12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Алеева Мария Сергеевна19 |
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Институт общего образования
Кафедра естественнонаучного образования
Курсовой проект
Выполнила: Алеева Мария Сергеевна
слушатель курсов повышения квалификации
«Теория и методика обучения в контексте ФГОС
(География России)»
учитель географии ГБОУ СОШ № 5
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Руководитель: Кузнецова Т. С.
доцент кафедры ЕНО, к.п.н.
Санкт-Петербург 2015 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. | Введение | 3 |
2. | Цели, задачи и актуальность работы | 4 |
3. | Исследовательская работа по географии для 9 класса | 5 |
4. | Заключение | 11 |
5. | Список литературы | 12 |
6. Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него обще учебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Я преподаю географию в 6-11 классах, работаю учителем всего 1,5 года. Школа очень хорошо оснащена: в каждом кабинете есть интерактивная доска, мультимедийный проектор. Это позволяет использовать практически на всех уроках ИКТ.
Когда я пришла в школу, я поняла, что в образовании происходят изменения. Появились новые термины, понятия, методы и формы работы, новые технологии. И работать так, как работали раньше педагоги, используя только объяснительно-иллюстративный метод Коменского, уже нельзя. Нужно искать новые методы работы, новые технологии.
Для начала я решила разобраться в данной ситуации. Как надо организовать современный урок географии в условиях модернизации системы образования? Как продолжить традиции в работе предшествующего педагога?
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным, сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
Основное противоречие – недостаточно высокий уровень эффективности традиционных образовательных технологий при изучении географии в современном информационном пространстве. Противоречие между увеличивающимся объемом информации и старыми способами её обработки и усвоения. Необходимость включения новых средств обучения для формирования предметных компетенций.
Моя педагогическая идея – формирование ключевых компетенций посредством информационно-коммуникативных технологий и исследовательской деятельности, как условие для дальнейшего образования и как условие социализации учащихся.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ
Цель работы: Выяснить, как формировать информационно-коммуникативную компетенцию на уроках географии по средствам исследовательской деятельности
Задачи работы:
изучить литературу по данному вопросу.
создать свою систему работы на уроках географии, способствующую формированию информационно-коммуникативной компетенции.
изучать передовой педагогический опыт других педагогов.
улучшить качество обучения при изучении географии.
повысить интерес к предмету.
изучить опыт коллег.
заинтересовать учащихся, которые только начинают изучать географию.
Актуальность: В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС основные задачи образования заключаются в том, чтобы не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации, чему способствует системно – деятельностный подход, основная идея которого заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально – значимых ситуациях.
Я, как учитель географии должна хорошо:
владеть современными операционными системами и прикладными программами;
владеть компьютерными программами.
Регулярно повышать квалификацию и самообразование.
Предполагаемые результаты: Я предполагаю, что спланированная и начатая мной работа по формированию информационно – коммуникативной компетенции через исследовательскую деятельность будет способствовать реализации творческого потенциала учащихся, сохранению и повышению качества географического образования в нашей школе, повысит интерес к географии, будет способствовать получению высоких результатов на предметных и краеведческих олимпиадах.
Исследовательская работа по географии для 9 класса
«Школа, как зеркало демографических процессов в стране»
Технология исследовательской работы с применением информационно-коммуникационных технологий – педагогическое моделирование различных управленческих и производственных ситуаций с целью обучения отдельных личностей и их групп принятию решений.
Население является главной производительной силой общества. В 40-е годы Н.Н. Баранский резко критиковал авторов географических книг за недооценку вопросов, связанных с населением. «Человека забыли!!!» - писал он. [4]
Вопросами и проблемами населения занимается демография – наука о закономерностях воспроизводства населения, его численности, естественном приросте, возрастном и половом составе, миграции и т.д.
Чтобы изучать население, нужно постоянно отслеживать его характеристики. Необходима система учета и сбора демографических данных, которая бы позволяла давать точную и полную картину, как состояния населения, так и тенденций его изменений, за тот или иной период времени.
Цели
Цель нашей работы изучить настоящую демографическую ситуацию на примере школы, в которой мы учимся, доказать, что школа является зеркалом современных демографических процессов в стране.
Задачи
Составить программу переписной компании в школе, перечень вопросов переписного листа.
Собрать информацию, обработать данные.
Попытаться определить на примере школы современную демографическую ситуацию в стране и регионе.
Обработать данные с использованием ИКТ
Определить примерное демографическое будущее Санкт - Петербурга.
Объект исследования –ГБОУ СОШ № 5 Василеостровского района.
Предмет исследования – демографический портрет 9 «А» класса.
Гипотеза исследования: Школа является зеркалом современных демографических процессов.
Методы исследования
Методы исследования: письменный опрос, заполнение переписного листа, аналитическая обработка статистических данных.
Условия переписи
При опросе строго придерживались общепринятого правила «прайвеси».
Опрос анонимный.
Сведения о каждом конкретном респонденте нужны не сами по себе, а для составления массовой, а потому значительно обобщенной картины, изображающей портрет всей школы, класса.
Опросчик несет личную ответственность за предоставление данных на каждого конкретного человека любым заинтересованным лицам.
Мы провели социологический опрос учащихся нашей школы 9 «А» класса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обработав данные переписные листы и анкеты учащихся, мы с учениками получили следующую картину.
Демографические показатели.
Уровень рождаемости.
На сегодняшний день в школе обучается 252 учащихся в 16 классах. Данные приведены с 2005 по 2014 год. Дети, которые пошли в школу в 2005 году, имеют 1998 год рождения, в 2006-1999 год рождения и т.д.
Заранее выдвинем гипотезу: изменение числа первоклассников повторяет колебание уровня рождаемости в России.
Динамика численности первоклассников ГБОУСОШ №5.
с 2005 по 2014 г.
Количество первоклассников.
Год
Всего учащихся | Прибыло | Выбыло | |
2005(1998год. рожд.) | 22 | 1 | |
2006 (1999 г.р.) | 23 | 3 | |
2007(2000 г.р.) | 22 | - | |
2008(2001 г.р.) | 24 | - | |
2009(2002 г.р.) | 24 | - | |
2010(2003 г.р.) | 23 | - | |
2011(2004 г.р.) | 25 | - | |
2012(2005 г.р.) | 29 | - | |
2013(2006 г.р.) | 33 | - | |
2014(2007 г.р.) | 54 | - |
Наблюдаем демографическую картину, характерную в целом для страны.
Рассмотрев графики рождаемости, определяем, что, начиная с 1999 года рождаемость в нашей стране имеет положительную динамику: с 1214 тысяч человек в 1999 году до 1901 тысячи в 2013году.
Впервые за много лет в России зафиксирован естественный прирост (в среднем по стране). У нас родилось на 23 тысячи соотечественников больше, чем умерло. Локомотивом положительных перемен стало значительное увеличение рождаемости.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Увеличение рождаемости в целом по стране отразилось на количестве первоклассников. Начиная с 1999 года постепенно растёт рождаемость, что влечёт за собой рост количества первоклассников. В 2014 году в нашей школе их 54, по сравнению с 2005г. - 22человека.
В нашем городе основные демографические показатели на протяжении ряда лет не соответствуют среднероссийскому уровню. Важным фактором, влияющим на общую численность населения, является миграция. В период с 2005 по 2014 год миграционный прирост Санкт – Петербурга составил более 7000 человека.
Изучение типов воспроизводства населения.
Гипотеза: В семьях детей нашего класса будет 1-2 ребёнка так как, при современном типе воспроизводства населения сохраняется тенденция рождения одного ребёнка в семье.
Количество детей в семьях учащихся 9 А класса.
6 детей | 5 детей | 4 детей | 3 детей | 2 детей | 1 ребенок |
0 чел. | 0 чел. | 0 чел. | 5 чел. | 9 чел. | 9 чел. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Многодетные семьи в прошлом. 9 человек – это единственные дети в семье.
Семей с двумя детьми – 9 человек. Это говорит о простом воспроизводстве. Тем не менее, количество семей, в которых один ребенок неустанно растет. Это общероссийская тенденция. Причины:
увеличение затрат на содержание ребёнка,
низкие зарплаты родителей,
нестабильная экономическая ситуация,
экономическая активность женщин,
уровень медицинского обслуживания,
религиозные традиции.
Вывод: подтверждается тезис о современном типе воспроизводства.
В анкете были вопросы изучающие воспроизводство населения на примере семей родителей детей: Сколько детей было в семье твоих мамы и папы, вопрос, исследующий воспроизводство в будущем: Сколько бы вы хотели иметь детей (отвечали 9А класс, всего 23 человека).
2.3 Количество детей родителей учащихся (в семье матери и отца)
Гипотеза: В семьях родителей, т.е. наших бабушек и дедушек был современный тип воспроизводства.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Вывод: Как видно из диаграммы в семьях родителей преобладает вариант, когда рождается 2 ребёнка в семье. Если в каждой семье рождается 2 ребёнка, и каждый из них доживает до брачного возраста, тогда поколение детей равно поколению родителей, и общая численность населения будет неизменной.
Если количество детей в семье меньше 2, то неизбежно сокращение численности населения.
Если в семье больше 2 детей наблюдается рост численности населения.
Такие показатели характерны для современного типа воспроизводства населения. Его главная особенность планирование детей в семье. Семья становится малодетной для неё характерно в среднем 2 ребёнка. Детская смертность сейчас ниже, чем 100 лет назад, и почти все дети доживают до брачного возраста, поэтому численность населения не меняется. Современный тип воспроизводства характерен для стран Западной Европы. В России переход от традиционного к современному типу воспроизводства происходит по-разному и в разных районах. Процесс роста городов и промышленности начался в Центре и на Северо-Западе, в регионах Москвы и Санкт - Петербурга. Именно здесь быстрее всего менялись условия жизни людей (переселение в города) и их занятия (сельскохозяйственные на промышленные). Из этих районов современный тип воспроизводства распространяется на восток и юг. Особенно медленно этот процесс происходит в республиках Северного Кавказа и в Тыве. Именно там сейчас сохранился высокий уровень рождаемости.
2.4. Количество детей, в будущих семьях.
Гипотеза: Мы делаем прогноз: в будущем мы будем наблюдать современный тип воспроизводства.
Желаемое количество детей в будущем:
3 детей – 5 человек
2 детей – 14 человек
1 ребенок – 4 человека
Вывод: Мы наблюдаем процессы характерные для современного типа воспроизводства: планирование детей в семье, желание родителей дать детям хорошее образование и воспитание теперь требует от родителей больших материальных и духовных затрат. Семья становится малодетной, но младенческая смертность низкая и все дети доживают до брачного возраста, поэтому численность населения почти не изменяется.
Возраст вступления в брак.
Следующий вопрос для девятиклассников. В каком возрасте вы бы хотели вступить в брак.
18 – 22 л – 2 человек
22 – 25 л – 12 человека
Больше 25 л – 9 человека
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Больше половины респондентов из 23 девятиклассников хотели бы вступить в брак после получения образования в период от 22-х до 25 лет. 39% считают, что семьей обзаведутся в возрасте более 25 лет, имея жилье, образование. Меньше человек, желающих вступить в брак рано, в 18 – 20 лет.
Мы видим, что большинство будущих родителей планируют получить образование и иметь 2 детей в семье.
Вывод: При таком воспроизводстве общая численность населения останется неизменной.
2.6.Возраст родителей
До 30 лет – 0 человек
30 – 40 лет – 11 человека
40 – 50 лет – 12 человек
Более 50 лет – 0 человек
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Возраст родителей учащихся говорит о том, что число «молодых родителей» невелико – 16%. Большинство современных молодых родителей «планирует» детей. В нестабильной экономической ситуации родители боятся, что не смогут дать достойное образование 2 – 3-м детям.
2.7.Образование родителей
Высшее –у родителей 21 ребёнка.
Среднее специальное – у родителей 2 человек.
Среднее – 0 человек
Неполное среднее – 0 человек
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Статистика говорит о том, что родителей с высшим образованием много, всего – 91%.
2.8. «Будущее» образование учащихся
Анкетирование для 9 класса. Вопрос – какое образование вы бы хотели получить.
Высшее – 21 человек
Среднее специальное – 2 человек
Среднее – 0 человек
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Анкетирование 9 класса подтверждает, что больше выпускников хотят получить высшее образование, число учащихся желающих получить высшее образование 91% .Ребята понимают, что образование поможет им в будущем иметь достойную зарплату и возможность найти работу.
0 % учащихся 9 класса решили, что школьного образования, как и их родителям для жизни недостаточно. Неквалифицированный труд, сейчас, по их заявлению не востребован.
2.9. Увлечения
Спортивные секции – 12 человек
Кружки – 4 человек
Факультатив по изучению иностранных языков – 4 человек
Танцы – 2 человек
Д/К, библиотеки – 1 человек
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Получается, что школа не является местом для удовлетворения различных интересов учащихся.
При анкетировании выяснилось, что свои потребности ребята не могут реализовать при отсутствии социальной развивающей среды в городе, все секции находятся в учреждениях дополнительного образования.
Выводы
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Демографический портрет 9А класса в целом отражает общую демографическую ситуацию в Санкт - Петербурге.
Как показало анкетирование ребята желают получить высшее и среднее специальное образование, в более позднем, чем их родителей возрасте вступить в брак, иметь 1 – 2-х детей.
Демографическая ситуация в нашей школе, представленная в работе наглядно отражает положение учеников в школах страны, расположенных в крупных городах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения своей работы я выяснила:
1) Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом.
2) Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, т.е. это опыт деятельности, который учащиеся накапливают и учебные достижения, которые учащиеся демонстрируют.
3) На уроках географии мы формируем информационно-коммуникативную компетенцию.
Таким образом, информационно-коммуникативные технологии и исследовательская деятельность – это мощное средство в процессе обучении географии, способствующее повышению качества обучения, позволяющее эффективно рассматривать географические объекты и явления, обеспечивающее полноценную организацию учебной деятельности. В целом использование ИКТ позволяет экономить время, проверять номенклатуру, повышать мотивацию, выбрать каждому ученику свой темп работы, решать творческие задачи, использовать информацию, найденную в Интернете, реализовать принцип партнерства, обеспечить личностно-ориентированный подход. В конечном итоге все это служит развитию личности учащихся, формированию их индивидуальности, развитию у них умений и навыков универсального характера, т.е. ключевых компетенций. На данный момент, использование ИКТ и исследовательской деятельности на уроках географии– это необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи. Предложенные формы и методы работы на уроках географии будут способствовать формированию информационно-коммуникативной компетенции, направлены на решение поставленных цели и задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева В.Н. «Предметная неделя географии» // «Феникс». Ростов – на – Дону. 2006 г
Архипова Татьяна Николаевна «Система работы по формированию информационно – коммуникационной компетентности у учащихся» // МОУ Стемасская СОШ, учитель географии.
Бажанова Татьяна Генриховна МОУ лицей №97 Калининского района города Челябинска. Информационная карта инновационного опыта участника ПНП «Образование».
Н. Н. Баранский. Избранные труды. Научные принципы географии. Издательство Мысль, 1980
Данные за последние годы с сайта Федеральной службы государственной статистики,
Даньшина Анна Валентиновна, учитель математики. «Формирование ключевых компетентностей учащихся».
Демографический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1988.
Иванова Т.В.. «Тематическое и поурочное планирование по географии» //
«Экзамен». Москва, 2006 г.
Касаткина Н.А. «География. Занимательные материалы по географии к урокам и внеклассным занятиям» Волгоград. 2006 г.
Крылов А.И «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии.», методист лаборатории географии МИОО.
Население России за 100 лет (1897—1997): Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1998. 222 с.
И. В. Роберт [и др.]. «Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие» //– М.: Дрофа, 2007.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования,
Яковлева М.Г «Формирование ключевых компетенций на уроках географии как условие повышения качества образования обучающихся» учитель географии «Зиминский лицей».
Янгличева Татьяна Викторовна, учитель географии МОУ «Лицей № 43» г. Саранск. «Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий».