12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Евдокимова18

ДОЛОЙ БЕЗГРАМОТНОСТЬ!

Пишу без ошибок.

(рекомендации нейропсихологов)


Можно долго говорить о новаторских методах обучения, о реформах в сфере образования, о внедрении ИКТ-технологий в систему образования и многом другом, однако количество детей с трудностями овладения письмом и грамотностью увеличивается. Трудности письма и чтения, которые возникают у школьников, сохраняются и в их взрослой жизни: даже закончив школы и институты, они остаются безграмотными. Смириться с такой ситуацией нельзя.

Грамотность складывается из трех основных аспектов. Первый из них — нейропсихологический, включающий в себя функциональную готовность ребенка к письму, т. е. достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать. Второй аспект — социально-педагогический, в котором важно учесть характер общения ребенка со взрослым, его игровое развитие в дошеольном возрасте, отношение в семье к чтению. Третий аспект — психологический, т. е. уровень мотивации ребенка к занятиям письмом, чтением и к обучению вообще. Все три аспекта являются необходимыми составляющими грамотного письма, взаимодействуя друг с другом и зависят от другого.

Рассмотрим одну из проблем в обучении — ребенок не может запомнить словарные слова.

Словарный диктант — один из самых сложных видов работ. Основная трудность заключается в том, что дети не знают КАК запоминать слова. Работая над заучиванием словарных слов, важна СИСТЕМНОСТЬ - это первое правило педагогики, на котором основаны все методики.

Нейропсихологи рекомендуют воспользоваться алгоритмом запоминания независимо от того, какое слово — легкое или трудное, короткое или длинное и т. д. Алгоритм работает всегда!

Алгоритм.

1. Объяснить значение слова.

Очень часто трудность запоминания связана с непониманием значения, а иногда объяснение значения ассоциативно помогает запомнить и написать правильно.

2. Орфографическое чтение вслух.

Это просто необходимо, потому что дети помогают себе, проговаривая слова при письме именно так, как они пишутся, и неосознанно выбирают тот вариант, который подходит и совпадает с тем, который слышали.

3. Одновременно писать и произносить словарное слово.

Это можно делать и дома, и в кассе, желательно писать цветным фломастером или карандашом. При таком подходе мы «работаем» сразу на два типа детей: визуалов и аудиалов.

4. Записать по памяти.

5. Проверить по образцу.

Ошибку исправляем, а рядом прописываем еще раз слово, проговаривая его.


Способы, облегчающие запоминание словарных слов

Образное представление словарного слова: картинка, картинка в графическом оформлении слова, семантическая карта (приложение 1).

Сначала надо объяснить ребенку, как рисовать картинку и на что обращать внимание. Вот после этого ребенок пусть сам фантазирует!

Конечно, не всегда и не все слова можно нарисовать. В таком случае можно привлечь аудиальную «подсказку», т. е. связать слово с мнемоническим представлением. К изучаемому слову надо подобрать такое слово, которое всегда на слуху и легко запоминается, а самое главное, имеет схожее звучание со словарным словом (КОСТя в КОСТюме. Катя на Картине).

Если слово русское по происхождению, то проще всего обратиться к его этимологии. Происхождение слова объясняет его написание. (платье и платок — в основе этих слов лежит древнерусское слово «плать», что означает «кусок материи»).

Облегчает и вносит разнообразие в запоминание словарных слов их тематическая группировка (приложение 2). Затем составляем рассказы по уже изученным словам.

Также можно распределить слова по схожести орфограмм (приложение 3).


Способы запоминания и проверки словарных слов


орфографическое проговаривание словарных слов

написание его в воздухе пальчиком или кончиком носа

различные игры и упражнения и т. д.


Запоминание по сетке

Написать слово крупными печатными буквами. Подчеркнуть каждую букву. Чкрез некоторое время стереть буквы. Задача ребенка назвать буквы, можно вразброс.

В О К З А Л


«Устный кроссворд»

Ребенку предлагается узнать слово, а он называет его и записывает. При выполнении такого упражнения актуализиркется значение слова и закрепляется связь значения с акустическим образом слова.


«Древнерусское письмо»

Предложите написать слова под диктовку, но только согласными (вы диктуете те слова, в которых нужно запомнить написание согласных), или гласными, если нужно запомнить слово с проблемными гласными.

еоие (велосипед), аоаоия (лаборатория) и т.д


Составление словосочетаний с теми словам, написание которых формируется

Составить словосочетания, чтобы слова в них начинались на одинаковую букву. Задание имеет смысл, когда используется несколько словарных слов на разные буквы.

шофер шустрый

салют сияет

жонглер Жора

футбол французский

Затем закройте левый столбик и попросите, чтобы ребенок вспомнил словарные слова, опираясь на слова из правого столбика и воспроизводя тот образ, который был им создан.


«Метод Цицерона»

Каждое слово написать на отдельном листе и расставить их по комнате. Через некоторое время ребенок «собирает» слова, проговаривая их орфографически.


Словарное лото

Используются карты со словарными словами. Правила игры такие же, как и во всех лото.


«Парочки»

Это известная игра, которую используют для развития памяти и внимания. Парные карточки со словарными словами переворачивают «рубашкой» наверх. Первый игрок открывает 2 любые карточки, если на них написано одно и тоже слово, то он берет их себе и открывает другую пару карточек. Если же 2 карточки не сошлись, игрок возвращает их на место. Игра, заканчивается, когда разобраны все парные карточки. Выигрывает тот, кто больше соберет парочек.


«Трудные слова»

Для игры нужны карточки с написанными на них словарными словами, в которых выделены проблемные буквы, чем больше их выделено, тем лучше. Количество карточек может от игры к игре увеличиваться. Перед началом игры каждый получает равное количество карточек. Первый игрок выкладывает карточку, четко проговаривая слово, особенно выделяя проблемные буквы. Противник должен найти у себя карточку со словом, в которой выделена одна из проблемных букв, и положить ее сверху. Выигрывает тот, кто первым выложил все карточки. А проигравший придумывает смешное предложение с оставшимися у него словами.


Это всего небольшая часть игр и упражнений для развития грамотности подрастающего поколения. Если последовательно и регулярно выполнять их, то результат не заставит себя ждать. Всегда нужно верить в лучшее и все получится!

Не забывайте подкреплять достижения ребенка ободряющими словами:

Неужели ты это сам придумал?!

Ты на совесть потрудился! Я тобой горжусь!

Приятно посмотреть на твою работу!

Видишь, какие у тебя замечательные способности!

Посмотри, ты же сам справился!

Это трудное задание, но ты его выполнил отлично!





Литература


Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М., 1997.

Соболева А.Е. Когда учитель плачет...// Директор школы, 2006, № 3.

Емельянова Е.Н., Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. - Спб. Питер, 2008.

















Приложение 1. Семантическая карта




t1592333788aa.png





























Приложение 2. Список слов, распределенных тематически







t1592333788ab.png





t1592333788ac.png






Приложение 3. Слова с удвоенными согласными




t1592333788ad.png











t1592333788ae.png

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.