Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках географии

5
0
Материал опубликован 11 August 2020

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Институт общего образования

Кафедра естественнонаучного образования









Курсовой проект

Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ через исследовательскую деятельность НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»










Выполнила: Алеева Мария Сергеевна

слушатель курсов повышения квалификации

«Теория и методика обучения в контексте ФГОС

(География России)»

учитель географии ГБОУ СОШ № 5

Василеостровского района Санкт-Петербурга

Руководитель: Кузнецова Т. С.

доцент кафедры ЕНО, к.п.н.




Санкт-Петербург 2015 г



ОГЛАВЛЕНИЕ


1.

Введение


3

2.

Цели, задачи и актуальность работы

4

3.

Исследовательская работа по географии для 9 класса

5

4.

Заключение

11

5.

Список литературы

12

6. Приложение




































ВВЕДЕНИЕ


Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него обще учебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Я преподаю географию в 6-11 классах, работаю учителем всего 1,5 года. Школа очень хорошо оснащена: в каждом кабинете есть интерактивная доска, мультимедийный проектор. Это позволяет использовать практически на всех уроках ИКТ.

Когда я пришла в школу, я поняла, что в образовании происходят изменения. Появились новые термины, понятия, методы и формы работы, новые технологии. И работать так, как работали раньше педагоги, используя только объяснительно-иллюстративный метод Коменского, уже нельзя. Нужно искать новые методы работы, новые технологии.

Для начала я решила разобраться в данной ситуации. Как надо организовать современный урок географии в условиях модернизации системы образования?  Как продолжить традиции в работе предшествующего педагога?

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным, сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

Основное противоречие – недостаточно высокий уровень эффективности традиционных образовательных технологий при изучении географии в современном информационном пространстве. Противоречие между увеличивающимся объемом информации и старыми способами её обработки и усвоения. Необходимость включения новых средств обучения для формирования предметных компетенций.

Моя педагогическая идеяформирование ключевых компетенций посредством информационно-коммуникативных технологий и исследовательской деятельности, как условие для дальнейшего образования и как условие социализации учащихся.






ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ

Цель работы: Выяснить, как формировать информационно-коммуникативную компетенцию на уроках географии по средствам исследовательской деятельности

Задачи работы: 

изучить литературу по данному вопросу.

создать свою систему работы на уроках географии, способствующую формированию информационно-коммуникативной компетенции.

изучать передовой педагогический опыт других педагогов.

улучшить качество обучения при изучении географии.

повысить интерес к предмету.

изучить опыт коллег.

заинтересовать учащихся, которые только начинают изучать географию.

Актуальность: В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС основные задачи образования заключаются в том, чтобы  не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации, чему способствует системно – деятельностный подход, основная идея которого заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально – значимых ситуациях.

Я, как учитель географии должна хорошо: 

владеть современными операционными системами и прикладными программами;

владеть компьютерными программами.

Регулярно повышать квалификацию и самообразование.

Предполагаемые результаты: Я предполагаю, что спланированная и начатая мной работа по формированию информационно – коммуникативной компетенции через исследовательскую деятельность будет способствовать реализации творческого потенциала учащихся, сохранению и повышению качества географического образования в нашей школе, повысит интерес к географии, будет способствовать получению высоких результатов на предметных и краеведческих олимпиадах.















Исследовательская работа по географии для 9 класса

«Школа, как зеркало демографических процессов в стране»


Технология исследовательской работы с применением информационно-коммуникационных технологий – педагогическое моделирование различных управленческих и производственных ситуаций с целью обучения отдельных личностей и их групп принятию решений.

Население является главной производительной силой общества. В 40-е годы Н.Н. Баранский резко критиковал авторов географических книг за недооценку вопросов, связанных с населением. «Человека забыли!!!» - писал он. [4]

Вопросами и проблемами населения занимается демография – наука о закономерностях воспроизводства населения, его численности, естественном приросте, возрастном и половом составе, миграции и т.д.

Чтобы изучать население, нужно постоянно отслеживать его характеристики. Необходима система учета и сбора демографических данных, которая бы позволяла давать точную и полную картину, как состояния населения, так и тенденций его изменений, за тот или иной период времени.


Цели

Цель нашей работы изучить настоящую демографическую ситуацию на примере школы, в которой мы учимся, доказать, что школа является зеркалом современных демографических процессов в стране.


Задачи

Составить программу переписной компании в школе, перечень вопросов переписного листа.

Собрать информацию, обработать данные.

Попытаться определить на примере школы современную демографическую ситуацию в стране и регионе.

Обработать данные с использованием ИКТ

Определить примерное демографическое будущее Санкт - Петербурга.

Объект исследования –ГБОУ СОШ № 5 Василеостровского района.

Предмет исследования – демографический портрет 9 «А» класса.


Гипотеза исследования: Школа является зеркалом современных демографических процессов.


Методы исследования

Методы исследования: письменный опрос, заполнение переписного листа, аналитическая обработка статистических данных.

Условия переписи

При опросе строго придерживались общепринятого правила «прайвеси».

Опрос анонимный.

Сведения о каждом конкретном респонденте нужны не сами по себе, а для составления массовой, а потому значительно обобщенной картины, изображающей портрет всей школы, класса.

Опросчик несет личную ответственность за предоставление данных на каждого конкретного человека любым заинтересованным лицам.

Мы провели социологический опрос учащихся нашей школы 9 «А» класса.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Обработав данные переписные листы и анкеты учащихся, мы с учениками получили следующую картину.




Демографические показатели.


Уровень рождаемости.


На сегодняшний день в школе обучается 252 учащихся в 16 классах. Данные приведены с 2005 по 2014 год. Дети, которые пошли в школу в 2005 году, имеют 1998 год рождения, в 2006-1999 год рождения и т.д.

Заранее выдвинем гипотезу: изменение числа первоклассников повторяет колебание уровня рождаемости в России.



Динамика численности первоклассников ГБОУСОШ №5.

с 2005 по 2014 г.


Количество первоклассников.



Год

Всего учащихся

Прибыло

Выбыло


2005(1998год. рожд.)

22

1


2006 (1999 г.р.)

23

3


2007(2000 г.р.)

22

-


2008(2001 г.р.)

24

-


2009(2002 г.р.)

24

-


2010(2003 г.р.)

23

-


2011(2004 г.р.)

25

-



2012(2005 г.р.)


29


-




2013(2006 г.р.)


33

-


2014(2007 г.р.)


54

-



Наблюдаем демографическую картину, характерную в целом для страны.

Рассмотрев графики рождаемости, определяем, что, начиная с 1999 года рождаемость в нашей стране имеет положительную динамику: с 1214 тысяч человек в 1999 году до 1901 тысячи в 2013году.

Впервые за много лет в России зафиксирован естественный прирост (в среднем по стране). У нас родилось на 23 тысячи соотечественников больше, чем умерло. Локомотивом положительных перемен стало значительное увеличение рождаемости.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Увеличение рождаемости в целом по стране отразилось на количестве первоклассников. Начиная с 1999 года постепенно растёт рождаемость, что влечёт за собой рост количества первоклассников. В 2014 году в нашей школе их 54, по сравнению с 2005г. - 22человека.

В нашем городе основные демографические показатели на протяжении ряда лет не соответствуют среднероссийскому уровню. Важным фактором, влияющим на общую численность населения, является миграция. В период с 2005 по 2014 год миграционный прирост Санкт – Петербурга составил более 7000 человека.

Изучение типов воспроизводства населения.


Гипотеза: В семьях детей нашего класса будет 1-2 ребёнка так как, при современном типе воспроизводства населения сохраняется тенденция рождения одного ребёнка в семье.


Количество детей в семьях учащихся 9 А класса.


6 детей

5 детей

4 детей

3 детей

2 детей

1 ребенок

0 чел.

0 чел.

0 чел.

5 чел.

9 чел.

9 чел.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Многодетные семьи в прошлом. 9 человек – это единственные дети в семье.

Семей с двумя детьми – 9 человек. Это говорит о простом воспроизводстве. Тем не менее, количество семей, в которых один ребенок неустанно растет. Это общероссийская тенденция. Причины:

увеличение затрат на содержание ребёнка,

низкие зарплаты родителей,

нестабильная экономическая ситуация,

экономическая активность женщин,

уровень медицинского обслуживания,

религиозные традиции.

Вывод: подтверждается тезис о современном типе воспроизводства.

В анкете были вопросы изучающие воспроизводство населения на примере семей родителей детей: Сколько детей было в семье твоих мамы и папы, вопрос, исследующий воспроизводство в будущем: Сколько бы вы хотели иметь детей (отвечали 9А класс, всего 23 человека).







2.3 Количество детей родителей учащихся (в семье матери и отца)


Гипотеза: В семьях родителей, т.е. наших бабушек и дедушек был современный тип воспроизводства.



ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Вывод: Как видно из диаграммы в семьях родителей преобладает вариант, когда рождается 2 ребёнка в семье. Если в каждой семье рождается 2 ребёнка, и каждый из них доживает до брачного возраста, тогда поколение детей равно поколению родителей, и общая численность населения будет неизменной.

Если количество детей в семье меньше 2, то неизбежно сокращение численности населения.

Если в семье больше 2 детей наблюдается рост численности населения.

Такие показатели характерны для современного типа воспроизводства населения. Его главная особенность планирование детей в семье. Семья становится малодетной для неё характерно в среднем 2 ребёнка. Детская смертность сейчас ниже, чем 100 лет назад, и почти все дети доживают до брачного возраста, поэтому численность населения не меняется. Современный тип воспроизводства характерен для стран Западной Европы. В России переход от традиционного к современному типу воспроизводства происходит по-разному и в разных районах. Процесс роста городов и промышленности начался в Центре и на Северо-Западе, в регионах Москвы и Санкт - Петербурга. Именно здесь быстрее всего менялись условия жизни людей (переселение в города) и их занятия (сельскохозяйственные на промышленные). Из этих районов современный тип воспроизводства распространяется на восток и юг. Особенно медленно этот процесс происходит в республиках Северного Кавказа и в Тыве. Именно там сейчас сохранился высокий уровень рождаемости.


2.4. Количество детей, в будущих семьях.


Гипотеза: Мы делаем прогноз: в будущем мы будем наблюдать современный тип воспроизводства.

Желаемое количество детей в будущем:

3 детей – 5 человек

2 детей – 14 человек

1 ребенок – 4 человека


ВыводМы наблюдаем процессы характерные для современного типа воспроизводства: планирование детей в семье, желание родителей дать детям хорошее образование и воспитание теперь требует от родителей больших материальных и духовных затрат. Семья становится малодетной, но младенческая смертность низкая и все дети доживают до брачного возраста, поэтому численность населения почти не изменяется.







Возраст вступления в брак.


Следующий вопрос для девятиклассников. В каком возрасте вы бы хотели вступить в брак.

18 – 22 л – 2 человек

22 – 25 л – 12 человека

Больше 25 л – 9 человека


ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Больше половины респондентов из 23 девятиклассников хотели бы вступить в брак после получения образования в период от 22-х до 25 лет. 39% считают, что семьей обзаведутся в возрасте более 25 лет, имея жилье, образование. Меньше человек, желающих вступить в брак рано, в 18 – 20 лет.

Мы видим, что большинство будущих родителей планируют получить образование и иметь 2 детей в семье.

Вывод: При таком воспроизводстве общая численность населения останется неизменной.



2.6.Возраст родителей


До 30 лет – 0 человек

30 – 40 лет – 11 человека

40 – 50 лет – 12 человек

Более 50 лет – 0 человек


ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Возраст родителей учащихся говорит о том, что число «молодых родителей» невелико – 16%. Большинство современных молодых родителей «планирует» детей. В нестабильной экономической ситуации родители боятся, что не смогут дать достойное образование 2 – 3-м детям.


2.7.Образование родителей


Высшее –у родителей 21 ребёнка.

Среднее специальное – у родителей 2 человек.

Среднее – 0 человек

Неполное среднее – 0 человек


ПРИЛОЖЕНИЕ 7


Статистика говорит о том, что родителей с высшим образованием много, всего – 91%.







2.8. «Будущее» образование учащихся


Анкетирование для 9 класса. Вопрос – какое образование вы бы хотели получить.

Высшее – 21 человек

Среднее специальное – 2 человек

Среднее – 0 человек


ПРИЛОЖЕНИЕ 8


Анкетирование 9 класса подтверждает, что больше выпускников хотят получить высшее образование, число учащихся желающих получить высшее образование 91% .Ребята понимают, что образование поможет им в будущем иметь достойную зарплату и возможность найти работу.

0 % учащихся 9 класса решили, что школьного образования, как и их родителям для жизни недостаточно. Неквалифицированный труд, сейчас, по их заявлению не востребован.




2.9. Увлечения

Спортивные секции – 12 человек

Кружки – 4 человек

Факультатив по изучению иностранных языков – 4 человек

Танцы – 2 человек

Д/К, библиотеки – 1 человек


ПРИЛОЖЕНИЕ 9


Получается, что школа не является местом для удовлетворения различных интересов учащихся.

При анкетировании выяснилось, что свои потребности ребята не могут реализовать при отсутствии социальной развивающей среды в городе, все секции находятся в учреждениях дополнительного образования.



Выводы

ПРИЛОЖЕНИЕ 10



Демографический портрет 9А класса в целом отражает общую демографическую ситуацию в Санкт - Петербурге.

Как показало анкетирование ребята желают получить высшее и среднее специальное образование, в более позднем, чем их родителей возрасте вступить в брак, иметь 1 – 2-х детей.

Демографическая ситуация в нашей школе, представленная в работе наглядно отражает положение учеников в школах страны, расположенных в крупных городах.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения своей работы я выяснила:

1) Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом. 

2) Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, т.е. это опыт деятельности, который учащиеся накапливают и учебные достижения, которые учащиеся демонстрируют.

3) На уроках географии мы формируем информационно-коммуникативную компетенцию.

Таким образом, информационно-коммуникативные технологии и исследовательская деятельность – это мощное средство в процессе обучении географии, способствующее повышению качества обучения, позволяющее эффективно рассматривать географические объекты и явления, обеспечивающее полноценную организацию учебной деятельности. В целом использование ИКТ позволяет экономить время, проверять номенклатуру, повышать мотивацию, выбрать каждому ученику свой темп работы, решать творческие задачи, использовать информацию, найденную в Интернете, реализовать принцип партнерства, обеспечить личностно-ориентированный подход. В конечном итоге все это служит развитию личности учащихся, формированию их индивидуальности, развитию у них умений и навыков универсального характера, т.е. ключевых компетенций. На данный момент, использование ИКТ и исследовательской деятельности на уроках географии– это необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи. Предложенные формы и методы работы на уроках географии будут способствовать формированию информационно-коммуникативной компетенции, направлены на решение поставленных цели и задач.























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Андреева В.Н. «Предметная неделя географии» // «Феникс». Ростов – на – Дону. 2006 г

Архипова Татьяна Николаевна «Система работы по формированию информационно – коммуникационной компетентности у учащихся» // МОУ Стемасская СОШ, учитель географии.

Бажанова Татьяна Генриховна МОУ лицей №97 Калининского района города Челябинска. Информационная карта инновационного опыта участника ПНП «Образование».

Н. Н. Баранский. Избранные труды. Научные принципы географии. Издательство Мысль, 1980

Данные за последние годы с сайта Федеральной службы государственной статистики, http://gks.ru/

Даньшина Анна Валентиновна, учитель математики. «Формирование ключевых компетентностей учащихся».

Демографический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1988.

Иванова Т.В.. «Тематическое и поурочное планирование по географии» //

«Экзамен». Москва, 2006 г.

Касаткина Н.А. «География. Занимательные материалы по географии к урокам и внеклассным занятиям» Волгоград. 2006 г.

Крылов А.И «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии.», методист лаборатории географии МИОО.

Население России за 100 лет (1897—1997): Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1998. 222 с.

И. В. Роберт [и др.]. «Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие» //– М.: Дрофа, 2007.

Федеральный государственный стандарт основного общего образования, http://www.xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai/index.php/fgosoob.html.

Яковлева М.Г «Формирование ключевых компетенций на уроках географии как условие повышения качества образования обучающихся» учитель географии «Зиминский лицей».

Янгличева Татьяна Викторовна, учитель географии МОУ «Лицей № 43» г. Саранск. «Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий».


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации