Теоретические и методологические проблемы современного образования
«Теоретические и методологические проблемы современного образования»
(статья)
Автор: Филатова Елена Александровна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ им. А. А. Каргина пос. Краснооктябрьский Самарской области
Качество образования всегда было важным в процессе образования. Будущее нашей страны напрямую зависит от него. Советская система образования практически разрушена, а на ее смену приходят различные системы не дающие того потенциала, который нам нужен. Глобализация, смена политического строя, все это привело к кризису российской системы образования.
На смену обществу индустриальному пришло информационное. Мир развивается в условиях глобализации, это создает необходимость больших реформ в сегодняшней системе образования. Должны поменяться и принципы подачи учебного материала, и роль учителя в образовательном процессе. Нужно введение в учебный процесс инновационных технологий, оснащение учебных заведений современной техникой. Теоретическая подготовка обучающихся должна быть направлена на понимание и умение применять полученные знания в практической деятельности, а не на простое заучивание информации. Надо отметить, что наш XI век – это время стремительного научного прогресса. Поэтому, сегодняшние учебные материалы уже завтра становятся устаревшими. Требуется систематическое обновление преподаваемых знаний, шагающее в ногу с последними научными достижениями.
Нынешняя система образования в основном направлена на воспитание будущего теоретика, а не на подготовку практикующего специалиста. Знания теоретические часто далеки от практической деятельности. Обучающиеся не умеют использовать полученные знания в профессиональной деятельности. Многие, окончившие вуз, отмечают, что не ощущают в себе готовности приступить к практической деятельности.
И с каждым годом все больше людей хотят получить высшее образование, из-за этого значительно упал престиж профессиональных колледжей. Многие юноши поступают в вузы лишь для того, чтобы избавиться от воинской повинности, это дополнительно умножает вузы, которые дают плохой образовательный уровень.
Опираясь на свой опыт работы в школе, а он не маленький – 32 года, я поняла, чтобы решать проблемы стоящие перед нами сегодня учитель должен быть мобильным, самостоятельным, и главное, пожалуй, творческим и инициативным. Ему необходимо иметь гибкое мышление, умение выбирать оптимальные решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать новые методы обучения и воспитания. Профессиональная карьера – это профессиональное становление, развитие личности. Основными показателями этого являются: способность работать в коллективе, профессиональная самостоятельность, профессиональная мобильность.