Методический отчёт о результатах диагностической работы по русскому языку
Методический отчёт о результатах диагностической работы
по русскому языку в МБОУ «СОШ
с.Михайловское»
Составила учитель русского языка и литературы
Агузарова Залина Цараевна
2020 год
Отчёт о результатах диагностической работы по русскому языку
в МБОУ «СОШ с. Михайловское» 2020г.
Первая часть работы. Обучающиеся при написании сжатого изложения в большинстве своём успешно справились с заданием: сумели передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом, применили хотя бы один способ сжатия.
Таким образом, анализ работ экзаменуемых показал следующее:
Трое учащихся не справились с изложением.
Остальные успешно передают основное содержание прослушанного текста (критерий ИК1).
Не вызывает затруднений у ребят использование приёмов сжатия текста (критерий ИК2).
Заметим, что, какой бы программой ни руководствовался учитель, комплекс этих умений обеспечивается всей проводимой в курсе русского языка работой по развитию речи. Нельзя забывать и о том, что многие из этих умений формируются как общеучебные при изучении других предметов.
Чтобы подготовить детей к первой части экзамена, прежде всего, необходимо правильно организовать работу с текстом, обратив внимание на особенности сжатого изложения как формы содержательной и языковой обработки текста.
Вторая часть экзаменационной работы (тест) включает задания с выбором ответа и задания с кратким ответом . При этом задания второй части не выходят за пределы базового уровня.Два задания с выбором ответа проверяют глубину и точность понимания выпускниками содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками основной проблемы текста, а также умение находить в тексте средства выразительности речи.Одиннадцать заданий с кратким ответом проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников. Все задания имеют практическую направленность и составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами.
Проверяемые элементы содержания и виды деятельности | Общее количество учащихся | Количество учащихся, выполнивших задание | Процент выполнения. |
Задание 2. Работа с текстом. | 36 | 5 | 13 |
Задание 3. Пунктуационный анализ. | 36 | 15 | 41 |
Задание 4. Синтаксический анализ. | 36 | 29 | 80 |
Задание 5. Орфографичечкий анализ. | 36 | 2 | 5 |
Задание 6. Анализ содержания текста. | 36 | 17 | 47 |
Задание 7. Анализ средств выразительности. | 36 | 10 | 27 |
Задание 8. Лексический анализ. | 36 | 28 | 77 |
Третья часть работы содержит 3 творческих задания (9.1, 9.2, 9.3), которое проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. На экзамене разрешено пользоваться орфографическими словарями. При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы.
Учащиеся имеют возможность выбрать тему сочинения.
Задание 9.1, сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, учащиеся должны раскрыть смысл высказывания известного лингвиста (у каждого варианта своя цитата) и аргументировать свой ответ примерами из прочитанного текста.
Сочинение-рассуждение 9.1 в основном выбирают сильные ученики, которые в целом умеют создавать собственное связное высказывание на заданную тему. Двое выпускников, приступивших к написанию сочинения, показали хорошее знание композиции сочинения-рассуждения. Однако следует усилить работу над рассуждением на теоретическом уровне.
Для выполнения задания 9.2 учащимся предлагалось написать сочинение-рассуждение, объясняющее смысл фразы из прочитанного текста. Учащиеся затруднялись дать верное толкование фрагмента текста, неверно поняли глубину текста, неправильно интерпретировали его.
Задание 9.3, необходимо было написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (среди понятий - известные нравственные категории). Выпускники выбирали чаще всего именно это задание, считая, что оно не такое сложное и всё-таки в нём допустили наибольшее количество ошибок:
- в некоторых работах отсутствует комментарий;
- слабая аргументация на основе жизненного опыта.
Анализ диагностической работы показал, что все ученики вполне представляют себе, что такое аргумент и как он вводится в текст сочинения. Значит, необходимо формировать у учащихся представление о том, что аргументом может быть только такой пример, который соответствует высказанному тезису и доказывает его правильность.
В работах учащиеся большее количество ошибок составляют орфографические и пунктуационные .
№ критерия | Критерии оценивания письменных работ | Кол-во выполнивших задание | % выполнили |
ИК1 | Содержание изложения. | 33 | 92 |
ИК2 | Сжатие исходного текста | 34 | 94 |
ИК3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. | 29 | 80 |
СК1 | Толкование значения слова. | 35 | 97 |
СК2 | Наличие примеров-аргументов. | 36 | 100 |
СК3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. | 32 | 89 |
СК4 | Композиционная стройность работы. | 33 | 92 |
ГК1 | Соблюдение орфографических норм. | 21 | 58 |
ГК2 | Соблюдение пунктуационных норм. | 23 | 64 |
ГК3 | Соблюдение грамматических норм. | 31 | 86 |
ГК4 | Соблюдение речевых норм. | 33 | 92 |
ГК5 | Соблюдение фактической точности в фоновом материале. | 33 | 92 |
На данном этапе проверялись следующие умения:
- понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащую в нем);
- определять его основную тему, позицию автора;
- формировать и ясно формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;
- развивать высказанную мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
- выстраивать композицию своего письменного высказывания, обеспечивая последовательность, логичность, связанность высказывания;
- выбирать для данной речевой ситуации стиль и тип речи;
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Итоги данной работы показали, что большинство учащихся хорошо умеют работать с прослушанным текстом, достаточно хорошо умеют его интерпретировать, умеют составлять тип речи – рассуждение, удачно приводят аргументы, делают соответствующие выводы.
Работа оценивалась по следующей шкале:
34 - 39 балла – «5» из них не менее 6 баллов по критериям ГК1-ГК4
25 – 33 баллов– «4» из них не менее 4 баллов по критериям ГК1-ГК4
15 - 24 баллов – «3»
0 - 14 баллов – «2»
Выполнили работу на «5» - 3 уч-ся
на «4» - 18 уч-ся
на «3» - 11 уч-ся
на «2» - 4 уч-ся
Результаты итоговой аттестации по русскому языку (ОГЭ)
Класс | Ф.И.О. учителя | Кол-во аттестуемых | Получены оценки | К.О. | У.О. | |||
«5» | «4» | «3» | «2» | % | % | |||
10 «А» | Агузарова З.Ц. | 18 | 2 | 9 | 5 | 2 | 61 | 89 |
10 «Б» | Томаева Т.Т. | 18 | 1 | 9 | 6 | 2 | 55 | 89 |