Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский аграрно-технологический техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для организации самостоятельной работы студентов
по изучению дисциплины
ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности
для специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Разработал:
Сазанова А. А.-
преподаватель
Лиски
2015
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
||
1. |
Пояснительная записка…………………………….......................................... |
3 |
2. |
Трудоемкость заданий………………………………………………………... |
4 |
3. |
Методические указания по выполнению самостоятельной работы………………………………………………………………………… |
5 |
4. |
Задания для самостоятельной работы……………………………………… |
8 |
5. |
Критерии оценки выполненного задания…………........................................ |
12 |
6. |
Библиографический список…………………………………………………... |
14 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и охватывают шесть тем.
Количество часов, отводимое на самостоятельную работу студентов специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по данной дисциплине, составляет – 37 часов.
Методические указания содержат основные требования федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, предъявляемые к знаниям студента, задания в форме рефератов, презентаций, проработки конспекта и учебника, работы с инструкционно-технологическими картами и оформления практических работ.
ТРУДОЕМКОСТЬ ЗАДАНИЙ
Наименование темы |
Трудоемкость, ч. |
Тема1. Введение. |
1 |
Тема 2. Информационные технологии в обработке экономической информации. |
18 |
Тема 3. Коммуникационные технологии в обработке экономической информации. |
5 |
Тема 4. Методы и средства защиты экономической информации. |
4 |
Тема 5. Специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации. |
2 |
Тема 6. Технология работы с программным обеспечением автоматизации бухгалтерского учета. |
7 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Основная цель самостоятельной работы по данной дисциплине – усвоение и закрепление теоретических знаний.
Методические указания по выполнению реферата.
При написании реферата по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения. Реферат предполагает конкретный развернутый ответ на заданную тему. Объем реферата варьируется от 10 до 15 страниц в зависимости от назначения и состава.
Содержание реферата
Доклад содержит следующие структурные элементы:
титульный лист;
вступление;
основная часть;
заключение;
список использованных источников;
приложения (при необходимости).
Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования. Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Содержание основной части должно точно соответствовать теме и полностью её раскрывать. Главы основной части могут носить теоретический, методологический и аналитический характер. В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата. В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Оформление реферата
При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:
на одной стороне листа белой бумаги формата А-4
размер шрифта-14; Times New Roman, цвет - черный
междустрочный интервал - полуторный
поля на странице – размер левого поля – 3 см, правого - 1,5 см, верхнего - 2см, нижнего - 2см.
отформатировано по ширине листа
нумерация страниц текста
Методические указания по подготовке презентаций.
Компьютерную презентацию удобнее подготовить в программе MS PowerPoint. Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).
На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. На последующие слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
объем текста на слайде – не больше 7 строк;
маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;
отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.
Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.
На слайды может помещаться фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);
Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.
Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18.
Заключительный слайд презентации - «Спасибо за внимание».
Методические указания по работе с конспектом и учебной литературой.
Для самостоятельной работы с теоретическим материалом учебной и технической литературы необходимы умения, благодаря которым можно без помощи преподавателя понять и запомнить незнакомый материал. Основными считаются следующие: составление конспекта, плана, подготовка рефератов, докладов. Эти умения можно назвать общими, поскольку овладение ими развивает мышление обучающихся, а значит, в определенной мере помогает формированию умений, необходимых для работы с технической литературой. Поэтому целесообразно начинать обучение самостоятельной работе с технической книгой с закрепления и развития указанных умений.
Методические рекомендации по составлению опорного конспекта.
Конспект, план-конспект – это работа с другим источником. Цель – зафиксировать, переработать тот или иной научный текст.
Конспект представляет собой дословные выписки из текста источника. При этом конспект – это не полное переписывание чужого текста. Обычно при написании конспекта сначала прочитывается текст-источник, в нём выделяются основные положения, подбираются примеры, идёт перекомпоновка материала, а уже затем оформляется текст конспекта. Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике.
План-конспект представляет собой более детальную проработку источника: составляется подробный, сложный план, в котором освещаются не только основные вопросы источника, но и частные. К каждому пункту или подпункту плана подбираются и выписываются цитаты.
Конспектом называется краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план, тезисы, выписки, цитаты. Конспект воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними, в конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.
Существуют разнообразные виды и способы конспектирования. Одним из наиболее распространенных является, так называемый текстуальный конспект, который представляет собой последовательную запись текста книги или лекции. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации.
Общую последовательность действий при составлении текстуального конспекта можно определить таким образом:
Уяснить цели и задачи конспектирования.
Ознакомится с произведением в целом: прочитать предисловие, введение, оглавление и выделить информационно значимые разделы текста.
Внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места.
Составить конспект.
Опорный конспект – это развернутый план вашего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь последовательно изложить тему, а преподавателю лучше понять и следить за логикой ответа. Опорный конспект должен содержать все то, что учащийся собирается предъявить преподавателю в письменном виде. Это могут быть чертежи, графики, формулы, формулировки законов, определения, структурные схемы.
Основные требования к содержанию опорного конспекта:
Полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса.
Логически обоснованная последовательность изложения.
Основные требования к форме записи опорного конспекта:
Опорный конспект должен быть понятен не только вам, но и преподавателю.
По объему он должен составлять примерно один - два листа, в зависимости от объема содержания вопроса.
Должен содержать, если это необходимо, несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или пробелами.
Не должен содержать сплошного текста.
Должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).
Методика составления опорного конспекта:
Разбить текст на отдельные смысловые пункты.
Выделить пункт, который будет главным содержанием ответа.
Придать плану законченный вид (в случае необходимости вставить дополнительные пункты, изменить последовательность расположения пунктов).
Записать получившийся план в тетради в виде опорного конспекта, вставив в него все то, что должно быть, написано – определения, формулы, выводы, формулировки, выводы формул, формулировки законов и т.д.
4. Методические указания по работе с инструкционно-технологическими картами и оформлению практической работы.
Работа с инструкционно-технологическими картами и оформление практических работ предполагает обязательное наличие тетради «Для практических работ» по изучаемой дисциплине (профессиональному модулю). Каждая инструкционно-технологическая карта включает в себя: номер практического задания, наименование работы, цель работы, норму времени, оборудование, список заданий для выполнения, описание отчета, контрольные вопросы по теме практической работы и список литературы. Отчет по работе в тетради должен содержать: наименование работы, цель, ход работы, вывод и ответы на контрольные вопросы. Если практическая работа предполагает выполнение задания на компьютере, то в ходе работы необходимо указать ссылку на папку с выполненной практической на компьютере.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема 1. Введение.
Студент должен:
- знать, требования техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером.
- уметь, давать определение информационных и коммуникационных технологий.
Рекомендуемая литература – конспект
Задание для самопроверки
Проработка конспекта занятий.
Тема 2. Информационные технологии в обработке экономической информации.
Студент должен:
- знать, понятие информации, свойства информации, основные информационные процессы; системное и прикладное ПО; редактирование и форматирование текстовых документов; возможности электронных таблиц; справочно-правовые системы.
- уметь, редактировать и форматировать текстовые документы; работать с электронными таблицами; работать со справочно-правовыми системами.
Рекомендуемая литература – 1, §3.5, §3.6, §5.1, §5.2.
Задание для самопроверки
Работа с конспектом занятий.
Работа с учебником.
Работа с ИК и оформление практических работ.
Подготовка презентаций по темам «Информационные технологии в обработке экономической информации», «Информация. Свойства информации», «Справочно-правовые системы», «Возможности электронных таблиц», «Системное ПО», «Прикладное ПО», «Системное и прикладное ПО», «Операционные системы», «Редактирование текстовых документов», «Форматирование текстовых документов», «Информационные процессы».
Подготовка рефератов по теме:
Классификация справочно-правовых систем
Российские справочно-правовые системы
История развития справочно-правовых систем
История развития российских справочно-правовых систем
Характеристика справочно-правовой системы «Консультант Плюс»
Характеристика справочно-правовой системы «Гарант»
Характеристика справочно-правовой системы «Кодекс»
Характеристика справочно-правовой системы «Референт»
Основные принципы работы в справочно-правовых системах
Общие рекомендации по поиску документов в справочно-правовых системах
Сравнительный анализ российских справочно-правовых систем
Тема 3. Коммуникационные технологии в обработке экономической информации.
Студент должен:
- знать, основные компоненты компьютерных сетей; сервисы локальных и глобальных сетей; технология поиска информации в Интернет; автоматизированные системы делопроизводства, их виды и функции; электронный документ и электронная копия.
- уметь, работать в локальной сети; работать с электронной почтой; вести электронный документооборот.
Рекомендуемая литература – конспект.
Задание для самопроверки
Работа с ИК. Оформление практических работ.
Работа с конспектом.
Тема 4. Методы и средства защиты экономической информации.
Студент должен:
- знать, антивирусные средства защиты информации; основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности; принципы защиты информации от несанкционированного доступа; правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения.
- уметь, работать с антивирусными средствами защиты информации.
Рекомендуемая литература – 1, §12.1, §12.3.
Задание для самопроверки
Работа с конспектом занятий.
Работа с ИК и оформление практических работ.
Работа с учебником.
Тема 5. Специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации.
Студент должен:
- знать, назначение, принципы организации и эксплуатации бухгалтерских информационных систем.
- уметь, работать с интерфейсом программы 1С: Бухгалтерия.
Рекомендуемая литература – 1, §1.2, §1.3.
Задание для самопроверки
Работа с учебником.
Тема 6. Технология работы с программным обеспечением автоматизации бухгалтерского учета.
Студент должен:
- знать, основные функции, режимы и правила работы с бухгалтерской программой; основные отчеты, формируемые в программе 1С: Бухгалтерия; основы работы со справочниками; алгоритмы начисления заработной платы; способы работы с поставщиками.
- уметь, работать с программой 1С: Бухгалтерия.
Рекомендуемая литература – 1, §2.2, §2.4.
Задание для самопроверки
Работа с учебником.
Оформление практических работ.
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕННОГО ЗАДАНИЯ
Критерии оценки практической работы
Каждая практическая работа занимает два часа и сдается преподавателю в конце каждой пары.
Работа оценивается по системе:
Оценка "отлично" выставляется за практическую работу, если верно выполнены все задания, даны правильные ответы на все контрольные вопросы, работа правильно оформлена в тетради, даны верные ответы на вопросы преподавателя.
Оценка "хорошо" выставляется за практическую работу, если верно выполнены все задания, работа правильно оформлена в тетради, в ответах обучающегося на вопросы преподавателя прослеживается неточность и непоследовательность, даны не все ответы на контрольные вопросы.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за практическую работу, если задания выполнены с недочетами и отсутствуют ответы на контрольные вопросы, работа правильно оформлена в тетради.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за практическую работу, если все задания выполнены неверно или отсутствуют, работа неверно оформлена в тетради.
Обучающийся, не представивший в установленный срок практические работы по дисциплине не допускается к сдаче зачета по данной дисциплине.
Критерии оценки реферата
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме.
Критерии оценки презентации
Критерии оценки |
Содержание оценки |
1. Содержательный критерий |
правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет |
2. Логический критерий |
стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность |
3. Речевой критерий |
использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр. |
4. Психологический критерий |
взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания |
5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации |
соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации |
6. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Михеева Е.В. Титова О. И. Информационные технологии в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера: учеб, пособие / Е. В. Михеева, О. И. Титова. - М.: ОИЦ «Академия», 2012. -208 с.
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб, пособие / Е. В. Михеева. - М.: ОИЦ «Академия», 2012. - 384 с.
Михеева Е. В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера: учеб, пособие / Е. В. Михеева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. - 288 с.
Михеева Е. В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб, пособие / Е. В. Михеева. - М.: ОИЦ «Академия», 2012. - 384 с.
1С:Предприятие 8.1. Руководство пользователя / В. Байдаков, В. И. Дранищев [и др.] - .: Фирма «1C», 2008. - 303 с.
Безека С.В. Создание презентаций в Ms PowerPoint 2007. - СПб.: ПИТЕР, 2010. - 275 с.
Пикуза В. И. Экономические и финансовые расчеты в Excel / В. И. Пикуза. - СПб.: ПИТЕР, 2010. -384 с.
Севостьянов А. Д. 1C:Бухгалтерия 8. Практика применения / А. Д. Севостьянов, Е. В. Володина, Ю. М. Севостьянова. - М.: АУЦ «1C» - ООО «Константа», 2008. - 232 с.
Харитонов С.А. Хозяйственные операции в 1С:Бухгалтерия 8. Задачи, решения, результаты. / С. А. Харитонов, Д. В. Чистов. - М.: 1С-Паблишинг, 2008. - 463 с.