Методические рекомендации "Психологические аспекты эффективного образовательного процесса"

0
0
Материал опубликован 27 August

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования г. Владикавказа»

структурное подразделение

«Центр развития творчества детей и юношества «Нарт»











«Психологические аспекты эффективного образовательного процесса»

(методические рекомендации)











Составитель:

педагог-организатор

Чаваев Р.Ш.













2024г.

Методические рекомендации

«Психологические аспекты эффективного образовательного процесса»


Система образования – это одна из сфер, которая наиболее подвержена различного рода реформам. Это связано с тем, что постоянно растут требования к специалистам в различных отраслях, появляются новые профессии, а значит, и качество обучения тоже должно улучшаться.

Образовательный процесс – это не только усвоение знаний, но и сложная психологическая деятельность. Для достижения успеха в обучении необходимо обладать определенными психологическими навыками и умениями. В данной статье мы рассмотрим три ключевых психологических фактора, которые способствуют успешному учебному процессу: мотивацию, концентрацию и стратегии обучения.

1. Мотивация играет важную роль в образовательном процессе. Она представляет собой силу, которая побуждает нас к достижению определенных целей. Важно найти внутреннюю мотивацию, то есть понять, почему учеба и получение знаний важны и ценны для нас. Возможности для развития, достижения личных целей, интерес к предмету или стремление к карьерному росту могут служить источниками мотивации.

2. Концентрация – это способность сосредоточиться на задаче и удержать внимание на протяжении необходимого времени. В современном мире, полном различных отвлекающих факторов, развитие навыков концентрации особенно важно. Для достижения концентрации можно использовать такие методы, как планирование времени, создание специальной обстановки для учебы, использование техник управления вниманием (например, методы медитации) и избегание многозадачности.

3. Стратегии обучения – это способы организации и осуществления учебного процесса. Они включают в себя планирование учебного материала, активное использование различных методов запоминания и повторения информации, развитие аналитического и критического мышления, а также умение эффективно использовать источники информации и применять полученные знания на практике.

Мотивация, концентрация и стратегии обучения являются ключевыми психологическими факторами, определяющими успешность учебного процесса. Развитие этих навыков требует времени, усилий и практики, но они могут быть освоены каждым студентом. Важно понимать, что психологические аспекты играют решающую роль в достижении успеха в обучении, и использование этих факторов в сочетании с академическими усилиями способствует эффективному и продуктивному учебному процессу.

В чем же психологическая подоплека улучшения качества образования в школе? Самым главным условием успеха, с этой точки зрения, можно считать психологически здоровый коллектив. И, согласно словам А.С.Макаренко…

«Коллектив учителей и коллектив учеников – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический».

Естественно, что школа начинается с учителя. И от него в большей степени зависит уровень подготовки школьников. Ведь всем известно, что некоторые предметы ученики могут знать лучше, а другие хуже. И здесь дело не в способностях и талантах детей, а в заинтересованности, требовательности и ответственности педагога.

Педагог в современной школе вынужден значительно увеличивать эмоционально-личностные затраты, чтобы справляться со все увеличивающимися объемом и требованиями к качеству педагогической работы. Сегодня мало быть специалистом в своей области предметных знаний и уметь грамотно выполнять обязанности классного руководителя. Нужно владеть инновационными и информационными технологиями, вести документацию не только в бумажном, но и в электронном вариантах, уметь строить отношения с родителями, которые часто в силу занятости практически не занимаются воспитанием детей. Многих из педагогов трудовая деятельность приводит к эмоциональному выгоранию и как следствие от него развивается: хроническая усталость, что приводит к снижению мотивации учителя, качеству труда. Эмоциональное состояние учителя, несомненно, сказывается на состоянии учеников и на качестве образовательного процесса.

Не менее важным для педагога является и психологически здоровый коллектив. Очень важно для каждого найти поддержку в лице коллег, совпадение взглядов, идей, стремлений. Необходимо взаимопонимание поколений: старшие с радостью поделятся опытом, а молодые педагоги внесут нечто новое и современное. Не стоит сбрасывать со счетов и неформальное внешкольное совместное времяпрепровождение. Участие в тренингах и психологически насыщенных занятиях вместе с учителями членов администрации школы (и директора, и его заместителей) способствует сближению и сплочению коллектива, помогает решить проблемы мотивации учителя на освоение нового в профессии, способствует поддержанию позитивных установок как в отношении себя, так и других людей.

Говоря о качестве образования, нужно помнить, что наиболее эффективный способ его повышения – это заинтересованность как детей, так и педагогов в образовательном процессе. Различные межшкольные и межвузовские олимпиады, конференции, семинары способны выявить талантливых педагогов, обучающихся.

В повышении качества образования важны также и психологические условия нахождения детей. Как правило, успеваемость обучающихся гораздо ниже там, где с их мнением не считаются, они не понимают смысла обучения и не чувствуют свою значимость, а также не могут наладить отношения с другими обучающимися и педагогами. И здесь опять велика роль педагога, ведь хороший педагог, как психолог, знает подход к любому ребенку.

Педагогу необходимо учитывать интересы, способности, темпы мышления, склад характера, увлеченность и психологические способности учащихся. Для этого необходимо проводить диагностику, беседы, наблюдать за детьми на уроке и выявлять особенности детей. Учителю нужно создавать ситуацию на уроке сотрудничества и взаимопомощи. С пониманием относиться к каждому ребенку. Требований к учащимся предъявляют немало. А. С. Макаренко говорил: «Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткой форме определить сущность моего педагогического опыта, я бы отметил, что как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». Как научиться понимать принимать и помогать ребенку? Какие требования предъявлять? Надо знать природу требований, разобраться в их характеристике. Педагоги, хорошо владеющие различными методами воздействия на ребенка, комментируют, прежде всего, отдельные действия учащихся, делают им отдельные замечания, порицают или поощряют, помогают обойти острые углы, анализируют поведение и подводят итоги. Важным фактором в данной работе, является выбор правильной формы и метода работы, существенно определяющим выбор верной формы требования, является анализ так называемой педагогической ситуации, то есть тех основных условий, в которых оно будет осуществляться.

И главное – требования педагога должны быть позитивны, определенны, посильны и доведены до конца. Ученик на уроке не только активно познает предметы и явления окружающего мира, но и переживает определенное отношение к ним. Одни события его волнуют, к другим он безразличен, что-то ему нравится, что-то оставляет равнодушным, одних учителей он любит, к другим у него нет определенного отношения. Поэтому при обучении детей необходимо опираться на их эмоциональное отношение.

Давно замечено, что методы, побуждающие учащихся к активной работе мысли, к поиску, обычно вызывают у них положительные эмоции. Психологи считают положительные эмоции могучими побудителями и вдохновителями человеческой деятельности. Дидактика доказала, что скука на занятиях – злейший враг обучения. В основе этих явлений лежит объективная закономерность, выраженная в следующих словах: «без человеческих эмоций никогда не было, нет и быть не может человеческого искания истины». Эмоционально-интеллектуальный фон урока поддерживается различными способами.

1. Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке. Одна из важных задач педагога – мотивировать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение учебных целей непосредственно на занятии. Для этого необходимо создать психологические условия, чтобы в нем были учтены главные аспекты достижения поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью.

2. Осуществление организационной четкости каждого занятия от первой до последней минуты. Вместо домашних заданий применяются различные способы проверки – тестовые письменные работы, программирование и др.

3. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности обучающихся. Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на занятиях методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся, это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений. Также предусматривается самостоятельная работа обучающихся с учебной и научной литературой, словарями, справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками, картами.

4. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Целенаправленный выбор наилучшего варианта построения процесса, который обеспечивает за определенное время максимальную эффективность решения задач образования в данных конкретных условиях образовательной организации, определенной группы. Необходимо выбирать оптимальные варианты сочетания различных методов, приемов, средств обучения, ведущих кратчайшим путем к достижению целей занятия.

5. Интенсификация учебно-воспитательного процесса на занятии. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено обучающимися за занятии, тем выше интенсивность учебного труда. Степень интенсивности учебного труда зависит от производительности использования каждой минуты урока, мастерства учителя, подготовки обучающихся, организованности педагога, наличия необходимого оборудования и рационального его размещения, правильного чередования труда и отдыха и т.п. В условиях интенсификации обучения обучающиеся осваивают знания в основном на занятиях.

6. Осуществление межпредметных связей. При переходе к новому материалу, ставятся задачи и вопросы для воспроизведения и последующей коррекции, опорных для усвоения нового материала знаний и практических навыков и умений. Эти знания получены обучающимися в процессе обучения или на основе личных наблюдений, при изучении данного предмета или родственных дисциплин. Это могут быть представления, понятия, законы, формулы, числовые данные, создающие опору, фундамент для полноценного восприятия и понимания новых знаний. Но воспроизведение опорных знаний должно сопровождаться их совершенствованием: дополнением неполных, углублением поверхностных, расширением узких, исправлением ошибочных знаний. Межпредметные связи также осуществляются с целью достижения обобщения и систематизации широкого круга знаний. Межпредметные связи способствуют усвоению системы знаний об объектах, которые отдельными элементами изучаются по различным учебным дисциплинам.

7. Совершенствование типологии и структуры занятия.

8. Создание ситуации успеха на занятии. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.

Переживание учеником ситуации успеха:

повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

стимулирует к высокой результативности труда;

корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

развивает инициативность, креативность, активность;

поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

Каждый педагог использует свои методы и способы создания ситуации успеха на уроках. Неслучайно Роллан Быков говорил: «Формула успеха – это вопрос выбора». Но мы должны помнить, что учитель не научит искренности, если сам далеко не искренен, добру – если сам далеко не добр, и не раскроется перед ним сердце ребенка, если сердце самого учителя для учеников заперто. Педагог не воспитает успешную личность, если и сам не верит в успех своей деятельности.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный , т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения.

Социальный заказ образовательного учреждения на современном этапе – это подготовка теоретически грамотных, умеющих применять свои знания на практике молодых людей; самостоятельных, мобильных, ответственных за свои действия; обладающих навыками целеполагания и рефлексии; способных порождать личностные смыслы и отношения к происходящему.

Не всегда педагоги и обучающиеся находят общий язык, современные дети не всегда понимают учителя, который не всегда владеет современными технологиями, не является столь продвинутым пользователем технических средств, как его ученики. Такая дисгармония взаимоотношений педагога и обучающихся на занятии может стать серьезным препятствием к взаимопониманию и сделать безрезультатными все попытки педагога воздействовать на обучающихся. Отсюда могут возникнуть проблемы коммуникации. Также обязательным условием высокой контактности является педагогический такт. Такт педагога всегда представляет собой единство высокоморального отношения к обучающимся и педагогически совершенной формы обращения с ними.

Желательным результатом образования на современном этапе является функционально грамотная личность – человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей. Другими словами, процесс обучения должен быть направлен на подготовку обучающихся к реальной жизни, к готовности занять активную позицию, способных к успешной социализации в обществе, имеющих потребность и способность к непрерывному самообразованию, умеющих использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения жизненных реальных задач в различных сферах человеческой деятельности.

При проведении урока также необходимо учитывать такой аспект как психофизиологические особенности учащихся, связанные с учебной деятельностью. Педагог своими действиями на занятии должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех обучающихся, заботиться о развитии дружественных отношений между детьми. Уважительное отношение педагога к обучающимся можно изложить следующим образом:

не подчеркивать успехи одних обучающихся и неудачи других;

не противопоставлять сильных слабым;

не критиковать ребенка при всей группе, чаще беседовать наедине;

замечать даже небольшие успехи слабых, но не подчеркивать это резко;

воспринимать всерьез все, что происходит с ребятами;

формировать понимание, что способность к хорошему обучению есть лишь одно из многочисленных качеств личности.

Педагогический такт и уважение к личности обучающегося способствуют развитию, служат мотивирующей поддержкой раскрытия потенциала обучающегося.

Обучающиеся все разные, у них разные установки и различный жизненный опыт, они по-разному реагируют на стимулы, в виду того, что имеют разную скорость и силу нервных процессов. Преодоление этой проблемы – поиск индивидуальных путей к целой группе различных обучающихся. Педагог должен быть не только транслятором нужной и важной учебной информации, а мотиватором, тренером, психологом и диагностом.

Итак, какие же выводы можно сделать о важности психологических знаний при организации занятия?

Цель занятия в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Рациональная организация занятия – важная составная часть здоровьесберегающей работы образовательного учреждения. От соблюдения гигиенических психолого-педагогических условий проведения занятия в основном и зависит функциональное состояние обучающихся в процессе образовательной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Необходимо учитывать, что высокие результаты в обучении возможны только при условии развития интеллекта, памяти, внимания, мышления и др. процессов. Поэтому важно соблюдать такие общедидактические принципы, как принципы наглядности, систематичности и последовательности, посильности и др. Также следует придерживаться некоторых методических положений, выдвинутых психологами в качестве основы для эффективного усвоения информации:

1. материал в зависимости от сложности должен ранжироваться и излагаться таким образом, чтобы максимально учесть работоспособность обучающихся конкретного коллектива;

2. в течение проведения урока следует учитывать кризисы внимания;

3. эффективное обучение должно строиться на разнообразных видах деятельности;

4. активизация внимания может происходить посредством воздействия на разные анализаторы, использования разнообразных форм и методов обучения, вовлечения обучающихся в поисковые или проблемные ситуации;

5. запоминанию способствует предсказуемость текста, поэтому перед запоминанием следует проводить некую ориентировку обучающихся;

6. значимость и осмысленность материала повышает скорость заучивания, этому способствуют нетрадиционные формы обучения (игры, соревнования, проектная организация работы), составление планов, смысловых опор, структурирование материала;

7. формированию систематичности мышления способствует выявление межпредметных связей, работа с использованием таких операций, как интеграция, обобщение, построение выводов и др.;

8. эмоции, вызванные предметным содержанием, формой или средствами его изложения, способствуют лучшему запоминанию информации.





Рекомендации для педагога


1. Повышайте свой собственный уровень знаний, никогда не останавливаясь на достигнутом. Не бойтесь экспериментировать, отказываться от малоэффективных методов преподавания и делитесь опытом с коллегами.

2. Ищите и изучайте новые системы проведения уроков, педагогические технологии, которые появляются в сфере образования.

3. Организовывайте обучение так, чтобы ученики могли не только получать и усваивать необходимую информацию, но и имели возможность самореализации в процессе обучения.

4. Вместе с учениками ставьте цели, которых вы хотите достигнуть в процессе обучения. Только при соответствии ваших мотивов, действий, возможностей с мотивами, интересами, потребностями ваших подопечных, вы сможете наиболее эффективно и качественно доносить учебную информацию.

5. Применяйте в системе обучения компьютер. Используйте инновационные технологии, например, интерактивную доску.

6. Вводите различные системы мотивации подростков. В любой деятельности наличие элементов соперничества стимулирует людей к достижению поставленных целей.

7. Заботьтесь о своем психологическом здоровье и здоровье вашего коллектива. И тогда на работу будете идти не только для того, чтоб учить, но и самим учиться. Умейте слушать и понимать друг друга, относитесь друг к другу с уважением и доброжелательностью, помогайте новичкам освоиться в вашем коллективе.

8. Стремитесь к эмоциональному единению «Один за всех и все за одного». Проявляйте чувство сопереживания и поддержки к тем, кто в этом нуждается.






















Список литературы:


Зотов Ю.Б. Организация современного урока. – М.: Просвещение, 2006.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ [и др.], 2005.

Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 2009.

Свешникова Л.В. Рефлексивные техники эмоционального состояния детей. 2010.

Р. Дрейкурс, В. Золц. Манифест счастливого детства: Основные идеи разумного воспитания. 2011.

Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Борисова О.Э. Современный урок: психологические аспекты. https://infourok.ru/sovremenniy-urok-psihologicheskie-aspekti-2319920.html

Голиченко Е.В. ФГОС: психологический аспект. https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/01/26/fgos-psikhologicheskiy-aspekt

Казыханова А. М. Психологические аспекты современного урока. https://infourok.ru/doklad-na-temu-psihologicheskie-aspekti-sovremennogo-uroka-3543728.html

Хренова Е.Н. Моделирование современного урока с учётом психологических особенностей обучающихся. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ modelirovanie_sovremennogo_uroka_s_uchyotom_ psiholog_204002.html


Интернет ресурсы:


https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/04/06/kak-povysit-kachestvo-obrazovaniya-psihologicheskiy-aspekt

https://www.b17.ru/blog/385487/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации