Основные теоретические и методологические проблемы современного образования

6
0
Материал опубликован 30 March 2021 в группе

Основные теоретические и методологические проблемы современного образования.

Болтова Юлия Петровна

учитель английского языка,

МБОУ СОШ № 22, г. Междуреченск.


На систему образования в России оказывают влияние множество факторов: геополитические, социально-экономические, демографические, технологические и другие. Центральной задачей модернизации системы образования является обеспечение единства образовательного пространства, путем формирования общей гражданской культуры и предоставления каждому равных возможностей для получения качественного образования.

В настоящее время успешно реализующимся направлением усовершенствования образовательной среды является доступность образования, формирование условий для комфортного и доступного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, посредством применения новых учебных методик, образовательных и информационно-телекоммуникационных технологий и дистанционного обучения[1].

Но все же в системе российского образования существует ряд проблем, которые необходимо обозначить.

Одной из главных проблем является снижение качества образования, которое происходит по многим причинам. На сегодняшний день, учащиеся больше направлены на теоретические знания, чем на практические, а ведь главное в образовании – это умение применять знания на практике.

Учащиеся стали меньше рассуждать, искать альтернативные пути решения проблемы, проще все ответы найти в интернете в готовом виде. Вся информация в свободном доступе и зачастую система ЕГЭ становится не настолько информативной и эффективной, как должна быть. Речевые навыки учащихся ухудшаются, если раньше нужно было все учить наизусть и очень многое искать самому, рассуждать и додумывать, то сейчас не обязательно, в этом минус информационных технологий. Конечно, современные технологии, в то же время, открывают море возможностей, но их нужно уметь применить, нужна систематизированная схема, как правильно использовать ресурсы, как с помощью технологий заставить рассуждать и включать критическое мышление. В этом, система образования ставит рамки: в плане ЕГЭ, в плане самой структуры урока, учебников, которые нам диктует система. Мы говорим об личностно - ориентированном подходе, но в то же время не можем использовать зачастую ту программу, которая подошла бы данному классу, т. к. ее нет в списке программ, и лучше было бы использовать разные программы для учащихся. Тут мы сталкиваемся еще с одной проблемой системы образования – нехватка бюджетных средств. В этих условиях проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, уходят на второй план, так как они вызваны в первую очередь недостатком финансовых ресурсов. Школа не может себе позволить такое количество программ, учебников и соответствующего оснащения в кабинетах. Нехватка денежных ресурсов приводит к сокращению учебных заведений и высококвалифицированных кадров. Кроме того, недостаток в денежных средствах может повлечь за собой снижение уровня образования и как следствие, падение экономического роста в целом, что негативно отразится на социально-экономическом развитии государства.

Еще одной важной проблемой системы образования является нехватка квалифицированных специалистов, причиной которой не редко становится низкая оплата труда при большой нагрузке. Чтобы получать достойную зарплату учитель вынужден брать много часов, качество образования при этом снижается, ведь кроме часов еще и множество бумаг, планов, отчетов, при этом с каждым годом система контроля усложняется и учитель становится заложником ситуации. Учителю не под силу решить эти проблемы самому, нужна поддержка государства, муниципалитета, модернизация всей системы образования в целом. Нужно постараться разгрузить как учителей, так и детей, изменить образовательную программу так, чтобы в ней уделяли внимание не только основным предметам. Школа должна подготовить всесторонне-развитую личность в разных направлениях и выполнять не только обучающую, но и воспитательную функцию, что чаще откладывается на второй план, а ведь это так важно. Возможно, если уровень воспитанности молодого поколения будет выше, то уровень жизни общества тоже.

Конечно, проблем в современном образовании много, и одному учителю их не решить, нужна слаженная система, но все же учитель может и своим примером, и использованием методов, игр поднять уровень заинтересованности учащихся, их мотивацию, что является залогом успешного качества образования, ведь именно мотивация заставляет учащихся к чему-то стремиться, что-то изменить. На своих уроках я уделяю много времени этой проблеме, подбираю различные задания, игры, методы и формы в соответствие с индивидуальными особенностями учащихся. Если ученик заинтересован, то ему проще запомнить и у него лучше получается, он готов идти вперед, совершенствоваться и улучшать свои знания.

Система образования не совершенна, но нужно стараться решить хотя бы те проблемы, которые способны повысить качество образования.

Качество образования – это принципиально важный вопрос, влияющий не только на интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, но и общее будущее страны. Именно поэтому решение проблем образования имеет столь актуальный характер.


Список используемой литературы.


Морковкин Д.Е. Организационное проектирование системы управления знаниями // Образовательные ресурсы и технологии. / Д.Е.Морковкин. – 2013. – № 2. – С. 74–80


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации