Методические рекомендации по использованию приемов «Логические цепочки» и «Перепутанные логические цепочки» на уроках чтения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), I вариант
Методические рекомендации
по использованию приемов
«Логические цепочки» и «Перепутанные логические цепочки»
на уроках чтения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), I вариант
Разработала:
учитель русского языка и чтения
высшей квалификационной категории
Ведерникова О.В.
Пояснительная записка
Одним из требований, предъявляемых программой к чтению умственно отсталых школьников, является осознанное чтение. Чем старше становятся обучающиеся, тем сложнее и объемнее тексты, в текстах закладывается глубокий смысл, усложняется сюжетная линия и т.п.
Осознанное чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной и смысловой сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, так как если школьник не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь обучающимся правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить установить смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Вся работа, проводимая на уроках чтения, направлена именно на решение этих задач. Для этого учитель использует разнообразные технологии и приемы.
Материалы данной методической рекомендации могут быть полезны педагогам, работающими с обучающимися с категорией нарушения интеллекта, так как речь пойдет о развитии навыка осмысленного чтения. Это умение очень сложно формируется у детей с легкой умственной отсталостью, но правильно подобранные приемы с использованием инновационных технологий способны решать основные задачи по формированию навыков осознанного чтения умственно отсталых детей, заданные ФГОС. Нельзя думать, что приемы стратегии смыслового понимания текста сложны для восприятия детьми данной категории, опыт показывает, что возможная адаптация инновационных приемов с правильным подбором речевого материала и четким инструктированием дают положительный результат. Приемы «Логические цепочки» и «Перепутанные логические цепочки» представлены в методических рекомендациях, рассчитаны на возрастную категорию 12-17 лет. Материал представлен теоретической и практической частью.
Актуальность темы обусловлена, прежде всего, большой востребованностью подобного рода материалов, их методической и практической составляющей, легкостью адаптирования предложенных материалов.
Новизна работы позволяет увидеть перспективы роста познавательной деятельности обучающихся, продумать систему эффективных приемов работы на уроках чтения.
Цель – формирование навыка осознанного чтения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями через использование инновационных образовательных технологий на уроках чтения.
Задачи:
-рассмотреть продуктивные способы работы на уроках чтения, показать
последовательность педагогической деятельности;
-развивать интерес к предмету, учебно-организационные умения обучающихся, и приемы коммуникативных навыков;
- мотивировать педагогов к применению приемов инновационных технологий на уроках для обучающихся с нарушением интеллектуального развития.
Рассмотрим технологию приемов «Логические цепочки» и «Перепутанные логические цепочки», которые можно использовать на уроках чтения в 5-9 классах.
Прием «Логические цепочки»
Прием "Логические цепочки" известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие мышления, развитие памяти и умение логически мыслить.
Прием "Логические цепочки" можно использовать на любой стадии уроков чтения. Все зависит от целей, которые ставит учитель на уроке.
Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов в логическом или хронологическом порядке. Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах, парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.
Актуальность приема заключается в развитии умений обучающихся принимать самостоятельные решения, в развитии таких базовых качеств личности, как логическое мышление, а также рефлексивность, коммуникативность, мобильность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Цель приема: создание условий, способствующих развитию памяти, логического мышления обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках чтения.
Задачи:
- способствовать запоминанию текстов больших объемов на уроках чтения; - способствовать развитию самостоятельной деятельности обучающихся.
Данный прием позволяет добиваться таких образовательных результатов как:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком знаний;
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
умение сотрудничать и работать в группе.
Фрагмент урока чтения в 9 классе по теме«Юмористический детектив Ю.И. Коваля «Приключения Васи Куролесова» с использованием приема «Логические цепочки»
На уроке чтения в 9 класс обучающиеся по учебной программе проходят юмористический детектив Ю.И. Коваля «Приключения Васи Куролесова».
Произведение большого объема (изучают 5 глав из повести).
Цель: составление логической цепочки, содержащей ключевые события в определенной последовательности.
Краткий план – конспект:
Читаем главу 1 по следующей схеме:
1.Чтение с остановками. (или чтение в группах, или самостоятельное чтение)
2. Осмысление прочитанного (пересказ, вопросы, обсуждение, вопросы учителю по прочитанному и т д)
3.Основные слова, события, первые слова в «логической цепочке».
Приводим пример: Глава 1. В деревне Сычи.
Пересказ – живет с мамой в деревне, держат птиц, Вася учится, спорят о покупке поросят, решили купить, Вася поехал на рынок.
Выбираем совместно (или в группах) 2-3 слова из сказанного, по которым сможем пересказать эту главу.
Появились первые слова цепочки: деревня Сычи – Вася Куролесов – мама Евламьевна – город Карманов
Читаем главу 2 и т.д.
Должна выстроиться технологическая цепочка педагогической деятельности, организации детей, приемы логического мышления и запоминания, а если в группах, то кому делегируют ответ, те формирование коммуникативные умения.
После изучения произведения попрошу составить логическую цепочку, содержащую ключевые события в определенной последовательности:
Приключения Васи Куролесова: деревня Сычи – Вася Куролесов – мама Евламьевна – город Карманов – рынок – торг - покупка (поросята) - тертый калач ( стрелянный воробей) - поездка в электричке - рыжий облезлый пес - обман - лопух лопухом - встреча Васьки и пса – тайна мешка - встреча с черноусовым – мечты сбываются.
Цепочка составляется в течение нескольких уроков. При прочтении отрывка произведения обучающиеся с помощью цепочки восстанавливают события.
Фрагмент урока чтения в 5 классе по теме рассказ В. Овсеевой «Бабка»
с использованием приема «Перепутанные логические цепочки»Цель: развитие умения восстанавливать события, действия в нужном порядке.
Прием используется для закрепления пройденного материала и развития наблюдательности. На этапе закрепления прием "Перепутанные логические цепочки», в которой нарушена логическая последовательность помогает обучающимся вспомнить материал, выстроить алгоритм ответа, зрительно запомнить последовательность изложения. Перепутанная логическая цепочка в форме игры помогает развивать воображение, при этом выстраивая последовательность событий аргументировано. Игра проходит в устной форме. На данном уроке я предлагаю для организации деятельности три приема на стадии осмысления. Выбор приемов зависит от поставленных задач и возможностей класса. Учитель после ознакомления с содержанием произведения предлагает вспомнить все события рассказа, восстановив их правильный порядок.
этап: обучающимся предлагаю звено перепутанной цепочки:
этап: обучающиеся выполняют задание: выстраивают правильную логическую цепочку событий рассказа. После выполнения задания обучающимися учитель показывает карточку с правильной логической цепочкой:
этап: после составления цепочки важно, чтобы обучающиеся могли "расшифровать" каждое звено: смогли пересказать рассказ.
Это лишь несколько вариантов использования приема. Каждый учитель с легкостью может адаптировать стратегию "логической цепочки" для своего урока, ориентируясь на цели и планируемые базовый учебные действия. Таким образом, при использовании метода «логических цепочек»: работает весь класс, происходит повторение и систематизация материала, развивается логическое мышление, формируются ключевые компетенции и т.д.
Диагностика результатов работы обучающихся на уроке чтения, используя приемы «Логических цепочек».
Важно для учителя, который использует приемы логических цепочек на уроках, проанализировать результат деятельности обучающихся. Для этого проводится диагностика результатов, которая основана на примерах, приведенных ранее.
Оценка и выводы качества знаний обучающихся с легкой умственной отсталостью должны базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
3-показатель на достаточном уровне (зеленый) - /13 – 15/ баллов – отметка «5»
2- показатель на среднем уровне (желтый) - /8 – 12/ баллов – отметка «4»
1-показатель на низком уровне (коричневый) - /1 – 7/ баллов – отметка «3»
Результат освоения приема «Логические цепочки» на уроке чтения в 9 классе по по произведению Ю.И. Коваля «Приключения Васи Куролесова»
Обучающи еся | | | Критерии оценивания | | | ||
Знан ие текст а
| Умение составлят ь логическ ую цепочку | Пересказыв ать текст с опорными словами | Умени е отвеча ть на вопрос ы учител я
| Участие в обсужден ии | Результа т в баллах/ процент ах | Оцен ка | |
ученик 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 13/87,1 | 5 |
ученик 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 12/79,2 | 4 |
ученик 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 12/79,2 | 4 |
ученик 4 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 7/46,2 | 3 |
ученик 5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 9/59,4 | 4 |
ученик 6 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 13/87,1 | 5 |
ученик 7 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 7/46,2 | 3 |
ученик 8 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15/100 | 5 |
ученик 9 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 8/79,2 | 4 |
ученик 10 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 13/87,1 | 5 |
ученик 11 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15/100 | 5 |
ученик 12 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 9/59,4 | 4 |
График качества знаний у обучающихся 9 класса, при использовании приема «Логические цепочки»
Результат освоения приема «Перепутанные логические цепочки» на уроке чтения в 5 классе по рассказу В. Овсеевой «Бабка»
Обучающи еся | | | Критерии оценивания | | | ||
Знан ие текст а
| Умение составлят ь логическ ую цепочку | Пересказыв ать текст с опорными словами | Умени е отвеча ть на вопрос ы учител я
| Участие в обсужден ии | Результ ат в баллах | Оцен ка | |
Ученик 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 14/92,4 | 5 |
Ученик 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 9/59,4 | 4 |
Ученик 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 6/ 39,6 | 3 |
Ученик 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15/100 | 5 |
Ученик 5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10/66 | 4 |
Ученик 6 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 13/85,8 | 5 |
Ученик 7 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15/100 | 5 |
Ученик 8 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 13/85,8 | 5 |
Ученик 9 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 7/46,2 | 3 |
Ученик 10 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5/33 | 3 |
Ученик 11 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10/66 | 4 |
График качества знаний у обучающихся 5 класса, при использовании приема «Перепутанные логические цепочки»
Выводы
Формирование навыка осознанного чтения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями средствами технологии развития осмысленного понимания текста дает положительные результаты при соблюдении следующих условий:
систематическое применение приемов на уроках чтения;
правильный подбор приемов на разных стадиях для конкретных произведений;
организация деятельности обучающихся, следуя алгоритму выбранного приема.
По результатам обследования эти приемы являются эффективными и продуктивными, этому свидетельствуют данные обследования:
качества знаний у обучающихся 9 класса при использовании приема «Логические цепочки» 83, 3% из 100%;
качество знаний у обучающихся 5 класса при использовании приема «Перепутанные логические цепочки» 72,7% из 100%.
Систематическое использование приема «Логические (перепутанные) цепочки», безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате выполнения предложенных заданий уточняется и обогащается словарный запас обучающихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли. Появляется и развивается интерес и любовь к родному языку.
Используемая литература
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998 – 256 с.;
Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. —М.: Знание, 1989 -80 с.