Проект на тему «Методическое сопровождение деятельности педагога по подготовки к ГИА»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пелевская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
Юридический адрес: Республика Татарстан Лаишевский район, с. Пелево, ул. Советская, д. 1 а
Телефон: 89061142074
e-mail: flusa71@mail.ru
Проект на тему:
«Методическое сопровождение деятельности педагога по подготовки к ГИА»
Автор проекта:
Бикмуллина Флюся Тимергалиевна, учитель математики и информатики,
1 квалификационная категория.
2022 год
Аннотация проекта
Вопрос подготовки к ГИА проводится на протяжении всего периода изучения математики, информатики и физики в школе. Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, продолжения образования выпускников зависит от мастерства педагога. В связи с этим возникает необходимость в поиске методических средств и приемов, располагающих к совместной деятельности педагога и учащихся по овладению предметом, повышению качества образования. Безусловно, успех экзамена в первую очередь зависит от педагога, в частности от его профессиональной готовности к этой форме аттестации. Проведя анализ результатов ЕГЭ учителей района (Приложение 1) и результатов ГИА выпускников (Приложение 2), возникла необходимость повышения предметных компетенций педагогов. В сложившейся ситуации, была рассмотрена возможность создания 2-х модулей, направленных на развитие профессионального роста «начинающих» педагогов с помощью сил своих «профи». Принцип работы: «представляя помощь педагогу, развиваюсь сам». Главным в работе является оказание реальной и действенной помощи педагогам. Проект состоит из 2 модулей: для начинающих и профи. Первый из них исследует цель повышение профессиональной компетентности педагогов, впервые работающих в выпускных классах, посредством адресной поддержки., второй- создание условий для применения педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в своей деятельности по вопросам подготовки выпускников к ГИА. Оба модуля решают задачу положительной динамики результатов выпускников на этапе ГИА. Участники проекта: целевая аудитория – учителя математики, информатики и физики Лаишевского муниципального района. Срок реализации 1 год. Ресурсная база – кадровый потенциал района и внешние эксперты.
Описание работы методического объединения
Членами муниципального методического объединения учителей математики, физики, информатики в нынешнем учебном году являются 82 педагога Лаишевского района. С текущего учебного года в состав объединения вошли учителя физики. Цели и задачи ММО реализует через следующие виды деятельности: индивидуальные и групповые консультации для различных категорий педагогов; обучающие, моделирующие, модельные семинары, семинар-практикумы, круглые столы; открытые и показательные уроки и мастер-классы педагогов.
Приоритетными направлениями деятельности ММО являются:
Информационная деятельность (Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности);
Аналитическая деятельность (Анализ методической деятельности за учебный год и планирование на следующий учебный год; анализ открытых уроков; изучение направлений деятельности педагогов; анализ работы педагогов с целью оказания помощи);
Консультативная деятельность: (Консультирование педагогов по вопросам тематического планирования; с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности; по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС ООО и СОО).
Методическая деятельность (Выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам в период перехода на ФГОС, подготовки к аттестации, организация наставничества внутри школы и района).
В своей деятельности применяются такие формы методической работы, как изучение передового педагогического опыта, участие в семинарах и конференциях, разработка рекомендаций, инструкций, организация предметных олимпиад, работа с одаренными детьми, повышение квалификации педагогов, прохождение аттестации педагогических кадров.
Вопрос подготовки к ГИА проводится на протяжении всего периода изучения математики, информатики и физики в школе. Подготовку к экзамену начинаем с проведения в начале учебного года диагностической работы, которая помогает выявить пробелы в подготовке: 9-11 классы входная сентябрь, диагностическая ноябрь и апрель. В диагностическую работу включаются задания различных типов и разного уровня сложности для дифференциации школьников по уровням подготовки. Работа с учащимися «группы риска», имеющими низкий уровень учебной мотивации осуществляется в течение всего учебного года. Ведется целенаправленная работа с высокомотивированными учащимися и их педагогами с привлечением внешнего эксперта. Основная массовая работа по организации подготовки к ГИА осуществляется творческой группой педагогов района, основными функциями которых является методическая помощь педагогам и обучающимся по качественной подготовки к ГИА ( (Приложение 3), составление рекомендаций и образовательных маршрутов изучения конкретным тем ( Приложение 4). Педагоги смогли повысить результативность образовательной деятельности учащихся благодаря использованию современных образовательных технологий на основе личностно-ориентированного подхода к каждому ученику.
Постановка проблемы
Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, продолжения образования выпускников зависит от мастерства педагога. В связи с этим возникает необходимость в поиске методических средств и приемов, располагающих к совместной деятельности педагога и учащихся по овладению предметом, повышению качества образования. Безусловно, успех экзамена в первую очередь зависит от педагога, в частности от его профессиональной готовности к этой форме аттестации. Учитель, не знакомый с процедурой экзамена, содержанием КИМов, не может быть уверен в своих возможностях и вряд ли окажет положительное воздействие на формирование у обучающихся мотивации к достижению успеха, прочных знаний и умений. Нужно организовать семинары-практикумы для прохождения курса психологической поддержки выпускников, научить правильно оформлять экзаменационную документацию, заполнять бланки ОГЭ и ЕГЭ. Вся эта работа должна снизить уровень тревожности учителей и послужила бы стимулом к их творческой активности. Проведя анализ результатов ЕГЭ учителей района (Приложение 1) и результаты ГИА выпускников (Приложение 2), возникла необходимость повышения предметных компетенций педагогов. Были рассмотрены возможные варианты методической помощи, изучена методическая литература по данной проблеме. В сложившейся ситуации, была рассмотрена возможность создания 2-х модулей, направленных на развитие профессионального роста «начинающих» педагогов с помощью сил своих «профи». Принцип работы: «Представляя помощь педагогу, развиваюсь сам».
Цель и задачи проекта
Цель: методическое сопровождение педагогов по организации и подготовке к государственной итоговой аттестации учащихся по предметам математического цикла.
Задачи:
Создание условий для постоянного обновления профессионально- личностных компетенций — обеспечения непрерывного профессионального развития личности педагога;
Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам организации и подготовки выпускников к ГИА по математическим дисциплинам;
Разработка методических рекомендаций для практической деятельности педагогов.
Методы реализации проекта
Участники проекта: Целевая аудитория – учителя математики, информатики и физики Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
Главным в работе является оказание реальной и действенной помощи педагогам. Начинающий педагог - первые работающий в выпускных классах или имеющий пробелы в предметной области. Профи- педагог с большим опытом работы в данном направлении, имеющий авторские наработки, он же и наставник.
Методический модуль «Начинающий педагог»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, впервые работающих в выпускных классах, посредством адресной поддержки.
Задачи:
Обеспечить непрерывного профессионального роста педагога;
Дать необходимые практические знания и навыки к подготовке выпускников ГИА;
Оказать помощь в организации эффективного воздействия выпускниками.
Формы работы:
Семинар- практикумы по методике изучения конкретных тем, мастер-класс, практикум по решению задач, круглый столы, самообразование.
Ресурсное обеспечение:
Образовательные порталы, виртуальные методические площадки, вебинары, семинары, рабочая группа наставников, внешние эксперты.
Механизм реализации:
№ | Мероприятия | Задачи | Ожидаемый результат | Ответственные | Время |
1 | Анкетирование, мониторинг | Изучение уровня профессиональной компетентности педагогов | Информация о сильных и слабых сторонах педагогов. Создание рабочей группы, определение наставников | Руководитель РМО, методист МКУ | Август, |
2 | Консультативная помощь | Развитие системы сопровождения и поддержки начинающих педагогов | Взаимодействие с наставниками | Рабочая группа наставников | В течении года |
3 | Цикл тематических семинаров- практикумов:
| Обеспечение условий для непрерывного роста педагогов | Активация деятельности педагогов по вопросам подготовки выпускников к ГИА | Рабочая группа наставников, внутренние эксперты | Не менее 1 раз в четверть |
3.1. | Структура и содержание КИМов, система оценивания результатов | Октябрь, | |||
3.2. | Изучение конкретных тем из курса предметов ( по итогам мониторинга) | Декабрь | |||
3.3 | Изучение конкретных тем из курса предметов ( по запросам педагогов) | Январь | |||
3.4 | Особенности работы в выпускных классах | Оказание помощи в организации эффективного воздействия выпускниками | Активация деятельности педагогов | Рабочая группа наставников, внутренние эксперты | Февраль |
3.5 | Работа со слабоуспевающими | Март | |||
3.6 | Работа с мотивированными обучающимися | Март | |||
3.7 | Разные методы решения одной задачи | Апрель | |||
4 | Мастер-класс | Ознакомление системой работы, авторскими находками | Наполнение багажа знаний педагога | Рабочая группа наставников | Май |
5 | Целевые открытые учебные занятия | Методическая помощь по решению задач повышенного уровня | Отработка навыков по подготовке выпускников к ГИА; | Внешний эксперт | По согласованию с МКУ |
6 | Самообразование педагога | Развитие информационной открытости | Изучение тематических блоков сайтов наставников | Педагоги | В течение года |
9 | Трансляция педагогического опыта | Участие в профессиональных конкурсах, проведение открытых уроков | Отслеживание над повышением профессионального роста педагога. Сформированность у педагога потребности демонстрации всего опыта | Рабочая группа наставников | Май |
10 | Анализ реализации модуля | Организация и контроль а состояние намеченных мероприятий проекта | Корректировка плана на следующий год работы | Руководитель РМО | В конце уч. года |
11 | Мониторинг | Отслеживание результатов | Положительная динамика результатов работы и мотивация педагогов | Руководитель РМО, наставники | В конце учебного года |
Методический модуль «Профи»
Цель: создание условий для применения педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в своей деятельности по вопросам подготовки выпускников к ГИА .
Задачи:
Повышать мотивацию педагогов в росте профессионального мастерства;
Активизировать творческий потенциал по распространению передового опыта по подготовке выпускников к ГИА;
Формы работы:
Семинар - практикумы, мастер-класс, круглый столы, участие в профессиональных конкурсах, выступление на конференциях, консультации для выпускников и начинающих педагогов.
Ресурсное обеспечение:
Образовательные порталы, виртуальные методические площадки, вебинары, семинары.
Механизм реализации:
№ | Мероприятия | Задачи | Ожидаемый результат | Ответственные | Время |
1 | Анкетирование, мониторинг | Изучение уровня профессиональной компетентности педагогов | Информация о возможном потенциале педагогов. Создание творческой группы | Руководитель РМО, методист МКУ | Август, 1 год |
2 | Семинар- практикум для начинающих педагогов (по запросам или итогам мониторинга) | Сориентировать педагогов на выбор оптимальных современных подходов в обучении, способствующих успешной сдачи выпускных экзаменов | Повышение уровня практической подготовки педагогов | Творческая группа | 1 раз в четверть |
3 | Подготовка диагностических инструментариев для проведения диагностики | Создание условий для применения педагогами знаний, авторских находок | Совершенствование практических навыков | Творческая группа | По графику проведения диагностических работ |
4 | Диагностическое тестирование выпускников | Анализ состояния качества подготовки нынешних выпускников | Рекомендации учителю по корректировки плана подготовки | Творческая группа | Ноябрь, февраль |
5 | Консультационная помощь выпускникам | Изучение запросов выпускников | Составление графика консультаций по западающим темам | Руководитель РМО | 1четверть |
6 | Круглый стол «Индивидуальные маршруты изучения конкретных тем» | Активизация творческого потенциала по распространению передового опыта | Составление индивидуальных маршрутов по темам | Творческая группа | Декабрь |
7 | Профессиональный конкурс | Повышение мотивации педагогов в росте профессионального мастерства | Успешное выступление на конкурсах | Творческая группа | 1 полугодие уч.года |
8 | Анализ реализации модуля | Организация и контроль а состояние намеченных мероприятий проекта | Корректировка плана на следующий год работы | Руководитель РМО | В конце уч. года |
Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта:
- сформируется творческий грамотный педагогический коллектив с пониманием необходимости в постоянном повышении профессиональных компетенций;
- повыситься доля педагогических работников, прошедших аттестацию на 1 и высшую категории;
- -увеличение количества педагогов- участников и победителей профессиональны конкурсов;
- положительная динамика результатов выпускников на этапе ГИА.
Оценка качества реализации проекта
№ | Ожидаемый результат | Критерии оценки |
1 | Получение информации об уровне профессиональной компетенции педагогов | Результаты анкетирования и мониторинга |
2 | Рабочая группа наставников, творческой группы | Наличие групп |
3 | Высокая заинтересованность педагогов | Выступление на конференциях, конкурсах различного уровня |
4 | Профессиональный рост и мотивация педагогов | |
5 | Положительная динамика результатов подготовки выпускников на ГИА | Положительная динамика в результатах ГИА, наличие высокобалльников |
6 | Положительная динамика публикаций, выступлений педагогов и учащихся | Потребность в представлении передового опыта |
7 | Информационная открытость | Наличие интернет сайтов, страничек |
Ресурсное обеспечение
Условия | Источники |
Нормативно-правовые: Нормативные документы Рабочие программы. Утверждение данных методических рекомендаций на методическом объединении учителей | Базовая площадка- школа |
Материально-технические: 1. Компьютеры 2. Проекторы 3.Программы-тренажёры, электронные пособия по подготовке к ГИА. | Базовая площадка- школа |
Кадровые: Учителя-предметники района, внешние эксперты | Школы, МКУ «Управление образования» |
Научно-методические: Методическая литература; Справочники; Пособия по подготовке к итоговой аттестации; | Библиотека педагогов |
Информационные: Личные сайты или блоги, страницы учителей, образовательные порталы; | Наличие Интернета |
Мотивационные: Повышение уровня знаний; Успешная сдача итоговой аттестации. | Базовая площадка- школа |
Финансовые: Составление сметы расходов для внешних экспертов. | МКУ «Управление образования» |
Практическая значимость результатов
Проект предназначен для педагогов, занимающих организацией и подготовкой к государственной итоговой аттестации учащихся по предметам математического цикла. Может применяться педагогами других циклов. Данный проект апробирован на практике работы ММО учителей математики и информатики. В результате проведенных мероприятий нами установлены:
- рост заинтересованности педагогов в своем профессиональном развитии;
- увеличение количества педагогов с первой и высшей категориями;
-увеличение количества педагогов- участников и победителей профессиональны конкурсов; ( Приложение 5)
- готовность педагогов к выполнению функции временной творческой группы;
- совершенствуется система работы педагога по подготовке выпускников к итоговой аттестации;
- положительная динамика результатов выпускников на этапе ГИА (Приложение 6)