, на оранжевом - синий и наоборот. Важно выполнять работу аккуратно и последовательно, не смазав фоновый слой гуаши и не объединить цвета.
Ученики, как правило, внимательны и стараются выполнить свою работу аккуратно. Преподаватель на всём протяжении работы в устной форме помогает ученику, проявляет участие и положительное отношения, влияет на общий психологический климат класса.
По завершении работы следует анализ выполненного задания и закрепление теоретических знаний о силуэте. Ученики любого возраста очень любят общение и готовы анализировать свои и чужие работы, выявляя ошибки и демонстрируя своё положительно отношение к другим ученика, а так же знания по предмету. И этим стремлением всегда должен пользоваться преподаватель, умело лавируя в характеристиках учеников и выявляя психологические проблемы класса.
Используемое оборудование: Парты стулья, мольберты, планшеты, иллюстративный материал, листы бумаги А3 А4, карандаши, гуашь, кисти синтетика №8,6,4, палитра, стаканчик.
3.Заключение.
«Силуэт» - это один из способов выразить художественный замысел. Каждый юный и зрелый художник должен знать и уметь применять силуэты в своих работах. Для этого необходимо развивать свои творческие умения и профессионализм.
Данная методическая разработка и подробные методические рекомендации по теме призваны решить проблемы педагогов при реализации педагогической деятельности, научить их разрешать психологические проблемы внутри коллектива учеников, и направлять их фантазию в творческое позитивное русло.
Приложение.