12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина Васильевна101
Работаю воспитателем с детьми с нарушениями интеллекта. Работу свою люблю.
Россия, Приморский край, с. Екатериновка
Материал размещён в группе «Обучение и воспитание детей с ОВЗ. »



КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

«ЕКАТЕРИНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ – ИНТЕРНАТ»




t1707796653aa.jpg



Методические рекомендации педагогам



«Обучение детей с тяжёлой умственной отсталостью

играм с водой и песком»



t1707796653ab.jpg



Разработала:

воспитатель Чулкова М.В.

группа «Белоснежка»








с. Екатериновка

2022




1.Особенности детей с тяжёлой умственной отсталостью.

Психическое развитие ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью гораздо в большей степени зависит от педагогических условий, нежели развитие их нормально развивающихся сверстников.

Согласно положению, сформированному Л.С. Выготским, ребёнок с интеллектуальной недостаточностью, может воспринимать и понимать окружающий мир, однако не в состоянии это сделать теми способами, которыми пользуется его сверстник с нормальным развитием. Только при наличии адекватной коррекционно-развивающей помощи он может овладеть необходимыми знаниями и умениями.

Одним из важнейших приоритетов в обучении детей с тяжёлой умственной отсталостью является игровая деятельность. Это обусловлено важнейшим значением игровой деятельности в социально - личностном, эмоциональном, умственном развитием ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью, а также её большими коррекционными возможностями. Однако игры для «особых» детей становятся источником познаний лишь в том случае, если созданы условия для игровой деятельности. Эти условия позволят включить ребёнка в процесс коррекционно-воспитательной работы, одним из элементов которой является целенаправленное формирование первоначальных представлений о природном мире.

У детей с тяжёлой умственной отсталостью нарушены сенсомоторные функции, пространственно-временные представления и ориентировки, речь и т.д. В раннем возрасте для этих детей характерна низкая двигательная и познавательная активность, нарушение координации движений, что в дальнейшем отражается на формировании у них игровой, учебной и трудовой деятельности. Двигательные нарушения в большинстве своём обусловлены недостатками координационной сферы. Дети испытывают затруднения в выполнении сложно-координированных движений. У них снижена скорость и ловкость выполнения заданий, способность к ритмизации и дифференцированию силовых, временных и пространственных параметров движений.

Главной проблемой в процессе развития детей с тяжёлой умственной отсталостью является проблема координации движений. Нарушения в развитии координационных навыков затрудняют развитие всей сенсомоторной деятельности ребёнка.

Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражаются более всего на моторно-двигательном развитии детей, а именно на развитии координационных способностей. Дети с поражением ЦНС значительно позже, чем нормально развивающие дети, начинают удерживать голову, сидеть, ползать, вставать, ходить. Они с большим трудом овладевают умением хватать и удерживать предметы. Все эти недостатки обусловлены не только своеобразием развития движений, но и длительным отсутствием ориентировочной реакции.

У детей с тяжелой умственной отсталостью отмечается моторная неловкость, плохая координация движений, слабая переключаемость с одного движения на другое. Последнее особенно важно, так как является необходимым


требованием для осуществления предметных действий в ходе взаимодействия с природным материалом. Дети с отставанием в развитии значительно позже возрастной нормы и с большим трудом осваивают серии движений, играющих важную роль в формировании двигательных навыков, способствующих их пространственной ориентировке. У детей с тяжёлой умственной отсталостью существенно нарушена координация движений обеих рук (зрительно-двигательная координация), снижена двигательная память. Поэтому их двигательное, эмоциональное, умственное развитие отстаёт от нормы.

Дети не учитывают пространственные признаки предметов, действуют с силой, не используют «поисковую», результативную пробу, им требуется специальное обучение зрительных форм ориентировки в задании.

У детей прослеживается сенсорная недостаточность. Восприятие проблемного ребёнка отличается замедленностью и фрагментарностью, нарушениями зрительного и слухового внимания, сосредоточенности, идентификации и группировки по различным признакам. Все эти особенности вызывают у детей определённые трудности в процессе игр с природным материалом.

Отмечаются существенные нарушения функционирования отдельных анализаторов у детей с проблемами в сенсомоторном развитии (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического), что препятствует развитию игровой деятельности.

Своеобразие эмоционального и социально – личностного развития детей с тяжёлой умственной отсталостью проявляется в том, что на фоне общей эмоциональной обеднённости имеет место снижение эмоциональной отзывчивости, слабая реакция на «новизну», недостаточность мотивационной готовности к обучению. Такой ребёнок не проявляет интереса к сверстнику, поэтому не может овладеть средствами межличностного взаимодействия. Дети находятся рядом друг с другом, но не взаимодействуют. Все вопросы, возникающие в процессе взаимоотношений, решаются с помощью взрослого.

Особенно сложно для детей выполнения задания с участием речи, что проявляется в недостаточном понимании. У них отмечается значительный разрыв между наглядным и словесными компонентами пространственного анализа, что является следствием недоразвития речевых и мыслительных процессов

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно отсутствие интереса при выполнении игровых заданий, поверхностное соотнесение предметного и словесного содержания, они с трудом выполняют игровые задания, требующие сочетание внешнего и умственного действия, особенно системно-умственных действий.


2.Чем интересны игры с водой и песком?

Игры с природным материалом (вода, песок) имеют глубокие исторические корни. Они как бы «оживляют» генетическую память ребёнка, дают ему возможность сделать первые шаги в изучении окружающего его мира. В практической работе с детьми, много внимания уделяю играм с водой и с песком, т.к. они являются базовой основой формирования у детей физической «картины мира», не следует забывать, что в процессе взаимодействия человека с природным миром зародились первые игры.

Во время игры создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка, познавательный интерес, обогащается эмоциональный опыт. Песок и вода действуют на ребенка как магнит: забирают негативную психическую энергию, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка, успокаивается нервная система, происходит профилактика и коррекция их психического состояния.

Дети с удовольствием играют с водой и песком, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. А это очень важно для них, так как многие из них имеют проблемы с речью: кто-то мало говорит, кто-то плохо произносит звуки, кто-то вообще не говорит. Через игру развивается речь, рождается или усиливается чувство доверия, приятия, успешности.

3.Цели, задачи и содержание игр с водой и песком.

Основными задачами обучения детей играм с водой и песком являются:

- знакомство детей с различными природными материалами и их свойствами (вода горячая, холодная; песок сыпучий, сухой, мокрый; шишки колючие, жёлуди гладкие и т.п.);

- формирование у детей навыков и умений адекватно, бережно и осторожно действовать с природными материалами;

- развитие у детей орудийных действий: использование орудий и предметов для достижения цели, например, вылавливание ракушки сачком из воды, пересыпание песка совком, манки ложкой из одной ёмкости в другую;

- развитие познавательных функций рук детей: координации движений обеих рук со зрительным прослеживанием (захват, удерживание, приближение, поворачивание, вкладывание и т.п.);

- формирование у детей элементарных математических представлений;

- стимуляция речевой активности в процессе игр с природными материалами;

- стимуляция стремления действовать вместе с взрослым, по показу, по образцу и по словесной инструкции взрослого и наблюдать за преобразованием природных материалов;

- получение радости и удовольствия от игр с природными материалами.

Игры с водой и песком организуются в тёплом помещении или на улице в тёплое время года. Перед занятием проводится самомассаж рук, для которого используются различные массажёры, как специальные (мячи, валики, кольца), так и импровизированные (шишки, каштаны, орехи). Можно предложить детям опустить руки в ванночку или в тазик с тёплой водой на некоторое время. Затем, вытерев их насухо, растереть массажным полотенцем. Это стимулирует чувствительность кожи, активизирует кровоток, тренирует мышцы рук.


Основная цель проведения игр и упражнений с водой – формирование у детей представлений о её особенностях, о температурных характеристиках, о значимости воды для жизни животного и растительного мира, об изменчивости её формы в зависимости от формы ёмкости, в которую она наливается.


При проведении игр с водой необходимо учитывать особенности психофизического развития детей. Их сначала обучают различным игровым действиям: совместно с педагогом, по подражанию ему, по образцу предложенному взрослым, по словесной инструкции, самостоятельным.

Игры с водой на начальном этапе обучения проводятся индивидуально. В этом случае педагог становится единственным партнёром ребёнка по игре.

На следующих этапах обучения детей объединяют в группы с учётом сходных возможностей и предлагают им одинаковые по сложности игры. При объединении в одну группу с различным уровнем развития игровых навыков необходимо дифференцировать игровые заданию по степени сложности или привлекать к играм пары детей, взаимодополняющие друг друга.

Важную роль играют занятия с водой и в развитии речи детей. В играх с водой формируется навык речевого и неречевого общения детей. Эмоционально реагируя на температуру воды (холодная, тёплая), на действия с водой (брызгаться, поливать, вытираться, мыть, умываться), ребёнок гораздо быстрее усваивает речевые конструкции, предложные формы и т.д.


Основная цель проведения игр и игровых упражнений с песком - формирование у детей представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы ёмкости, в которую он насыпается или укладывается.

Сухой песок не сохраняет форму, рассыпается; песка может быть много или мало; его количество (объём) можно измерить с помощью какого-либо сосуда (стакана, чашки, миски, банки и т.п.); его можно пересыпать совком, ложкой, ладошками.

Игры с песком предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с особенностями развития детей: совместные действия детей и взрослых; действия по подражанию и по образцу; самостоятельные действия, которые отражают их собственный замысел.

Игры с песком на начальном этапе обучения также проводятся индивидуально. В этом случае педагог также становится единственным партнёром ребёнка по игре и сам предлагает ему образец разнообразных действий с песком. Педагог объясняет детям, как можно играть с песком (в зависимости от его состояния – мокрый и сухой), какие предметы и орудия могут быть использованы в играх.

В процессе подготовки к игре детям даётся возможность многократно исследовать песок. Им показываются действия, которые можно производить с этим сыпучим материалом, а также выполняются совместные действия, направленные на преобразование песка и т.п.

Такие игры с пересыпанием песка из одной ёмкости в другую с помощью вспомогательного предмета или руками дают возможность детям на собственном опыте установить свойства и особенности сухого песка.

В отличие от сухого, мокрый песок может сохранять форму того предмета, в который он был положен, и после того, как будет освобождён от этого предмета.

Игры с песком используются в процессе специализированных занятий, целью которых является математическое развитие, развитие речи, обучение конструированию детей с интеллектуальной недостаточностью. Такие игры формируют у детей представления о непрерывности, о величине и форме.


4.Принципы, методы и приёмы обучения детей с тяжёлой умственной отсталостью играм с водой и песком.


Коррекционно - развивающую работу по развитию игровой деятельности детей с использованием природного материала необходимо строить на основе различных дидактических принципов.

Принцип связи знаний и умений с жизнью. Игра с природным материалом тем понятнее и привлекательнее для ребёнка, чем её содержание ближе к его жизненному личному опыту. В связи с этим, содержание игр необходимо строить в опоре на имеющиеся у ребёнка знания и опыт деятельности. Таким образом, они будут актуальны, доступны и интересны для ребёнка на данный момент. Благодаря этому, игры с природным материалом будут способствовать уточнению, закреплению и расширению собственного действенного и чувственного опыта детей, обеспечивать развитие умения, применять имеющиеся знания и умения в новых ситуациях, для решения разнообразных проблемных задач. Это особенно важно для умственно отсталых детей, у которых опыт действия с предметами значительно обеднён, не зафиксирован и не обобщён.

Принцип доступности. Доступность игр с природным материалом предполагает обеспечение ребёнку возможности принимать активное участие в выполнении игровых действий. При этом степень самостоятельности ребёнка может быть различной. На этапе знакомства с новой игрой ребёнок может выполнять игровые действия вместе с взрослым. Взаимодействие с взрослым и интерес к деятельности являются основными показателями доступности, (то есть соответствия возможностям) игры для ребёнка. На этом закрепления соответствующих игровых действий предполагается самостоятельная деятельность ребёнка, поэтому ему предлагается хорошо знакомая игра.

Принцип системности, систематичности и последовательности, который определяет логику содержания знаний, навыков и умений, последовательный переход от одних играм к другим, расширенным и усложненным.

Обучать играм с природным материалом необходимо в двух направлениях:

1. Систематизация знаний, в том числе о качествах, свойствах природного материала.

2. Построение системы знаний об окружающем мире как базовой основы представлений о «картине мира».

Организация системных знаний об объектах природного мира осуществляется не простым объединением, как при систематизации, а путём анализа, выявления каждого объекта.

Системность и последовательность организации и проведения игр с природным материалом обеспечиваются чётким планированием, разбивкой содержания на отдельные «порции», установлением связи каждого предыдущего этапа с последующим.

Требование последовательности и систематичности обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью учитывается и при определении объёма знаний, проявляется в частой и многократной повторяемости игр при небольшом увеличении объёма и незначительном усложнении содержания.

Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Развивающим обучение может стать только тогда, когда оно построено с учетом уровня актуального развития ребенка, направленно в «зону ближайшего развития» и обеспечивает её расширение.

Обучая действиям с природным материалом, необходимо стремиться активизировать мыслительную деятельность детей. Для этого используются все доступные и значимые для развития дошкольников виды деятельности. Естественно, если речь идёт об играх с природным материалом, то ведущей будет игровая деятельность.

Наиболее благоприятной для реализации принципа воспитывающего и развивающего обучения является личностно ориентированная модель взаимодействия ребёнка и взрослого, и именно она должна стать одной из ведущих в системе коррекционно-развивающей работы с проблемными детьми.

Кроме того, воспитательные функции должны быть заложены уже в содержании игр, с помощью которого у детей формируется отношение к действительности. Воспитывающего эффекта коррекционного обучения можно достичь, используя познавательный потенциал природного материала: дети знакомятся с природным материалом, который они собирают вместе с взрослыми; они узнают о свойствах и качествах воды (живая и мёртвая вода), о предметах, которые являются результатами труда людей; у них формируются представления о бережном отношении к ним.

На протяжении всего обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточность игровой деятельности внимание взрослых должно быть направленно на развитие таких качеств, как организованность, дисциплинированность, целенаправленность, последовательность и т. д.

Принцип динамичности. Темп игр определяется педагогом с учетом специфики каждого ребенка, обеспечивая решение поставленных задач. Особенно важно обеспечить темп деятельности детей в случае, когда игра проводится с подгруппой детей. Как правило, степень владения игровыми действиями и темп деятельности детей, даже тогда их 3-5 человек, различны. Соответственно педагогу необходимо прилагать большие усилия, чтобы обеспечить единый темп деятельности. Для этого ему необходимо, например, оказывать некоторым детям индивидуальную помощь, чтобы они могли успевать за другими. Благодаря этому все дети в одно время решают игровую задачу и достигают результата игры.

Принцип вариативности. Для овладения знаниями и умениями нашим детям требуется гораздо большее количество повторений. Именно игра с природным материалом позволяет обеспечить необходимое количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к содержанию и деятельности. Для наших детей частое обращение к одним и тем же дидактическим играм и выполнение однотипных действий не столь утомительно, как для нормально развивающихся. Наоборот, дети с проблемами в интеллектуальном развитии предпочитают новым играм хорошо знакомые, участие в которых им удаётся без труда и доставляет удовольствие. Следование их желаниям может привести к тому, что они овладеют лишь ограниченным количеством игр и игровых действий и не смогут приобретённые знания и умения перенести в другую ситуацию на другой материал. Чтобы избежать этого и вместе с тем обеспечить повторность содержания и действий необходимо предлагать дидактическую игру в разных вариантах.

Вариативность игр можно достичь за счёт внесения изменений в материал, приёмы руководства игрой, место проведения игры, количество участников. Внесение изменений хотя бы в один из перечисленных элементов вносит в игру новизну

Изменение материала является самым простым способом возникновения нового варианта игры. Оно может происходить за счёт изменения несущественных свойств используемых предметов. Например, в играх с песком на формирование представлений о размере предметов можно варьировать за счёт увеличения (уменьшения) их количества, цвета, материала, из которого они сделаны.

Принцип активности и самостоятельности. Игры с природным материалом всегда предоставляют ребёнку возможность выполнять реальные действия с предметами для решения с их помощью проблемных ситуаций, что способствует приобретению личного опыта. Это особенно важно для детей с интеллектуальной недостаточностью, у которых опыт действия с предметами обеднён, слабо дифференцирован и не обобщён. Очевидно, что в дошкольном возрасте у них самостоятельность крайне низка, поэтому её активизация – это важнейшее условие их психомоторного развития в целом, а также овладения всеми видами деятельности.

Важным средством формирования самостоятельности как деятельности и личной характеристики ребёнка может стать игра с природным материалом. Хорошая организация применения игр в коррекционно-образовательном процессе позволяет постепенно у ребёнка предпосылки самостоятельной деятельности и желание проявлять самостоятельность при выполнении разнообразных действий. Главное условие успешности этой работы- правильное применение приёмов руководства играми детей. Началом формирования самостоятельной деятельности является совместное выполнение игровых действий взрослым и ребёнком. Благодаря этому ребёнок, у которого ещё малый собственный опыт, предметных и игровых действий, имеет возможность быстрее освоить образцы этих действий. Когда ребёнок понимает смысл и назначение действий, способ его выполнения, взрослый предлагает в аналогичной игре выполнить игровые действия по подражанию, затем по образцу и словесной инструкции.

Таким образом, предоставление ребёнку всё большей самостоятельности в игре происходит постепенно, с учётом его возрастающих возможностей, при постоянном контроле со стороны педагога и своевременном оказании им помощи ребёнку при возникновении трудностей на любом этапе освоения игровых действий.

В процессе работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью сохраняется представленная последовательность при применении игр, включающих новые игровые действия, независимо от возраста детей и этапа их обучения.

Принцип всесторонности и гармоничности развития детей.

В содержании игр с природным материалом, необходимо включать информацию о разных сторонах окружающей ребёнка действительности, привлекать умения и навыки из других видов деятельности, которыми в соответствии со своими индивидуально - типологическими особенностями может овладеть ребёнок.

Обучение играм с природным материалом осуществляется с помощью следующих методов:

1.Практических.

2.Наглядных.

3.Словесных.

Необходимым условием успешной работы по обогащению игрового опыта является применение следующих приёмов:

Проигрывание действий педагогом на глазах у детей.

Совместное выполнение игровых действий.

Выполнение действий по подражанию действиям педагога.

Выполнение действий по образцу, предлагаемому взрослым.

Выполнение действий по словесной инструкции.


5.Предметно - развивающая среда для обучения детей играм

с водой и песком.

Для проведения игр с водой и песком необходимо создать соответствующую предметно - развивающую среду. При создании предметно - развивающей среды целесообразно соблюдать следующие рекомендации:

Помещение для игр должно быть достаточно светлым, тёплым и уютным. Желательно, чтобы оно было оборудовано раковиной, где дети могли бы вымыть руки, набрать вместе с воспитателем воды и т.д.

Для удобства работы пол в комнате также должен быть выложен плиткой, чтобы мелкие неудачи (разлилась вода, рассыпался песок и т.д.) не вызывали больших проблем и затруднений в их устранении. Кроме этого, потребуются: водонепроницаемые пластмассовые или деревянные ящики или специальные столы для воды и песка, а также вода и чистый просеянный и прокаленные в духовом шкафу песок.

2. Обязательным условием проведения игр с водой и песком является наличие специальной одежды (халаты, фартуки, нарукавники из полиэтилена и т.п.), которые дети одевают перед игрой, чтобы не испачкать и не намочить свою одежду.

3. Для хранения игрового оборудования и материалов важным является наличие стеллажей. Они помогут удобно расположить разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы разных цветов и размеров, натуральные предметы домашнего обихода (разноцветные пластмассовые, деревянные, металлические кувшины, миски, ложки, кастрюли трёх-четырёх размеров, совочки, формочки, вёдра, сачки, лейки, бутылочки, сита).

4. Разнообразным должен быть игровой материал:

- природного происхождения: - камешки, различные по величине, форме и цвету, ракушки, жёлуди, орехи, листья, веточки, шишки, горох, фасоль, разноцветный песок и д.р., размещённые в разных емкостях.

- наборы мелких резиновых, пластмассовых игрушек:

а) фигурки людей и животных, птиц и пр.;

б) растения, (деревья, цветы, кустарники);

в) средства транспорт (машины, лодки, корабли и пр.);

г) постройки (мосты, ограды, ворота, загоны для скота);

д) пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры, игрушечные удочки с магнитами, счётные палочки, пуговицы и т. д.






t1707796653ac.jpg










t1707796653ad.gif








Игры с водой

«Теплый — холодный»

Цель: развитие дифференцирующих возможностей тактильного ана­лизатора, умения тактильно определять температуру воды.

Оборудование: две миски с теплой и холодной водой.

Ход игры: Перед ребенком находятся две миски с холодной и теплой водой. Взрослый вместе с ребенком попеременно опускает кисти рук то в холодную, то в теплую воду, параллельно комментируя возникающие ощущения.

Инструкция: «Посмотри, что в этих мисочках? Вода. Ой! Какая здесь холодная вода! Потрогай сам. Опусти ладошку в воду. Достанем скорей ручки, а то они совсем замерзнут! Опусти ладошку в эту воду. Здесь вода тёплая , ручкам хорошо в воде.».

Игру можно усложнить за счет увеличения количества емкостей до 3-4 ёмкостей.


«Цветная водичка»

Цель: закрепление представлений о цвете.

Оборудование: миски, наполненные водой разного цвета.

Ход игры: Перед ребенком находятся несколько (от 3 до 6) одинако­вых мисочек (диаметром 7 см), наполненных водой разного цвета, и иден­тичные по цвету кораблики. Взрослый предлагает ребенку найти воду оп­ределенного цвета (по названию цвета или на основе сличения с цветом кораблика) и опустить в нее соответствующий кораблик.

Инструкция: «Посмотри, какая в мисочках разноцветная водичка. Здесь красная, тут - зеленая и т. д. А здесь у нас кораблики разного цвета. Кораблики любят плавать по водичке своего цвета. Да­вай поможем каждому кораблику найти его водичку. Этот кораблик желтый. Найдём мисоч­ку с желтой водой. Пусти желтый кораблик поплавать в мисочку с желтой водой. Этот кораблик синего цвета. Найди водичку такого же цвета. Пусти кораблик туда поплавать. А для этого кораблика нужна водичка другого цвета. Таким образом, ребёнок размещает все кораблики.


«Соберем большие и маленькие камешки (ракушки)»

Цель: уточнение представлений о размере объектов «большой — ма­ленький», развитие ручной моторики.

Оборудование: ванночка с водой, большие и маленькие камешки.

Ход игры: Перед ребенком находится ванночка, наполненная водой. В нее помещены большие и маленькие камешки. Взрослый предлагает ре­бенку доставать рукой камешки и складывать их в миску (диаметром 10 см).

Инструкция: «Посмотри, в ванночке лежат камешки. Как их здесь много! Какие у нас камешки: они все разные. Достань рукой большой камешек и положи в эту миску. Теперь достань маленький...». Таким образом, действия повто­ряются несколько раз.

В качестве усложнения игры можно предложить ребенку склады­вать различные по величине предметы в мисочки разного цвета.



«Наведи порядок»

Цель: закрепление умения классифицировать предметы, уточнение представлений о цвете и количестве, о физических свойствах предметов (плавают — тонут), развитие мелкой моторики.

Оборудование: разнообразные небольшие предметы (камешки, ракушки, небольшие шишки и др.), ванночка с водой, три пластмас­совых стаканчика (синий, красный, зеленый).

Ход игры: Перед ребенком находится ванночка с водой, в которую помещены орешки (камешки, ракушки, шишки).

Инструкция: «Посмотри, что находится в ванночке. Сколько здесь интересного! Это камешки, ракушки, шишки. Все камешки, ракушки, шишки пе­ремешались. Посмотрим, сколько у нас всего. Достань и разложи все по стаканчикам (мисочкам). Достань камешек и положи в синий стаканчик,

шишку — в красный, а ракушки — в зеленый». После того как ребенок разложил все предметы по стаканчикам (мисоч­кам), можно обратить внимание на их количество (много, мало, больше, меньше, равно, одинаково и т. п.).

Если ребенку трудно раскладывать предметы с учетом цвета ста­канчиков, можно ему предложить более простой вариант действий. Ем­кости, куда необходимо складывать предметы, не отличаются друг от друга. Ребенку в данном варианте предъявляют следующую инструкцию: «Разложи предметы по местам. В эту мисочку собирай камешки, в эту -ракушки, в эту- шишки.


«Соберем большие и маленькие камешки (ракушки)»

Цель: закрепление представлений о размере предметов, развитие руч­ной моторики, умения классифицировать предметы по величине.

Оборудование: ванночка с водой, большие и маленькие камешки, две игрушки (большой и маленький медведи), две миски одного цвета: одна диаметром 9 см, вторая — 5 см.

Ход игры: Ребенок и взрослый находятся перед ванночкой, наполнен­ной водой. Взрослый говорит: «Сегодня к нам в гости пришли медведи — это большой папа-Медведь и маленький — Мишутка. Поздороваемся с медведями — «Здравствуй, папа-Медведь, здравствуй, Мишутка». Взрос­лый показывает ребенку корзинку с различными по величине камешками и говорит: «Медведи принесли корзинку, посмотри — в ней камешки! Они разные: здесь большие и маленькие камешки. Этот камешек боль­шой. Возьми большой камешек и брось его в воду. А те­перь брось маленький». Таким образом, взрослый и ребенок бросают камешки в воду, каждый раз оговаривая раз­мер предметов. После этого ребенку предлагается рукой достать камешки и сложить их в разные миски. «Медведи хотят, чтобы мы с тобой теперь поиграли по-другому. Нам надо собрать камешки. В большую миску для папы-Медведя мы будем складывать большие камешки, а в маленькую для маленького Мишутки — маленькие».

В качестве усложнения можно предложить миски разного цвета, но одинакового размера.


«Волшебная водичка»

Цель: развитие слухового внимания, ознакомление со звуками, возни­кающими в процессе различных действий с водой.

Оборудование: емкости с водой.

Ход игры: Взрослый производит разные действия с водой, сопровож­дая их словесными пояснениями. Он показывает, как вода капает, льется, журчит и т. д.

Инструкция: «Посмотри, что здесь в бутылочках, мисках? Пра­вильно — это вода. Но это не простая вода, она волшебная, и с ней можно поиграть. Смотри, что я сейчас буду с ней делать. Вода может капать. Вот так: «кап-кап». Попробуй сам сделать так же. Как капает водичка? Пока­жи». Ребенок вместе с взрослым осуществляет различные действия с во­дой, сопровождая их речью.


«Вода грязная и чистая»

Цель: уточнение знаний о чистой и грязной воде в ходе практических действий.

Оборудование: две миски с чистой водой, песок.

Ход игры: Перед ребенком находятся две миски с чистой водой.

Инструкция: «Посмотри, здесь вода. Какая она чистая, прозрач­ная! Опусти ручки в водичку. Ты видишь свои ручки. А в этой миске чистая вода? Опусти в нее свои ручки. В ней тоже хорошо видны пальчики. Здесь также чистая вода. Сейчас мы в одну мисочку добавим песок. Возьми песочек од­ной рукой и положи его в водичку. Размешай ее. Вот гак. Посмотри, какой стала вода. Вода грязная, мутная. Опусти в нее ручки. Ты не видишь свои пальчики. А теперь опусти ручки в другую мисочку. А здесь хорошо видны ручки. Здесь вода чистая».

В ходе поочередного опускания рук то в одну, то в другую миску вы­ясняется, что в одном случае руки видны хорошо, а в другом — плохо. Кроме того, взрослый обращает внимание на то, что после грязной воды обязательно надо вымыть руки.


«Купание кукол»

Цель: совершенствование игровых действий, развитие бережного от­ношения к кукле, обогащение представлений о свойствах предметов окру­жающего мира, активизация эмоциональной сферы.

Оборудование: ванночка с водой, мыло, полотенце, мочалка, неболь­шая кукла-голыш.

Ход игры: Взрослый предлагает купать куклу. Вместе они уточняют название, свойства; и назначение предложенных предметов.

Инструкция: «Сегодня мы с тобой будем купать куклу Машу. Она очень любит мыться. Купать мы её будем в ванночке. Нальём в ванночку тёплую воду». Вместе с ребенком взрослый наливает воду в ванноч­ку и сажает туда куклу. Все действия сопровождаются соответствующими речевыми высказываниями. Взрослый предлагает ребенку помыть куклу, последовательно выполняя действия и уточняя по ходу, что он делает.

Подводя итог, педагог обращает внимание ребенка на то, что Ма­шенька стала чистая, но ей холодно, надо быстро завернуть ее в полотенце, чтобы она не простыла.

Если ребенок хорошо освоил данную игру, в последующем можно предложить ему помыть куклу самостоятельно при наличии лишь косвен­ного руководства со стороны взрослого.


«Дождик»

Цель: обогащение знаний о свойствах воды, активизация эмоциональ­ной сферы, развитие точности и координации движений.

Оборудование: две лейки с водой, ванночка для воды.

Ход игры: Ребенок находится перед ванночкой с водой. В руках у взрослого лейки с водой.

Инструкция: «Посмотри, у меня лейки, в них вода. Смотри, что я сейчас буду делать. (Взрослый наклоняет лейку с во­дой.) Это похоже на дождик. Посмотри, как капает маленький дождик: кап-кап-кап. Посмотри, как капает большой дож­дик. Попробуй сделать так же». Взрослый предлагает ребенку самому сделать дождик с помощью лейки. Если ребенок затрудняется поднять и наклонить лейку, то взрослый осуществляет эти действия вместе с ним.


«Перелей воду (из бутылочки в ведро, из бутылочки в лейку, из кувшина в лейку, бутылочку и т. д.)»

Цель: развитие координации движений обеих рук, зрительно- двигательной координации.

Оборудование: две пластиковые небольшие бутылки с горлышком диаметром 3—4 см, одна из которых наполнена водой.

Ход игры: Перед ребенком находятся две бутылки. Ребенку предлага­ется перелить воду из одной емкости в другую. При этом взрослый обра­щает внимание на то, чтобы горлышко бутылки, из которой переливают воду, находилось точно над горлышком бутылки, в которую наливают во­ду. При необходимости помогает ребенку совмещать отверстия.

До проведения такой игры необходимо проводить игры на перелива­ние воды, используя емкости с широким горлышком (ведро, кувшин с ши­роким горлышком, баночки, стаканы и др.). Усложнять игру можно за счет постепенного уменьшения диаметра емкостей и увеличения их коли­чества.


«Чашка и ложка»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений, умения ис-пользовать предмет-орудие.

Оборудование: миска с водой, чашка и столовая ложка.

Ход игры: Чашка и столовая ложка могут помочь ребенку научиться наливать жидкость. Взрослый показывает, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку.

Инструкция: «Сегодня мы будем играть с водой. Посмотри, вот она в миске. Я покажу, как можно ложкой наливать воду в чашку. Смотри, ник надо это делать. А теперь попробуй сделать так же сам».





Игры с песком


«Сухой-влажный песок»

Цель: уточнение знаний о свойствах песка («сухой-влажный»), развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики.

Оборудование: две ёмкости с водой (в одной-сухой песок, во второй-влажный), формочка, совок, мельница.

Ход игры: Перед ребёнком находятся две ванночки (два подноса) с сухим и влажным песком. Взрослый предлагает ребёнку попеременно опускать руки в песок, определить, где сухой, а где влажный песок.

Инструкция: «Посмотри, в ванночках песок. Опусти ладошки в эту ванночку, потрогай песок, возьми его в ладошки. Это песок сухой – он пересыпается, убегает с ладошки. А сейчас опусти ладошки в эту ванночку. Этот песок влажный – он с ладошки не убегает. Из влажного песка можно что-нибудь слепить, а из сухого нет. Давай поиграем с песком». Взрослый предлагает ребёнку сначала попробовать сделать куличики с помощью формочки и совка и из сухого и из влажного песка. После этого, используя игрушку мельницу, определить. Какой песок пересыпается лучше – сухой или влажный. На основании проведённых опытов педагог и ребёнок вместе определяют, какой песок лучше пересыпается, а из какого лучше лепятся куличики.

Игру можно усложнить за счёт увеличения количества ёмкостей и выполнения из песка формочек разных предметов.


«Найди мышку»

Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, формирование интереса к игровым действиям.

Оборудование: небольшая резиновая или пластмассовая игрушка – мышка; глубокая ёмкость, наполненная песком.

Ход игры: Предварительно, до начала игры, взрослый прячет в сухой песок мышку так, так, чтобы её не было видно. Затем предлагает ребёнку найти в песке игрушку.

Инструкция: « Сегодня к нам в гости кто-то пришёл и спрятался здесь в песке. Ты хочешь узнать, кто это? Давай вместе попробуем его найти. Смотри, как это надо делать. Ищи вместе со мной». После того, как игрушка будет найдена, ребёнок и взрослый радуются появлению мышки, здороваются с ней. Взрослый предлагает поиграть с найденной игрушкой. Мышка бегает по песку. Оставляя следы.

Игру можно видоизменить, поместив предварительно игрушку во влажный песок. Усложнить игру можно за счёт увеличения количества спрятанных игрушек. Сначала это одна мышка, затем две, Затем три-четыре (мышиная семейка). После этого могут быть разные игрушки и предметы ( шарики, кубики, бруски и др.).



«Печём куличик»

Цель: закрепление представлений о величине («большой» — «малень­кий»), о свойствах песка («влажный» — «сухой»), развитие мелкой мото­рики и координации движений.

Оборудование: большое и маленькое ведро, песок, небольшая игруш­ка (медведь), ванночка с песком.

Ход игры: Ребенок находится перед ванночкой с песком. Взрослый предлагает ему «испечь кулич» для Мишки.

Инструкция: «Посмотри, к нам пришел в гости Мишка. Откуда он пришел? Из далекого леса. Во время пути он сильно проголодался. Но мы можем ему помочь. Испечем для Мишки куличи и угостим его. Мы сделаем большой и маленький куличики из песка». Педагог показывает ребенку большое и маленькое ведра, уточняется их размер. «Ты бу­дешь делать маленький кулич и тебе понадобится маленькое ведро. А я возьму большое ведро. Значит, у меня получится большой кулич. Чтобы сделать куличи, нам понадобится влажный песок. А в нашей ванночке песок сухой. Из такого песка не получится кулич. Что же нам надо сделать?» Взрослый и ребенок вместе на­ливают воду в ванночку с сухим песком, все перемешивают и в результате песок становится влажным. «Берем влаж­ный песок и наполняем им ведро. Смотри, как я это буду делать». При этом важно, чтобы песок лежал плотно, верхняя граница содержимого вед­ра находилась на уровне краев ведра. После того как ведра будут наполне­ны, взрослый показывает, как следует перевернуть ведро, чтобы получился кулич. При необходимости ребенку оказывается помощь. Затем педагог похлопывает по дну и краям ведра, после чего аккуратно его поднимает. Перед ребенком получаются два кулича, большой и маленький, еще раз уточняется размер, и ребенок вместе с взрослым угощает гостя.

Эту игру можно использовать в различных постепенно усложняю­щихся вариантах. Усложнения можно достичь за счет:

использования большего количества больших и маленьких формочек,

использования формочек 3-4 размеров,

привлечения к участию в ней второго ребенка.


«Следы на песке»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, совер­шенствование движений ладоней и пальцев.

Оборудование: поднос с песком.

Ход игры: Ребенок находится перед подносом с песком. Взрослый предлагает на ровной поверхности песка делать вместе отпечатки внутрен­ней и внешней стороной ладоней. При этом он обращает внимание на то, что нужно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, привлекает внимание ребенка к возникающим ощущениям и предлагает рассказать о них само­стоятельно, или отвечая на вопросы взрослого. Далее можно предложить ребенку «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзаго­образные и круговые движения (как машинки, санки и др.).

Инструкция: «Посмотри, как машинка сейчас поедет. А теперь попробуй ты. Сделай так же».

Затем можно предложить ребенку выполнить аналогичные движения, поставив ладонь на ребро (змейка ползет), двумя пальцами (мальчик на лыжах поехал) и т. д.

Кроме того, можно «пройтись» ладошками по ровной поверхности песка, оставляя на нем свои следы (топает большой медведь); пальчиком (бежит маленькая кошка); кулачками (прыгает зайчик); костяшками кистей рук и т. п. Каждый раз взрослый и ребенок оговаривают, на чей след похож тот или иной отпечаток. Важно прибегать к разным ассоциациям.

На первых порах эту игру следует проводить с сухим песком, а затем с влажным. При этом взрослый выполняет движения вместе с ребенком, поощряя его действия. Если ребенок затрудняется в выполнении дейст­вий, следует их выполнить вместе с ним. Позже к этой игре взрослый может подключить второго ребенка и выступать в роли организатора деятельности двоих детей.


«Наполним песком большой и маленький кувшин»

Цель: закрепление представлений о величине («большой» — «малень­кий»), умения сравнивать предметы по величине, развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики и координации движений

Оборудование: два кувшина (большой и маленький), песок.

Ход игры: Перед ребенком находятся два кувшина, разных по величи­не: большой и маленький. Взрослый, предварительно уточнив их размер, предлагает ребенку по очереди наполнить их сухим песком. При этом ре­бенок должен одной рукой удерживать кувшин, а другой наполнять его. После того как кувшины будут наполнены, взрослый и ребенок обсужда­ют, где песка больше и почему.

Данную игру можно усложнить, используя в процессе наполнения ем­костей песком дополнительные предметы-орудия: ложка, совок, неболь­шая миска и т, п. Вместо кувшинов можно использовать пластмассовые бутылки с узким горлышком.

В этой игре вместо песка может быть использована манная крупа.


«Много — мало»

Цель: закрепление представлений о количестве («много» — «мало»), развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики.

Оборудование: ванночка, наполненная влажным песком.

Ход игры: Перед ребенком находится ванночка, наполненная влаж­ным песком. Взрослый предлагает ребенку взять в одну руку много песка, а в другую- мало и просит по очереди поднимать руку, где много (мало) песка. После этого взрослый оговаривает, сколько песка в одной и в другой руке.

Инструкция: «Посмотри, это песок. Потрогай его. Песок влажный. Посмотри, я сейчас возьму много песка в одну руку, а в другую — мало. Теперь ты возьми в одну ручку много песка, а в другую мало. Подними руку, где у тебя много песка. А теперь подними, где мало.





«Собери урожай»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений, закрепле­ние навыка счета.

Оборудование: ванночка с песком, набор игрушек из игры «Собери урожай» (пластмассовые яблоки, ведра, деревья), небольшая игрушка — мышка.

Ход игры: Перед ребенком на песке находятся деревья с яблоками. Ре­бенку предлагается для мышки собрать в ведерко яблоки.

Инструкция: «Посмотри, какой у нас замечательный сад. Что растет на деревьях? Правильно — яблоки. Сегодня к нам в гости пришла Мышка. Она хочет отнести яблоки своим мышатам. Нужно помочь Мышке собрать яблоки. Я буду собирать яблоки в это ведро, а ты — в это. Посмотри, как это нужно делать. Яблоки снимаем по одному и укладываем каждое яблоко в ведерко. Посмотри, у нас получились полные ведра. Мышка нам говорит «спасибо». До свидания, Мышка, приходи еще».

В качестве усложнения и для закрепления навыка счета в данной игре можно предложить ребенку собрать определенное количество яблок, со­считать собранные яблоки либо сравнить количество яблок в двух ведрах.

«Рисуем на песке»

Цель: развитие графомоторных навыков, воображения, мелкой мото­рики, координации движений.

Оборудование: поднос с сухим песком.

Ход игры: Ребенок и взрослый сидят за столом, на котором находятся два подноса с сухим песком; если ребенку удобно, то играть можно стоя у стола. Педагог, рисуя указательным пальцем на песке незатейливые рисун­ки (солнышко, заборчик, дорожки, капельки дождя, колобок, ручеек, ма­шинку и т. д.), предлагает ребенку сделать то же самое.

Инструкция: «Посмотри, какое я сейчас нарисую солнышко. На­рисуй такое же». Если ребенок испытывает затруднения, на первых порах можно рисовать, управляя его рукой.

Аналогичное упражнение можно проводить на влажном песке или манной крупе и т. д.

В качестве усложнения можно предложить детям рисовать не ру­ками, а специальной палочкой.


«Печем большие и маленькие пирожки»

Цель: закрепление представлений о свойствах песка («сухой» — «влажный»), представлений о величине («большой» -— «маленький»), развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, координации дви­жений обеих рук.

Оборудование: ванночка с песком, два подноса (большой и маленький).

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку испечь пирожки для мамы. Перед ребенком находится пластмассовая ванночка с сухим песком. Взрослый предлагает ребенку опустить руки в ванночку и определить на ощупь, какой песок: сухой или влажный. Вместе они выясняют, что из су­хого песка лепить нельзя.

Инструкция: «Мы с тобой сегодня будем печь пирожки. Посмот­ри, в ванночке песок. Потрогай его. Песок сухой. Давай попробуем из него что-нибудь слепить. У тебя не получается, и у меня тоже не получается. Что же нам надо сделать? Надо добавить воду. Возьми лейку с водой и аккуратно наливай воду в ванночку с песком». По­степенно добавляя воду, взрослый и ребенок «замешивают тесто» двумя руками до тех пор, пока песок не станет однородной массой, из которой можно что-нибудь слепить. «Наше тесто уже готово. Теперь из него полу­чатся хорошие пирожки. Давай попробуем их сделать. Сначала мы с тобой будем «печь» большие пирожки и укладывать их на большой поднос. По­смотри, как я делаю большой пирожок. Вот какой красивый получился — положу его на большой поднос. А сейчас сделаю маленький пирожок. Этот пирожок положу на маленький поднос. Помоги мне сделать остальные пи­рожки». Взрослый показывает, как надо сделать ладони лодочкой, обраща­ет внимание на то, сколько нужно взять песка, для того чтобы «испечь» большой или маленький пирожок, каким образом следует перекладывать песок из одной руки в другую, чтобы получился пирожок определенного размера. Взрослый и ребенок лепят то большие, то маленькие пирожки, сопровождая свои действия речью и выкладывая большие пирожки на большой поднос, а маленькие — на маленький.

Выполняемые действия можно сопровождать стихотворными текста­ми типа: «Я пеку, пеку, пеку, деткам всем по пирожку...».

В качестве усложнения можно предложить ребенку «испечь» задан­ное количество пирожков определенного размера.


«Просеиваем песочек»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений обеих рук.

Оборудование: ведро с сухим песком, лопатка, сито, мисочка диамет­ром 7 см.

Ход игры: Педагог и ребенок стоят перед ванночкой. Взрослый пред­лагает ребенку просеять песок, который находится в ведерке. Для этого необходимо пересыпать сухой песок в сито, удерживая его над ванночкой. Взрослый показывает ребенку, как можно, приподнимая сито на разную высоту, наблюдать за высыпающимся из отверстий песком. Все, что оста­лось в сите, ребенок пересыпает в отдельную мисочку.

Инструкция: «Посмотри, что здесь в ведре. Правильно — это песок. Сейчас мы с тобой будем играть с ним. Я покажу тебе, как можно просеивать песок через сито. Смотри. Я буду держать сито над ванноч­кой, а ты лопаткой насыпай в него песок из ведра. Смотри, как красиво сыпется песок. А теперь ты попробуй держать сито, а я буду насыпать песок. Посмотри, песок высыпался из сита, а что же здесь осталось? Правильно — это камешки. Пересыпь камешки в эту миску.


«Сажаем зернышки»

Цель: развитие координации движений, мелкой моторики, тактильной чувствительности.

Оборудование: емкость, наполненная песком, небольшая миска с го­рохом.

Ход игры: Ребенок находится перед ванночкой с сухим песком.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем сажать горох. Для этого сначала надо сделать маленькие ямки. Посмотри, вот так». На ровной по­верхности песка ребенок и взрослый делают углубления одним пальцем то правой, то левой руки. После этого взрослый предлагает ребенку брать из миски по одной горошине и опускать их в каждую ямку. При этом следует обращать внимание на то, чтобы ребенок брал зернышки не всей ладонью, а двумя-тремя пальцами. «Посмотри, как много у нас получилось ямок. Теперь нам надо в каждую ямку опустить по одной горошине. Смотри, вот так. Попробуй сделать это сам.

В данной игре вместо гороха могут быть использованы желуди, фа­соль, небольшие орехи и т. д., а вместо сухого песка — влажный песок или манная крупа.


«Игра на пианино»

Цель: развитие плавности и ритмичности движений пальцев и ладоней обеих рук, согласованности движений обеих рук.

Оборудование: поднос, наполненный сухим песком.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку «поиграть» сначала на по­верхности стола, затем на поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения «вверх-вниз».

Инструкция: « Давай попробуем «поиг­рать» на поверхности стола, как на пианино. Посмотри, как я это сделаю. Теперь «поиграем» вместе. Сейчас сделаем то же самое, но на песке. А те­перь снова на столе. Как весело играют наши пальчики! Где тебе больше понравилось «играть», на песке или на столе? Посмотри, какие красивые следы остались на песке!»

Для этой игры можно использовать музыкальное сопровождение — ритмичную детскую песенку, воспроизводимую с аудиокассеты или напе­ваемую взрослым и ребенком, которые организуют ритмичность «игры *

на пианино».


«Наполни песком ведро с помощью ложки»

Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, со­вершенствование умения наполнять емкости с учетом их размеров с по­мощью предметов-орудий (ложкой, совочком и т. п.).

Оборудование: небольшое ведро, ложка (совок), ванночка с сухим песком.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку с помощью ложки наполнить сухим песком небольшое ведерко. При этом объем содержимого ведерка должен четко соответствовать его размеру, то есть не заходить за края. Следует обратить внимание ребенка на то, что из сухого песка куличик не получится, так как, если перевернуть ведерко, песок рассыпается.

Инструкция: «Сегодня мы с тобой будем насыпать песок ложкой в ведро. Посмотри, как надо это делать. А теперь попробуй ты, сделай то же самое. Насыпай песка столько, чтобы ведро стало полным.

Аналогично игра проводится с влажным песком. Вместо ведра мо­жет быть использована миска, а вместо ложки — совочек.

23


Опубликовано в группе «Обучение и воспитание детей с ОВЗ. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.