Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках географии
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Институт общего образования
Кафедра естественнонаучного образования
Курсовой проект
Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ через исследовательскую деятельность НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Выполнила: Алеева Мария Сергеевна
слушатель курсов повышения квалификации
«Теория и методика обучения в контексте ФГОС
(География России)»
учитель географии ГБОУ СОШ № 5
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Руководитель: Кузнецова Т. С.
доцент кафедры ЕНО, к.п.н.
Санкт-Петербург 2015 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. | Введение | 3 |
2. | Цели, задачи и актуальность работы | 4 |
3. | Исследовательская работа по географии для 9 класса | 5 |
4. | Заключение | 11 |
5. | Список литературы | 12 |
6. Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него обще учебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Я преподаю географию в 6-11 классах, работаю учителем всего 1,5 года. Школа очень хорошо оснащена: в каждом кабинете есть интерактивная доска, мультимедийный проектор. Это позволяет использовать практически на всех уроках ИКТ.
Когда я пришла в школу, я поняла, что в образовании происходят изменения. Появились новые термины, понятия, методы и формы работы, новые технологии. И работать так, как работали раньше педагоги, используя только объяснительно-иллюстративный метод Коменского, уже нельзя. Нужно искать новые методы работы, новые технологии.
Для начала я решила разобраться в данной ситуации. Как надо организовать современный урок географии в условиях модернизации системы образования? Как продолжить традиции в работе предшествующего педагога?
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным, сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
Основное противоречие – недостаточно высокий уровень эффективности традиционных образовательных технологий при изучении географии в современном информационном пространстве. Противоречие между увеличивающимся объемом информации и старыми способами её обработки и усвоения. Необходимость включения новых средств обучения для формирования предметных компетенций.
Моя педагогическая идея – формирование ключевых компетенций посредством информационно-коммуникативных технологий и исследовательской деятельности, как условие для дальнейшего образования и как условие социализации учащихся.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ
Цель работы: Выяснить, как формировать информационно-коммуникативную компетенцию на уроках географии по средствам исследовательской деятельности
Задачи работы:
изучить литературу по данному вопросу.
создать свою систему работы на уроках географии, способствующую формированию информационно-коммуникативной компетенции.
изучать передовой педагогический опыт других педагогов.
улучшить качество обучения при изучении географии.
повысить интерес к предмету.
изучить опыт коллег.
заинтересовать учащихся, которые только начинают изучать географию.
Актуальность: В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС основные задачи образования заключаются в том, чтобы не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации, чему способствует системно – деятельностный подход, основная идея которого заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально – значимых ситуациях.
Я, как учитель географии должна хорошо:
владеть современными операционными системами и прикладными программами;
владеть компьютерными программами.
Регулярно повышать квалификацию и самообразование.
Предполагаемые результаты: Я предполагаю, что спланированная и начатая мной работа по формированию информационно – коммуникативной компетенции через исследовательскую деятельность будет способствовать реализации творческого потенциала учащихся, сохранению и повышению качества географического образования в нашей школе, повысит интерес к географии, будет способствовать получению высоких результатов на предметных и краеведческих олимпиадах.
Исследовательская работа по географии для 9 класса
«Школа, как зеркало демографических процессов в стране»
Технология исследовательской работы с применением информационно-коммуникационных технологий – педагогическое моделирование различных управленческих и производственных ситуаций с целью обучения отдельных личностей и их групп принятию решений.
Население является главной производительной силой общества. В 40-е годы Н.Н. Баранский резко критиковал авторов географических книг за недооценку вопросов, связанных с населением. «Человека забыли!!!» - писал он. [4]
Вопросами и проблемами населения занимается демография – наука о закономерностях воспроизводства населения, его численности, естественном приросте, возрастном и половом составе, миграции и т.д.
Чтобы изучать население, нужно постоянно отслеживать его характеристики. Необходима система учета и сбора демографических данных, которая бы позволяла давать точную и полную картину, как состояния населения, так и тенденций его изменений, за тот или иной период времени.
Цели
Цель нашей работы изучить настоящую демографическую ситуацию на примере школы, в которой мы учимся, доказать, что школа является зеркалом современных демографических процессов в стране.
Задачи
Составить программу переписной компании в школе, перечень вопросов переписного листа.
Собрать информацию, обработать данные.
Попытаться определить на примере школы современную демографическую ситуацию в стране и регионе.
Обработать данные с использованием ИКТ
Определить примерное демографическое будущее Санкт - Петербурга.
Объект исследования –ГБОУ СОШ № 5 Василеостровского района.
Предмет исследования – демографический портрет 9 «А» класса.
Гипотеза исследования: Школа является зеркалом современных демографических процессов.
Методы исследования
Методы исследования: письменный опрос, заполнение переписного листа, аналитическая обработка статистических данных.
Условия переписи
При опросе строго придерживались общепринятого правила «прайвеси».
Опрос анонимный.
Сведения о каждом конкретном респонденте нужны не сами по себе, а для составления массовой, а потому значительно обобщенной картины, изображающей портрет всей школы, класса.
Опросчик несет личную ответственность за предоставление данных на каждого конкретного человека любым заинтересованным лицам.
Мы провели социологический опрос учащихся нашей школы 9 «А» класса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обработав данные переписные листы и анкеты учащихся, мы с учениками получили следующую картину.
Демографические показатели.
Уровень рождаемости.
На сегодняшний день в школе обучается 252 учащихся в 16 классах. Данные приведены с 2005 по 2014 год. Дети, которые пошли в школу в 2005 году, имеют 1998 год рождения, в 2006-1999 год рождения и т.д.
Заранее выдвинем гипотезу: изменение числа первоклассников повторяет колебание уровня рождаемости в России.
Динамика численности первоклассников ГБОУСОШ №5.
с 2005 по 2014 г.
Количество первоклассников.
Год
Всего учащихся | Прибыло | Выбыло | |
2005(1998год. рожд.) | 22 | 1 | |
2006 (1999 г.р.) | 23 | 3 | |
2007(2000 г.р.) | 22 | - | |
2008(2001 г.р.) | 24 | - | |
2009(2002 г.р.) | 24 | - | |
2010(2003 г.р.) | 23 | - | |
2011(2004 г.р.) | 25 | - | |
2012(2005 г.р.) | 29 | - | |
2013(2006 г.р.) | 33 | - | |
2014(2007 г.р.) | 54 | - |
Наблюдаем демографическую картину, характерную в целом для страны.
Рассмотрев графики рождаемости, определяем, что, начиная с 1999 года рождаемость в нашей стране имеет положительную динамику: с 1214 тысяч человек в 1999 году до 1901 тысячи в 2013году.
Впервые за много лет в России зафиксирован естественный прирост (в среднем по стране). У нас родилось на 23 тысячи соотечественников больше, чем умерло. Локомотивом положительных перемен стало значительное увеличение рождаемости.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Увеличение рождаемости в целом по стране отразилось на количестве первоклассников. Начиная с 1999 года постепенно растёт рождаемость, что влечёт за собой рост количества первоклассников. В 2014 году в нашей школе их 54, по сравнению с 2005г. - 22человека.
В нашем городе основные демографические показатели на протяжении ряда лет не соответствуют среднероссийскому уровню. Важным фактором, влияющим на общую численность населения, является миграция. В период с 2005 по 2014 год миграционный прирост Санкт – Петербурга составил более 7000 человека.
Изучение типов воспроизводства населения.
Гипотеза: В семьях детей нашего класса будет 1-2 ребёнка так как, при современном типе воспроизводства населения сохраняется тенденция рождения одного ребёнка в семье.
Количество детей в семьях учащихся 9 А класса.
6 детей | 5 детей | 4 детей | 3 детей | 2 детей | 1 ребенок |
0 чел. | 0 чел. | 0 чел. | 5 чел. | 9 чел. | 9 чел. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Многодетные семьи в прошлом. 9 человек – это единственные дети в семье.
Семей с двумя детьми – 9 человек. Это говорит о простом воспроизводстве. Тем не менее, количество семей, в которых один ребенок неустанно растет. Это общероссийская тенденция. Причины:
увеличение затрат на содержание ребёнка,
низкие зарплаты родителей,
нестабильная экономическая ситуация,
экономическая активность женщин,
уровень медицинского обслуживания,
религиозные традиции.
Вывод: подтверждается тезис о современном типе воспроизводства.
В анкете были вопросы изучающие воспроизводство населения на примере семей родителей детей: Сколько детей было в семье твоих мамы и папы, вопрос, исследующий воспроизводство в будущем: Сколько бы вы хотели иметь детей (отвечали 9А класс, всего 23 человека).
2.3 Количество детей родителей учащихся (в семье матери и отца)
Гипотеза: В семьях родителей, т.е. наших бабушек и дедушек был современный тип воспроизводства.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Вывод: Как видно из диаграммы в семьях родителей преобладает вариант, когда рождается 2 ребёнка в семье. Если в каждой семье рождается 2 ребёнка, и каждый из них доживает до брачного возраста, тогда поколение детей равно поколению родителей, и общая численность населения будет неизменной.
Если количество детей в семье меньше 2, то неизбежно сокращение численности населения.
Если в семье больше 2 детей наблюдается рост численности населения.
Такие показатели характерны для современного типа воспроизводства населения. Его главная особенность планирование детей в семье. Семья становится малодетной для неё характерно в среднем 2 ребёнка. Детская смертность сейчас ниже, чем 100 лет назад, и почти все дети доживают до брачного возраста, поэтому численность населения не меняется. Современный тип воспроизводства характерен для стран Западной Европы. В России переход от традиционного к современному типу воспроизводства происходит по-разному и в разных районах. Процесс роста городов и промышленности начался в Центре и на Северо-Западе, в регионах Москвы и Санкт - Петербурга. Именно здесь быстрее всего менялись условия жизни людей (переселение в города) и их занятия (сельскохозяйственные на промышленные). Из этих районов современный тип воспроизводства распространяется на восток и юг. Особенно медленно этот процесс происходит в республиках Северного Кавказа и в Тыве. Именно там сейчас сохранился высокий уровень рождаемости.
2.4. Количество детей, в будущих семьях.
Гипотеза: Мы делаем прогноз: в будущем мы будем наблюдать современный тип воспроизводства.
Желаемое количество детей в будущем:
3 детей – 5 человек
2 детей – 14 человек
1 ребенок – 4 человека
Вывод: Мы наблюдаем процессы характерные для современного типа воспроизводства: планирование детей в семье, желание родителей дать детям хорошее образование и воспитание теперь требует от родителей больших материальных и духовных затрат. Семья становится малодетной, но младенческая смертность низкая и все дети доживают до брачного возраста, поэтому численность населения почти не изменяется.
Возраст вступления в брак.
Следующий вопрос для девятиклассников. В каком возрасте вы бы хотели вступить в брак.
18 – 22 л – 2 человек
22 – 25 л – 12 человека
Больше 25 л – 9 человека
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Больше половины респондентов из 23 девятиклассников хотели бы вступить в брак после получения образования в период от 22-х до 25 лет. 39% считают, что семьей обзаведутся в возрасте более 25 лет, имея жилье, образование. Меньше человек, желающих вступить в брак рано, в 18 – 20 лет.
Мы видим, что большинство будущих родителей планируют получить образование и иметь 2 детей в семье.
Вывод: При таком воспроизводстве общая численность населения останется неизменной.
2.6.Возраст родителей
До 30 лет – 0 человек
30 – 40 лет – 11 человека
40 – 50 лет – 12 человек
Более 50 лет – 0 человек
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Возраст родителей учащихся говорит о том, что число «молодых родителей» невелико – 16%. Большинство современных молодых родителей «планирует» детей. В нестабильной экономической ситуации родители боятся, что не смогут дать достойное образование 2 – 3-м детям.
2.7.Образование родителей
Высшее –у родителей 21 ребёнка.
Среднее специальное – у родителей 2 человек.
Среднее – 0 человек
Неполное среднее – 0 человек
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Статистика говорит о том, что родителей с высшим образованием много, всего – 91%.
2.8. «Будущее» образование учащихся
Анкетирование для 9 класса. Вопрос – какое образование вы бы хотели получить.
Высшее – 21 человек
Среднее специальное – 2 человек
Среднее – 0 человек
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Анкетирование 9 класса подтверждает, что больше выпускников хотят получить высшее образование, число учащихся желающих получить высшее образование 91% .Ребята понимают, что образование поможет им в будущем иметь достойную зарплату и возможность найти работу.
0 % учащихся 9 класса решили, что школьного образования, как и их родителям для жизни недостаточно. Неквалифицированный труд, сейчас, по их заявлению не востребован.
2.9. Увлечения
Спортивные секции – 12 человек
Кружки – 4 человек
Факультатив по изучению иностранных языков – 4 человек
Танцы – 2 человек
Д/К, библиотеки – 1 человек
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Получается, что школа не является местом для удовлетворения различных интересов учащихся.
При анкетировании выяснилось, что свои потребности ребята не могут реализовать при отсутствии социальной развивающей среды в городе, все секции находятся в учреждениях дополнительного образования.
Выводы
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Демографический портрет 9А класса в целом отражает общую демографическую ситуацию в Санкт - Петербурге.
Как показало анкетирование ребята желают получить высшее и среднее специальное образование, в более позднем, чем их родителей возрасте вступить в брак, иметь 1 – 2-х детей.
Демографическая ситуация в нашей школе, представленная в работе наглядно отражает положение учеников в школах страны, расположенных в крупных городах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения своей работы я выяснила:
1) Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом.
2) Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, т.е. это опыт деятельности, который учащиеся накапливают и учебные достижения, которые учащиеся демонстрируют.
3) На уроках географии мы формируем информационно-коммуникативную компетенцию.
Таким образом, информационно-коммуникативные технологии и исследовательская деятельность – это мощное средство в процессе обучении географии, способствующее повышению качества обучения, позволяющее эффективно рассматривать географические объекты и явления, обеспечивающее полноценную организацию учебной деятельности. В целом использование ИКТ позволяет экономить время, проверять номенклатуру, повышать мотивацию, выбрать каждому ученику свой темп работы, решать творческие задачи, использовать информацию, найденную в Интернете, реализовать принцип партнерства, обеспечить личностно-ориентированный подход. В конечном итоге все это служит развитию личности учащихся, формированию их индивидуальности, развитию у них умений и навыков универсального характера, т.е. ключевых компетенций. На данный момент, использование ИКТ и исследовательской деятельности на уроках географии– это необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи. Предложенные формы и методы работы на уроках географии будут способствовать формированию информационно-коммуникативной компетенции, направлены на решение поставленных цели и задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева В.Н. «Предметная неделя географии» // «Феникс». Ростов – на – Дону. 2006 г
Архипова Татьяна Николаевна «Система работы по формированию информационно – коммуникационной компетентности у учащихся» // МОУ Стемасская СОШ, учитель географии.
Бажанова Татьяна Генриховна МОУ лицей №97 Калининского района города Челябинска. Информационная карта инновационного опыта участника ПНП «Образование».
Н. Н. Баранский. Избранные труды. Научные принципы географии. Издательство Мысль, 1980
Данные за последние годы с сайта Федеральной службы государственной статистики, http://gks.ru/
Даньшина Анна Валентиновна, учитель математики. «Формирование ключевых компетентностей учащихся».
Демографический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1988.
Иванова Т.В.. «Тематическое и поурочное планирование по географии» //
«Экзамен». Москва, 2006 г.
Касаткина Н.А. «География. Занимательные материалы по географии к урокам и внеклассным занятиям» Волгоград. 2006 г.
Крылов А.И «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии.», методист лаборатории географии МИОО.
Население России за 100 лет (1897—1997): Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1998. 222 с.
И. В. Роберт [и др.]. «Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие» //– М.: Дрофа, 2007.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, http://www.xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai/index.php/fgosoob.html.
Яковлева М.Г «Формирование ключевых компетенций на уроках географии как условие повышения качества образования обучающихся» учитель географии «Зиминский лицей».
Янгличева Татьяна Викторовна, учитель географии МОУ «Лицей № 43» г. Саранск. «Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий».