Методические рекомендации по работе с текстом при подготовке к ЕГЭ по обществознанию
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Октябрьский лицей»
Калачевского муниципального района Волгоградской области
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАБОТЕ С ТЕКСТОМ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Коваль Оксана Евгеньевна,
учитель истории и обществознания,
руководитель районного методического объединения учителей истории и обществознания Калачевского муниципального района Волгоградской области
Оглавление
Пояснительная записка……………………………………………………. 3
Содержание……………………………………………………………..……4
Заключение……………………………………..……………………………10
Список литературы……………………………………………….…………11
Пояснительная записка
Одной из важнейших проблем современной школы является формирование учебно-познавательных компетенций обучающихся, проверка усвоения которых происходит на этапе сдачи государственной итоговой аттестации. Подготовка к ГИА происходит в соответствии с рекомендациями, ежегодно разрабатываемыми Федеральным институтом педагогических измерений (сайт http://www.fipi.ru). Для успешного выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию необходимо познакомить старшеклассников с демоверсией, кодификатором, спецификацией. Предпочтительно начать подготовку в 10 классе, а в 11-м классе, в сентябре вернуться к ним, чтобы актуализировать информацию.
Актуальность данной работы заключается в том, что для формирования умений эффективно и самостоятельно добывать, обрабатывать, фиксировать и представлять информацию, необходимы новые подходы и образовательные технологии. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, направлять, развивать их познавательную деятельность. Новые требования, предъявляемые современными стандартами общего образования не могут быть реализованы традиционными технологиями обучения, требуются новые пути и средства. В данной работе предлагаются вниманию несколько приемов работы с текстом, позволяющие выпускнику качественно осуществить подготовку к ЕГЭ по обществознанию.
Содержание
Работа с интеллект - картами
Метод использования интеллект-карт разработан психологом Тони Бьюзеном, который является специалистом в области саморазвития, развития памяти и мышления. Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Петербургского университета Бершадская Елена Александровна.
Основная идея метода – это формирование умения перерабатывать большой объем информации и изображать ее в виде логической схемы, состоящей из ключевых понятий, образов и явлений. Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Данный метод представляет собой шаг вперед на пути от одномерного, линейного логического мышления к многомерному, неограниченному, радиантному. Радиантное мышление –аналог ассоциативного мышления. Естественная структура нашего мозга и процессы, происходящие в нем, находят отражение концепции радиантного мышления. Именно это лежит в основе построения интеллект-карт.
Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Интеллект-карты, по сравнению с конспектированием, позволяют экономить от 50 до 95% времени на этапе записывания информации, свыше 90% – на этапе ее восприятия. Ученики учатся находить, структурировать, запоминать информацию. Учителя, практикующие карты на уроках, способны более доступно и просто объяснить новый материал, используя ассоциации, понятные каждому ребенку.
Эффективность данного метода заключается в следующем:
- метод отвечает реальным запросам учащихся и соответствует возрастному уровню их развития;
- позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ГИА и ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время;
- приобретённые знания сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше;
- интеллект-карты можно использовать как демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении, при написании сочинений, докладов, рефератов, конспектировании или аннотировании статей, параграфов, разделов учебной литературы, создании презентации организации индивидуальной и групповой работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ;
Основные принципы построения интеллект-карт
Правила обусловлены теорией полушарий мозга, памяти и восприятия человеком информации (кодирование, обработка, передача и хранение) и призваны задействовать весь потенциал мозга для работы с информацией.
1. Графическое представление информации. Это является главной отличающей от конспекта особенностью интеллект-карты. В интеллект-картах информацию представляют в виде схемы вместо того, чтобы писать логически связанный текст. Основные значимые мысли связываются между собой направленными стрелками.
2. Использование пиктограмм. Использование пиктограмм в интеллект-картах является обязательным. В этих картах пиктограммами могут быть не только «смайлики» и «сердечки», но и другие, более сложные знаки, позволяющие невербальным способом передать отношение автора к узлам карты или косвенно указать на происхождение и назначение узлов.
3. Активное использование цвета. При рисовании интеллект-карт обязательно использование нескольких (не менее трех) цветов.
4. Для создания карт используются только цветные карандаши,маркеры ит. д.
5. Основная идея, проблема, объект внимания (изучения) располагается в центре. Это одно из ключевых понятий в создании интеллект-карт.
6. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
7. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
8. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева), живыми, гибкими – в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых объектов.
9. Над каждой линией–ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому «склеивание» слов
уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
10. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
11. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Использование этих принципов при создании интеллект-карты служит тому, чтобы повысить занимательность, привлекательность и оригинальность ментальных карт.
Среди видов интеллект-карт, которые могут быть использованы в процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию, целесообразно применять карту-текст, позволяющую систематизировать материал большого объема, зачастую вызывающий затруднение у выпускников. На примере нижеприведенных интеллект – карт можно продемонстрировать несомненное достоинство применения данной методики, так как за короткий промежуток времени выпускнику удается обобщить и запомнить одни из сложнейших тем кодификатора.
Тема «Мировоззрение, его виды и формы»
Тема «Государство, его функции»
Существует программное обеспечение по созданию интеллект карт. Целесообразно использовать следующие из них:
Mind Genius
2. Метод кейсов также превосходно зарекомендовал себя на этапе интенсивной подготовки к ЕГЭ. Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе.
Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество обучаемого и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда ученик по сути дела равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.
Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.
Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропреобразования.
В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала – эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много что хорошо организованное обсуждение кейса может напоминать театральный спектакль.
Метод case-study – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у учащихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. Если учесть, что умение приводить аргументацию – ключевое при выполнении задания 20 с развернутым ответом, то использование данной технологии при подготовке к ЕГЭ считается вполне обоснованным и рациональным. С помощью этого метода учащиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы. Вот некоторые из них, позволяющие активно работать с блоком «Право» - одним из тех, который вызывает наибольшие затруднения у обучающихся.
У гражданки Ш. родился ребенок. Через 2 недели после рождения ребенка у гр. Ш. умирает дядя и оставляет после себя завещание, согласно которому новорожденный ребенок гр. Ш. является наследником дома. Вправе ли новорожденный ребенок наследовать имущество и почему?
Ответ: да, может, т. к. в соответствии с ч. 2 ст. 17 Гражданского Кодекса РФ правоспособность гражданина возникает с момента рождения.
Гражданин А. обратил внимание, что под окнами квартиры многоэтажного дома, где он проживает, длительное время припаркован автомобиль марки ВАЗ. Сделав запрос в ГИБДД, гражданин А. получил информацию, что владелец автомобиля 10 лет назад скончался, и наследников у него не объявлялось. Тогда гражданин А., используя свое транспортное средство, перевез автомобиль ВАЗ на утилизацию, полученные денежные средства обратил в свою пользу. Правомерны ли действия гражданина А.?
Ответ: действия А. правомерны, т. к. в соответствии с ч. 3 ст. 216 Гражданского Кодекса РФ лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника.
Таким образом, происходит на только закрепление изученного материала, но и формируется умение использовать социальный опыт (зачастую ученики оперируют им, так как подобного рода ситуация им уже встречалась в жизни).
3. При подготовке к ЕГЭ доказывает свою эффективность еще один прием работы с текстом – работа со скриптами. В сущности это опорные сигналы из методики В.Ф. Шаталова, переработанной на современный лад. Во второй половине прошлого века педагог-новатор В.Ф. Шаталов разработал новую методику преподавания - систему опорных сигналов. Изначально многие учителя не могли поверить в эффективность данного способа работы. Однако результаты были, причем не только в улучшении оценок, но и в появлении заинтересованности к предмету. При составлении скриптов важно оставлять соответствующие места для того, чтобы ребенок самостоятельно мог вписывать необходимую информацию. Та информация, которая заносится в конспект, регламентируется составителем скриптов. Так, обучающийся может вписать термин, часть определения, пример, иллюстрирующий теорию. Рекомендуется планировать скрипт таким образом, чтобы школьникам не пришлось вписывать очень большие фразы; при этом, они должны быть ключевыми, чтобы в момент письма активизировалась кинестетическая память. Необходимо учитывать и разность в почерке у обучающихся: для записи нужно оставлять достаточно места, желательно со строчками. В первую очередь опорный конспект должен вызывать ассоциацию, которая поможет обучающимся оформить (сформулировать) собственные мысли. Необходимо учитывать, что некоторые дети не любят создавать или заполнять таблицы, поэтому для них размещение информации в таком формате не самый удобный способ ее систематизации. Поэтому их использование должно быть оправданным. Выполнение скрипта дает много плюсов в работе: во-первых, весь пройденный материал собран в одном месте; во-вторых, на этапе рефлексии помогает запомнить ребятам основные, важные моменты с пройденного урока; в – третьих, если систематически использовать скрипты на уроках, копить их в папках, то выйдя на внутренний и внешний контроль по срезам знаний (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР) можно легко и быстро повторить весь материал по предмету. Именно по этой причине рекомендую своим ученикам начинать работать со скриптами, начиная с 6-7 класса. Пример выполнения такого скрипта по экономике учеником 8 класса:
Очевидно, что удобство данного метода позволяет в кратчайшие сроки овладеть понятийным аппаратом, а также быстрее и качественнее запоминать объемный материал.
Заключение
Подводя итог, необходимо отметить следующее. Обществознание — один из самых популярных предметов по выбору на ЕГЭ среди выпускников. ЕГЭ по обществознанию является синтетическим, поскольку включает в себя знания не только одного предмета, а нескольких гуманитарных дисциплин: политология, правоведение, социология, экономика, а знания географии, истории, литературы также потребуются для успешного написания заданий. Именно поэтому сочетание нескольких приемов работы с текстом позволяет выпускнику успешнее справиться с подготовкой к ГИА. Ментальные карты помогают привлечь живые мысли, находящиеся за скучным текстом, или создать их, если использовать ментальные карты в качестве инструмента для создания новых идей. Ведь память и креативность – в сущности, две стороны одного процесса: память воссоздаёт прошлое, а креативность создаёт будущее. Наступивший век по праву можно назвать веком интеллекта, и этому веку нужен новый инструмент, отвечающий его запросам к широте информационного охвата, быстроте ее обработки, объединению данных различных форматов.
Самый эффективный путь обучения состоит в том, чтобы учиться на собственном опыте: фактически находиться в реальной ситуации, почувствовать на себе тяжесть реальных проблем и груз ответственности за их решение, проводить анализ влияющих факторов, вырабатывать и принимать решения, сталкиваться с последствиями этих решений, анализировать их и учиться на собственных ошибках. Ничто и никогда не заменит обучение на основе опыта. Учебные кейсы позволяют нам «окунуться» в проблему и «прожить» с ней некоторое время. Они позволяют «моделировать» реальные жизненные ситуации, когда у выпускника еще нет собственного практического опыта, который зачастую требуется реализовать при выполнении заданий ЕГЭ.
Наконец, метод использования скриптов благодаря наглядности, схематичности, удобству заполнения (в ходе урока), краткости имеет все шансы стать хорошим помощником обучающимся в период подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.
Используемая литература и сетевые ресурсы
Бьюзен Т. Суперинтеллект. Мн.: ООО «Попурри», 2005. – 400с.
http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32
http://www.nauteh-journal.ru/index.php/--gn02-11/238-a
Шаталов В.Ф. 1990. Педагогическая проза. Архангельск: Северо-западное книжное издательство. Архангельск: Северо-Западное книжное издательство. 384 с.
https://infourok.ru/keys-metod-kak-pedagogicheskaya-tehnologiya-4010626.html?ysclid=luy5m68nyn947787456
https://multiurok.ru/files/metodicheskie-rekomendatsii-ispolzovanie-mentalnyk.html
http://dpo.temocenter.ru/images/metodichka/docs/2-effect-metod-intellect-kart.pdf
Стрекалова Н.Д., Беляков В.Г.Разработка и применение учебных кейсов. – СПб, 2013.С.5-19