Методические указания по изучению дисциплины Финансово-экономические расчеты в электронных таблицах для студентов заочной формы обучения специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет

0
0
Материал опубликован 31 October 2017

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

государственное образовательное бюджетное учреждение

среднего профессионального образования Воронежской области

«Лискинский аграрно-технологический техникум»


 


 


 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ В ЭЛЕКТРОНЫХ ТАБЛИЦАХ

Методические указания по изучению дисциплины

для студентов заочной формы обучения

специальности СПО

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)


 

Лиски

2016 г.


 

Рассмотрено на заседании

ЦМК экономических и социальных дисциплин

Протокол №__от «___»______20__г.

Председатель ЦМК

_________________ С. Н. Литовская

Утверждено решением

Методического совета

ГБПОУ ВО «ЛАТТ»

Протокол №__от «__»______20__г.

Зам. директора по УМР

_________________ Н. А. Ряснянская

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины Финансово-экономические расчеты в электронных таблицах. Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка).


 

Авторы:

Сазанова А. А., преподаватель

 

Рецензенты:

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины 6

2. Содержание дисциплины 7

2.1 Тематический план учебной дисциплины 7

2.2 Тематика обзорных лекций 10

2.3 Содержание дисциплины 11

2.4 Перечень практических занятий 51

4.СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРТУРЫ 52

4. ДОМАШНИЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ 53

4.1 Методические рекомендации по выполнению домашних контрольных работ 53

4.1.1 Общие требования к выполнению контрольной работы 53

4.1.2 Общие требования к оформлению домашней контрольной работы 54

4.1.3 Требования к оформлению домашней контрольной работы в форме реферата 57

4.1.4 Требования к оформлению домашней контрольной работы в печатной форме 58

4.1.5 Требования к оформлению письменной домашней контрольной работы 59

5. Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету 65

5. Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету 66

6. Критерии оценки уровня освоения дисциплины 67

  ВВЕДЕНИЕ

Методические указания по изучению дисциплины «Финансово-экономические расчеты в электронных таблицах» для студентов заочной формы обучения составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования для специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка)».

Учебная дисциплина «Финансово-экономические расчеты в электронных таблицах» является частью основной профессиональной образовательной программы, введенной образовательной организацией за счет вариативной части.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

выбирать методы для решения конкретной экономической задачи;

составлять алгоритмы решения задач экономической сферы;

выполнять экономические расчеты в MS Excel;

использовать финансовые функции для финансовых расчетов;

осуществлять сортировку, фильтрацию, подведение итогов и сводные отчеты в базах данных, организованных на основе списков в MS Excel;

подбирать вид графического отображения экономической информации в зависимости от ее характера;

применять графические методы прогнозирования MS Excel для принятия экономически обоснованных решений;

решать экономические задачи оптимизации с помощью MS Excel;

грамотно трактовать полученный с помощью MS Excel результат.


 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

терминологию и теоретические основы экономики, необходимые для выбранного спектра экономических расчетов;

особенности, достоинства и недостатки MS Excel при проведении экономических расчетов;

методы определённых курсом экономических расчетов;

основные алгоритмы финансовых расчетов, осуществляемых MS Excel и способы применения финансовых функций, встроенных в MS Excel;

графические возможности MS Excel и графический способ прогнозирования;

способы анализа экономической информации в MS Excel, используемой для принятия решения.


 

Получаемые в процессе изучения дисциплины навыки работы с электронными таблицами призваны получить развитие в решении профессиональных задач, а также в решении задач, возникающих при изучении таких дисциплин, как бухгалтерский учет, экономика и др.

Изучение дисциплины предполагает аудиторные занятия, в ходе которых рассматриваются основные теоретические вопросы курса; выполнение практических работ; самостоятельную работу, предполагающую поиск информации и самостоятельное освоение программных продуктов по методическим указаниям преподавателя.

Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка – 81 час,

в том числе:

количество аудиторных учебных занятий – 12 часов;

из них обзорных, установочных – 4 часа;

практических занятий — 8 часов;

самостоятельная работа студента – 69 часов.

Промежуточная аттестация – другие формы контроля. Оценка выставляется по накопительной системе.


1. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины

Основной целью данных методических рекомендаций является методическое обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности в части освоения студентами заочной формы обучения вышеуказанной учебной дисциплины в соответствии с рабочей программой.

При изучении дисциплины особое внимание следует обратить на ее содержание, уяснить объем рабочей дисциплины, руководствуясь приведенным списком информационных источников. Учебно-методические материалы по дисциплине изучаются студентами самостоятельно в соответствии с рабочей программой и графиком учебного процесса.

После изучения теоретического материала программой предусмотрено выполнение практических работ. Чтобы избежать трудностей при выполнении практических заданий, рекомендуется изучить весь теоретический материал, предложенный в данных методических указаниях.

Согласно учебного плана студентами так же выполняются домашние контрольные работы. Домашняя контрольная работа является одной из форм проверки и оценки усвоенных студентом знаний, а так же средством самоконтроля. Выполнять их следует в соответствии с установленными учебным планом и графиком учебного процесса сроками сдачи. Работа, выполненная не по своему варианту, не зачитывается и возвращается без оценки.

Для выполнения домашней контрольной работы необходимо:

ознакомиться с общими вопросами организации и выполнения самостоятельной работы студентов заочной формы обучения;

ознакомиться со структурой и содержанием данных методических указаний;

определить свой вариант согласно приведенной таблице;

выполнить все задания по всем пунктам.

При изучении дисциплины особое внимание следует обратить на список литературы, предложенный в данных методических рекомендациях.


 

  2. Содержание дисциплины  2.1 Тематический план учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Раздел I. Экономические расчеты в MS Excel.

39

Введение.

Содержание учебного материала

2

1

Цели, задачи дисциплины. Логическая структура дисциплины, ее место в системе подготовки специалиста, межпредметные связи. Принципы использования возможностей электронных таблиц в профессиональной деятельности бухгалтера.

Самостоятельная работа

работа с конспектом

1

Тема 1.1.Организация экономических расчетов в MS Excel.

Содержание учебного материала

2

1

Особенности экономической информации. Технология электронной обработки экономической информации. Этапы экономических расчетов с использованием табличного процессора. Форматы, применяемые в экономических расчетах, формулы. Ошибки в формулах и их устранение. Панель инструментов и ее настройка. Операции с листами. Форматирование по образцу. Операции со строками и столбцами. Многооконный режим работы. Функции, используемые при решении экономических задач. Классификация встроенных финансовых функций. Аргументы финансовых функций. Маркер заполнения.

Практические занятия

4

1

ПЗ №1.Настройка интерфейса электронной таблицы.

2

ПЗ №2.Организация формул и форматирование данных в таблицах, содержащих экономическую информацию.

Самостоятельная работа

работа с учебником

работа с конспектом

работа с ИК

2

Тема 1.2.Анализ экономических показателей деятельности предприятия в системе электронных таблиц.

Содержание учебного материала

4

1

Методы анализа баланса, особенности проведения анализа баланса в системе электронных таблиц. Анализ баланса путем построения сравнительного аналитического баланса. Оценка состояния предприятия по результатам анализа баланса. Наглядное представление результатов с помощью диаграмм.

2

Назначение и расчетные формулы экономических показателей финансового состояния предприятия, оптимальные и критические значения показателей, особенности расчета в системе электронных таблиц.

Практические занятия

4

1

ПЗ №3.Анализ форм бухгалтерской отчетности в системе электронных таблиц.

2

ПЗ №4.Оформление результатов финансово-экономического анализа с использованием офисных технологий.

Самостоятельная работа

работа с ИК

работа с конспектом

4

Тема 1.3.Анализ экономической информации с помощью списков в MS Excel.

Содержание учебного материала

4

1

Понятие списка. Использование функции автозаполнения для списков. Создание пользовательских списков. Обработка списков: поиск, сортировка, фильтрация, подведение итогов.

2

Технология создания сводной таблицы. Мастер сводных таблиц. Группировка и обновление данных в сводных таблицах.

Практические занятия

6

1

ПЗ №5. Обработка списков: поиск, сортировка, фильтрация.

2

ПЗ №6.Связанные таблицы. Расчет промежуточных итогов.

3

ПЗ №7.Возможности фильтрации. Использование формы. Создание сводной таблицы

Самостоятельная работа

работа с ИК

работа с конспектом

работа с учебником

6

Раздел 2. Использование деловой графики для организации экономических расчетов.

7

Тема 2.1. Построение графиков и диаграмм.

Содержание учебного материала

4

1

Графическое представление данных различных экономических процессов, а также величин, рассчитанных на их основе. Назначение и возможности Мастера диаграмм. Выбор типа диаграммы в зависимости от характера данных.

2

Интерпретация данных, представленных в графическом виде. Отдельные элементы диаграммы. Изменение диаграмм и графиков, их детализация. Возможности комбинирования диаграмм.

Практические занятия

2

1

ПЗ №8. Графическое представление данных различных экономических процессов.

Самостоятельная работа

работа с ИК

работа с учебником

проработка конспекта занятий

3

Раздел 3. Способы анализа и обработки информации для принятия решения.

35

Тема 3.1.Подбор параметра.

Содержание учебного материала

4

1

Инструмент подбора одиночного параметра с одновременным контролем результирующего значения. Предельное число итераций. Относительная погрешность результата.

2

Этапы решения задач с использованием «Подбора параметра». Возможности использования «Подбора параметра» при наличии нескольких решений.

Практические занятия

4

1

ПЗ №9. Решение задач с использованием инструмента «Подбор параметра».

2

ПЗ №10. Возможности использования «Подбора параметра» при наличии нескольких решений.

Самостоятельная работа

работа с ИК

работа с конспектом

4

Тема 3.2.Проведение оптимизационных экономических расчетов средствами MS Excel.

Содержание учебного материала

4

1

Задачи оптимизации в экономике. Надстройка «Поиск решения» как универсальный инструмент проведения оптимизационных экономических расчетов. Основная терминология: целевая ячейка, изменяемые ячейки, ограничения. Организация ограничений.

2

Рекомендации по решению задач оптимизации с помощью надстройки «Поиск решения». Примеры использования электронных таблиц для решения типичных экономических оптимизационных задач.

Практические занятия

10

1

ПЗ №11. Разработка математической модели задачи оптимизации. Построение модели в электронных таблицах.

2

ПЗ №12.Решение задачи оптимального плана перевозок.

3

ПЗ №13.Решение задачи определения оптимального плана производства.

4

ПЗ №14.Управление оборотным капиталом.

5

ПЗ №15.Расчет экономической эффективности инвестиций в проекты. Поиск решения.

Самостоятельная работа

работа с ИК

работа с учебником

7

 

Другие формы контроля (оценка выставляется по накопительной системе).

-

 

Максимальная учебная нагрузка:

81

 

Обязательная аудиторная учебная нагрузка:

54

 

Самостоятельная работа обучающегося:

27


2.2 Тематика обзорных лекций

 

Тема 1. Особенности экономической информации. Технология электронной обработки экономической информации. Этапы экономических расчетов с использованием табличного процессора. Форматы, применяемые в экономических расчетах, формулы. Ошибки в формулах и их устранение. Панель инструментов и ее настройка. Операции с листами. Форматирование по образцу. Операции со строками и столбцами. Многооконный режим работы. Функции, используемые при решении экономических задач. Классификация встроенных финансовых функций. Аргументы финансовых функций. Маркер заполнения.

Тема 2. Графическое представление данных различных экономических процессов, а также величин, рассчитанных на их основе. Назначение и возможности Мастера диаграмм. Выбор типа диаграммы в зависимости от характера данных.

Тема 3. ПЗ №5. Обработка списков: поиск, сортировка, фильтрация.

Тема 4. ПЗ №6.Связанные таблицы. Расчет промежуточных итогов.

Тема 5. ПЗ №8. Графическое представление данных различных экономических процессов.

Тема 6. ПЗ №12.Решение задачи оптимального плана перевозок.


 

  2.3 Содержание дисциплины


 

Тема 1. Цели, задачи дисциплины. Логическая структура дисциплины, ее место в системе подготовки специалиста, межпредметные связи. Принципы использования возможностей электронных таблиц в профессиональной деятельности бухгалтера.

Цели, задачи дисциплины.

Основной целью дисциплины является научиться производить экономические расчеты в системе электронных таблиц MS Excel.

Основными задачами являются научиться:

выбирать методы для решения конкретной экономической задачи;

составлять алгоритмы решения задач экономической сферы;

выполнять экономические расчеты в MS Excel;

использовать финансовые функции для финансовых расчетов;

осуществлять сортировку, фильтрацию, подведение итогов и сводные отчеты в базах данных, организованных на основе списков в MS Excel;

подбирать вид графического отображения экономической информации в зависимости от ее характера;

применять графические методы прогнозирования MS Excel для принятия экономически обоснованных решений;

решать экономические задачи оптимизации с помощью MS Excel;

грамотно трактовать полученный с помощью MS Excel результат.

Логическая структура дисциплины, ее место в системе подготовки специалиста, межпредметные связи.

Дисциплина «Финансово-экономические расчеты в электронных таблицах» тесно связана с такими дисциплинами, как: информатика и ИКТ; математика; экономика организации; финансы, денежное обращение и кредит; основы бухгалтерского учета.

В связи с развитием компьютерной техники, вычислительных сетей, средств информационно-коммуникационных технологий дисциплина стала играть важную роль в системе подготовки высококвалифицированного специалиста. Программы электронных таблиц широко применяются во всех организациях, начиная с мелких (штат сотрудников от 2 до 5 человек) и заканчивая крупными организациями, где количество сотрудников исчисляется сотнями.

Дисциплина предоставляет возможность обучающимся повторить основы работы в системе Microsoft Excel и приступить в изучению встроенных финансовых функций. После изучения теоретических основ идет практическое применение полученных знаний. Важной частью дисциплины является изучение решения задач с помощью подбора параметра, а так же проведение оптимизационных экономических расчетов.

Принципы использования возможностей электронных таблиц в профессиональной деятельности бухгалтера.

В системе MS Excel можно решать следующие экономические задачи: оптимизационные задачи, задачи управления оборотным капиталом, расчет экономической эффективности инвестиций в проекты, анализ баланса путем построения сравнительного аналитического баланса, анализ финансовой устойчивости предприятия и др.


 

Тема 2. Особенности экономической информации. Технология электронной обработки экономической информации. Этапы экономических расчетов с использованием табличного процессора. Форматы, применяемые в экономических расчетах, формулы. Ошибки в формулах и их устранение. Панель инструментов и ее настройка. Операции с листами. Форматирование по образцу. Операции со строками и столбцами. Многооконный режим работы. Функции, используемые при решении экономических задач. Классификация встроенных финансовых функций. Аргументы финансовых функций. Маркер заполнения.

Особенности экономической информации.

Экономическая информация (ЭИ) - это информация об общественных процессах производства, обмена, распределения, накопления и потребления материальных благ. Она отображает экономические отношения и процессы общественного производства. ЭИ - это те сведения, знания, которые извлекаются из экономических данных в процессе обработки.

Данные - это сведения о состоянии любого объекта.

Экономическая информация имеет ряд особенностей и свойств:

отражает разностороннюю деятельность предприятий организаций через систему натуральных, стоимостных и других показателей и обязательно содержит числовые сведения;

в основной массе дискретная (то есть подлежит разбиению на элементы (шаги), которые не вызывают сомнений при выполнении их человеком или компьютером);

отражается в тех или иных материальных носителях и представляется в виде конечных результатов;

является цифровой, буквенно-цифровой и буквенной;

имеет линейную форму, т. е. записывается построчно;

характеризуется большой массовостью и объемностью;

характеризуется длительностью хранения;

Особенности и свойства экономической информации хорошо согласуются с возможностями современной компьютерной техники, использование которой позволяет эффективно обрабатывать эту информацию.


 

Технология электронной обработки экономической информации.

Технология автоматизированной обработки экономической информации строится на следующих принципах:

интеграции обработки данных и возможности работы пользователей в условиях эксплуатации автоматизированных систем централизованного хранения и коллективного использования данных (банков данных);

распределенной обработки данных на базе развитых систем передачи;

рационального сочетания централизованного и децентрализованного управления и организации вычислительных систем;

моделирования и формализованного описания данных, процедур их преобразования, функций и рабочих мест исполнителей;

учета конкретных особенностей объекта, в котором реализуется машинная обработка экономической информации.

Этапы экономических расчетов с использованием табличного процессора.

Первый этап - анализ исходных данных и постановка задачи.

Второй этап — создание новой таблицы и ввод исходных данных.

Третий этап — описание расчетов.

Четвертый этап анализ полученных ре­зультатов.

Пятый этап — редактирование таблицы.

Шестой этап — оформление таблицы.

Седьмой этап — построение диаграмм.

Восьмой этап – защита таблицы.

Форматы, применяемые в экономических расчетах, формулы. Ошибки в формулах и их устранение.

В MS Excel имеются различные форматы данных. Для изменения формата необходимо на рабочем листе выделить те данные, формат которых требуется изменить, и вызвать при помощи правой кнопки мыши контекстное меню – формат ячеек. При проведении экономических расчетов наиболее часто применяются следующие форматы:

Числовой. Является наиболее общим способом представления чисел.

Денежный. Используется для отображения денежных величин.

Финансовый. Используется для выравнивания денежных величин по разделителю целой и дробной части.

Процентный. В данном формате значение ячеек умножается на 100 и выводится на экран с символом процента.

Дробный. Позволяет представлять значения в ячейках в виде дробей.

Форматы данных очень важны при работе с формулами. Ввод любой формулы в программе начинается со знака равно «=». Далее идет ввод самой формулы. Ввод формул можно осуществлять непосредственно в выделенной ячейке, либо через строку формул. При неправильном вводе формул можно произвести ее редактирование для устранения ошибок. Редактирование лучше производить через строку формул. Наиболее частные ошибки, которые встречаются при ручном вводе формул, связаны с неправильным выделением математических операций и неправильным использованием формата данных. Для отделения математических операций следует использовать круглые скобки. Каждая операция (+, -, *, /) берется в отдельные скобки.

Панель инструментов и ее настройка.

В программе MS Excel пользователь сам может настраивать панель инструментов: решить что удалить, а что добавить на панель для более удобной работы. Для настройки необходимо выбрать пункт меню Файл – кнопки Параметры Excel – Настройка.

Операции с листами. Форматирование по образцу. Операции со строками и столбцами. Многооконный режим работы.

Многооконный режим работы в программе используется для удобства просмотра сразу нескольких рабочих книг. Для открытия нескольких книг в одном окне необходимо сначала открыть все выбранные файлы. Далее выбрать вкладку меню Вид – Упорядочить все. И выбрать наиболее удобное расположение книг. Для создания еще одного окна используется пункт меню Вид – Новое окно.

Каждая книга программ MS Excel состоит из рабочих листов, с которыми можно производить различные операции. При необходимости можно изменить внешний вид рабочего листа при помощи кнопок в правом нижнем углу. Возможные варианты: Обычный, Разметка страницы, страничный. Наиболее применяемые операции с листами: переименовать лист, создать новый, сохранить, удалить рабочий лист. Более редко используются следующие операции: скрыть лист (Формат – Лист – Скрыть), изменить масштаб рабочего листа.

Каждый рабочий лист книги MS Excel состоит из строк и столбцов. Так же как и с листами, со строками и столбцами, возможно производить различные операции. К таким операциям относятся: вставка новых строки/столбца, удаление строки/столбца, объединение ячеек.

Немаловажную роль в создании электронных таблиц имеет их дальнейшее форматирование, т. е. видоизменение. К форматированию можно отнести: изменение высоты строк, изменение ширины столбцов, перенос текста в ячейках, фон заливки ячеек, изменение рамки созданной таблицы.

Функции, используемые при решении экономических задач. Классификация встроенных финансовых функций. Аргументы финансовых функций. Маркер заполнения.

АМОРУВ – возвращает величину амортизации для каждого периода.

НАКОПДОХОД – данная функция возвращает накопленный процент по ценным бумагам с периодической выплатой процентов.

НАКОПДОХОДПОГАШ – возвращает накопленный процент по ценным бумагам, процент по которым выплачивается в срок погашения.

АМОРУМ – возвращает величину амортизации для каждого периода.

ДНЕЙКУПОНДО – возвращает количество дней от начала действия купона до даты соглашения.

ДНЕЙКУПОН – вычисляет число дней в периоде купона, содержащем дату расчета.

ДНЕЙКУПОНПОСЛЕ – возвращает число дней от даты расчета до срока следующего купона.

ДАТАКУПОНДО – возвращает число, представляющее дату следующего купона от даты соглашения.

ЧИСЛКУПОН – возвращает количество купонов, которые могут быть оплачены между датой соглашения и датой вступления в силу, округленное до ближайшего целого купона.

ОБЩПЛАТ – вычисляет кумулятивную (нарастающим итогом) величину процентов, выплачиваемых по займу в промежутке между двумя периодами выплат. eф

ОБЩДОХОД – вычисляет кумулятивную (нарастающим итогом) сумму, выплачиваемую в погашение основной суммы займа в промежутке между двумя периодами.

ФУО – определяет величину амортизации актива для заданного периода, рассчитанную методом фиксированного уменьшения остатка.

ДДОБ – определяет значение амортизации актива за данный период, используя метод двойного уменьшения остатка или иной явно указанный метод.

СКИДКА – определяет ставку дисконтирования (норму скидки) для ценных бумаг.

РУБЛЬ.ДЕС – преобразует цену в рублях, представленную в виде дроби, в цену в рублях, выраженную десятичным числом. Функция РУБЛЬ.ДЕС используется для преобразования дробных значений денежных сумм, например стоимости ценных бумаг, в десятичное число.

РУБЛЬ.ДРОБЬ – преобразует цену в рублях, выраженную десятичным числом, в цену в рублях, представленную в виде дроби. Функция

ДЛИТ – находит ежегодную продолжительность действия ценных бумаг с периодическими выплатами по процентам. 

ЭФФЕКТ – определяет эффективную (фактическую) годовую процентную ставку, если заданы номинальная годовая процентная ставка и количество периодов в году, за которые начисляются сложные проценты.

БС – вычисляет будущую стоимость инвестиции на основе периодических постоянных (равных по величине сумм) платежей и постоянной процентной ставки.

БЗРАСПИС – вычисляет будущее значение начального вклада при изменяющихся сложных процентных ставках.

ИНОРМА – определяет ставку доходности полностью обеспеченной ценной бумаги.

ПРПЛТ – определяет сумму платежей процентов по инвестиции за данный период на основе постоянства сумм периодических платежей и постоянства процентной ставки.

ВСД – вычисляет внутреннюю ставку доходности (отдачи) для серии потоков денежных средств.

ПРОЦПЛАТ – вычисляет проценты, выплачиваемые за определенный инвестиционный период.

МДЛИТ – определяет модифицированную длительность Маколея для ценных бумаг с предполагаемой номинальной стоимостью 100 рублей.

МВСД – определяет внутреннюю ставку доходности, при которой положительные и отрицательные денежные потоки имеют разную ставку.

НОМИНАЛ – определяет номинальную годовую процентную ставку.

КПЕР – определяет общее количество периодов выплаты для инвестиции на основе периодических постоянных выплат и постоянной процентной ставки.

ЧПС – определяет величину чистой приведенной стоимости инвестиции, используя ставку дисконтирования, а также последовательность будущих выплат (отрицательные значения) и поступлений (положительные значения).

ЦЕНАПЕРВНЕРЕГ – находит цену за 100 рублей нарицательной стоимости ценных бумаг с нерегулярным первым периодом.

ДОХОДПЕРВНЕРЕГ – находит доход по ценным бумагам с нерегулярным (коротким или длинным) первым периодом.

ЦЕНАПОСЛНЕРЕГ – определяет цену за 100 рублей нарицательной стоимости ценных бумаг для нерегулярного (короткого или длинного) последнего периода купона.

ДОХОДПОСЛНЕРЕГ – определяет доход по ценным бумагам с нерегулярным последним периодом.

ПЛТ – вычисляет величину выплаты по ссуде за один период.

ОСПЛТ – вычисляет величину выплат на основной капитал для вклада в заданный период.

ЦЕНА – вычисляет цену за 100 рублей нарицательной стоимости ценных бумаг, по которым производится периодическая выплата процентов.

ЦЕНАПОГАШ – вычисляет цену за 100 рублей номинальной стоимости ценных бумаг, по которым процент выплачивается в срок погашения.

ЦЕНАСКИДКА – определяет цену за 100 рублей номинальной стоимости ценных бумаг, на которые сделана скидка.

ПС – определяет приведенную (к текущему моменту) стоимость инвестиции. Приведенная (нынешняя) стоимость представляет собой общую сумму, которая на данный момент равноценна ряду будущих выплат. Например, в момент займа его сумма является приведенной (нынешней) стоимостью для заимодавца.

СТАВКА – определяет процентную ставку по аннуитету за один период

ПОЛУЧЕНО – вычисляет сумму, полученную в срок вступления в силу полностью обеспеченных ценных бумаг.

АПЛ – определяет величину амортизации актива за один период, рассчитанную линейным методом.

АСЧ – определяет величину амортизации актива за данный период, рассчитанную по сумме чисел лет срока полезного использования.

РАВНОКЧЕК – вычисляет эквивалентный облигации доход по казначейскому векселю.

ЦЕНАКЧЕК – вычисляет цену на 100 рублей номинальной стоимости для казначейского векселя.

ДОХОДКЧЕК – вычисляет доходность по казначейскому векселю.

ПУО – определяет величину амортизации актива для любого выбранного периода, в том числе для частичных периодов, с использованием метода двойного уменьшения остатка или иного указанного метода.

ЧИСТВНДОХ – вычисляет внутреннюю ставку доходности запланированных непериодических денежных потоков.

ЧИСТНЗ – вычисляет чистую текущую стоимость инвестиции, вычисляемую на основе ряда поступлений наличных, которые не обязательно являются периодическими.

ДОХОД – вычисляет доходность ценных бумаг, по которым производятся периодические выплаты процентов. Функция ДОХОД используется для вычисления доходности облигаций.

ДОХОДСКИДКА – вычисляет годовую доходность по ценным бумагам, на которые сделана скидка.

ДОХОДПОГАШ – определяет годовую доходность ценных бумаг, по которым проценты выплачиваются при наступлении срока погашения.

Многие финансовые функции имеют одинаковые аргументы. Все эти аргументы представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Аргументы финансовых функций

Аргумент

Описание

ставка

Процентная или учетная ставка

ЧП

Число периодов

выплата

Постоянные периодические выплаты

бз

Будущий объем вложения в конце срока (0, если опущен)

тз

Текущая стоимость

тип

Число, определяющее, когда должна производиться выплата (0, если опущен): 0 – в конце периода, 1 – в начале периода

период

Номер конкретной периодической выплаты

плата 1, плата 2, …, плата n

Изменяющиеся периодические выплаты

Такие финансовые функции, как ОБЩПЛАТ, ОБЩДОХОД, БЗ, БЗРАСПИС, ПЛПРОЦ, ППЛАТ, ОСНПЛАТ, ПЗ, НОРМА, ЧИСТВНДОХ, ЧИСТНЗ, связаны с интервалами выплат. Интервал выплат – это последовательность постоянных денежных платежей, делаемых в непрерывный период. В функциях, связанных с интервалами выплат, выплачиваемые деньги представляются отрицательным числом, получаемые деньги – положительным числом.

При работе с встроенными функциями и формулами для более быстрого проведения расчетов используется маркер заполнения. Он представляет собой черный крестик при наведении указателя мыши на правый нижний угол ячейки. Этот маркер используется для автоматизации ввода данных в соседние ячейки. Автоматическое заполнение можно применять для чисел, дат, месяцев, формул, встроенных функций.


 

Тема 3. Методы анализа баланса, особенности проведения анализа баланса в системе электронных таблиц. Анализ баланса путем построения сравнительного аналитического баланса. Оценка состояния предприятия по результатам анализа баланса. Наглядное представление результатов с помощью диаграмм.

Анализ в практической экономике тесно связан с бухгалтерией, так как в бухгалтерии есть данные в стоимостной оценке об активах и обязательствах предприятия, с учетом связаны функции контроля за деятельностью предприятия в целом и его подразделений, отдельных лиц и операций

Бухгалтерская отчетность в условиях рынка становится практически единственным достоверным средством коммуникации. Данные отчетности подтверждены первичными документами. Отчетность дает наиболее полное представление об имущественном и финансовом положении предприятий.

Анализ баланса проводится с помощью одного из следующих способов:

анализ непосредственно по балансу без предварительного изменения состава балансовых статей;

путем построения уплотненного сравнительного баланса с агрегированием некоторых однородных по составу элементов балансовых статей;

Аналитическая таблица – это форма наиболее рационального, наглядного и систематизированного изложения исходных данных, простейших алгоритмов их обработки и полученных результатов.

Для анализа бухгалтерского баланса предприятия удобно использовать систему электронные таблицы EXCEL.

К методам анализа баланса с позиции количественной оценки можно отнести:

  • вертикальный анализ;

    горизонтальный анализ;

    построение системы показателей и аналитических коэффициентов.

Вертикальный анализ баланса показывает структуру средств предприятия и их источников, когда суммы по отдельным статьям или разделам берутся в процентах к валюте баланса. Вертикальному анализу можно подвергать либо исходную, либо модифицированную отчетность. Этот вид анализа весьма полезен при рассмотрении структуры доходов и расходов.

Горизонтальный анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста. Горизонтальный и вертикальный анализы дополняют друг друга.

К системе показателей и аналитических коэффициентов относят: имущественный потенциал компании; ликвидность и платежность; финансовую устойчивость; деловую активность; прибыль и рентабельность; положение на рынке ценных бумаг.

Аналитический баланс используется при проведении вертикального и горизонтального анализов, в ходе которых изучаются структура баланса, тенденции изменения его отдельных статей и разделов, степень прогрессивности и оптимальности имущества предприятия.

Практически все виды электронных таблиц позволяют выводить на экран или печать табличные данные в виде различных графиков и диаграмм. Необходимо ознакомиться с методами анализа баланса, а также использованием графического представления данных при анализе.

Анализ имеющейся информации, разработка моделей и методов прогнозирования позволяют компьютерам осуществлять также функцию прогнозирования. Необходимо ознакомиться с методами моделирования и прогнозирования, применяемыми в финансовом анализе.

Алгоритм оценки состояния предприятия по результатам проведения анализа баланса:

Оценка ликвидности и платежеспособности

Оценка финансовой устойчивости

Анализ деловой активности

Анализ рентабельности

Анализ финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности

Обобщающий анализ финансового состояния предприятия

Обобщающий анализ финансового состояния и результатов производственно-финансовой деятельности выполняется путем сведения основных вышеприведенных показателей в единую таблицу. Далее каждому показателю присваивается свой рейтинг  и подсчитывается общее количество баллов, набранных предприятием. По результатам подсчетов делаются выводы об отклонении баллов предприятия от максимально возможных.

Для наглядности представления результатов финансовых расчетов целесообразно строить диаграммы. Построение диаграмм осуществляется через пункт меню Вставка – Мастер Диаграмм. В MS Excel доступны следующие виды диаграмм: гистограмма, график, круговая, линейчатая, с областями, точечная, биржевая, поверхность, кольцевая, пузырьковая, лепестковая.


 

Тема 4. Назначение и расчетные формулы экономических показателей финансового состояния предприятия, оптимальные и критические значения показателей, особенности расчета в системе электронных таблиц.

Для осуществления финансового анализа используются различные средства EXCEL:

финансовые функции;

подбор параметра;

диспетчер сценариев;

таблица подстановки.

Для проведения финансового анализа могут быть использованы финансовые функции EXCEL, имеющие определенную специфику задания аргументов.

В EXCEL имеется группа функций для определения амортизации имущества различными методами. Из них наибольшее использование имеют функции АМР, АМГД, ДДОБ и ПДОБ. Эти функции позволяют рассчитывать амортизационные отчисления следующими методами:

равномерным (функция AMP);

методом уменьшающегося остатка (функция ДДОБ);

методом суммы чисел (функция АМГД);

методом постоянного учета амортизации с использованием функции ДОБ.

Вычислительные возможности Электронных таблиц позволяют решать как «прямые», так и «обратные» задачи, выполнять исследование области допустимых значении аргументов, а такие подбирать, значения аргументов под значение функции методом «Подбор параметра».

В перспективном анализе используются вариантные финансовые расчеты, основанные на задании различных значений аргументов функции.

Для выполнения этих расчетов целесообразно использовать Диспетчер сценариев. Сценарий - именованная совокупность значений изменяемых ячеек. Для ячеек, являющихся аргументами финансовых функций, можно задавать различные значения.

Многовариантность финансовых расчетов с целью выбора наиболее оптимального варианта может быть выполнена с помощью средства EXCEL «Таблицы подстановки». Например, оценка инвестиций при использовании разных дисконтных ставок и разных сроков погашения займа может быть реализована на основе финансовой функции EXCEL - НПЗ и «Таблицы подстановки».

Задачи бизнес - анализа требуют применения информационной технологии выполнения сортировки, фильтрации и консолидации данных в электронных таблицах, формирования разнообразных итогов и сводов, а также выполнения экономических расчетов в таблицах для данных, удовлетворяющих заданным условиям.

Сводная таблица - это инструмент обработки баз данных. Сводные таблицы сами обеспечивают подведение итогов и фильтрацию данных.

В меню Данные выбрать команду Сводная таблица, по которой на экран выводится окно Мастер сводных таблиц. С помощью «Мыши» надо перетащить поля из списка в правой части окна Мастера сводных таблиц в области Строки, Столбца и Данных в том же окне. В результате формирования получаем необходимую таблицу. С помощью Мастера сводных таблиц можно консолидировать данные. В сводных таблицах можно использовать следующие функции EXCEL для вычисления поля данных:

СУММ () – сумма,

СЧЕТ () – количество чисел в списке значений,

СРЗНАЧ () – среднее значение,

МАКС () – максимальное значение,

МИН () – минимальное значение,

ПРОИЗВЕД () – произведение значений указанных ячеек,

ПРОПИСН ("текст") – делает все буквы в строке текста прописными.


 

Тема 5. Понятие списка. Использование функции автозаполнения для списков. Создание пользовательских списков. Обработка списков: поиск, сортировка, фильтрация, подведение итогов.

Список – это упорядоченный набор данных, обладающий следующими свойствами:

данные располагаются в столбцах;

каждый столбец имеет однородный тип данных;

каждый столбец имеет уникальное имя;

первая строка списка - строка заголовков столбцов списка.

Столбцы списка называют полями, а строки - записями. К списку применимы следующие операции: сортировка, фильтрация, подведение итогов, построение сводных таблиц. Списки Microsoft Excel предоставляют средства, упрощающие управление и анализ групп связанных данных на листе Excel. Если объявить некоторый диапазон ячеек списком, то данными этого списка можно управлять и анализировать независимо от данных, не вошедших в список.

При осуществлении фильтрации списка, согласно установленному критерию или правилам, часть его данных оказываются "спрятанными" (на экране их не видно). Фильтрация данных в списках Excel осуществляется с помощью двух инструментов: Автофильтр и Расширенный фильтр.

Инструмент Автофильтр используется для того, чтобы показать определенные строки рабочего листа. Он предоставляет ряд возможностей. Из меню Данные надо выбрать команды Фильтр | Автофильтр. После этого в заголовках столбцов появятся стрелки Автофильтра. Если щелкнуть по одной из таких стрелок, то раскрывается меню, в котором представлены различные параметры Автофильтра. Это меню предлагает несколько возможных вариантов фильтрации данных:

Все записи

Первые десять записей

Фильтрация данных согласно определенному условию.

Расширенный фильтр представляет практически неограниченные возможности для фильтрации данных. Он позволяет выполнять фильтрацию данных по многочисленным критериям в одном или нескольких полях.

Для организации данных можно воспользоваться имеющимися в Excel инструментами сортировки. В зависимости от типа данных, Excel может задать ряд вопросов с тем, чтобы определить, по какому принципу необходимо сортировать эти данные. В отличии от фильтрации данных, операция сортировки не приводит к скрытию данных. Можно видеть те же данные, но в другом порядке.

В Excel есть возможность для создания своих списков автозаполнения и сохранения их для дальнейшего использования. Например, можно создать список государств и затем сохранить его как список для автозаполнения. Теперь, после того как введены два первых государства, инструмент Автозаполнение заполнит весь список. Можно также создать список месяцев в году или список дней недели.

Для того чтобы воспользоваться инструментом Автозаполнение необходимо сделать следующее:

Создать список, который будет использоваться в дальнейшем. Затем следует расположить создаваемый список в последовательном ряду ячеек в строке или столбце.

Выделить весь список.

Выбрать из меню Сервис команду Параметры. В появившемся диалоговом окне Параметры перейти на вкладку Списки.

Щелкнуть на кнопке Импорт.

Щелкнуть на кнопке Ok

Предварительное выделение списка не обязательно. Вместо этого можно на вкладке Списки просто ввести адреса ячеек, в которых располагается список, в поле Импорт списка из ячеек. После создания списка автозаполнения, можно в дальнейшем использовать его при заполнении любого рабочего листа. Просто ввести первые два элемента списка и затем использовать инструмент Автозаполнение для задания значения остальных ячеек.

Так же для списков существует такое понятие, как «Подведение итогов». Команда Промежуточный итог позволяет автоматически создавать группы и использовать базовые функции, такие как СУММ, СЧЁТ и СРЗНАЧ, чтобы упростить подведение итогов. Например, команда Промежуточный итог способна вычислить стоимость канцтоваров по группам в большом заказе. Команда создаст иерархию групп, также называемую структурой, чтобы упорядочить информацию на листе.


 

Тема 6. Технология создания сводной таблицы. Мастер сводных таблиц. Группировка и обновление данных в сводных таблицах.

Сводные таблицы предназначены для удобного просмотра данных больших таблиц, т.к. обычными средствами делать это неудобно, а порой, практически невозможно.

Сводными называются таблицы, содержащие часть данных анализируемой таблицы, показанные так, чтобы связи между ними отображались наглядно. Сводная таблица создается на основе отформатированного списка значений. Поэтому, прежде чем создавать сводную таблицу, необходимо подготовить соответствующим образом данные.

Рассмотрим создание сводной таблицы на примере. Возьмем следующие исходные данные. Это таблица продаж (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Таблица продаж

Чтобы узнать общую сумму продаж на каждому продавцу придется взять калькулятор и посчитать. Или можно посчитать с помощью формулы excel. Для Иванова это будет следующая формула: =D2+D5+D8+D11. Более правильным способом будет использование сводной таблицы.

Щелкнуть курсором на ячейку A1, чтобы excel понял с какими данными необходимо работать.

Выбрать в меню Данные - Сводная таблица... Далее появится серия диалогов, для настройки сводной таблицы.

В первом диалоге необходимо указать параметры сводной таблицы. Ничего менять не нужно, нажать Далее.

Второй диалог попросит выделить данные для сводной таблицы. Excel сам выделил всю нашу таблицу (т.к. фокус стоит на ячейке A1), ничего менять не нужно и нажать Далее.

В третьем диалоге необходимо указать где будет создаваться сводная таблица. Выбрать флаг Существующий лист, затем щелкнуть ячейку F1 и нажать готово.

Теперь на листе появится форма сводной таблицы и список полей. Форма сводной таблицы содержит три области для перетаскивания в них полей: для столбцов, для строк и для данных (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Форма сводной таблицы

Из диалога Список полей сводной таблицы необходимо перетащить поле Фамилия в область Перетащите сюда поля строк. Форма сводной таблицы немного изменилась (Рисунок 3).

Рисунок 3 – Форма сводной таблицы со столбцами

Excel выбрал все уникальные значения столбца Фамилия и расположил их в строках нашего будущего отчета. Теперь необходимо перетащить поле Сумма в область данных (Рисунок 4).

Рисунок 4 – Дополненная форма сводной таблицы

Excel посчитал сумму продаж для каждого продавца. Но для большего понимания возможностей сводной таблицы необходимо указать еще область столбцов. Эта область кажется теперь скрытой, но на самом деле ее видно. Необходимо перетащить поле Дата на правый верхний угол отчета (Рисунок 5).

Рисунок 5 – Форма с указанием области столбцов

Как только отпускается кнопка мыши, отчет сразу изменится, показав динамику продаж по дням для каждого продавца (Рисунок 6).

Рисунок 6 – Исходная форма сводной таблицы

Отчет получился слишком подробным. Необходимо сгруппировать его по месяцам.

Щелкнуть правой кнопкой по полю отчета Дата, в появившемся меню выбрать Группа и структура, затем Группировать...

В следующем диалоге Excel просит нас указать как именно группировать и сразу предлагает по месяцам (выделено). Ничего не менять и нажать ОК.

Теперь дата продажи в отчете сгруппирована по месяцам (Рисунок 7).

Рисунок 7 – Сводная таблица с группировкой по месяцам

Изменение сводного отчета Excel.

Чтобы изменить отчет, например, заменить поле строк, необходимо перетянуть это поле из отчета за его пределы. А затем перенести туда другое поле, например, поле Продукт (Рисунок 8).

Рисунок 8 – Таблица с изменениями

Таким образом получился отчет по продажам продуктов по месяцам.


 

Тема 7. Графическое представление данных различных экономических процессов, а также величин, рассчитанных на их основе. Назначение и возможности Мастера диаграмм. Выбор типа диаграммы в зависимости от характера данных. Интерпретация данных, представленных в графическом виде. Отдельные элементы диаграммы. Изменение диаграмм и графиков, их детализация. Возможности комбинирования диаграмм.

Мастер диаграмм позволяет графически представить данные, находящиеся на рабочем листе. Вызвать Мастер диаграмм можно через пункт меню Диаграммы. Пользователю предоставляется обширный список диаграмм, в зависимости от условия решаемой задачи и характера данных, представленных на рабочем листе книги MS Excel. Рассмотрим назначение каждого вида диаграмм отдельно:

Гистограмма – это столбчатая диаграмма, которая используется для наглядного сравнения данных.

Точечная диаграмма - Показывает взаимную связь между числовыми данными в некотором количестве рядов и представляет собой пару групп цифр или чисел в виде единственного ряда точек в координатах. Виды диаграмм такого типа отображают кластеры данных, используются для научных целей.

Линейчатая диаграмма описывает некое соотношение отдельных данных. На такой диаграмме значения располагаются по вертикальной оси, категории же – по горизонтальной. Из этого следует, что большее внимание такая диаграмма уделяет сопоставлению данных, нежели изменениям, происходящим с течением времени. Данный вид диаграмм существует с параметром «накопление», что позволяет показать взнос отдельных частей в общий конечный результат.

График отображает последовательность изменений числовых значений за абсолютно равные промежутки времени.

Диаграмма с областями. Основной целью такой диаграммы является акцент на величине изменения данных в течение некоторого периода, путем показа суммирования введенных значений. А также отображение доли отдельно взятых значений в общей сумме.

Кольцевая и круговая диаграммы. Данные виды диаграмм весьма схожи по целям. Обе они отображают роль каждого элемента в общей сумме. Их отличие заключается лишь в том, что диаграмма кольцевая имеет возможность содержать несколько рядов с данными. Каждое отдельное вложенное кольцо представляет собой индивидуальный ряд значений/данных.

Лепестковая. Здесь каждая категория представляет индивидуальную координатную ось, исходящую от нулевой точки координат. Данный вид диаграмм позволяет сравнивать общие значения из некоторого количества введенных данных.

Пузырьковая. Одна из разновидностей точечной. Величина маркера зависит от величины третьей переменной. При предварительной подготовке располагать данные следует точно так же, как и при подготовке к построению точечной диаграммы.

Биржевая. Использование таковой часто является неотъемлемым процессом при продаже акций или других ценных бумаг. Также возможно ее построение для наглядного определения изменения температурных режимов.

Наиболее применяемыми диаграммами для решения экономических задач являются: гистограмма, линейчатая, биржевая, круговая, график.

Для всех диаграмм присущи определенные элементы. Рассмотрим все элементы диаграммы отдельно в таблице 2.

Таблица 2 – Основные элементы диаграмм

Название элемента

Описание

Ось

Линия, используемая как основа измерений для построения данных на диаграмме. Ось категорий (Х) и ось значений (Y) образуют границы диаграммы и имеют шкалу для нанесения данных. Ось значений Z используется в трехмерных диаграммах

Точка данных

Элемент данных

Ряд данных

Совокупность точек данных, отображающая значение строк или столбцов рабочего листа. Каждый ряд данных отображается по-своему. На диаграмме может быть отображен один или несколько рядов данных

Легенда

Подпись, определяющая закраску или цвета точек данных или категорий диаграммы

Маркер

Элемент, который представляет точку данных на диаграмме. Вид маркера зависит от типа и вида диаграммы. Все маркеры одного ряда данных имеют одинаковую форму и цвет

Область построения

В двухмерной диаграмме это прямоугольная область, ограниченная двумя осями и содержащая на себе все ряды диаграммы. В трехмерной диаграмме это область, ограниченная осями и включающая ряды данных, названия категорий, подписи делений и названия осей

Область диаграммы

Вся диаграмма вместе со всеми ее элементами

Формула рядов

Формула с внешними ссылками на данные определенного листа, по которым построена диаграмма

Текст

Надписи (названия диаграммы, значения и категории на осях) и подписи (текст, связанный с точками данных). Любой текст на диаграмме можно изменять и перемещать

Деление

Деление шкалы вдоль оси категорий (Х) и осей значений (Y и Z)

Таблица данных

Таблица, содержащая отображаемые на диаграмме данные; обычно связана с осью категорий и заменяет подписи оси категорий. Каждая строка таблицы содержит ряд данных

Возможности комбинирования диаграмм.

