Методические рекомендации по организации продуктивной деятельности на основе применения тестопластики и пластилинографии
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
г. ИРКУТСК
АДМИНИСТРАЦИЯ
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
(ДО КСПК)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 145
(МБДОУ города Иркутска детский сад № 145)
664002, город Иркутск, улица Мира, дом 64, тел: 32-82-95, факс (3952)32-82-93
E-mail:mdou145irk@yandex.ru; ИНН 3810034910 ОГРН 1043801428296
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТОПЛАСТИКИ И ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ
Творческая группа педагогов:
Усольцева И.В.,
Баранова Д.В.,
Юмагуена А.Р.,
ИРКУТСК, 2020 г.
Аннотация
Тема: «Методические рекомендации по организации продуктивной деятельности на основе применения тестопластики и пластилинографии».
Авторы - творческая группа, в состав которой вошли педагоги детского сада № 145 г. Иркутска:
Руководитель: старший воспитатель Усольцева Ирина Викторовна, I квалификационная категория, педагогический стаж- 12 лет;
Баранова Дина Викторовна, I квалификационная категория, педагогический стаж-12 лет;
Юмагуена Анна Раисовна, I квалификационная категория, педагогический стаж - 3 года.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………........4
Детское изобразительное творчество…………………………………………….6
Лепка - занятие увлекательное…………………………………………………….7
Формирование навыков лепки деталей……………………………………………9
Художественное экспериментирование в тестопластике и пластилинографии………………………………………………………………….10
Тестопластика………………………………………………………………………13
Инструменты и оборудование для тестопластики……………………..………13
Как нам тесто замесить……………………………………………………………15
Как сделать тесто разноцветным………………………………………..……….17
Как будем сушить…………………………………………………………………18
Как писать картины тестом……………………………………….………….…..19
Пластилинография………………………………………………………………..19
Материалы и инструменты для работы …………………………………….…..19
Особенности работы с пластилином……………………..………...…………..20
Виды пластилина………………………………………………………………….21
Как избежать неудач………………………………………………………………23
Несколько советов родителям……………………………………………………24
Литература…………………………………………………………………….…..25
Приложение…………………………………………………………………...….28
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность данных методических рекомендаций основывается на необходимости развития индивидуальных творческих способностей с учетом личностных запросов ребенка. Для того чтобы ребенок смог полнее раскрыть потенциал своих возможностей, педагог должен создать условия для развития творческих способностей ребенка.
Проявление детского творчества интересно проследить в одной из наиболее привлекательных для него сфер деятельности, поэтому мы и остановились на изобразительной, которая тесно связана со всеми остальными видами деятельности.
В данной работе собраны рекомендации по обучению детей лепке. Этот вид изобразительной деятельности будет рассмотрен в двух плоскостях: мы подробно познакомимся с тестопластикой и пластилинографией. Рассмотрим применение данных видов лепки в детском саду и дома, познакомим с подборкой рецептов и сравним технологические условия.
Рисунки, индивидуальные и коллективные, коллажи, с использованием смешения цветов и материалов, необычные работы с использованием соленого теста, создание лепных картин с изображением объектов различной степени выпуклости - все это открывает большой простор для творчества.
С точки зрения ребенка, лепка имеет максимальное преимущество - воссозданный объект выглядит «почти как настоящий».
Одной доступности материала для полноценного развития детских творческих устремлений все же недостаточно. Эстетические представления, изучение восприятия ритма, форм предметов, пространственное соотношение величины и объема, пропорциональность составных частей предмета, осваиваются постепенно, поэтому необходимо разработать системный план работы с детьми и взаимодействия с родителями. Ребенок знакомится с различными способами достижения результата, выбирая для себя те, которые его лично устраивают.
Предлагаемые методические рекомендации по организации продуктивной деятельности на основе применения тестопластики и пластилинографии разработаны с учетом ООП дошкольного учреждения, в соответствии с требованиями ФГОС.
Данные рекомендации помогут разнообразить занятия в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», окажут содействие в организации кружковой работы в детском саду, самостоятельного детского творчества и художественного экспериментирования, помогут родителям освоить основы детского дизайна на основе тестопластики и пластилинографии во время семейного досуга.
Цель данных рекомендаций состоит в оказании методической помощи педагогам и родителям в работе с детьми в изобразительной деятельности.
Особенность предлагаемой работы состоит в том, что мы постарались проанализировать не только условия для организации детского творчества посредством тестопластики и пластилинографии, но и определили предпосылки для успешной самореализации детей, и все это реализуется в интеграции с различными областями детской деятельности.
Методологической основой данных рекомендаций послужили работы В.С. Кузина, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Г.Н. Давыдовой, Л.В. Куцаковой, О.В. Дыбиной.
Данные рекомендации разработаны с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и авторской программы «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «от рождения до школы» предполагает решение основных целей и задач:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворения потребности детей в самовыражении.
В процессе работы над темой особое внимание было уделено вопросу развития художественных способностей посредством тестопластики и пластилинографии, мы рассмотрели условия, которые необходимы для их успешной реализации. Проанализировав литературу по данной тематике, мы отобрали материал, систематизировали и адаптировали его для детей, педагогов и родителей.
ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Общеизвестно, что руководство художественно-творческими видами деятельности должно осуществляться с учетом активизации психических процессов. Восприятие окружающего мира, как указывают психологи, является одним из условий развития творчества у детей.
Знания и представления формируются целенаправленно и постепенно, с учетом возрастных особенностей ребенка. Восприятие обязательно содержит анализ, в котором вычленяются форма, величина, строение, и другие качественные характеристики. И тестопластика, и пластилинография, эффективно служат развитию зрительного, слухового, осязательного, кинестезического, тактильного восприятия. Идет активное освоение сенсорного опыта.
Художественно-творческая деятельность детей, а именно, лепка, развивает образные представления и образное мышление.
В процессе лепки, как в тестопластике, так и в пластилинографии, реализуются художественные способности, как ведущие, так и вспомогательные.
Мы рассмотрели ведущие свойства художественных способностей (по В.С. Кузину), применительно к тестопластике и пластилинографии.
1. Художественно-творческое воображение и мышление, обеспечивающее отбор наиболее существенного и характерного в явлениях действительности, конкретизация и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции.
2. Зрительная память, способствующая созданию ярких зрительных образов в сознании художника и помогающая успешной трансформации их в художественный образ.
3. Эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению.
4. Волевые свойства личности ребенка-художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов.
Вспомогательные свойства художественных способностей включают в себя свойства зрительного анализатора отражать фактуру поверхности воспринимаемых предметов, сенсомоторные качества, обеспечивающее быстрое и точное усвоение новых технических приемов.
Проанализировав предоставленные возможности развития художественных способностей с помощью тестопластики и пластилинографии, мы обратили внимание на универсальность этих видов детского творчества.
ЛЕПКА - ЗАНЯТИЕ УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ
Лепка представляет несомненный интерес для детей любого возраста. Освоить лепку из глины, теста, пластилина несложно, достаточно лишь придерживаться методики и учитывать возрастные особенности детей.
Если предпочитаете работать с соленым тестом - тогда необходимо соизмерять предполагаемый объем работы и объем теста. Хранить его про запас достаточно непросто, легче сделать новую порцию. Небольшой излишек можно поместить в целлофановый мешочек и убрать в холодильник.
Работая над созданием картины, сувенира, поделки, как из теста, так и из пластилина, необходимо помнить о том, насколько важным является цветовое решение.
Цвет в творчестве служит показателем эмоционального благополучия ребенка, его психологической стабильности. Цвета могут быть идентичны натуральным, но если есть возможность для творческой игровой импровизации, почему бы не попробовать?
Если вести систематическую работу по экспериментированию с цветом, то в скором времени, ребенок освоит мысленное формирование алгоритма работы и предполагаемый результат от освоения техники смешения цветов.
Соленое тесто еще многообразнее в использовании цвета, здесь наряду с готовыми красителями, можно применять и пищевые, сделанные своими руками. Луковая шелуха, сок свеклы, морковки познакомят ребенка с тем, что окружающий мир сам служит и объектом для творчества и средством его реализации.
Применение цвета можно осуществлять и на завершающем этапе. Поделка из теста осуществляется в одной цветовой категории – натуральный цвет соленого теста. После просушивания изделия можно осуществить его окрашивание с помощью красок, фломастеров, цветного лака.
Это не только развивает творческое воображение, но и фантазию, позволяет проявиться оформительскому таланту ребенка применительно к детскому дизайну. Проявляется не только создатель, проявляется творец, испытатель, даже если этому испытателю 4года. Поэтапное усложнение, применение дополнительных декорирующих материалов, повышает эстетическую привлекательность конечного продукта и его практическую значимость.
Совместные практики в условиях детской продуктивной деятельности приводят к тому, что ребенок в творчестве практически осваивает принципы взаимосвязи и взаимозаменяемости. В таком случае можно смело говорить о появлении новой способности - способности к самопознанию и самосовершенствованию.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЛЕПКИ ДЕТАЛЕЙ
Основные детали, используемые в лепке - это «колбаска», «столбик» и «цилиндр». Базовые формы в лепке - шар и валик.
Шарик и валик скатываем ладонями. Шар скатываем круговыми движениями ладоней. Валик раскатываем прямыми движениями «туда-сюда». Двумя пальчиками катаем мелкие шарики, такими же пальчиками катаем тонкие жгутики.
Валик можно делать с помощью приспособлений, изначально используем дощечки, на которых дети раскатывают тесто возвратно-поступательными движениями, как при раскатывании ладошками.
Лепешка, или диск, получается из шара. Раскатываем шар, и сдавливаем его двумя ладошками. Или кладем шар на поверхность доски и надавливаем на него или ладошкой, или предметом. Пальцами подравниваем края диска.
Овал, огурчик, получаем из шарика или валика. Шар равномерно раскатываем «туда-сюда». Маленький огурчик лепим так: на ладошке раскатываем пальчиком, слегка нажимая на тесто.
Конус получаем из шарика. Шарик кладем на основание ладони и двигаем руками взад-вперед, сильнее сжимая основания ладошек. Силовое движение необходимо осуществлять с силовым упором на одну сторону шарика, так как у конуса основание широкое, а вершина конуса - острая
Если нужно много одинаковых деталей, тогда катаем колбаску, нарезаем ее стекой на нужное количество кусочков. А дальше уже знакомыми движениями получаем то, что нужно.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ТЕСТОПЛАСТИКЕ И ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ
В старшем дошкольном возрасте детское творчество приобретало особый характер осмысления, так как перед ребенком возникали проблемные вопросы, направленные на подбор материала для работы. Таким образом, творческий поиск нашел свою реализацию в детском художественном экспериментировании.
Н.Н. Поддьяков рассматривал экспериментирование как свободную поисковую деятельность, в которой ребенок самостоятельно делает открытия и решает ряд задач, в том числе и художественных.
Художественное экспериментирование не имеет принципиальных отличий от экспериментирования в любой другой области, оно так же связано с накоплением опыта, анализом ошибок, расширением сфер применения объектов.
Анализ и принятие художественной задачи, раскрытие ее смыслового содержания, поиск противоречий, поиск образа, конструкции, сюжетной композиции, позволяет экспериментировать с различными материалами, как общепринятыми, так и альтернативными. Дети совместно с педагогами знакомились со свойствами объектов, рассматривали, анализировали с точки зрения соотнесения с сенсорными эталонами, обсуждали способы применения, преобразования исходного материала и воздействия на него.
В процессе работы с детьми, мы выяснили, что детское художественное экспериментирование позволяет ребенку видоизменять общепринятые понятия, как при передаче образа, так и подборе материала для воплощения творческого замысла. Экспериментирование с художественными материалами, инструментами, их свойствами должно нести поступательно усложняющийся характер, осуществляться в соответствии с требованиями экологической безопасности, как материала, так и способа его применения.
Совместно с детьми мы сравнивали свойства пластилина, глины, соленого теста, песка, потом эти материалы использовались детьми в самостоятельном художественном экспериментировании. Изучались свойства и качества материалов, анализировалась область возможного применения, а также способы воздействия на материал.
Дети познакомились с понятиями устойчивости и статичности фигур, научились «превращать» объемные изображения в плоские и плоские преобразовывать в объемные. Для этих качественных видоизменений оптимально подходят пластилин, глина и соленое тесто.
Если применение глины несколько проблематично, так как требует соблюдения ряда специфических условий, то использование соленого теста и пластилина возможно как на занятиях, так и во время самостоятельной художественной деятельности.
Художественное экспериментирование проявляется достаточно рано: во время манипулятивных действий с различными материалами, сравниваются бумага, тесто, пластилин, глина. Изучаются их основные характеристики, способы изменения. Опытным путем сравниваются преобразующие действия с материалом.
Бумагу можно смять, намочить, скрутить и т. д. Пластилин и тесто зрительно отличаются от бумаги, прежде всего объемом. Ребенок в силах оторвать кусок, придать ему любую форму: скатать, смять, размазать. Можно использовать заместители бумаги: рисовать или писать на пластилине или тесте, потом затереть надпись.
Экспериментируя, ребенок самостоятельно развивается во время получения новых знаний и навыков, осознает способность преобразования материла, выходит за привычные рамки его применения. Педагоги должны помнить о необходимости освоения новых знаний ребенком, о том, что генератором художественного экспериментирования является получение новой информации.
Использование детьми старшего дошкольного возраста того или иного материала в художественном экспериментировании зачастую говорит о его личном отношении к задуманному проекту, а также об определенном жизненном опыте. Опыт и интерес к деятельности служит базовой основой, на которую наслаивается получаемая в ходе экспериментирования информация.
Детское художественное экспериментирование основывается на союзе ранее полученного опыта практического применения навыков изобразительной деятельности и личной инициативы ребенка.
Авторская позиция ребенка отслеживается в выборе материала для фона
работы, подборе исходного материала, поиске средств изображения, способных передать трансформацию образа.
Интересным материалом для работы послужили использованные компьютерные диски в качестве фона и рабочей площадки. Оптимальный размер, удобство во время манипуляций, достаточно эстетичный вид позволяет применять их как в декоративных композициях с использованием приемов пластилинографии, комбинированных с любым альтернативным бросовым материалом, так и в детском художественном экспериментировании. Форма и размер позволяют выстраивать образ предполагаемой творческой конструкции с соблюдением определенных пространственных взаимоотношений.
Продукт детского творчества может в этом случае иметь и практическую ценность – облагородить внешний вид поделки лаком или клеем достаточно легко. В конечном итоге получается оригинальный сувенир, который может послужить украшением интерьера, а может быть и самостоятельно значимым подарком.
Интерес к художественным образам, создаваемым в ходе продуктивного творчества, помогает осваивать доступные виды искусства. Художественное экспериментирование позволяет видоизменять его в режиссерские или театрализованные игры. Творчество ребенка способно наполнить его мир яркими образами, неповторимыми по своей сути.
Ребенок, экспериментируя, примеряет на себя разные модели взаимодействия, постепенно осваивает предметный мир и его качественные характеристики. Ступень за ступенью ребенок преодолевает границы неизведанного мира взрослых и понимает собственную универсальность.
ТЕСТОПЛАСТИКА
Тестопластикой называют искусство создания объемных и рельефных изданий из теста. Искусство достаточно давнее, первые упоминания об этом виде народного промысле относится к ХII веку, если ориентироваться по упоминаниям в древнерусских летописях, но очень популярное и в наши дни.
Тесто может быть соленым, заварным, сдобным. В дошкольном творчестве в основном применяется соленое тесто.
Этот вид творчества отличается доступностью, экономичностью, он не требует значительных материальных затрат и специфического оборудования. Для приготовления теста понадобится мука, соль, вода.
Дети любят все пробовать на вкус, особенно малыши. В случае с соленым тестом мы имеем дело с натуральным продуктом, аллергия практически исключена.
При условии правильного замеса, тесто легко используется в изобразительной деятельности. Отмывается тесто легко, следов от практической деятельности почти не остается. Приготовить само тесто можно быстро и легко.
ИНСТРУМЕНТЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТЕСТОПЛАСТИКИ
1. Скатерть, салфетка, гладкая дощечка для работы с тестом.
Клеенка для работы должна быть чистой, не деформированной, без заломов и дефектов. Для вытирания рук, инструментов используются сухая ветошь. Рабочая поверхность - подставка применяется сразу. Фигурку лепим сразу на подставку.
2. Пластиковые ножи, одноразовые пластиковые ножи, стеки, пилочка для ногтей.
В наборах пластилина есть пластмассовый стек. Можно применять наборы стек, так как именно стек в работе с тестом применяется наиболее активно для разделения, разглаживания и дополнительного декоративного оформления.
3. Формочки и скалка. Можно воспользоваться обычной кухонной деревянной скалкой, можно подобрать скалку маленькую из набора детской посуды. Небольшие кусочки теста можно раскатывать фломастерами, гладкими карандашами.
Формочки можно применять как специальные формы для печенья, так и песочные наборы. Можно воспользоваться предметами из кукольных наборов посуды, любые крышечки.
4.Краски, пищевые красители.
Краска подойдет практически любая: акриловая, масляная, гуашь и акварель. Освоив способы смешения красок, получаем цветовую гамму практически любой интенсивности.
5.Кисточки, клей.
Желательно иметь наборы кистей разной величины и жесткости ворса для окрашивания и прорисовывания элементов узора или определенных частей.
6. Лак. После окрашивания изделия красками, можно покрыть его лаком. Наиболее оптимальный вариант: акриловый художественный лак. Допустимо применение строительного лака на водной основе.
7.Семена, орехи, скорлупа грецких орехов, - материалы для оформления.
8.Скрепки, булавки.
9. Магниты.
10.Бросовый материал для декорирования: бусины, пуговицы, ракушки, камушки, колпачки от фломастеров.
11. Чесночная давилка для изготовления «травки», «шерсти», «прически», кулинарный шприц с насадками.
12. Вилки, расчески для узора. Печати и штампы. Предложить детям собрать коллекцию любых предметов, с помощью которых можно получать различные отпечатки. Воспользоваться можно чем угодно - все зависит от фантазии.
13. Фольга. Можно купить рулон алюминиевой фольги, можно воспользоваться фольгой от шоколадок. Фольга понадобится при сушке, она должна быть гладкой.
14. Емкости для смешивания и хранения.
Замешивание теста можно осуществлять в удобных емкостях из металла, пластмассы. Чашки, тарелки должны быть легкими и удобными. На воздухе тесто быстро засыхает, трескается , нарушается его рабочая консистенция, что в конечном итоге сказывается на качестве поделки . Хранить тесто во время работы нужно или в целлофановом пакете, или в закрывающихся емкостях.
КАК НАМ ТЕСТО ЗАМЕСИТЬ
Мука для тестопластики нужна без добавок, берем самую простую муку первого сорта, желательно пшеничную, для удобства окрашивания. Соль тоже обычная, мелкого помола, йодированная соль не подойдет. Воду берем прохладную, добавляем небольшими порциями постепенно. В воде соль растворяем заранее.
1. Классический рецепт теста довольно простой: смешать 200 г. соли, 200 муки, 125 г. воды - вымесить мягкое, эластичное тесто.
2. Традиционный рецепт. Для повышения пластичности в этот рецепт добавляется подсолнечное масло. Муки-2 стакана, соли-1 стакан, 1 стакан воды, 2 столовые ложки масла подсолнечного. Все хорошо перемешиваем для получения однородной массы.
3. Скульптурный рецепт. Смешиваем 400 г. соли, 200 г. муки, 125 мл воды. Такое тесто пригодится для грубых и тяжелых фигурок.
4. Нежный рецепт. Муки-200 г., 200 г. соли, 1 столовая ложка обойного клея, 125 мл воды. Необходимо вымесить тесто для консистенции пластилина и поместить в холодильник на 1 час. Это тесто необходимо для выполнения тонких и декоративных работ.
5. Для выполнения рельефных картин, плиток используем рецепт «Рельефный»: 200 г муки, 400 г. соли, 2 ложки пищевого клея.
6. Если предстоит сушка изделия открытым способом на воздухе, смешиваем 200 г муки, 200 г соли, 125 г воды и 2 EL Metylan. Этот рецепт – «Воздушный».
7. «Крахмальный» рецепт. Муки 2 стакана смешать с 1 стаканом мелкой соли, добавить 0,5 стакана крахмала, добавить 1 стакан холодной воды и 3 столовые ложки растительного масла, вымесить тесто, поместить в пакете на полчаса в холодильник.
8. «Твердый рецепт»: Понадобится крахмально-соленое тесто: 250 грамм соли, 60 грамм крахмала и 180 мл воды. Замесить на среднем огне, помешивать до тех пор, пока она не станет комом. Выложить на фольгу, дайте остыть и потом вымесите еще раз.
Обычно тесто смешиваем стандартным способом: смешиваем соль и муку, в центр сухой смеси вливаем воду. Вымешанное тесто скатываем в шар, далее вымешиваем его на разделочной доске до тех пор, пока оно не станет тугим и однородным. На ощупь тесто должно быть легким и пластичным. Для ускорения процесса соль можно растворить в теплой воде. Для улучшения скрепления деталей можно добавлять в соленое тесто:
- растительное масло;
-глицерин;
-жирный крем для рук или вазелин;
-картофельный крахмал;
-клей (ПВА, пищевой, обойный, казеиновый).
Тесто для детского творчества необходимо замешивать круто, чтобы избежать разжижения. На занятиях по тестопластике соленое тесто следует накрыть салфеткой тканевой, либо держать тесто в закрытом контейнере, чтобы оно не засыхало.
Тесто в готовом виде храниться в холодильнике до двух недель.
КАК СДЕЛАТЬ ТЕСТО РАЗНОЦВЕТНЫМ
Самое простое и доступное средство для окрашивания теста - это пищевые красители и краски (в принципе, любые). Любой краситель может окрасить и руки и одежду, поэтому в начале процесса можно использовать миксер, а фартук просто обязателен, как и тонкие перчатки.
Тесто нужно разделить на части, скатать эти части в шарики. Далее, делаем в середине каждого шарика углубление, куда и добавляем краситель. Для получения однородного цвета каждый шарик разминаем, тщательно перемешиваем, доводим до однородного состояния. Насыщенность цвета определяется количеством красителя. Для получения нежных оттенков красителя нужно немного, для получения яркого цвета красителя добавляем больше. Качество цвета зависит от энергичности движений рук, ребенок учится применять физическую силу и контролировать ее, как говорится : «Без труда не вытащишь рыбку из пруда ».
Успешно применяются и природные красители на основе сока овощей, ягод, продуктов:
-розовое тесто получается при использовании сока свеклы;
-желтый цвет получается при использовании сока моркови;
-коричневый цвет при добавлении какао-порошка или кофе.
Можно использовать соки смородины, клюквы, вишни, просто об этом нужно позаботиться заранее, чтобы сам процесс тестопластики не тормозился. При желании можно получить тесто в крапинку: замесить в тесто крошки цветных мелков. Золотистый цвет получается после просушивания в духовке изделий из соленого теста. Окрашивать можно после сушки смесью воды с любым компонентом: молоком, крепким чаем, яичным желтком.
КАК БУДЕМ СУШИТЬ
Сушить можно в духовке, можно на открытом воздухе, а можно и скомбинировать эти способы. Это достаточно длительная процедура, если сушить на свежем воздухе. 1 см соленого теста сушится 1 день на воздухе. Сушка в духовке -0,5 см теста сушится 1 час.
При комбинировании способов сушки, изделие сначала подсушивают на открытом воздухе, а затем досушивают в духовке. Температурный режим выдерживаем не выше 100-120 градусов - при сушке изделий и картин из соленого теста. Изделия из окрашенного теста сушим при температуре не выше 90 градусов, около 5-6 часов. Если после процесса сушки изделие стало легким и звонким - сушка прошла успешно. Контроль температуры поможет избежать задымления, появления запаха гари, дефектов формы и внешнего окраса изделия.
Перед сушкой поделок, их следует разложить на противне, на фольге. Поместить в духовку. Нагреваем постепенно, дверцу необходимо слегка приоткрывать. Духовку выключаем каждые 30 минут. Как указывалось выше, необходим постоянный контроль температуры. Охлаждение фигурок из соленого теста во избежание деформации, следует производить вместе с духовкой.
Оформление поделок, их финальное раскрашивание осуществляется после окончательной просушки. Предварительно на изделие слой грунтовки. Можно воспользоваться специальной, приобрести ее в магазине, а можно и приготовить самим. Это может быть смесь гуаши с клеем ПВА, либо белая масляная краска. Разрисованные и раскрашенные изделия желательно покрыть прозрачным лаком. Лак можно взять акриловый, художественный, строительный, или лак для ногтей. Лаковое покрытие сделает фигурки эффектнее и привлекательнее, кроме того, значительно повысит их срок годности и возможности применения.
Дополнительное оформление декорирующими элементами проводим, слегка вдавливая их в соленое тесто. Можно приклеить их после сушки.
КАК ПИСАТЬ КАРТИНЫ ТЕСТОМ
Лепить можно руками, а можно вырезать элементы композиции с помощью формочек и составлять единое изображение. То что вы решите использовать в качестве формочек - зависит от вашего выбора.
Перед началом использования формочек, следует обратить внимание на толщину пласта, он должен быть не слишком тонким и не слишком толстым. Оптимальная толщина: от 5 мм до 1 см. На предварительно раскатанном пласте соленого теста выдавливаем фигурки с помощью формочек. Можно фигурки вырезать стеком. Узоры наносим с помощью кулинарного шприца и его насадок. Красивые завитки получаются при помощи чеснокодавилки. Ажурный узор можно получить и с помощью мелкой расчески.
Лепка же самой картины начинается, прежде всего, с замысла. Придумав картину, продумываем и место ее размещения. Определяемся с размером и цветовой гаммой картины. Форма картины может быть любой: прямоугольной, овальной, квадратной. Раскатываем большой пласт теста, вырезаем форму, добавляем обрамление. Элементы сюжета картины смачиваются с оборотной стороны и прижимаются к фону. Прикрепить элементы картины можно и с помощью клея, но сделать это можно будет только после просушки.
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ
Салфетка клеенчатая или мини-скатерть, на которой будет работать ребенок.
Пластилин, обратите внимание на выбор цвета и качество пластилина.
Стеки.
Простые карандаши. Могут применяться при необходимости для дополнительной прорисовки контура.
Цветные карандаши, фломастеры. Могут применяться для дополнительного декорирования и оформления работ.
Цветной картон и белый (по необходимости). Картон должен быть плотным, способным выдержать физическое воздействие: придавливание, размазывание, примазывание, сглаживание.
Декорирующие предметы - бусы, бисер, ленты, лак. Следует обратить внимание на то, что дополнительный декорирующий материал необходимо хранить в закрывающейся емкости.
Клей ПВА для дополнительного декорирования
Салфетки для рук.
Скотч прозрачный. Скотч лишним не бывает, как материал для творчества он универсален. Его применяют для дополнительного оформления фона работы, как в сложных композициях, так и в простых орнаментах.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПЛАСТИЛИНОМ
Необходимо контролировать качество материалов для творчества. Если это пластилин, тогда нужно обратить внимание на то, чтобы он не пачкал руки, обладал яркими цветами. Пластилина может быть и несколько пачек, в этом случае избыток - не убыток.
Хорошее качество пластилина во многом определяет успешность воплощения творческого замысла. Как быть, есть возникло затруднение в работе, обусловленное отсутствием какого-нибудь цвета?
Смешение цветов в красках уже многое сделало возможным для детской фантазии. Подарите ребенку возможность стать волшебником - научите его менять цвет пластилина. Первым этапом будет освоение изготовления «мраморного пластилина». Для этого можно взять небольшие кусочки пластилина разного цвета и соединить их в один. Очень скоро появятся «мраморные» узоры.
При более длительном воздействии на пластилин и более тщательном его смешивании, разводы исчезают, появляется однородный цвет. Освоить принцип смешивания цвета не только просто, но очень увлекательно.
Если вести систематическую работу по экспериментированию с цветом, то в скором времени, ребенок освоит мысленное формирование алгоритма работы и предполагаемый результат от освоения техники смешения цветов.
ВИДЫ ПЛАСТИЛИНА
Пластилин знаком всем с детства. Современные достижения технологического процесса дают в наше распоряжение богатый выбор видов пластилина, объединенных общими качественными характеристиками:
*экологическая безопасность, материал должен быть не токсичным;
* по возможности не оставлять следы;
* доступность использования;
*насыщенные цвета.
Самый доступный вид пластилина и самый распространенный - это парафиновый пластилин, изготовленный из мела и парафина.
Для детей старшего дошкольного возраста можно применять скульптурный пластилин. Этот вид пластилина характеризуется особой твердостью и прочностью. Изначально цвет его серый и зеленый, по завершению работы его можно раскрасить.
Один из самых ярких и мягких пластилинов - восковой пластилин. Он отлично смешивается и отличается особой пластичностью.
Застывающий пластилин- он отличается особой способностью застывать в течение суток. Когда поделка полностью застынет, ее можно использовать как игрушку.
Отлично подойдет для детского творчества необычный вид пластилина - перламутровый пластилин. Поделки из него переливаются и повышают эстетическую привлекательность детской поделки. Прекрасно используется для сезонных поделок, например, новогодних.
Светящийся пластилин, или, как его называют, флуоресцентный пластилин. Обладает ярким светом, который придает особый интерес для детей.
Оригинальный вид пластилина, который может принимать любую форму и цвет, так называемый, «умный пластилин». Этот пластилин легко тянется и рвется. Кстати, он интересен в любом возрасте.
Появились и виды пластилина на растительной основе. Его можно попробовать на вкус ,поэтому, можно применять в работе с маленькими детьми, которые если и откусят кусочек, то вреда здоровью не причинят.
Самый легкий по весу вид пластилина – плавающий пластилин, который отлично держится на воде, поэтому с ним интересно играть с водой, он прекрасно держится на поверхности воды.
Шариковый пастилин, состоящий из множества маленьких шариков. соединенных клеевым раствором. Маленькие яркие баночки с шариковым пластилином выполняют и массажные функции. Приятное и полезное времяпровождение.
ПРИЧИНЫ ТВОРЧЕСКИХ НЕУДАЧ
1. Необходимо помнить, что для ребенка очень важна мотивация. Учитывая и то, что основной вид деятельности для него игра, желательно, чтобы и творческая изобразительная деятельность осуществлялась с привлечением игровых методов. Эмоциональная отзывчивость на визит сказочного персонажа, сюрпризный момент, загадку, стихотворение не только повысят интерес ребенка к процессу создания продукта деятельности, но и сделают его максимально привлекательным для него;
2. Повышенная сложность предполагаемой работы, излишняя перегруженность элементами декорирования, нормированное следование предлагаемой композиции;
3. Потеря интереса. Сравнивая результат своего творческого труда и предлагаемый эталон, ребенок может прийти к выводу, что у него «так не получается» и откажется от дальнейшего процесса. В этом случае речь идет не столько о сложности, сколько об аккуратности работы, необходимо помогать по мере возможности ребенку в процессе его деятельности.
4. В тестопластике важно правильно подобрать способ сушки изделия: нельзя сушить на батарее или в микроволновке. Давайте будем помнить, что имеем дело не с продуктом питания, а с продуктом детского творчества.
5. Если невнимательно отнестись к процессу сушки изделия могут подгореть и потрескаться. При слишком быстрой сушке или при неполном просушивании изделия могут появиться трещины.
КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕУДАЧИ
Необходимо правильно организовать рабочее место, не стоит его перегружать, проанализируйте, что действительно нужно. Подготовьте стеки, различного размера.
Подготовка дополнительного декорирующего материала для работы. Бумага, ткань, бросовый материал должны быть в ассортименте, который дает свободу выбора и соответствует нормам эстетики. Кусочки ткани должны быть проглажены, это не только повысит их привлекательность, но и скажется на качестве работы.
Работа с пластилином требует внимания: так как в его состав входят определенные жиры, он может оставлять пятна. Избежать этого можно, если предварительно покрыть рабочую основу скотчем. Работать на гладкой поверхности намного легче, хорошо снимаются остатки пластилина.
Если работа выполняется в технике пластилинографии, контур рисунка наносится фломастером, с гладкой поверхности он стирается достаточно легко с помощью салфетки.
Также основу работы можно покрыть бесцветным лаком, и саму работу тоже. Это повысит ее привлекательность и практичность, позволит использовать работу в качестве оформления интерьера, маркера игрового пространства.
Не стоит забывать и о предварительной подготовке пластилина: для активизации пластичности твердый пластилин нужно разогреть (можно использовать горячую воду).
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ
Самая главная неудача-отсутствие терпения и заинтересованности со стороны взрослых. Не секрет, что занятие лепкой в домашних условиях редко приветствуется родителями. Здесь необходимо подключиться воспитателям и провести разъяснительную работу с семьями воспитанников, познакомить родителей с педагогической литературой, подключить при необходимости бабушек и дедушек.
Привлечь взрослых к процессу освоения тестопластики и пластилинографии – это уже гарантия успеха. Даже имея дело с работающими родителями можно найти взаимопонимание, помочь советом в организации игрового и развивающего пространства дома.
Интерес к общению с ребенком и обсуждение того, что произошло в детском саду, развивают детские способности. Интерес нужно проявлять, показывать, задавать вопросы, расспрашивать ребенка, поощряя инициативу и самостоятельность ребенка.
Важно помнить об эмоциональной и интонационной выразительности речи при общении с ребенком. Восхищайтесь своим ребенком, его мастерством, его поделками. Организуйте место для «персональной выставки», даже если это будет маленькая полочка.
Не критикуйте, можно давать только конструктивные советы. Хвалить нужно, но не просто так и не по любому поводу.
Предоставьте разнообразие материала, в настоящее время существует много видов пластилина, который различается по своим качественным характеристикам.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю.,Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов с родителями. /М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. –М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
2.Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.-80 с.
3.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М.: « Издательство Скрипторий 2003», 2010.-72 с.
4.Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.-128 с.
5.Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Игры-занятия с дошкольниками.-2-е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2015.-128 с.
6.Калиничеко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой активности дошкольников: Методическое пособие.-М.: Айрис-пресс, 2004.-112 с.
7.Комарова.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет.- М.6 Мозаика-Синтез, 2017.- 176 с.: цв. вкл.
9.Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография.- М.: МОЗАИКА-СИЕТЕЗ, 2017.-144с.: цв. вкл.
10.Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Старшая группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-64 с.
11.Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. 3-е изд., перераб. и дополн.-М .: ТЦ Сфера, 2016.-240 с.
12.Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.-112 с.
13. Куцакова Л.В. Художественное творчество и конструирование. Сценарии занятий с детьми 4-5 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-144 с.
14.Лыкова И.А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки»: учебно-методическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.-144 с.
15.Малышева, А.Н. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах./ А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева, З.М. Поварченкова;- Ярославль: Академия развития, 2010.-240 с.: -ил.(В помощь педагогам ДОУ).
16.Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Развиваем способности дошкольников: Методическое пособие. – М.: ТЦ СФЕРА, 2010.- 128с.
17.Новикова, И.В. Работа с нетрадиционными материалами в детском саду. Поролон, ватные диски, ватные шарики, гофрированный картон. / И.В Новикова. – Ярославль: «Академия развития», 2012. – 112 с.: ил.
18. Опен Р. Секреты пластилина. - М.: Махаон, Азбука Аттикус, 2012.- 96 с.: ил. (Академия дошколят).
19.Павлова О.В. Изобразительная деятельность и художественный труд. Старшая группа: комплексные занятия / авт.-сост. О.В. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2013.-202 с.
20.Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-80 с.
21.Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.-48 с.
22.Чурина, Л.С. Поделки из бумаги/Л.С. Чурина. - М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2010.-31, с.: ил.
Приложение 1