Теоретические и методологические проблемы современного образования
«Теоретические и методологические проблемы современного образования»
Автор - Букешева Гулзара Нурболатовна, преподаватель АНПОО "Академический колледж" г. Волгограда
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определил в качестве главных результатов личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия. Они должны развить у школьников умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Следовательно, учитель должен научить основным приемам мышления и критическому взгляду, которые могут применяться в любой жизненной ситуации. Однако нам трудно отказаться и от другой точки зрения: образование в первую очередь основано на запоминании фактов и понимании определенного предмета.
В Стелленбосском университете, расположенном в ЮАР, появилось объявление: «Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана учащимися на экзаменах.»
Качество образования влияет на будущее страны. Советская система образования, несмотря на свой тернистый путь, дала образование многим поколениям советских людей. Освоены земельные и водные ресурсы, построены машины, человек полетел в космос. Но эта система была почти разрушена, а вместо неё пока не удалось построить стройную, эффективную систему образования.
Каковы же основные проблемы российского образования?
1. Кризис традиционной системы образования
Советская система образования была призвана решать общеобразовательные задачи, обучая учащихся законам развития природы и общества, а также формировать коммунистические взгляды и убеждения у учащихся, воспитывать их в духе высокой нравственности, патриотизма. Организация учебной деятельности в современной России в целом повторяет организацию учебной деятельности в советской системе образования. Но сейчас в информационном обществе назрела необходимость реформ в системе образования. Обновлять нужно многое: и подачу учебного материала, и систему контроля знаний обучаемых, а ещё, что очень важно, роль учителя в образовательном процессе. Требуется внедрять эффективные педагогические и информационные технологии. Уделять больше внимания прикладным знаниям. Недостаточно оснастить учебные заведения компьютерами, планшетами и интерактивными досками. Школа должна идти в ногу со временем, так как постоянно появляются новые знания, необходимо постоянное обновление содержания образования. Часто бывает так, что выпускник учебного заведения, оказавшись на производстве, в системе здравоохранения, и в других сферах чувствует себя абсолютным новичком, хотя имеет диплом об образовании. То, чему его обучали в колледже, институте – это совсем не те необходимые знания и умения, нужные на практике. Очень низка практическая направленность образования. Слабая взаимосвязь между различными уровнями образования. Отсутствует преемственность между всеми «ступенями» образования, что негативно влияет на качество обучения. В последнее время намечается тенденция допуска к работе лиц без педагогического профильного образования. Даже преподавать учебную дисциплину можно пройдя краткосрочные курсы, ну а в дошкольные учреждения допускаются лица без образования, а ведь именно там закладываются основы компетенций. Между школой и вузом также нет преемственности. Зачастую выпускник школы не обладает теми знаниями и компетенциями, которые необходимы для сдачи экзаменов и для дальнейшего обучения по вузовской программе.
2. Финансирование образовательных учреждений
Ещё одна проблема - низкий уровень финансирования образовательных учреждений. Это и низкая заработная плата работников образования, физический и моральный износ учебного оборудования, плохое оснащение спортивным инвентарём, почти полное отсутствие лабораторного оборудования, нехватка лингафонных кабинетов. С каждым годом эта проблема становится острее. Падает престиж профессии учителя, перспективные молодые специалисты трудоустраиваются в других сферах, так как они имеют высокий образовательный уровень.
3.Неэффективность классно-урочной системы
Признаки классно-урочной системы обосновал Я. А. Коменский: постоянный состав учащихся, одновременное начало всех занятий и определенное время продолжительности урока. Дети учатся работать в коллективе сверстников, выслушивать разные точки зрения, высказывать свою, решать общие проблемы. Н о программы и учебники ориентированы на ученика со средними способностями. Более сильные учащиеся не всегда могут проявить свои способности, им нужно давать более сложные задания, способствующие их дальнейшему развитию, а слабые не успевают за темпом работы в классе, они нуждаются в помощи. Невозможно проконтролировать, как каждый учащийся усваивает материала. Классно-урочная система не отвечает требованиям современности.
4. Массовый спрос на высшее образование
Хорошие и престижные вузы в России всегда были и будут. Однако с каждым годом все большее количество людей стремится получить высшее образование, поэтому растёт количество слабых вузов. Упал престиж профессиональных училищ, а ведь в советское время именно они выпустили много квалифицированных специалистов. Хотя в последнее время намечается тенденция увеличения числа студентов колледжей, и идут туда многие сильные учащиеся, пройдя конкурсный отбор. Слабые с низким средним баллом остаются в школе, потом пытаются поступить в вузы. А ведь сильные должны продолжить обучение в десятом классе и получать в дальнейшем
высшее образование.
5. Слабое законодательство в сфере образования
В настоящее время предпринимаются попытки реформировать закон «Об образовании», однако пока не предложено эффективных методов решения проблем. Так, например, нет четких правил лицензирования учебных заведений. Не выработаны четкие критерии проверки деятельности учебных заведений. Проверки проходят непоследовательно, не ведется работа над исправлением и предотвращением нарушений. В учебных заведениях практически четырехбалльная система оценивания знаний, учитель не может самостоятельно оценивать достижения обучающихся. Введение ЕГЭ не дало ожидаемых результатов. Каждый год обнаруживаются нарушения при проведении экзаменов.
6. Проблемы дистанционного обучения
Пандемия стала показателем готовности системы образования к проведению дистанционных занятий. Нет проверенных и надёжных образовательных платформ для учащихся и студентов. Нет нужного оборудования и программного обеспечения. Обучающие не владеют навыками самостоятельной работы, и родители не обладают в некоторых случаях элементарными умениями организации учебной деятельности школьника дома, тратили все время на поиски готовых решений.
7. Роль учителя
По новым ФГОС учащийся должен иметь навыки самостоятельной работы, ориентироваться в информационном мире, т. е. быть компетентным. Но компетенции не появятся на неподготовленной почве. В Федеральном законе «Об образовании» прописано, что родители должны также работать со своими детьми. Очень часто обучающая функция просто полностью перекладывается родителями на школу, родители убеждены в том, что обучить их детей всему должен учитель. Но они не хотят признать, что изначально навыки закладываются в семье. Поэтому учитель становится доминирующей фигурой, носителем знаний. Учитель ведет урок, используя педагогические методы и приемы необходимые для решения поставленных задач. Но учитель тоже ограничен рамками урока, и не может остальное время контролировать ученика.
Чтобы решить все проблемы образовательной системы нужно, во-первых, решить вопрос с кадрами. Сейчас любой практически человек с дипломом может прийти в образовательное учреждение и начать преподавать учебную дисциплину. Допускать к такой деятельности можно только после серьёзной профессиональной подготовки. Создать единую базу методических пособий и учебников, для все страны должна быть единая базовая образовательная программа. Финансирование всех учебных заведений должно быть с учетом местных условий. Уделить внимание сельским школам. Не загромождать учебную программу образования ненужными курсами. Больше давать знаний прикладного характера. Вернуть или приблизить количество часов по предметам естественнонаучным предметам к нормативам советского периода образования, ведь во многом благодаря техническим знаниям был прорыв в образовании.