12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина Сергеевна125
Россия, Иркутская обл., Иркутск

В наши дни происходит глобальное изменение в образовательной системе. В педагогической практике появляются новые подходы, которые развиваются параллельно с российским обществом, несмотря на то, что происходит разрушение традиционных ориентиров, а также снижение доступности многих сфер жизнедеятельности человека — будь то досуговая деятельность или дополнительное образование детей и молодежи.

Воспитательный процесс — это взаимодействие всех включённых в него субъектов. Существует большое количество видов взаимодействия, но основыне для нас — это «ученик — учитель», «ученик — ученик», «ученик — коллектив». Основным отношением данного процесса это взаимосвязь «педагогической деятельности и деятельности самого ученика».

Педагогическое взаимодействие — это личностный контакт педагога с учениками, направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях и установках.

Педагогическое взаимодействие характеризуется взаимопониманием, взаимопознанием, взаимоотношением, взаимными действиями и взаимовлиянием. Каждая характеристика имеет своё содержание — только комплексная реализация обеспечивает его эффективность.

В.А. Сухомлинский, в своём произведении «Сердце отдаю детям», писал, что проблема педагогического взаимодействия — это «...один из участков педагогической целины».

Проблема взаимодействия педагога и обучающихся стала одной из самых актуальных в образовательном процессе 21 века.

Внимание к проблеме педагогического взаимодействия особенно обострилось вследствие изменений в педагогике ещё во второй половины 20 века. Теоретическую основу для понимания соотношения характера педагогического взаимодействия и качества образовательного процесса составил культурологический подход, который подтверждался фактами педагогических исследований (глубина развития личности зависит от педагогического взаимодействия педагогов).

Ситуация, с которой мы столкнулись, на сегодняшний день требует активного пересмотра традиционного взаимодействия как со стороны педагога, так и со стороны учеников. Оптимизация педагогического взаимодействия будет происходить через понимание содержания образования, а также через индивидуальный педагогический процесс взаимодействия учителя и ученика.

Современная педагогика представляет собой не прямое воздействие на ученика, как это было раньше, а социальное взаимодействие — индивидуальное и групповое. Давая характеристику педагогического взаимодействия в образовательном процессе, стоит понять его и с психологической стороны. Анализ Э. Берна говорит о том, что ребёнок вступает в контакт с родителем или с другим взрослым человеком, при это могут возникнуть или конфликтные ситуации, или взаимопонимание между ними.

Проблемы действенного контакта и конструктивного взаимодействия стали сильно волновать не только педагогов, но взрослых людей, в целом. Всё чаще в работе учителя стали звучать фразы: «успех всех», «работаем дружной единой командой», но как же тогда оценивать работу индивидуальную?

С каждым годом прямое воздействие с ребёнком теряет смысл в образовательном процессе, большинство учителей переходят на групповую работу.

Молодые педагоги в своей работе используют групповые методы взаимодействия — делят класс на маленькие группы, работают с половиной класса, пока вторая часть класса выполняет другое задание, а также выдают коллективную работу — на весь классный коллектив.

Большой воспитательный потенциал для формирования положительного взаимоотношения учителя с учениками заложен в совместной деятельности, в которой обе стороны равны, а их деятельность носит творческий характер (организация коллективной творческой деятельности). Коллективная творческая деятельность помогает лучше узнать друг друга, а также способствует развитию взаимного влияния в коллективе.

Взаимопонимание учителя и учеников — это объективность и информированность друг о друге. Для того, чтобы хорошо простраивать взаимоотношения, учителю нужно знать о возрастных особенностях учеников, их индивидуальных особенностей, склонностей и интересов, а также об уровне подготовленности детей к участию в образовательном процессе. Уровень развития коллектива и характер взаимоотношений между учениками, также помогает педагогу простроить отношения с учениками.

Для успешной реализации педагогического взаимодействия необходимо стремиться к формированию положительной мотивации обучения. Для этого можно использовать интерактивные формы обучения. Ещё, можно развивать совместную деятельность обучающихся — различная внеурочная деятельность, совместные коллективные мероприятия и творческие дела.

В заключение хочется отметить, что учитель — это доверительное лицо в современном обществе, работающее с самым дорогим и ценным — с нашими детьми (наше будущее). Это самая трудная профессия, требующая от человека, постоянного творческого развития, неустанной работы, любви к детям и верности выбранному делу.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.