Средствами Excel можно построить простой и объемный график, график с маркерами, цилиндрическую, коническую и столбчатую гистограммы, пузырьковую, лепестковую, точечную и линейчатую диаграммы. Все они облегчают восприятие статистических данных в той или иной сфере человеческой деятельности.

Если значения различных рядов значительно отличаются друг от друга, целесообразно отобразить их с помощью разных типов диаграмм. Excel позволяет сделать это в одной области построения. Рассмотрим комбинированные (смешанные) диаграммы в Excel. Создадим таблицу с данными, которые нужно отобразить на комбинированной диаграмме (Рисунок 9).

Рисунок 9 – Пример таблицы Excel

Выделим столбцы диапазона, включая заголовки. На вкладке «Вставка» в группе «Диаграммы» выберем обычный «График с маркерами». В области построения появилось два графика, отображающих количество проданных единиц товара и объем продаж в рублях (Рисунок 10).

Рисунок 10 – График с маркерами

Для комбинации разных типов диаграмм необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши «К-во, шт.». В открывшемся окне выбрать «Изменить тип для ряда». Откроется меню с типами диаграмм. В разделе «Гистограмма» необходимо выбрать плоскую столбчатую «Гистограмму с группировкой» (Рисунок 11).

Рисунок 11 – Выбор типа диаграммы

По умолчанию высота столбиков соответствует вертикальной оси значений, на которую нанесены продажи. Но гистограмма должна отображать количество. Далее необходимо выделить гистограмму, щелкнув по ней мышкой и перейти на вкладку «Макет». Группа «Текущий фрагмент» - инструмент «Формат выделенного фрагмента». Откроется окно «Формат ряда данных». На вкладке «Параметры ряда» необходимо поставить галочку напротив «Построить ряд по вспомогательной оси» (Рисунок 12).

Рисунок 12 – Комбинированная диаграмма

Далее можно поработать над внешним видом комбинированной диаграммы. Выделить область построения и перейти на вкладку «Конструктор». Можно удалить легенду (выделить – Delete) и добавить название и подписи вертикальных осей. Для основной и вспомогательной оси выбрать вариант расположения (отдельно для каждой) и ввести подпись (Рисунок 13)

Рисунок 13 – Исходный вариант диаграммы

В данном примере использовались сразу два способа построения комбинированных диаграмм: изменение типа для ряда и добавление вспомогательной оси.

Если наборы данных значительно отличаются по масштабу, способу выражения, то без вспомогательной оси для создания смешанной диаграммы не обойтись. При использовании только одной шкалы один ряд становится практически не виден. Решение проблемы – применение для второго набора данных дополнительной оси.


 

Тема 8. Метод последовательных итераций. Инструмент подбора одиночного параметра с одновременным контролем результирующего значения. Предельное число итераций. Относительная погрешность результата.

Многие листы Excel настроены на анализ «что — если». Например, можно создать таблицу со списком продаж, который позволяет ответить на такой вопрос: «Какова будет общая прибыль, если продажи увеличатся на 20 %?» Если корректно создать таблицу, то можно изменить значение в одной ячейке, чтобы увидеть, что произойдет с ячейкой прибыли. Excel предлагает полезный инструмент, который можно охарактеризовать как анализ «что — если» в обратном порядке. Если знать, каким должен быть результат формулы, то Excel может сказать вам значение, которое необходимо ввести в ячейку для ввода, чтобы получить этот результат. Другими словами, монжо задать такой вопрос: «Насколько необходимо увеличить продажи, чтобы получать прибыль величиной $1,2 миллиона?».

Чтобы применить средство Подбор параметра, выполните команду Сервис – Подбор параметра. Для работы с командой Подбор параметра необходимо подготовить лист, чтобы в листе находились:

формула для расчета;

пустая ячейка для искомого значения;

другие величины, которые используются в формуле.

Ссылка на пустую ячейку должна обязательно присутствовать в формуле, так как именно она является переменной, значение которой ищет Excel. В открывшемся диалоговом окне Подбор параметра выполните следующее:

  1. В поле ввода Установить в ячейке введите адрес или просто щелкнуть на ячейке, содержащей формулу, для результата вычисления которой вы хотите задать значение.

    В поле ввода Значение введите число, которое вы хотите увидеть в ячейке, указанной в поле Установить в ячейке.

    В поле ввода Изменяя значение ячейки введите адрес или просто щелкните на ячейке, содержащей числовое значение, которое вы хотите определить. Формула в ячейке, указанная в поле Установить в ячейке, обязательно должна прямо или опосредованно ссылаться на ячейку, которую вы указали в поле Изменяя значение ячейки.

Заполнив все три поля ввода, для начала работы данного средства щелкните на кнопку ОК.

Во время подбора параметра в переменную ячейку непрерывно заносятся новые значения, пока не будет найдено решение поставленной задачи. Такой процесс называется итерацией, и продолжается он до тех пор, пока редактор не выполнит 100 попыток или не найдет решения, лежащее в пределах точности 0,001 от точного значения (настройка этих параметров осуществляется с помощью  команды Сервис/Параметры, вкладка Вычисления).


 

Тема 9. Этапы решения задач с использованием «Подбора параметра». Возможности использования «Подбора параметра» при наличии нескольких решений.

Решение задачи с помощью команды Подбор параметров выполняется так:

    1. Создайте лист, например, с формулой =B1*B2 в ячейке B3, пустой (переменной) ячейкой (B2) и другими данными (B1), которые могут понадобиться при вычислениях. Например, необходимо определить количество книг по цене 23,75 грн., которые необходимо продать, чтобы объем продаж составил 10000,00 грн. (Рисунок 14).


Рисунок 14 – Пример исходной таблицы с данными

    1. Выделите ячейку листа (B3), в которой содержится формула (эта ячейка появится в поле "Установить в ячейке" в окне диалога Подбор параметра). Выполните команду Сервис/Подбор параметра. Открывается окно диалога Подбор параметра (Рисунок 15).


Рисунок 15 – Вызов окна подбор параметра

    1. Введите в текстовое поле Значение число, соответствующее объему продаж - 10000. Переместите курсор в текстовом поле Изменяя значения ячейки. Выделите ту ячейку, в которой должен содержаться ответ (переменная ячейка). Ее содержимое будет подобрано и подставлено в формулу командой Подбор параметра. Выделенная ячейка (B2) выделяется на листе рамкой. Нажмите кнопку ОК, чтобы найти решение (Рисунок 16).


Рисунок 16 – Результат подбора параметра

    1. После завершения итерационного цикла в окне диалога Результат подбора параметра появляется сообщение, а результат заносится в ячейку листа. Решение показывает, что для достижения объема продаж 10000 грн. необходимо продать 421 книгу  по цене 23,75 грн. Для закрытия окна диалога Результат подбора параметра щелкните на кнопке ОК.


 

Тема 10. Задачи оптимизации в экономике. Надстройка «Поиск решения» как универсальный инструмент проведения оптимизационных экономических расчетов. Основная терминология: целевая ячейка, изменяемые ячейки, ограничения. Организация ограничений.

Оптимизационные модели применяются в экономической и технической сфере. Их цель – подобрать сбалансированное решение, оптимальное в конкретных условиях (количество продаж для получения определенной выручки, лучшее меню, число рейсов и т.п.).

Надстройка Microsoft Excel "Поиск решения" является  мощным средством поиска решений и применяется при решении задач оптимизации. Процедура поиска решения позволяет находить оптимальное значение формулы содержащейся в ячейке, которую называют целевой. Процедура работает с группой ячеек, прямо или косвенно связанных с формулой в целевой ячейке. 

Для получения заданного результата по формуле, процедура изменяет значения во влияющих ячейках. Для уменьшения интервала значений, используемых в модели, используются ограничения значений. Надстройка поиск решений является стандартной надстройкой Microsoft Office Excel и доступна сразу при установке Microsoft Office в целом или Microsoft Excel в частности.

Порядок действий при проведении операции «Поиск решения»:

На вкладке данные в группе Анализ выбрать Поиск решения.

В поле Установить целевую ячейку водится ссылка на ячейку или имя целевой ячейки и выполняется одно из следующих действий:

Чтобы значение целевой ячейки было максимальным из возможных, устанавливают переключатель в положение максимальное значение;

Чтобы значение целевой ячейки было минимальным из возможных, устанавливают переключатель в положение минимальное значение;

Чтобы задать для целевой ячейки конкретное значение, устанавливают переключатель в положение значению и вводят в поле нужное число

В поле Изменить ячейки вводят имена изменяемых ячеек или ссылки на них.

В поле Ограничения вводят необходимые ограничения.

В поле Ссылка на ячейку вводят ссылку на ячейку или имя диапозона ячеек.

В поле Ограничение необходимо ввести число, ссылку на ячейку, либо формулу.

Для завершения Поиска решения необходимо нажать кнопку Выполнить.


 


 


 

Тема 11. Рекомендации по решению задач оптимизации с помощью надстройки «Поиск решения». Примеры использования электронных таблиц для решения типичных экономических оптимизационных задач.

Оптимизационные модели широко используются в экономике и технике. Среди них задачи подбора сбалансированного рациона питания, оптимизации ассортимента продукции, транспортная задача и пр., и пр.

Модели всех задач на оптимизацию состоят из следующих элементов:

    1. Переменные – неизвестные величины, которые нужно найти при решении задачи.

      Целевая функция – величина, которая зависит от переменных и является целью, ключевым показателем эффективности или оптимальности модели.

      Ограничения – условия, которым должны удовлетворять переменные.

Поиск решения такой модели рассмотрим на примере такого вопроса:

Издательский дом "Геоцентр-Медиа" издаст два журнала: "Автомеханик" и "Инструмент", которые печатаются в трех типографиях: "Алмаз-Пресс", "Карелия-Принт" и "Hansaprint" (Финляндия), где общее количество часов, отведенное для печати и производительность печати одной тысячи экземпляров ограничены и представлены в следующей таблице:

Рисунок 17 – Пример исходной таблицы

Спрос на журнал "Автомеханик" составляет 12 тысяч экземпляров, а на журнал "Инструмент" -не более 7,5 тысячи в месяц. Определите оптимальное количество издаваемых журналов, которое обеспечит максимально выручку от продажи.

Необходимо найти оптимальное количество издаваемых журналов каждого вида. А издавать их можно в трех типографиях на разных условиях. Таким образом получается, что необходимо определить размер тиража каждого журнала напечатанного в каждой типографии. Это и будут наши переменные. Перед нами поставлена задача получить максимальную выручку. Таким образом, цель – максимальная выручка.

Теперь ограничения. В условиях сказано, что каждая типография может выделить на наш тираж только определенное время. Длительность печати тысячи единиц тиража каждого журнала каждой типографией известна. Таким образом, произведение объема тиража на длительность печати тысячи единиц для каждой типографии не может быть больше заданного количества времени. Еще одно важное ограничение, о котором обычно забывают – переменные должны быть неотрицательными. 

Попытаемся представить модель в Excel (Рисунок 18).

Рисунок 18 – Представление модели в MS Excel

Переменные, то есть объем тиража, находятся в ячейках B10:C12. Целевая функция – в ячейке D13. Следует обратить внимание, что целевая функция построена формулой, ссылаясь на ячейки с переменными и исходные данные (стоимость единицы тиража). Также формулами подсчитывается фактическое время печати тиража в каждой из типографий (ячейки E3:E5).

Далее можно приступать к решению задачи с помощью надстройки. Включается она через меню Сервис - Поиск решений. Перед Вами появится следующий диалог (Рисунок 19):

Рисунок 19 – Окно поиск решения

Здесь необходимо указать адрес целевой ячейки, следует отметить, что ее нужно привести к максимальному значению, изменяя ячейки $B$10:$C$12. Диапазоны можно указывать мышью – стать в нужное поле диалога и выделить на листе нужные ячейки. Адрес автоматически попадет в диалог.

Далее следует добавить ограничения. После нажатия кнопки Добавить появляется диалог (Рисунок 20):

Рисунок 20 – Добавление ограничений

Фактическое время печати тиража в каждой типографии не может превышать заданного лимита. Для Алмаз-Пресс ограничение будет таким E3 ≤ D3. В ячейке E3 должна быть формула суммы продолжительности печати тиража первого и второго журналов в этой типографии, полученной перемножением тиража на норму времени.

Если нажать Ок, ограничение будет добавлено, а диалог закроется. Чтобы несколько раз не открывать диалог, сделана кнопка Добавить. Ограничение сохраняется, а диалог очищается для добавления следующего ограничения. Аналогично добавляем ограничения для оставшихся типографий.

Ограничения неотрицательности можно также задать с помощью этого диалога – для каждой ячейки с объемом тиража установить ограничение ≥0.

Но учитывая, что такие ограничения встречаются в задачах на оптимизацию слишком часто, разработчики надстройки предусмотрели возможность быстрой установки ограничения неотрицательности для всех переменных модели. Нажимаем Ok, возвращаемся в первый диалог и нажимаем кнопку Параметры.

Здесь достаточно отметить галочку Неотрицательные значения. Модель готова к расчету (Рисунок 21):

Рисунок 21 – Окончательный вариант задания услови

Через пару секунд появится оптимальное решение. Решение можно проверить, пробуя подставлять другие значения тиража, перераспределяя тираж между типографиями.

Конечно, результат не стопроцентный. Бывают слишком сложные модели, модели совсем не имеющие решений (модели с несходимыми ограничениями).

Все настройки модели (целевая ячейка, область переменных, ограничения, параметры) сохраняются в книге и при изменении исходных данных их не нужно вводить заново. Достаточно открыть надстройку и запустить повторный поиск решения.

  2.4 Перечень практических занятий


 

    1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРТУРЫ

Трусов А.Ф. Excel 2007 для менеджеров и экономистов. Логистические, производственные и оптимизационные расчеты. / А. Ф. Трусов. - Издательство: ООО «Питер Пресс», 2009. – 256 с.

Гаращенко А.Б. Экономические и финансовые расчеты в Excel. / А. Б. Гаращенко, В. И. Пикуза. - Издательство: БХВ Петербург, 2007. – 278 с.

Просветов Г.И. Анализ данных с помощью Excel. Задачи и решения. / Г. И. Просветов. - Альфа-Пресс, 2009. – 352 с.

Аверчев И.В.Excel 2007 в учете и менеджменте. Пошаговый самоучитель по бухгалтерскому учету на компьютере Эксмо-Пресс, 2007. – 256 с.

Михеева Е. В., Тарасова Е. Ю. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера. / Е. В. Михеева, Е. Ю. Тарасова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 352 с.

Просветов Г. И. Математические методы в логистике / Г. И. Просветов. – Москва: Изд-во РДЛ, 2006. – 272 с.

Технология экономических расчетов MSExcel. Методическое пособие к лабораторным занятиям / ФГОУ ВПО «Тюменская государственная сельскохозяйственная академия»; сост. Д. В. Еремина – Тюмень, 2006. – 24 с.

Федеральный образовательный портал - Экономика, Социология, Менеджмент. [Электронный ресурс] - http://www.ecsocman.edu.ru/


4.ДОМАШНИЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБО


 

  4.1 Методические рекомендации по выполнению домашних контрольных работ  4.1.1 Общие требования к выполнению контрольной работы

Домашняя контрольная работа является одним из видов самостоятельной учебной работы студентов-заочников, формой контроля освоения ими учебного материала по дисциплине, уровня знаний, умений и навыков.

Выполнение контрольной работы формирует учебно-исследовательские навыки, закрепляет умение самостоятельно работать с первоисточниками, помогает усвоению важных разделов основного курса.

Контрольная работа представляет собой систематическое, достаточно полное изложение соответствующей темы учебной дисциплины на основе указанных источников и/или решение задач.

Цели проведения контрольной работы:

проверка и оценка знаний студентов,

получение информации о характере их познавательной деятельности, уровне самостоятельности и активности, об эффективности форм и методов учебной деятельности.

Выполнение и рецензирование контрольных работ может выполняться с использованием всех доступных современных информационных технологий.


 

К домашней контрольной работе предъявляются следующие требования:

Соответствие названия работы варианту и содержанию.

Логическая последовательность изложения теоретического материала.

Полнота освещения теоретических вопросов.

Полнота и правильность выполнения практических заданий.

Корректное изложение материала и грамотное оформление работы.

Своевременное предоставление выполненной работы на проверку (рецензирование) преподавателю.


4.1.2 Общие требования к оформлению домашней контрольной работы

Текст должен быть набран на компьютере с использованием текстового редактора MicrosoftOfficeWord и отпечатан на принтере на листах формата А4, текст размещается только с одной стороны листа.

Размеры полей: верхнее и нижнее - 15 мм, левое - 25 мм, правое - 10 мм.

Шрифт основного текста TimesNewRoman, обычный, кегль 14 пт, междустрочный интервал 1,5, отступ 1,25 см, выравнивание текста по ширине.

Нумерация страниц контрольной работы должна быть сквозной, первой страницей является Содержание. Номер страницы проставляется арабскими цифрами в правом нижнем углу. На титульном листе номер страницы не проставляется.

Каждый раздел работы должен начинаться с нового листа. Перед названием раздела ставится его порядковый номер в соответствии с содержанием. Заголовки размещаются симметрично относительно центра страницы. Перенос слов в заголовках не разрешается. Точка в конце заголовка не ставится. Шрифт заголовков TimesNewRoman, полужирный, кегль 16 пт, выравнивание по центру.

Между заголовком раздела и текстом пропускают 2 строки. Если раздел разбивается на подразделы (вопросы), то они нумеруются двумя арабскими цифрами через точку. Первая цифра соответствует номеру раздела, вторая - порядковому номеру подраздела в данном разделе. Между заголовком подраздела и текстом пропускают одну строку.

Опечатки или графические неточности можно ис­правлять с помощью специальных корректирующих средств черными чер­нилами. На странице не должно быть более трёх исправлений.

При необходимости в тексте могут присутствовать иллюстрации в форме диаграмм, графиков, схем, таблиц и т.д. Иллюстрации могут располагаться на отдельных листах, помещаться в приложения или непосредственно в тексте контрольной работы после первого же упоминания о них.

Иллюстрации (кроме таблиц) обозначаются словом «Рис.» и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, за исключением иллюстраций, помещенных в приложения. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и номера иллюстрации, разделенных точкой, например: «Рис. 1.1» Иллюстрация должна сопровождаться подписью, содержащей название рисунка и, при необходимости, пояснения к нему, которые располагаются снизу или слева. Если в тексте приведена одна иллюстрация, то её не нумеруют, а слово «Рисунок» пишут полностью.

Таблицы нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, за исключением таблиц, помещенных в приложения. Номер таблицы должен состоять из номера раздела и номера таблицы, разделенных точкой. Таблица должна иметь содержательный заголовок, который пишется в одну строку с номером таблицы, например:

При ссылках в тексте слово «Таблица» пишут сокращенно, например: «Типы линий чертежа приведены в табл. 2.1»; «см. табл. 2.1».

Таблицу с большим количеством строк или колонок допускается переносить на другую страницу, при этом колонки нумеруются, а над продолжением таблицы пишется: «Продолжение табл. 2.1».

Если в тексте приведена одна таблица, то её не нумеруют, а слово «Таблица» пишут полностью.

Формулы или уравнения, на которые приходится ссылаться неоднократно, выделяются в отдельную строку и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела (если приводятся две формулы и более). Номер формулы ставится справа от нее и заключается в круглые скобки, например:

Y = а0 + aix + а2х2 + а3х3 +...+ amxn. (1.2)

Сразу после формулы расшифровываются и поясняются входящие в неё символы и обозначения, если они не были расшифрованы ранее в тексте, например:

Е = тс2, (2.1)

где:

Е - энергия, Дж;

m - масса, кг.

c - скорость света в вакууме, с = 3×108 м/с

Небольшие формулы, на которые нет ссылок в дальнейшем тексте (например: X> 0, Т2<Tj), не выделяются в отдельную строку и не нумеруются.

Используемые в тексте и формулах единицы физических величин должны быть приведены к единой системе измерения (СИ).

Список литературы и приложения необходимо включать в сквозную нумерацию. Страницу с перечнем использованной литературы помешают в конце контрольной работы.

В конце текстового документа приводится список литературы, в который включают все использованные источники, расположенные в ал­фавитном порядке согласно фамилиям авторов. Список использованной литературы должен быть оформлен в соответствии с принятыми стандартами и содержать наименования литературных источников из перечня рекомендованных для выполнения работы.

Приложения к контрольной работе располагают после списка литературы в порядке появления ссылок на них в тексте. Каждое приложение помещают на новой странице с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и порядкового номера. Приложения нумеруют арабскими цифрами (например, Приложение 1). Приложение должно иметь заголовок, который записывают отдельной строкой с выравниванием по центру.

Приложения должны иметь сквозную нумерацию.

Готовая контрольная работа с внесенными исправлениями в соответствии с замечаниями руководителя, оформленная согласно изложенным требованиям и отредактированная, должна быть оформлена в файловую папку.

Объем контрольной работы 10-15 печатных страниц формата А4.

  4.1.3 Требования к оформлению домашней контрольной работы в форме реферата

Реферат выполняется в печатном виде.

Реферат включает в себя следующие структурные элементы: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.

Титульный лист является первым листом документа, выполняется на листах формата А4, оформляется согласно образцу (Приложение 1).

Содержание размещают после титульного листа. В содержании приводятся названия структурных компонентов реферата: введение, название пунктов и подпунктов основной части, заключение, список использованной литературы. Содержание оформляется согласно образцу (Приложение 2).

Во введении автор указывает на актуальность темы, приводит ее обоснование.

В основной части кратко и логично излагается теоретический аспект реферируемой проблемы, приводятся результаты исследования, которые подтверждают или ставят под сомнение теоретические положения, аргументируется собственный взгляд на данную проблему. Библиографические ссылки в тексте реферата оформляются в квадратных скобках.

В заключении автор реферата обобщает положения, высказанные во введении и основной части; формулирует основные выводы. Его объем обычно не превышает 1 страницу.

Список использованной литературы приводится в алфавитном порядке. Он должен содержать публикации последних лет, в т.ч. статьи, опубликованные по данной проблеме в журналах за последние 2-3 года.


4.1.4 Требования к оформлению домашней контрольной работы в печатной форме

Домашняя контрольная работа выполняется в печатном виде.

Оформленный вариант контрольной работы включает в себя следующие структурные элементы: титульный лист, содержание, теоретическая часть (в соответствии с заданием), практическая часть (в соответствии с заданием), список используемой литературы, приложения.

Титульный лист является первым листом документа, выполняется на листах формата А4, оформляется согласно образцу (Приложение 3).

Содержание размещают после титульного листа, оформляется согласно образцу (Приложение 4).

Теоретическая часть (при наличии) включает в себя ответы на теоретические контрольные вопросы.

Практическая часть (при наличии) включает в себя выполненные практические задания. Оформление текстовой части аналогично оформлению теоретической части.

Изложение текста должно идти от первого лица множественного числа (принимаем, определяем). Может быть использована безличная форма глагола (принимается, определяется) и т.п. Недопустимо изложение текста от первого числа единственного числа (принимаю, определяю).

 4.1.5 Требования к оформлению письменной домашней контрольной работы

Письменная контрольная работа выполняется в тетради в клеточку, писать следует через одну клеточку, для предоставления преподавателю возможности правки.

На каждой странице тетради для замечаний преподавателя следует оставлять поля шириной 4-5см, а для рецензии (заключения) преподавателя – 2-3 свободные от текста страницы в конце тетради (вложенные листы должны быть закреплены).

На обложку тетради наклеивается бланк, выдаваемый преподавателем. В нем указывается фамилия, имя и отчество студента, шифр, наименование дисциплины в соответствии с учебным планом, номер контрольной работы, вариант, адрес. При заполнении реквизитов сокращение слов не допускается.

Работа должна быть выполнена аккуратно, четким разборчивым почерком. Сокращение слов и подчеркивание слов в тексте не допускается. Писать работу рекомендуется чернилами одного цвета, пользоваться красными чернилами не рекомендуется.

 Приложение 1

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

государственное образовательное бюджетное учреждение

среднего профессионального образования Воронежской области

«Лискинский аграрно-технологический техникум»

Реферат

по дисциплине: _______________________________________________

на тему: «___________________________________________________»

Вариант:

Выполнил(а) : студент(ка) заочного отделения

______ курса _______группы

 

Иванов Иван Иванович

Дата сдачи работы ____________________

Подпись студента ___________________

Проверил: преподаватель __________________________

Оценка ___________________

Дата проверки работы____________________

Подпись преподавателя___________________

Лиски, 2014

 Приложение 2

СОДЕРЖАНИЕ


 

Введение ……………………………...………………………………3

Основная часть

Заключение …..…………………………………………………….. 14

Список использованной литературы……………………………....15

  1. Раздел 1. …..………………………………………………………3

    Раздел 2 …………………………………………………………..8


 


 

4.2 Распределение вариантов домашних контрольных работ


 

Выберите вариант согласно пересечению строк и столбцов первой буквы вашей фамилии и первой буквы вашего имени


 

Первая буква имени

Первая буква фамилии

   

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

   

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

А

Р

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

Б

С

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

2

В

Т

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

2

3

Г

У

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

2

3

4

Д

Ф

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

2

3

4

5

Е

Х

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

2

3

4

5

6

Ж

Ц

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

2

3

4

5

6

7

З

Ч

8

9

10

11

12

13

14

15

1

2

3

4

5

6

7

8

И

Ш

9

10

11

12

13

14

15

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Й

Щ

10

11

12

13

14

15

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

К

Ъ

11

12

13

14

15

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Л

Ы

12

13

14

15

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

М

Ь

13

14

15

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Н

Э

14

15

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

О

Ю

15

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

П

Я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1


 4.3 Варианты заданий домашних контрольных работ

 Темы рефератов

Общие принципы работы с электронными таблицами Microsoft Excel.

Функции, используемые при решении экономических задач в системе электронных таблиц Microsoft Excel.

Методы анализа баланса, особенности проведения баланса в системе электронных таблиц.

Назначение и расчетные формулы экономических показателей финансового состояния предприятия, особенности расчета в системе электронных таблиц.

Графическое представление данных различных экономических процессов.

Работа со списками в системе электронных таблиц Microsoft Excel.

Работа со сводными таблицами в системе электронных таблиц Microsoft Excel.

Инструмент «Подбор параметра». Решение задач с помощью инструмента «Подбор параметра».

Решение задач оптимизации в экономике с помощью системы электронных таблиц Microsoft Excel.

Надстройка «Поиск решения» как универсальный инструмент проведения оптимизационных расчетов.

Разработка математических моделей задач оптимизации в системе электронных таблиц Microsoft Excel.

  5. Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету  5. Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету


6. Критерии оценки уровня освоения дисциплины

- оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой; как правило оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины, проявившим способности в понимании, изложении и практическом использовании учебно-программного материала;

- оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу; как правило данная оценка выставляется студентам показавшим систематичность знаний и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей профессиональной деятельности;

- оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объёме, необходимым для дальнейшей учёбы и предстоящей работы по специальности, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, предусмотренной программой; как правило, данная оценка выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе и при выполнении заданий, но способных их устранить под руководством преподавателя;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении заданий.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации